Магистерский диплом на тему Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста 8
1.2 Содержание понятия «сенсорное воспитание» в современной педагогической науке 18
1.3 Изобразительная деятельность как средство воспитания детей в младшем дошкольном детстве 26
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1 Диагностика уровня сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста 36
2.2 Комплекс мероприятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 47
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 63
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Введение:
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения) явлений отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств и восприятия. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.Г. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Однако ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольников.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие детей, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Одной из недостаточно изученных проблем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста выступает роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность развития изобразительной деятельности у дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов организации этой деятельности как деятельности, соответствующей дошкольному возрасту. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью непрерывного образования, в ходе которого необходимо создать условия для полноценного развития ребенка. Введенный в действие в 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из обязательных задач образования считает поддержку творческого потенциала и развитие у воспитанника творческих способностей.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что научные исследования таких известных ученых как Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко и др. убедительно доказывают, что дошкольный возраст сензитивен для развития творческих способностей, в частности изобразительного творчества. В связи с этим поиск путей и средств стимулирования изобразительной деятельности дошкольника становится актуальной и востребованной проблемой. Научное обоснование проблемы развития детских способностей в различных видах изобразительной деятельности сформулировано такими специалистами общей, возрастной и педагогической психологии как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Однако мы полагаем, что результативное развитие способностей у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности в современных условиях требует продолжения исследования по проблеме, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что, несмотря на то, что в практике детских образовательных организаций средства изобразительной деятельности используются весьма обширно, развитию изобразительного творчества воспитанников будет способствовать учет определенных условий, таких как использование разнообразных техник, вариативность тем и постепенное усложнение материала, основанное на учете зоны актуального развития ребенка, что соблюдается не всегда.
Объект исследования: сенсорное воспитание дошкольников.
Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность комплекса мероприятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что участие детей младшего дошкольного возраста в работе творческой мастерской по изобразительной деятельности будет способствовать их сенсорному развитию, а именно позволит обеспечить рост таких показателей как уровень восприятия формы, уровень восприятия величины, способность к зрительному синтезу и пространственному восприятию.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать содержание понятия «сенсорное воспитание» в современной педагогической науке.
3. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство воспитания детей в младшем дошкольном детстве.
4. Провести диагностику уровня сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
5. Составить и апробировать комплекс мероприятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ литературы по проблеме исследования;
— анализ педагогического опыта;
— тестирование;
— педагогический эксперимент;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
— «Коробка форм» (А.Н. Веракса);
— «Пирамидка» (А.Н. Веракса);
— «Мисочки» (А.Н. Веракса);
— «Разрезные картинки» (А.Н. Веракса);
— «Конструирование по образцу» (Т.В. Лаврентьева).
Эмпирическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад. В качестве испытуемых в исследовании выступили воспитанники первой младшей группы в возрасте 2-3 лет (15 человек).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста; в уточнении содержания понятия «сенсорное воспитание» в современной педагогической науке; в рассмотрении изобразительной деятельности как средства воспитания детей в младшем дошкольном детстве. Выполненный в рамках диссертации анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил систематизировать теоретические сведения по изучаемой проблеме.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующим образом:
— для оптимизации процесса сенсорного воспитания в младшей группе детского сада;
Заключение:
Развитие сенсорики и усвоение сенсорных эталонов – одна из ведущих задач педагогического процесса в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Достаточный уровень сенсорного развития ребенка в этом возрасте способен обеспечить необходимый фундамент для развития всех остальных познавательных функций. В связи с этим трудно переоценить ту роль, что играет сенсорное воспитания для ребенка младшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что средства сенсорного воспитания разнообразны, изобразительная деятельность как один из основных видов деятельности детства способна обеспечить наилучшие результаты и убедительно доказать свою эффективность.
В рамках магистерской диссертации была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность комплекса мероприятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были представлены психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста;
— было охарактеризовано содержание понятия «сенсорное воспитание» в современной педагогической науке;
— была рассмотрена изобразительная деятельность как средство воспитания детей в младшем дошкольном детстве;
— была проведена диагностика уровня сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
— был составлен и апробирован комплекс мероприятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности;
— было выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
В результате диагностики актуального уровня сенсорного развития на констатирующем этапе исследования удалось установить следующее. Большинство детей на констатирующем этапе исследования обладали первичными навыками мыслительной активности, представлениями о сенсорных эталонах, но при этом этих представлений недостаточно для того, чтобы продолжить свое развитие. Также в группе были и такие дети, сенсорный уровень которых, явно недостаточен. Это так называемые «дети риска». Если с такими детьми вовремя не начать дополнительной коррекционно-развивающей работы, то существует возможность формирования у них в дальнейшем отставания в развитии.
Целью формирующей работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет выступило стимулирование сенсорного развития детей при помощи комплекса мероприятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Согласно разработанному проекту в период эксперимента были проведены такие занятия как: «бабочки летают над лугом», «Наш город зимой», «Прогулка в зоопарк», «Избушка ледяная и лубяная», «Зимний пейзаж». Если поначалу было выявлено, что более половины детей не владеют техникой работы гуашевыми и акварельными красками, что приводит к значительному обеднению детского рисунка. То в результате проведения эксперимента удалось установить, что автоматизация навыка рисования разными изобразительными материалами детей позволила повысить им качество своих работ.
Проведенный анализ данных, полученных в ходе экспериментального исследования, позволил выявить, что под воздействием формирующей работы у детей достоверно (при р≤0,01) возросли такие показатели как уровень восприятия формы и уровень восприятия величины, что свидетельствует в пользу результативного сенсорного развития. Эти данные в полной мере позволяют доказать истинность выдвинутой в начале исследования гипотезы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что участие детей младшего дошкольного возраста в работе творческой мастерской по изобразительной деятельности будет способствовать их сенсорному развитию, а именно позволит обеспечить рост таких показателей как уровень восприятия формы, уровень восприятия величины, способность к зрительному синтезу и пространственному восприятию.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
На наш взгляд, реализованное исследование имеет научные перспективы. Так, было бы целесообразно обратиться к динамике сенсорного развития в других дошкольных периодах: среднем дошкольном и старшем дошкольном возрасте, уточнить своеобразие сенсорного развития у девочек и мальчиков в дошкольном возрасте. Эти сведения позволили бы индивидуализировать процесс сенсорного воспитания, реализуемый в дошкольных образовательных организациях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста
Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина [49], период развития ребенка от 3 до 7 лет называется дошкольным периодом. В рамках дошкольного периода развития выделяет младшее (3-4 года), среднее (4-5 лет) и старшее (6-7 лет) дошкольное детство.
В рамках этого параграфа обратимся к характеристике младшего дошкольного детства, своеобразия развития детей в период от 3 до 4 лет.
Развитие психики ребенка происходит в ходе процесса, следующего по определенным закономерностям смены различных типов мотивационных отношений, которые реализуются в разных типах ведущей деятельности. Ребенку необходимо включаться в данные типы ведущей деятельности, этим самым и определяется периодизация возрастного развития детской психики.
Тип ведущей деятельности обусловлен той социальной ситуацией развития, в которой находится ребенок, т.е. теми или иными формами взаимоотношений с миром предметов, с социальной средой и окружающими взрослыми. Их совокупность для ребенка обладает максимальным мотивационным значением, а в нее саму ребенок обязан включиться в ходе овладения культурой человечества и действиями человека [34].
В рамках типа ведущей деятельности происходит формирование, развитие и разграничение новых, все более сложных видов деятельности и действий.
Каждый возрастной этап характеризуется составом ведущей деятельности, в ходе которой происходит формирование и переструктурирование функций психики человека.
Ведущий тип деятельности гарантирует развитие специфичных для как каждого возраста в отдельности психических новообразований:
— в формировании взаимоотношений с обществом и людьми – формирование особенностей личности;
— в формировании операциональных и технических способностей [29].
При этом под типом ведущей деятельности не следует понимать мотивационно значимые для каждого ребенка индивидуально действия и векторы его активности как индивидуума. Термин «ведущий тип деятельности» акцентирует базовые особенности, характеризующие мотивы, а также способы их воплощения в жизнь каждым ребенком этого возраста во взаимоотношениях с окружающими и предметными условиями культуры человека.
В развитии психики человека отмечается закономерность чередования двух типов периодов:
— периодов, в ходе которых в первую очередь происходит овладение социальными задачами, мотивами, правилами и нормами взаимоотношений между людьми, т.е. формирования эмоциональной и мотивационной личностно-смысловой сферы ребенка;
— периодов, в ходе которых в первую очередь происходит усвоение способов и средств организации и осуществления предметных действий, усвоение способов применения знаково-символических и предметно-орудийных средств, т.е. формирования интеллектуально-познавательных и операционно-технических способностей [42].
Данные связанные между собой периоды формируют в развитии психики человека целые «эпохи», на протяжении которых ребенком первоначально (первый период) приобретаются мотивы, формируются новые мотивационные отношения к окружающим и предметному миру, а в дальнейшем (второй период) происходит овладение умениями автономно организовывать и осуществлять действия человека, которые обязательны для практического воплощения новых мотивационных отношений.
Младенческий и ранний возраст, т.е. «первая эпоха» содержат в себе переход к предметно-мунипулятивной деятельности от непосредственно-эмоционального общения. В дальнейшем переход от «первой эпохи» ко «второй», как правило, характеризуется «кризисом 3-х лет».
Под «кризисом 3-х лет» понимается граница раннего и дошкольного возраста – один из самых сложных этапов жизни детей. В рамках него происходит разрушение и пересмотр устаревшей системы социальных взаимоотношений. Происходит отделение ребенка от взрослого, дети пытаются выстроить со старшими новые, более глубокие отношения. Происходит трансформация позиции ребенка, формируется новая позиция «Я сам», растет активность и самостоятельность, все это требует от близких взрослых скорой и своевременной перестройки. В случае, если новые взаимоотношения с ребенком не выстраиваются, инициатива детей не находит поощрения, а его самостоятельность неустанно подвергается ограничениям, тогда у ребенка формируются кризисные явления, которые проявляются в отношениях с окружающими: в первую очередь с взрослыми, но иногда со сверстниками. «Кризис 3-х лет» мы можем охарактеризовать следующей спецификой поведения [3].
Негативизм, т.е. дети отрицательно реагируют на просьбы и требования со стороны взрослых, а не на сами эти действия, от выполнения которых они отказываются. Они реагируют так, лишь потому, что это было предложено конкретным взрослым. В своем негативизме ребенок избирателен, он может игнорировать требования одного из членов семьи, в то время как с другим вести себя послушно. Его главным мотивом является сделать все наоборот, противоположно тому, что ему предложили.