Магистерский диплом на тему Самостоятельная работа студентов в условиях информационно- обучающей среды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды 6
1.1 Особенности самостоятельной работы студентов в высшей школе 6
1.2 Информационно-образовательная среда вуза: понятие, структура, основные характеристики 17
1.3 Возможности информационно-образовательной среды в организации самостоятельной работы студентов 32
Выводы по первой главе 43
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза 45
2.1 Диагностика умений самостоятельной работы студентов 45
2.2 Разработка программы организации самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза и проверка ее результативности 51
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по организации самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза 68
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Литература 77
Приложение 1 85
Введение:
Актуальность исследования. Динамические процессы, происходящие в современном обществе, отражаются на развитии образования, в частности высшего. Сегодня одной из важных составляющих подготовки специалиста в высшей школе является умение самостоятельной работы. Реализовать это – важная задача в условиях Болонского процесса, что возможно при условии эффективной организации самостоятельной работы студентов. Именно само-стоятельная работа попадает в центр интереса организации учебно-воспитательного процесса, поскольку, согласно современным требованиям, на нее делается основной акцент. Эта проблема приобретает особую остроту ввиду того, что в течение многих десятилетий система высшего образования среди форм организации обучения наибольшее внимание уделяла развитию аудиторных занятий. Теперь возникает необходимость раскрыть потенци-альные возможности, выявить трудности, связанные с реализацией различ-ных форм самостоятельной робот, и создать условия для их эффективного преодоления.
Проблема самостоятельной работы интересовала еще Демокрита, Я.-А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К. Ушинского, других выдающихся философов и педагогов прошлого. Психологический аспект организации самостоятельной работы в процессе обучения рассматривали Б. Ананьев, Л. Виготский, П. Гальперин, И. Зимняя, С. Рубинштейн и другие. Авторы А. Алексюк, С. Ар-хангельский, Ю. Бабанский, В. Казаков, Н. Кузьмина, П. Пидкасистый, И. Руснак, Г. Щукина рассматривали методологические подходы к самостоя-тельной работе. Организация самостоятельной работы студентов стала предметом исследования таких ученых, как М. Гарунов, А. Евдокимов, С. Заскалета, И. Шайдур. Анализ исследований свидетельствует о признании выдающимися педагогами необходимости широкого использования самосто-ятельной работы как производительной формы организации обучения в высшей школе.
На данном этапе развития высшей школы необходимым условием оп-тимизации учебного процесса становится расширение арсенала традицион-ных методических средств и приемов совершенствования профессионального образования. Особое значение приобретает организация самостоятельной работы студентов, целью которой является формирование творческой лич-ности, способной на саморазвитие, самообразование, инновационную дея-тельность не только во время учебы в университете, но и в течение всей жиз-ни: современный человек должен учиться самостоятельно воспринимать и анализировать большой объем новой информации, критически относиться к ее оценке, уметь анализировать.
Традиционно самостоятельная работа студентов занимала значитель-ный объем в процессе обучения в высшей школе. Существующие учебники, словари, справочники, компьютерные и мультимедийные технические сред-ства, сеть Интернет предоставляют широкие возможности студентам само-стоятельно обрабатывать материал и совершенствовать знания по различ-ным предметам. При таких условиях активизация самостоятельной работы студентов средствами информационных технологий в процессе обучения в высшей школе становится особенно актуальной.
Итак, актуальность исследования обусловливается активной информа-тизацией современного общества, потребностью государства в специалистах, способных самостоятельно решать проблемы и задачи в различных сферах, недостаточной разработанностью вопроса внедрения информационно-обучающей среды в процессе развития умений самостоятельной деятельно-сти студентов.
Объектом исследования является самостоятельная работа студентов.
Предметом исследования является процесс развития самостоятельная работа студентов в условиях информационно-обучающей среды.
Цель исследования состоит в выявлении условий организации инфор-мационно-обучающей среды с целью развития самостоятельной работы сту-дентов.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику особенностям самостоятельной работы студен-тов в высшей школе.
2. Раскрыть сущность понятия информационно-образовательной среды вуза.
3. Описать возможности информационно-образовательной среды в ор-ганизации самостоятельной работы студентов.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по организации само-стоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза.
5. Разработать программу организации самостоятельной работы сту-дентов в условиях информационно-образовательной среды вуза.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организа-ция информационно-обучающей среды будет способствовать формированию умений самостоятельной работы у студентов при соблюдении следующих условий:
− учет специфики мотивации студентов;
− использование инновационных педагогических технологий;
− использование активных методов обучения;
− соблюдение деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); практические (эксперимент, анкетирование, наблюдение).
Теоретические основы работы составили труды таких исследователей, как А.Н. Абдуллаев, А.Х. Андреев, А.А. Бариева, Б.С. Гершунский, М.И. Жалдак, Е.И. Машбиц, О.В. Мироненко, А.И. Савенков, Л.А. Сагитова и др.
Практическая ценность работы состоит в том, что собранный нами тео-ретический и фактический материал можно использовать в дальнейших раз-работках данной проблемы; в разработанной программе организации само-стоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Рабо-та состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и одного приложения.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута ее цель − вы-явлены условия организации информационно-обучающей среды с целью развития самостоятельной работы студентов.
Достижению поставленной цели способствовало решения ряда задач исследования:
1. Дана характеристика особенностям самостоятельной работы студен-тов в высшей школе.
2. Раскрыта сущность понятия информационно-образовательной среды вуза.
3. Описаны возможности информационно-образовательной среды в ор-ганизации самостоятельной работы студентов.
4. Проведено опытно-экспериментальную работу по организации само-стоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза.
5. Разработана программа организации самостоятельной работы сту-дентов в условиях информационно-образовательной среды вуза.
В результате решения данных задач мы пришли к ряду выводов.
Анализ дефиниций понятия «самостоятельная работа студентов» поз-волил сделать вывод, что их объединяют следующие ключевые слова: «пла-новая работа (деятельность)», «индивидуальная или коллективная работа (деятельность)». Внимание акцентировано также на осознании способности студентов планировать и реализовать собственную деятельность.
Информационно-обучающая среда должна отвечать следующим тре-бованиям: обеспечение личной ориентированности обучения; создание усло-вий для интерактивного доступа к информации и предоставление студенту свободы действий в управлении процессом самопознания объектов и явлений в рамках заданных ограничений; развитие интеллектуальных и творческих способностей индивидуума; повышение стремление личности к самостоя-тельной учебной деятельности, обмена знаниями и сотрудничества; регули-рования мотивации деятельности студентов при использовании информаци-онных и телекоммуникационных технологий; обеспечения основательного проникновения в сущность исследуемых процессов и явлений из-за возмож-ности трансформации времени и пространства.
Внедрение информацонно-обучающей среды способствует приобрете-нию студентами опыта самостоятельного решения профессионально важных задач, развития творческого потенциала, формированию умения не только самостоятельно определять и ставить профессиональные проблемы, но и находить эффективные пути выхода из них, что предполагает ответственное отношение к себе, окружающим людям, социальной и природной среде, в которой они находятся.
Проведенное нами исследование умений самостоятельной работы сту-дентов показало положительную динамику: высокий уровень знаний, умений и навыков показали 9 студентов (47%) по сравнению с 7 (37%) на констати-рующем этапе, средний – 8 студентов (41%) по сравнению с 5 студентами (26%) на констатирующем этапе, низкий – 2 студента (12%) по сравнению с 7 (37%) на констатирующем этапе. Такие результаты свидетельствуют об эф-фективности развития самостоятельной работы студентов в условиях инфор-мационно-обучающей среды.
С целью развития умений самостоятельной работы была разработана программа организации самостоятельной работы студентов в условиях ин-формационно-образовательной среды вуза.
Условиями организации информационно-обучающей среды являются: 1) учет специфики мотивации студентов; 2) использование инновационных педагогических технологий; 3) использование активных методов обучения; 4) соблюдение деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации самостоятельной ра-боты студентов в условиях информационно-образовательной среды
1.1 Особенности самостоятельной работы студентов в высшей школе
В контексте данного исследования считаем сначала рассмотреть сущ-ность понятия самостоятельности и самостоятельной деятельности.
Исследование вопроса воспитания самостоятельности индивида имеет длительную историю. Ее корни достигают философских трактатов ученых Древней Греции, имеющие дальнейшее развитие в работах таких известных отечественных психологов, как Б. Ананьев, К. Абульханов-Славская, П. Блонский, Л. Выготский, В. Давыдов, О. Леонтьев, С. Рубинштейн, и пе-дагогов как Т. Алмазова, Ш. Амонашвили, П. Подкасистый, Г. Цукерман и др., которые отмечали, что самостоятельность является одним из главных качеств субъекта учебной деятельности, которое предполагает наличие кон-кретных характеристик, свойств, умений и навыков.
Самостоятельность является основным вектором взросления, поскольку представляет собой инициативное, ответственное поведение, которое не зави-сит от чьего-либо влияния, совершается без помощи со стороны, своими си-лами [12, с. 37].
Среди исследователей длительное время велись дискуссии о том, в ка-ком именно возрасте и в каком виде проявляется самостоятельность, какое поведение считается самостоятельным. Одни ученые (В. Крутецький, М. Левитов, В. Селиванов и др.) отмечают, что настоящая самостоятельность характерна лишь для взрослого человека; другие (В. Бабий, Т. Быстрова, К. Оспанова, Л. Ростовецкая) под самостоятельностью понимают развитое качество, проявляющееся у подростков; некоторые исследователи (Ш. Амонашвили, Г. Цукерман и др.) описывают ярко выраженную самосто-ятельность у детей шестилетнего возраста; однако такие исследователи, как Г. Година, Т. Гуськова, О. Кононко, О. Люблинская, доказывают, что тен-денции к самостоятельности проявляются уже у детей третьего года жизни в период кризиса «Я сам». Несмотря на то, что мнения исследователей в во-просе определения терминов противоречивы, они сходятся в том, что само-стоятельность представляет собой важнейшую характеристику индивида, без которой он не будет полноценным. Обусловлено это зависимостью исследу-емого феномена от следующих факторов:
физиологическое, психологическое, социально-личностное разви-тие личности;
индивидуальные особенности.
Психофизиологический механизм самостоятельности зависит от изме-нений, происходящих в процессе развития личности в определенный воз-растной период. К примеру, на начальном этапе дошкольного детства само-стоятельные действия ребенка, обогащаясь и приобретая системность, посте-пенно принимают форму деятельности. На среднем этапе дошкольного воз-раста в различных видах деятельности проявляются разные формы самосто-ятельного поведения [39, с. 157].
Самостоятельностью является умение целенаправленно работать по плану, выбирать самые рациональные приемы учебного труда, корректно рассчитывать собственные силы и учитывать результаты своей деятельности. Самостоятельность подразумевает сформированность навыков саморегуля-ции, позволяющих оценить результаты собственных действий и корректиро-вать их в случае необходимости. Большое значение имеет умение распреде-лить свои усилия в процессе достижения поставленной цели [27].
В теоретическом плане выделяется 3 направления деятельности в само-стоятельной работе:
− познавательное;
− практическое;
− организационно-техническое.
Данное положение позволяет говорить о безграничных возможностях развития познавательной, учебной, творческой, организационной, исследо-вательской самостоятельности студентов.
Практика работы показывает, что в формировании навыков самостоя-тельности можно выделить несколько этапов:
1) первый этап включает формирование умений принимать и само-стоятельно анализировать сообщение преподавателя в рамках учебного ма-териала;
2) на втором этапе формируют умения и навыки самостоятельной работы;
3) третий этап предполагает переработку материала и закрепление знаний, умений и навыков. На этом этапе учащимся предлагают интерпрети-ровать – передать изученный материал, используя приемы самоконтроля, например, при повторении или текущей проверке знаний – ответить на кон-трольные вопросы по содержанию материала или выполнить тестовые зада-ния [27].
А.И. Савенков трактует понятие самостоятельность как личностное свойство, которое предполагает:
независимость суждений и действий, способность самому, без по-сторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения;
ответственность за свои поступки и их последствия;
внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно [44, с. 59].
Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая ха-рактеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и пове-дения. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Опыт самостоятельной творческой деятельности снижает у ребенка тревож-ность, развивает уверенность в своих силах [9, с. 68].
Таким образом, в определении сущности понятия самостоятельность ученые отличают самостоятельность как качество личности, которое обеспе-чивает достаточно устойчивую тенденцию к независимости и инициативному поведению и самостоятельность, как характеристику деятельности, ситуатив-ное проявление (ребенок справляется с заданием только в определенных условиях или только с определенным заданием).
Основываясь на позициях таких исследователей, как А.Т. Алимов [1], Н.А. Маркова [27] и др., под самостоятельность мы понимаем способ дея-тельности, который связаны с освоением разных видов деятельности (трудо-вой, предметной, познавательной, продуктивной). Наше мнение такого, что формирование самостоятельности как характеристики способа деятельности представляет собой первый этап в развитии данного явления и выступает функциональной ступенью в процессе воспитания самостоятельности как ка-чества индивидуума. Говоря иначе, на основе самостоятельности у личности формируется идеальный образ себя как самостоятельного деятеля, для кото-рого свойственен определенный тип отношений к себе самому, к окружаю-щим людям, к определенному виду деятельности.
На развитие самостоятельности также оказывают влияние уровень сформированности эмоциональной сферы личности, интеллекта и воли [42]. Самостоятельность, как базовое качество личности, помогает студентам при-обрести уверенность в себе, способность разрабатывать и реализовывать свою стратегию жизнетворчества, решать различные жизненные проблемы. На уровень сформированности самостоятельности влияют условия, в кото-рых индивид воспитывается, окружающая среда (биологические, социаль-ные, физические, культурные факторы), познавательные и эмоциональные процессы, соответствующие возрастной зрелости.
Исследователи выделяют три важных компонента самостоятельности:
− интеллектуальный;
− волевой;
− эмоциональный [22].
Главными компонентами интеллектуальной составляющей вступают традиционное и продуктивное мышление. С исследуемой нами проблемой напрямую связано продуктивное мышление, поскольку оно отвечает за уме-ние решать новые задачи, ориентироваться в ситуациях, которые возникают перед студентами в высшей школе.
Самостоятельность непосредственно связана с волей, по этой причине решение поставленной задачи студентом предполагает наличие целеустрем-ленности, настойчивости. Волевые качества индивида являются фундаментом самостоятельности. Самостоятельный человек всегда обладает достаточно сильно развитой волей, он уверен в достижении своей цели и решителен в собственном выборе [22, с. 11].
Что касается волевого компонента, то самыми важными выступают две характеристики, которые оказывают влияние на формирование самостоя-тельности [40]:
1) проявления воли, закладывающиеся еще в раннем детстве;
2) зависимость развития свободы от средств, методов и условий учебно-воспитательного процесса.
В условиях правильно организованного учебно-воспитательного про-цесса у студентов можно сформировать такие значимые качества, как ответ-ственность, дисциплинированность, организованность и пр. [5, с. 381]
Знания являются основой для подготовки к самостоятельной деятель-ности. К сожалению, в образовательном пространстве в высшей школе часто усвоение знаний и формирование жизненной компетентности отделены друг от друга.
Ведь знание само по себе в условиях наличия соответствующего опыта их использования не является показателем жизненной компетентности, по-этому знания, умения, навыки требуют реализации в деятельности, без кото-рой развитие самостоятельности будет невозможным.
Между самостоятельностью и эмоциями существует прочная связь. Ис-следования, которые раскрывают влияние эмоций на мышление, дают воз-можность говорить, что роли эмоций в мышлении являются довольно разно-образными; эмоции представляют собой обязательный компонент мышления, поскольку включены в его структуру; также эмоции в определенных услови-ях способны повышать эффективность мыслительной деятельности [22, с. 12].
Знания, мотивы, навыки и поведение, которые влияют на развитие са-мостоятельности студента, динамичны, поскольку постепенно объем знаний и умений, учащихся увеличивается, развиваются внимание, мышление, мо-ральные и волевые качества, от чего непосредственно зависит уровень разви-тия самостоятельности [19, с. 275].
Далее предлагаем рассмотреть специфику самостоятельной работы студентов высшей школы.
В научно-педагогической литературе находим разное определение по-нятия «самостоятельная работа студентов». Большинство авторов самостоя-тельную работу студентов определяют как виды индивидуальной и коллек-тивной деятельности студентов, которые они осуществляют на учебных заня-тиях или во внеаудиторное время по заданиям преподавателя, под его руко-водством, но без его непосредственного участия [33; 52, с. 148].
И.А. Слесаренко предлагает следующую дефиницию: самостоятельная работа студентов – это плановая индивидуальная или коллективная работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве препо-давателя, но без его непосредственного участия [46].
Согласно следующему определение, самостоятельная работа это – обу-чение, которое определяет способность студентов осознанно для себя ставить задачи, цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее [34].
Сравнительный анализ этих и многих других дефиниций позволяет сделать вывод, что всех их объединяют такие ключевые слова, как «плановая работа (деятельность)», «индивидуальная или коллективная работа (деятель-ность)». Однако, как видим, акцентировано внимание также на осознании способности студентов планировать и реализовать свою деятельность. Авто-ры отмечают роль и значение преподавателя, под руководством которого студент выполняет самостоятельную работу. В то же время акцент ставится на отсутствии его непосредственного участия.
От древнейших времен педагоги отмечали, что знания, полученные са-мостоятельно, всегда были крепче тех, которые подавали в виде готовой ин-формации. Современный европейский и мировой опыт демонстрируют но-вые подходы к организации дидактического процесса в высшей школе, в ко-тором большая доля деятельности студента приходится именно на самостоя-тельную работу [57]. Возникает потребность глубоко осмыслить роль пре-подавателя в организации самостоятельной работы студентов, ее содержание и формы. Ведь перед высшим учебным заведением стоит задача готовить специалиста, который сам владеет навыками самостоятельной работы и спо-собен привлекать других.
В мировой практике доказана эффективность применения самостоя-тельной работы студентов. В частности, американский психолог и педагог Ф. Келлер для высших учебных заведений создал так называемый Келлер-план – оригинальную систему индивидуализированного обучения. Она заключа-ется в индивидуальной работе студентов в нужном им темпе, использовании лекций исключительно с целью мотивации и общей ориентации студентов, применении печатных материалов. Текущую оценку усвоения материала по разделам курса выставляют ассистенты преподавателя. Эффективность этой системы подтвердили многочисленные проверки, и на сегодня она получила широкое распространение в высших учебных заведениях США [63].
В учебно-воспитательном процессе высшей школы самостоятельную работу студентов принято считать завершающим этапом решения учебно-познавательных задач. Эти задачи рассматривали в процессе слушания лек-ций, участия в практически-семинарских занятиях, выполнение индивиду-альных заданий, подготовки рефератов, написание эссе, прохождения педа-гогической практики и т.п.
Самостоятельная работа студента имеет личностное и общественное значение. Ведь только прилагая собственные усилия, он на глубоком осо-знанном уровне может овладеть основательными знаниями, умениями и навыками, а это послужит формированию личности специалиста, который будет эффективно функционировать в различных отраслях общественной жизни.
Виды работ, которые охватывает самостоятельная работа студентов в процессе изучения педагогических дисциплин, можно разделить на две груп-пы. К первой относятся задачи теоретического и практического характера, направленные на усвоение, закрепление, повторение и контроль полученных знаний. Это прежде всего [21; 43; 47]:
работа с конспектами учебного материала;
подготовка к практически-семинарским занятиям;
написание эссе, рефератов, докладов;
изучение обязательной и дополнительной литературы;
подготовка презентаций;
составление планов-конспектов учебных занятий;
самостоятельная проработка отдельных вопросов по курсу;
решение педагогических задач;
составление сценариев мероприятий;
подготовка к модульному тестированию и другим видам кон-троля;
практики и тому подобное.
Ко второй группе относим виды деятельности научно-исследовательского характера [24; 54; 57]:
выполнение учебных индивидуально-исследовательских задач;
участие в научных студенческих конференциях, семинарах, кон-курсах;
участие в студенческих научных обществах (кружках) и т.д.;
написание курсовых, дипломных и магистерских работ и др.
В современном университете в процессе преподавания особенно важ-ной формой самостоятельной работы студентов является выполнение инди-видуальных заданий, которые имеют целью углубить, обобщить и закрепить полученные студентами в процессе обучения знания, применить их на прак-тике; а также способствуют раскрытию творческих возможностей будущего специалиста. Преимуществом индивидуальной работы является принятие во внимание индивидуальных различий (характер протекания процессов мыш-ления, уровень знаний, умений, навыков, уровень познавательной и практи-ческой самостоятельности, работоспособность, волевые качества). При этом студент должен иметь возможность выполнять индивидуальную работу как под руководством преподавателя, так и самостоятельно во внеаудиторное время по отдельному графику.
Ведущей целью педагогических исследований является открытие объ-ективных закономерностей обучения, воспитания и развития личности, со-знательное и целенаправленное использование уже известных закономерно-стей в практике учебно-воспитательной работы [20].
Самостоятельная работа студентов в процессе обучения призвана спо-собствовать:
овладению мыслительными процессами;
мобильности и критичности мышления;
овладению средствами обработки информации;
формированию интереса к познавательной деятельности;
системности знаний и средств обучения;
способности к творческому труду.
Планирование самостоятельной работы студентов предусматривает также содержание и сроки ее проведения. Преподаватель должен создать надлежащие условия для ее организации. Особое внимание необходимо об-ратить на увеличение мотивации студентов к выполнению различных видов работ, определение их связи с будущей профессией. С этой целью необходи-мо обеспечить учебно-методическую поддержку, которую сегодня реализуют через учебно-методический комплекс определенной дисциплины. Назначение комплекса состоит в том, чтобы обеспечить целостный учебный процесс с определенной дисциплины в единстве целей обучения, содержания, дидакти-ческого процесса и организационных форм обучения.
Эффективность выполнения студентами самостоятельной работы суще-ственно зависит от соблюдения гигиены умственного труда. Необходимо быть осведомленным с закономерностями ритмичности функционирования системы организма в определенные периоды времени, что позволяет челове-ку эффективно организовать и спланировать свою работу в течение опреде-ленного времени.
Многие ученые и преподаватели-практики большое внимание уделяют процессам адаптации студентов к самостоятельной учебной работе. Особое значение это имеет для студентов-первокурсников, которым в начале трудно приспособиться к новым реалиям университетской жизни. Выделяют три ос-новные группы проблем, связанных с адаптацией студента: социальные; учебные; профессиональные [45].
Социальные трудности касаются изменения места жительства, новых условий жизни, необходимости самостоятельно вести свой бюджет и тому подобное. Учебные трудности возникают во время учебно-воспитательного процесса высшей школы. Для студентов новыми, отличными по сравнению со средней школой, есть формы и методы учебной деятельности, особенности организации самостоятельной работы и контроля за ней. Профессиональные трудности непосредственно касаются овладения студентами выбранной про-фессией, особенно это проявляется на начальных стадиях прохождения прак-тики.
Учитывая это, научно-педагогические работники должны оказывать всяческую помощь студентам в ознакомлении с психолого-педагогическими особенностями организации обучения в высшей школе, развития их творче-ского потенциала, овладении эффективными методами работы.
Учитывая это, научно-педагогические работники должны оказывать всяческую помощь студентам в ознакомлении с психолого-педагогическими особенностями организации обучения в высшей школе, развития их творче-ского потенциала, овладения эффективными методами работы.
Одним из важнейших элементов системы обучения в высшей школе яв-ляется контроль знаний студентов по усвоению программного материала. Он должен способствовать выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи, которая позволяет выработать корректирующие действия. Большинство ученых и практиков придают большое значение задачам для самоконтроля и планового контроля знаний, определяя их функции и оценочные критерии [28].
Внедрение эффективных методов оценки знаний студентов приобретает особую актуальность. В последние годы среди методов оценки знаний поло-жительно зарекомендовало себя тестирование, которое наиболее полно соот-ветствует критериям качества при определении уровня теоретических зна-ний, умений и навыков студентов. Составляя тестовые задания, необходимо принимать во внимание требования по количеству дистракторов, которое должна быть не менее четырех. При таком условии вероятность угадывания студентом ответа существенно уменьшается [58].
На современном этапе развития высшего образования отдельного вни-мания заслуживает проблема использования интернет-технологий в самосто-ятельной работе студентов. Необходимо развивать умения студентов рабо-тать с электронными книгами, статьями, учебно-методическими материала-ми, справочной литературой, что углубляет познавательные возможности студентов. Навыки работы с сетью можно широко использовать для отбора ими необходимой информации, анализа и синтеза обработанного материала, самоконтроля полученных знаний.
Эффективно организовать самостоятельную работу студентов в сети помогает наличие электронного учебника. Дидакты трактуют его как альтер-нативу, как дополнение к традиционным средствам обучения. Электронный учебник должен не только сохранять все преимущества печатного учебника, но и в полной мере использовать возможности современных информацион-ных технологий, их мультимедийность и многомодальность [49]. Необходи-мо помнить, что структурно электронный учебник должен состоять из опор-ного конспекта курса, конспекта отдельных лекций, детализированного кур-са, углубленного материала по отдельным разделам.
Важной задачей стоит формирование у студентов информационной культуры – совокупности принципов и реальных механизмов, обеспечиваю-щих положительные взаимодействия этнических и национальных культур, их объединения в общий опыт человечества. Это широкое определение инфор-мационной культуры коррелируется с его узким пониманием – оптимальным манипулированием со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмами совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитием системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и самой информации [56].
Основы информационной культуры имеют большое значение в системе образования с целью формирования личности учителя – высококвалифици-рованного специалиста, профессионала в условиях современных реалий ре-формирования образования.
Итак, сегодня в высших учебных заведениях России происходит пере-ориентация с лекционно-информативной формы на самостоятельную работу студентов. Понятие «самостоятельная работа студентов» требует четкого определения и наполнения новым содержанием. Поэтому особую значимость в организации самостоятельной работы студентов имеет информационно-образовательная среда вуза.