Магистерский диплом на тему Русская культура как мягкая сила России в отношении Китая
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Политика «мягкой силы» и ее место в международных отношениях 7
1.1. Понятие «мягкая сила» как инструмент мировой политики 7
1.2. Происхождение и статус российской мягкой силы 12
1.3. Роль культуры в дипломатии 18
Глава 2. Русская культура как «мягкая сила» России по отношению к Китаю 27
2.1. Отношение китайцев к русской культуре 27
2.2. Культурный обмен между Китаем и Россией на современном этапе 35
2.3. Русская культура как «мягкая сила» России 46
2.4. Российско-китайское молодежное сотрудничество 55
2.5. Китайско-российское сотрудничество в сфере культуры в рамках проекта «Один пояс, один путь» 59
Заключение 72
Список литературы 76
Введение:
Актуальность темы. Сегодня роль «мягкой силы» (soft power) во внешней политике современных государств продолжает стремительно возрастать. Во многих странах она становится ключевым инструментом внешнеполитического могущества. И Россия – не исключение. Роль технологий «мягкой силы» неуклонно усиливается, поскольку они позволяют «сформировать именно то правительство и общественное мнение, которые будут способствовать реализации национальных интересов как традиционных, так и новых глобальных игроков» . Все крупные геополитические игроки, такие как Россия, Китай, Бразилия, Индия, Турция, а также страны Европейского союза, по возможности расширяют свои инструменты «мягкого» внешнеполитического воздействия на соседние регионы, международные организации и все международное сообщество в целом.
Поднимая вопрос значения термина «мягкая сила», следует отметить, что она действует как сотрудничество и основными ее инструментами являются убеждение и привлечение. Дж. Най уточняет, что «мягкая сила» – больше, чем просто убеждение, уговаривание или способность подвигнуть сделать что-либо при помощи аргументов, хотя все это является важным элементом этой силы. В качестве источников «мягкой силы» страны ученый выделяет культуру, политические ценности, внешнюю политику . Все эти средства и технологии «мягкой силы» выделяются и в современной Концепции внешней политики РФ, где, наряду с военной мощью, выдвигаются такие важные факторы влияния государства на международную политику, «как экономические, правовые, технологические, информационные». А это, в свою очередь, дает возможность использовать экономическую и информационную силу в качестве инструментов «мягкой силы» .
Степень изученности вопроса. Понятие «мягкая сила» как инструмент мировой политики уже достаточно широко используется в политическом, экономическом и культурологическом дискурсе (А.А. Казанцев , К.И. Косачев , Дж. Най , Е.А. Пономарева , Ф.В. Шелов-Коведяев , П. Паршин и другие).
Культура как компонент «мягкой силы» представлена рядом работ, освещающих некоторые стороны реализации данного ресурса в современном социокультурном пространстве (Д. Звягина , С.Е. Ячин и другие).
В свете изучения современными исследователями проблем глобализации (Ф. А. Касумзаде , Р.Г. Яновский , О.Н. Астафьева , В.М. Капицина и другие) возникает острая необходимость найти ответ на следующие вопросы: как сохранить свою идентичность, обеспечить духовную безопасность, консолидировать российское общество.
Цель исследования: выявление направлений воздействия русской культуры как элемента «мягкой силы» России по отношению к Китаю
Объект исследования: политика «мягкой силы» и ее место в международных отношениях.
Предмет исследования: русская культура как «мягкая сила» России по отношению к Китаю.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие «мягкая сила» как инструмента мировой политики;
— показать происхождение и статус российской мягкой силы;
— изучить роль культуры в дипломатии;
— проанализировать культурный обмен между Китаем и Россией на современном этапе;
— рассмотреть русскую культуру как «мягкую силу» России;
— проанализировать китайско-российское сотрудничество в сфере культуры в рамках проекта «Один пояс, один путь».
Методы исследования. В данной работе, в процессе исследования были использованы такие методы, как метод анализа и синтеза, сравнение: теоретический анализ литературы и источников, эмпирическое исследование современного состояния взаимодействия России и современного Китая в сфере культурного взаимодействия.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования данного исследования для изучения дипломатии России и КНР в системе современных международных отношений.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (разделов), заключения, списка литературы.
Заключение:
В современных международных отношениях существует огромный, ранее практически не используемый потенциал «культурной привлекательности». Именно поэтому мы наблюдаем активное вовлечение культурного сектора во внешнюю политику государств и международных организаций. Отмечается рост исследовательского интереса со стороны европейских и российских исследователей, философов, политиков по изучению и интерпретации «мягкой силы», публичной дипломатии, культурной дипломатии. Развитие международных культурных отношений и «мягкой силы» становится приоритетным направлением в национальных стратегиях государств и региональных организаций.
Естественно, такое активное вовлечение культуры в международные отношения приводит к изменению самого понятия культуры: оно становится более политизированным, манипулятивным и спекулятивным в риторике политиков, журналистов, общественных деятелей.
Культура становится неким гибридным конструктом: одно и то же восприятие и понимание культуры функционируют внутри национального государства и международной организации (меняется только уровень применения набора базового операционного инструментария использования культуры: локальный – государственный – региональный – глобальный) и практически в таком же виде они эксплицируются вовне на международную арену (создание внешнеполитического образа, реализация культурной дипломатии и др.).
Исходя из анализа различных стратегий, деклараций в области культуры, складывается ощущение, что культура структурно включает в себя все «мирные» средства реализации внутренней и внешней политики. Она фактически становится неотделимой от «мягкой силы» государства. Основной демаркационной линией между понятиями «культура» и «soft power» становится субъектность их реализации: «мягкая сила» официально закреплена за государством и международными организациями, в то время как культура пронизывает все уровни социума к мировому сообществу в целом.
Таким образом, «мягкая сила», по аналогии с «жесткой силой», становится не только инструментом внешнего воздействия и «продвижения» государства на международной арене, но и приобретает «оборонительные» функции.
Культурная политика и «мягкая сила» оказываются не только и не столько механизмом использования культурного потенциала для укрепления мировых позиций, но и инструментом, способным сохранить собственную идентификацию, культурное наследие и память в условиях противодействия как давлению «мягкой силы» со стороны иных акторов, так и в условиях прямого физического контакта и воздействия, как в случае активизации миграционных потоков из бывших колоний либо из зон боевых действий на территориях, где проживают носители иных культурных и религиозных ценностей.
Современный мир – это мир, где культуры активно взаимодействуют друг с другом, что приводит к размыванию их границ. Это оказывает существенное влияние не только на само существование культуры, но и на ее развитие. Середина прошлого века стала отправной точкой в процессе взаимодействия культур, что повлекло за собой значительные изменения в его содержании и направленности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА «МЯГКОЙ СИЛЫ» И ЕЕ МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1. Понятие «мягкая сила» как инструмент мировой политики
Современное человечество вступило в исторический этап глубоких трансформаций, которые особым образом проявляют себя в том состоянии «турбулентности», в котором сегодня пребывают международные отношения. Сугубо эмпирически ситуация характеризуется разбродом экономических, политических и культурных интересов, вызванном отсутствием явного Центра (или центров) силы и появлением на мировой арене новых, сравнительно самостоятельных акторов. Но если к осмыслению ситуации подойти концептуально, то обнаруживается особый тренд, более или менее удачно обозначенный понятием мягкой силы (soft power, далее – SP) .
Суть тренда (и концепции) состоит в выдвижении факторов культуры в значимую или даже лидирующую позицию относительно экономических и политических мотивов в международных отношениях. На мировой сцене разворачивается игра (драматический конфликт) культурных смыслов и ценностей, которые отодвигают на задний план соображения экономической выгоды и собственно властных интересов. Вместе с тем переходный характер времени и неравновесность в расстановке международных сил ведет к одному концептуальному затруднению: к неопределенности самого понятия мягкой силы. Эту неопределенность фиксируют многие авторы ), пытаясь с ней безуспешно (на наш взгляд) бороться. Двусмысленность, а потому и неопределенность концепта soft power уже задана тем, что культурный фактор влияния (Soft) присоединен и мыслится как фактор Власти (Power). Стоит иметь в виду, что ближе к смыслу того, что имеет в виду Дж. Най, вводя концепт soft power, будет именно «мягкая власть», а не «сила». В русском языке значения концептов «сила» и «власть» различаются в гораздо большей степени, нежели в английском.
Между тем не всякое влияние сущностно проявляется себя как Власть, оставаясь при этом Силой. В каком смысле потенциал образования, по его существу, следует понимать не как развитие человеческого потенциала, но как дискурс власти? Ничто не мешает рассматривать культурное влияние в качестве собственного фактора политики (силы власти), но только такое понимание культуры затушевывает главный вопрос: как некоторый культурный смысл и ценность может стать особым инструментом политического воздействия? Т.е. если мы предварительно аналитически не выделим логику культуры в «чистом виде», то не сможем решить, как эта логика влияет на собственные законы политики . Понять и принять собственную логику культуры сильно мешает обыденное (оценочное) представление о культуре, которое работает в оппозиции «культурный-бескультурный». В теоретическом плане к культуре относится любой процесс трансляции смыслов (передачи сообщений) социальными агентами, который операционального выглядит как информационно-коммуникативный процесс. Этот подход получил развитие с 60-х годов прошлого века, начиная с работ А. Моля .