История искусств Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Шпалеры и интерьер: Историко-художественное взаимодействие

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Историография, история шпалер 16-18 века, основные серии, типология,
классификация, школы, страны; выводы. 6

Глава 2.
Интерьер, стили, шпалеры в интерьере, взаимодействие; выводы.. 17

Глава 3.
Шпалеры и собирание музейной коллекции, размещение, экспонирование, зависимость
от истории и стиля интерьера. 26

Заключение. 31

Библиографический
список. 33

 

  

Введение:

 

 

Актуальность.
Шпалеры, которые сегодня являются произведениями искусства и представляют
различные направления, исторические и культурные течения, целые эпохи и
отражают общественные события, сегодня являются очень интересными объектами для
экспонирования. Процессы коллекционирования шпалер на протяжении долгого
времени, передача коллекций в крупные музеи, одним из которых является
государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге способствовали тому, что некоторые
экземпляры, или же целые серии смогли сохраниться до настоящего времени и,
соответственно, готовы к экспонированию.

Однако, важно обратить
внимание на то, что гобелены достаточно редко экспонируются, а если это и
происходит, то музей выделяет для этого отдельные шпалеры. Это происходит по
причине некоторой сложности их экспонирования.

За последнее время в
России прошли только две выставки, где экспонировались собрания шпалер в
большом объеме. Это экспозиция шпалер в Москве в галерее In Artibus (коллекция XVI–XVII веков) и экспозиция в
Санкт-Петербурге в Эрмитаже (коллекция
XIX–XX веков).

Очень интересным периодом
шпалерного ткачества является период коллекция
XVI–XVII веков, поскольку именно тогда это искусство активно развивалось,
создавались мануфактуры. В XVII стиль барокко был поглощен стилем рококо, что в
том числе повлияло и на развитие тем и принципов создания шпалер.

Проблема
зависимости шпалерного ткачества в обусловленный период, кроме историзма,
строилась еще и на созависимости с интерьером, поскольку шпалеры чаще всего
изготавливались под конкретные стили убранств, и достаточно редко без
определенной интерьерной цели. Утилитарное качество шпалер в период XVI–XVII
веков – не основное, поскольку декоративный элемент, аспект украшения
превалировал.

В данном
исследовании необходимо рассмотреть, как происходило развитие шпалерного
ткачества в период XVI–XVII веков, а также как интерьер коррелировал с
историческими процессами.

Объект исследования:
шпалерное ткачество в период XVI–XVII веков.

Предмет исследования:
историко-художественное взаимодействие интерьера и шпалер периода XVI–XVII
веков.

Цель
исследования
: выявить роль и размещение шпалер в
интерьере убранств XVI–XVII веков и современных
галерей.

Исходя из поставленной
цели необходимо решить комплекс следующих задач:

1)    Рассмотреть
историографию, историю шпалер XVI–XVII веков,
представить основные серии, типологию, классификацию, школы.

2)    Изучить
интерьер, стили, шпалеры в интерьере, их взаимодействие.

3)    Изучить
шпалеры в контексте собирания музейной коллекции, размещения, экспонирования,
зависимости от истории и стиля интерьера.

Теоретическая
разработанность проблемы
. Шпалерное ткачество изучалось в
трудах таких исследователей, как Л. Мальцевой, Т. Белой, М. Торшиной, Т.Т.
Коршуновой и А.Т. Газизовой, Н.Ю. Бирюковой, А.С. Верховской, Ж. Базена и так
далее.

Методы
исследования
. В данном исследовании были применены
следующие методы:

— теоретические (анализ,
синтез);

— практические (принцип
исторического анализа, искусствоведческий анализ).

Теоретическая
значимость исследования
. Разработанная в данном исследовании
классификация шпалер XVI–XVII веков может быть
полезной для студентов при изучении шпалерного ткачества.

Практическая значимость исследования. Результаты, которые были представлены в третьей главе
данного исследована, могут являться основой для дальнейшего изучения темы
реставрации и консервации шпалер XVI–XVII веков.

Хронологические рамки исследования: XVI–XVII века.

Территориальные рамки исследования: Европа (преимущественно Франция и Фландрия).

Структура исследования. Данная
работа включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение,
библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1. Историография, история шпалер 16-18 века, основные серии,
типология, классификация, школы, страны; выводы.

 

Шпалера (с итальянского
языка переводится как «опора, плечо») представляет собой тканый настенный ковер,
который не имеет ворса, но содержит сюжетную или орнаментальную организацию
самого полотна. Исследователи Л. Мальцева и Т. Белая акцентировали внимание на
том, что шпалера ткется вручную методом перекрестного переплетения нитей. То
есть, по технологии, необходимо одну нить пропускать через основу, благодаря
чему создается постепенно изображение, и само полотно непосредственно.[1]

Сам термин был
заимствован из паркового искусства (существует еще термин «гобелен», но его
использовать необходимо в тех случаях, когда речь идет о шпалерах конкретного
производства – Королевской мануфактуры Гобеленов в Париже).[2] Изготавливались шпалеры из
шелковых или шерстяных нитей, зачастую в основной состав нити вводились
серебряные или золотые нити.

Исследователь М. Торшина
писала о том, что первые упоминания о шпалерах датируются еще XI веком. В
Европе они являлись предметом роскоши из-за сложности технологии и,
соответственно, высокой стоимости изделия, но и имели утилитарное значение –
утепляли помещение. В Х
VIVIII веках
шпалерное ковроткачество смогло достичь расцвета искусства, и преимущественным
центром шпалер являлись такие страны как Фландрия и Франция.[3]

В начале ХVII века на территории Парижа была
организована одна из самых известных в истории шпалерного искусства мастерская
гобеленов.[4] Шпалеры данной мануфактуры
имели чрезвычайно высокую популярность, причем, как мы уже заметили, настолько,
что термин «гобелен» стал приобретать самостоятельное значение.

Вскоре под началом данной
мануфактуры были объединены все шпалерные мастерские Парижа, став Мануфактурой
королевской меблировки. Ее главой являлся Шарль Лебрен – действующий на тот
момент президент парижской Академии живописи.

Т.Т. Коршунова обращала
внимание на то, что в Россию шпалерное искусство пришло только в XVII веке, вместе
с реформами Петра I. В частности, в 1716 году в Париже был заключен пятилетний договор
с ткачами Королевской мануфактуры гобеленов о необходимости организации
мастерской в Санкт-Петербурге. Так в России, в 1717 году появилась первая
Императорская шпалерная мануфактура. Материалы и красители привозились из-за
границы.[5] Следующий этап шпалерного
ткачества в России знаменовался приходом к власти Елизаветы Петровны, и уже в
1755 году мастерская выполняла очень масштабный заказ на производство шпалер для
Зимнего дворца.[6]

Как отмечает А.Т.
Газизова, считается, что первыми дошедшими до наших дней шпалерами являются фрагменты
немецких стенных ковров XV- начала XVI века и французские шпалеры аналогичного
периода.[7]

 К концу XV
века Фландрия, где
производство шпалер поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами, стала основным центром
художественного ткачества и
удерживала первенство на протяжении трех последующих столетий.

Н.Ю. Бирюкова и А.С.
Верховская смогли определить, что ведущим центром шпалерного ткачества в XVI
веке на территории Фландрии являлся Брюссель, где, собственно, и было положено
начало выполнению ковров по
картинам знаменитых художников или по их «картонам» (подмалевки для шпалер). 
Брюссельские
шпалеры характеризовались достаточно сложными композициями из большого
количества фигур, размещенных на все композиционное поле.

Также присутствовал
характерный стиль в изображении лиц и одежды персонажей: они изображались
только в костюмах, которые соответствовали моде того времени. Также всегда на передний план помещались травы
и цветы. Огромной популярностью
пользовались аллегорические сюжеты, античные и библейские темы, при этом даже
библейские и исторические персонажи были облачены в костюмы фламандской знати.[8]

Важно обратить внимание
на то, что в Х
VIVIII веках
шпалеры предпочтительнее выпускались циклами, в каждом цикле имелся комплекс
шпалер, которые были связаны единой темой и идеей, как замечал С.И. Руденко. Данные
шпалеры изготавливались для богатых дворцов, домов с целью украшения внутреннего
убранства в едином стиле.[9]

В XV веке производство
французских шпалер из-за войны переместилось из Парижа в города, которые были
расположены в бассейне Луары. Именно здесь уже к началу следующего столетия стали
появляться шпалеры «мильфлеры» (с
французского переводится как «тысяча цветов»). Такие шпалы отличительны тем,
что на темном зеленом, синем или красном фоне, по декоративной кайме, которая
непосредственно обрамляет шпалеру, располагается огромное количество мелких цветов,
букетных композиций, ягод, которые изображаются с ботанической точностью. Зачастую
среди растений можно увидеть и мелких животных.

Сюжеты таких серий шпалер
могли демонстрировать совершенно различные темы. К примеру, это могли быть
античные мифы, библейские истории, аллегории, сцены из жизни, литературные
мотивы. 

Из
лекций, которые проводятся в Эрмитаже, известно, что имеется предположение
касаемо того, что мильфлеры появились под влиянием давнего обычая, который в
тот период был актуален во Франции: маршрут процессии в день Праздника Тела
Христова украшался тканями со множеством прикрепленных к ним живых цветов.[10]

На
Рис.1. рассмотрим шпалеру «Сентябрь. Шамбор. Кортеж короля» из серии «Месяцы,
или Королевские замки», которая была произведена уже в Париже.



[1] Мальцева Л., Белая Т. Methods of
education of fine arts and crafts [
Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/NDgFJ (дата обращения 28.04.2020).

[2] Гобелен
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.lingvodics.com/dics/details/3767/ (дата обращения 28.04.2020).

[3] Торшина М. Из
истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных
мастерских в большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: Вестник
Международного института антиквариата. – 2014. – №3 (07). – С. 142-145.

[4] Савицкая В.И.
Превращения шпалеры. – М.: Галарт, 1995. — С. 57.

[5] Коршунова Т.Т.
Русские шпалеры. – М.: Художник РСФСР, 1968. — С.126.

[6] Коршунова Т.Т.
Русские шпалеры. – М.: Художник РСФСР, 1968. — С.126.

[7] Газизова А.Т.
История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий // Известия
Самарского научного центра РАН. – 2015. – №1-4. – С. 989-991.

[8] Бирюкова Н.Ю.,
Верховская А.С. Западноевропейские шпалеры XIV – XVIII вв. Государственный
Эрмитаж. Путеводитель по выставке. – М.: 1956. – С. 65.

[9] Руденко С.И.
Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. – М.: Искусство, 1968. -С.86.

[10] Шпалеры и
гобелены в коллекции Эрмитажа. Цикл лекций «Прикладное искусство Западной
Европы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lioubasmir.livejournal.com/17614.html
(дата обращения 28.04.2020).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Историография, история шпалер 16-18 века, основные серии,
типология, классификация, школы, страны; выводы.

 

Шпалера (с итальянского
языка переводится как «опора, плечо») представляет собой тканый настенный ковер,
который не имеет ворса, но содержит сюжетную или орнаментальную организацию
самого полотна. Исследователи Л. Мальцева и Т. Белая акцентировали внимание на
том, что шпалера ткется вручную методом перекрестного переплетения нитей. То
есть, по технологии, необходимо одну нить пропускать через основу, благодаря
чему создается постепенно изображение, и само полотно непосредственно.[1]

Сам термин был
заимствован из паркового искусства (существует еще термин «гобелен», но его
использовать необходимо в тех случаях, когда речь идет о шпалерах конкретного
производства – Королевской мануфактуры Гобеленов в Париже).[2] Изготавливались шпалеры из
шелковых или шерстяных нитей, зачастую в основной состав нити вводились
серебряные или золотые нити.

Исследователь М. Торшина
писала о том, что первые упоминания о шпалерах датируются еще XI веком. В
Европе они являлись предметом роскоши из-за сложности технологии и,
соответственно, высокой стоимости изделия, но и имели утилитарное значение –
утепляли помещение. В Х
VIVIII веках
шпалерное ковроткачество смогло достичь расцвета искусства, и преимущественным
центром шпалер являлись такие страны как Фландрия и Франция.[3]

В начале ХVII века на территории Парижа была
организована одна из самых известных в истории шпалерного искусства мастерская
гобеленов.[4] Шпалеры данной мануфактуры
имели чрезвычайно высокую популярность, причем, как мы уже заметили, настолько,
что термин «гобелен» стал приобретать самостоятельное значение.

Вскоре под началом данной
мануфактуры были объединены все шпалерные мастерские Парижа, став Мануфактурой
королевской меблировки. Ее главой являлся Шарль Лебрен – действующий на тот
момент президент парижской Академии живописи.

Т.Т. Коршунова обращала
внимание на то, что в Россию шпалерное искусство пришло только в XVII веке, вместе
с реформами Петра I. В частности, в 1716 году в Париже был заключен пятилетний договор
с ткачами Королевской мануфактуры гобеленов о необходимости организации
мастерской в Санкт-Петербурге. Так в России, в 1717 году появилась первая
Императорская шпалерная мануфактура. Материалы и красители привозились из-за
границы.[5] Следующий этап шпалерного
ткачества в России знаменовался приходом к власти Елизаветы Петровны, и уже в
1755 году мастерская выполняла очень масштабный заказ на производство шпалер для
Зимнего дворца.[6]

Как отмечает А.Т.
Газизова, считается, что первыми дошедшими до наших дней шпалерами являются фрагменты
немецких стенных ковров XV- начала XVI века и французские шпалеры аналогичного
периода.[7]

 К концу XV
века Фландрия, где
производство шпалер поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами, стала основным центром
художественного ткачества и
удерживала первенство на протяжении трех последующих столетий.

Н.Ю. Бирюкова и А.С.
Верховская смогли определить, что ведущим центром шпалерного ткачества в XVI
веке на территории Фландрии являлся Брюссель, где, собственно, и было положено
начало выполнению ковров по
картинам знаменитых художников или по их «картонам» (подмалевки для шпалер). 
Брюссельские
шпалеры характеризовались достаточно сложными композициями из большого
количества фигур, размещенных на все композиционное поле.

Также присутствовал
характерный стиль в изображении лиц и одежды персонажей: они изображались
только в костюмах, которые соответствовали моде того времени. Также всегда на передний план помещались травы
и цветы. Огромной популярностью
пользовались аллегорические сюжеты, античные и библейские темы, при этом даже
библейские и исторические персонажи были облачены в костюмы фламандской знати.[8]

Важно обратить внимание
на то, что в Х
VIVIII веках
шпалеры предпочтительнее выпускались циклами, в каждом цикле имелся комплекс
шпалер, которые были связаны единой темой и идеей, как замечал С.И. Руденко. Данные
шпалеры изготавливались для богатых дворцов, домов с целью украшения внутреннего
убранства в едином стиле.[9]

В XV веке производство
французских шпалер из-за войны переместилось из Парижа в города, которые были
расположены в бассейне Луары. Именно здесь уже к началу следующего столетия стали
появляться шпалеры «мильфлеры» (с
французского переводится как «тысяча цветов»). Такие шпалы отличительны тем,
что на темном зеленом, синем или красном фоне, по декоративной кайме, которая
непосредственно обрамляет шпалеру, располагается огромное количество мелких цветов,
букетных композиций, ягод, которые изображаются с ботанической точностью. Зачастую
среди растений можно увидеть и мелких животных.

Сюжеты таких серий шпалер
могли демонстрировать совершенно различные темы. К примеру, это могли быть
античные мифы, библейские истории, аллегории, сцены из жизни, литературные
мотивы. 

Из
лекций, которые проводятся в Эрмитаже, известно, что имеется предположение
касаемо того, что мильфлеры появились под влиянием давнего обычая, который в
тот период был актуален во Франции: маршрут процессии в день Праздника Тела
Христова украшался тканями со множеством прикрепленных к ним живых цветов.[10]

На
Рис.1. рассмотрим шпалеру «Сентябрь. Шамбор. Кортеж короля» из серии «Месяцы,
или Королевские замки», которая была произведена уже в Париже.



[1] Мальцева Л., Белая Т. Methods of
education of fine arts and crafts [
Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/NDgFJ (дата обращения 28.04.2020).

[2] Гобелен
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.lingvodics.com/dics/details/3767/ (дата обращения 28.04.2020).

[3] Торшина М. Из
истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных
мастерских в большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: Вестник
Международного института антиквариата. – 2014. – №3 (07). – С. 142-145.

[4] Савицкая В.И.
Превращения шпалеры. – М.: Галарт, 1995. — С. 57.

[5] Коршунова Т.Т.
Русские шпалеры. – М.: Художник РСФСР, 1968. — С.126.

[6] Коршунова Т.Т.
Русские шпалеры. – М.: Художник РСФСР, 1968. — С.126.

[7] Газизова А.Т.
История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий // Известия
Самарского научного центра РАН. – 2015. – №1-4. – С. 989-991.

[8] Бирюкова Н.Ю.,
Верховская А.С. Западноевропейские шпалеры XIV – XVIII вв. Государственный
Эрмитаж. Путеводитель по выставке. – М.: 1956. – С. 65.

[9] Руденко С.И.
Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. – М.: Искусство, 1968. -С.86.

[10] Шпалеры и
гобелены в коллекции Эрмитажа. Цикл лекций «Прикладное искусство Западной
Европы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lioubasmir.livejournal.com/17614.html
(дата обращения 28.04.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы