Международные отношения Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Российско-Японские отношения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ
РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ10

1.1.   Политический диалог России и Японии и
проблема заключения мирного договора. 10

1.2.   Российско-японские отношения в
условиях нарастания напряженности между Россией и Западом. 22

1.3.   Взаимодействие России и Японии в
решении проблем региональной безопасности. 37

ГЛАВА 2. ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИИ И ЯПОНИИ В XXI ВЕКЕ.. 44

2.1.   Политико-экономическое сотрудничество. 44

2.2.   Сотрудничество в области науки,
образования и культуры.. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 70

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 74

 

 

  

Введение:

 

 

Актуальность исследования.
Российско-японские отношения
представляют собой динамично развивающиеся и одновременно противоречивые в
своем развитии связи, отражающие во многом противоречия нового формирующегося
мирового порядка.

Россия и Япония имеют во многом схожее видение вопросов региональной
безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и при этом Япония является
ключевым союзником США в регионе, более того, на ее территории размещено
американское ядерное оружие и размещаются системы противоракетной обороны.

Тесное политическое и экономическое сотрудничество не стало препятствием
для введения Японией в 2014 году санкций против Российской Федерации. При этом
вскоре поступательное развитие двусторонних отношений было возобновлено.

Две страны разделяет один из наиболее старых в современном мире
территориальных споров, восходящих к вопросу признания Японией итогов Второй
мировой войны. И хотя обе страны согласны рассматривать Договор 1956 года[1] в
качестве основы мирного соглашения, дальше деклараций дело не продвигается.
Весь спектр противоречивых и вместе с тем динамично развивающихся
отношений составляет актуальность проблемы.

Объект исследования – современные российско-японские отношения.

Предметом
исследования
является совокупность
механизмов, форм, основных направлений российско-японских отношений,
реализуемых в условиях неразрешенных территориальных проблем.

Цель работы – выявить основные направления российско-японских отношений
с экономической, социальной, культурной сферах в контексте современных региональных
проблем.

Задачи исследования. Достижение
цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1.Проанализировать
политический диалог России и Японии и проблему заключения мирного договора;

2.Исследовать
российско-японские отношения в условиях нарастания напряженности между Россией
и Западом;

3.Охарактеризовать
взаимодействие России и Японии в решении проблем региональной безопасности;

4.Вывить
особенности политико-экономического сотрудничества двух стран
;

5.Определить основные
направления сотрудничества в области науки, образования и культуры
.

Теоретико-методологическая
база.
При работе над данной темой использовался подход историографического анализа, в
рамках которого применялись историографический и хронологический методы для
исследования динамики развития вопроса российско-японских отношений.

Также в ходе
анализа применяется политико-культурный подход, широко применяемый в
политической науке и основанный на учете культурных и цивилизационных
особенностей при принятии политических решений или объяснении политических
проблем, в том числе внешнеполитических.

Также,
использовался институциональный метод исследования при характеристике
институтов, принимающих участие во внешнеполитической деятельности и
взаимодействующих между собой.

Степень разработанности проблемы. Среди изученных работ по современным российско-японским отношениям
можно выделить группу авторов, исследовавших проблему мирного договора между
Россией и Японией. Среди них Й. Хиросе[2],
который рассматривает эту проблему с точки зрения интересов Японии.

Ф. Гади[3]
анализирует роль и особенности российско-американских отношений в
территориальном споре РФ и Японии.

Дж. Браун[4]
рассматривает предложения Японии по мирному договору и передаче Южно-Курильских
островов в контексте стратегии премьер-министра С. Абэ.

Я. Цинберг[5]
рассматривая ситуацию вокруг четырех островов, характеризует ее как тупиковую.

Ко второй
группе следует отнести исследователей, изучавших российско-японские отношения
или те или иные их аспекты – переговоры, экономику и т.д.

Х. Омае[6]
критически анализировал промежуточные итоги реализации предложения С. Абэ к
России, изложенные в его восьми принципах от 2016 года.

Особенности
российско-японских отношений на рубеже тысячелетий, с упором на новые тенденции
в их развитии рассматривались М. Малашевской[7].

Комплексное влияние
санкций на двусторонние экономические отношения изучала М. Шагина, указывавшая
на вынужденный характер вводимых японской стороной ограничений[8].

Новые
тенденции в экономических, политических и культурных российско-японских
отношений анализировались С. Пажон[9],
Е. Забродиной[10].

Источниковая база исследования. В
процессе работы над диссертационным исследованием были использованы опубликованные
письменные источники, среди которых законодательные документы, официальные
выступления и официальная информация.

К
законодательным документам относятся
Совместное заявление «О взаимодействии Российской Федерации и
Японии в международных делах»[11], Совместное заявление по
проблеме мирного договора[12], Токийская декларация о
российско-японских отношениях[13],Московская декларация «Об
установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией»[14], Совместное
российско-японское заявление о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме
мирного договора[15],
Поправки в Конституцию Российской Федерации[16].



[1]Joint
Declaration by the Union of Soviet Socialist Republics and Japan.[
Электронныйресурс].URL:
https://worldjpn.grips.ac.jp/documents/texts/docs/19561019.D1E.html(
дата обращения:
25.05.2020).

[2]YokoHirose.
Japan-Russia Relations: Can the Northern Territories Issue be Overcome?

.[Электронный ресурс] URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/180402_Strategic_Japan_Yoko_Hirose_paper.pdf?hyrXAqS45pW4vaKWsrE7ZNbqvbfICkwN.
(
дата обращения:
25.05.2020)

[3]Franz-Stefan
Gady Putin: Russian Force Buildup in Kuril Islands a Response to US Military
Actions.
2017..[Электронный
ресурс]
URL:
https://thediplomat.com/2017/06/putinrussianforcebuildupinkurilislandsaresponsetousmilitaryactions/(дата обращения: 25.05.2020). .

[4]Brown
J. The Details of Abe’s Proposed Peace Treaty With Russia.[
Электронный ресурс] URL:  https://thediplomat.com/2019/03/the-details-of-abes-proposed-peace-treaty-with-russia/.
(
дата обращения:
25.05.2020).

[5]Zinberg,
Yakov. The Moscow Declaration, theYear2000andRusso-JapaneseDeadlockoverthe “FourIslands”
Dispute.[
Электронный ресурс] URL: file:///C:/
Downloads/bsb6-4_zinberg.pdf. .
(дата
обращения: 25.05.2020)

[6]Хитоси Омаи. Экономическое
сотрудничество РФ и Японии. Японскому плану сотрудничества исполняется два года-.[Электронный
ресурс]
URL:
https://inosmi.ru/politic/20180503/242126349.html. (дата обращения: 25.05.2020)

[7]Малашевская М, Российско-японские
переговоры на высшем уровне (1997-1998): новые тенденции в развитии
двусторонних отношений. .[Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoyaponskieperegovorynavysshemurovne-1997-1998-novyetendentsiivrazvitiiПроведенный
анализ современных российско-японских отношений позволяет сделать ряд следующих
выводов. Территориальная проблема между СССР и Японией, сущность которой
заключается в не непризнании Токио итогов Второй мировой войны, осталась в
качестве ключевой и неразрешенной в российско-японских отношениях. В 1990-х
годах Япония пыталась решить этот вопрос посредством передачи всех четырех
оспариваемых у России островов в той или иной форме. Кульминацией такого
подхода был 1998 год, когда Токио было предложено постепенное «возвращение» Северных
территорий с временным контролем России на переходном этапе.

С
приходом к власти президента России В. Путина ситуация в российско-японских
отношениях изменилась. Во-первых, усилились позиции России, соответственно,
изменился баланс сил в российско-японских отношениях. Во-вторых, исходя из
Соглашения 1956 года, В. Путин выразил готовность к постепенной передаче двух
островов Японии.

Токио
вынужден был согласиться, и позиция Японии отразилась в период премьерства С.
Абэ. Он сделал отношения с Россией приоритетом, и он, очевидно, по-прежнему
привержен выполнению своего обещания разрешить вопросы территориального и
мирного договора до истечения срока его полномочий. Однако, когда детали
предлагаемого мирного договора начинают проясняться, становится очевидным, что
его правительство Японии рискует договориться о соглашении, которое в стране не
примут.

Санкции
негативно в целом сказались на российско-японских отношениях. Период 2014-2015
годов, когда Япония ввела санкции против России из-за действий в Крыму и на
востоке Украины, был периодом спада в отношениях. С 2016 года стал
реализовываться план развития экономического сотрудничества, ставший новой
попыткой Японии решить территориальный спор с Россией посредством «маленьких
шагов» при формальном отделении вопроса Северных территорий и экономического
сотрудничества.

Несмотря
на экономическую инициативу Токио, экономический план из восьми пунктов показал
лишь умеренные результаты. Многочисленные встречи между политической и
бизнес-элитой стран привели к нескольким мелким проектам, в то время как
большинство амбициозных проектов остались на бумаге. Новый подход правительства
к постепенному продвижению экономических отношений параллельно прогрессу по
территориальному вопросу не способствовал участию японских компаний в плане
экономического сотрудничества.

Постепенно
санкции США усиливали неопределенность делового климата в России, и они все
больше становятся сдерживающим фактором в экономическом сотрудничестве между
Японией и Россией. Политическое влияние США на отношения России и Японии,
доминирование долларовой торговли ограничивают деловые возможности японских
компаний и снижают возможности экономического сотрудничества. Несмотря на
полную приверженность Токио оживлению двусторонних экономических отношений, японское
правительство не могло оказать большого влияния на частный сектор и не смогло
стимулировать приток инвестиций.

Санкции
США и стремление России к более амбициозным сделкам ставят японский бизнес
между трудным выбором. С одной стороны, администрация С. Абэнаходится во
временном дефиците для решения территориальной проблемы, с другой стороны,
расширяющиеся санкции США оставляют японским предприятиям меньше возможностей
для заключения сделок с Россией
.

Региональное
сотрудничество России и Японии имеет существенное значение, однако существует
ряд сдерживающих факторов, которые оставляют это взаимодействие в значительной
степени на уровне нереализованного потенциала. К ним относятся:


американо-японский альянс;


американо-российское противостояние;


проблема Северной Кореи;


российско-китайское стратегическое сотрудничество
.

В
политической и экономической сферах сотрудничество двух стран в
XXI веке развивалось в основном
поступательно. До 2014 года быстрыми темпами рос товарооборот и японские
инвестиции, которые рассматривались Токио как важные шаги к заключению мирного
договора. Однако кризис в отношениях России со странами Запада и их союзниками,
спровоцированный событиями на Украине в 2013-2014 года, негативно сказался на
двусторонних связях. Япония ввела санкции против Российской Федерации и резко
ограничила политические контакты. Сотрудничество между двумя странами было
отброшено далеко назад.

Начиная
с 2014-2015 годов двусторонние отношения вновь стали развиваться поступательно.
Принятый в 2016 году план развития сотрудничества лег в основу двусторонних
экономических отношений. Однако, несмотря на устойчивый рост, товарооборот не
достиг докризисного уровня в 30 млрд долл. США.

Политические контакты
между лидерами двух стран, В. Путиным и С. Абэ, развиваются на регулярной
основе и их частота свидетельствует о тесном характере сотрудничества, на
которое Япония смотрит традиционно сквозь призму «возврата» островов
Южно-Курильской гряды, в то время как Россия отмечает негативное влияние
отсутствия мирного договора на весь комплекс двусторонних отношений.

Наука и образование
играют существенную роль в системе российско-японских отношений. В этой сфере
Российская Федерация опирается на Россотрудничество, призванную служить «мягкой
силой» современной России в мире.

В рамках
Россотрудничества осуществляется деятельность по поддержке и развитию русских
школ в Японии, изучению русского языка, предоставление возможностей получения
высшего образования в России.

Япония предлагает аналогичные программы, и даже во
многом схожую систему продвижения своего образования и науки. Помимо программ
по линии Министерства иностранных дел, комплекс образовательных возможностей
имеется у Японского агентства
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ
РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

 

1.1.        
Политический диалог
России и Японии и проблема заключения мирного договора

 

История российско-японских
отношений знала разные периоды, от установления и развития отношений до
русско-японской войны 1904-1905 годов и затем, начиная с 1930-х годов,
постепенного роста напряженности, которое привело к столкновениям на озере
Хасан и реке Халхин-Гол, а затем – к прямому вооруженному столкновению в ходе
Второй мировой войны. По ее окончании сложилась новая реальность, включавшая в
себя неразрешимые противоречия и территориальные проблемы. Наиболее острой
стала проблема заключения мирного договора, препятствием к которой стали
территориальные претензии Японии на четыре острова Южно-Курильской гряды.
Распад Советского Союза возродил надежды Токио на передачу островов как
важнейший аспект его внешнеполитической стратегии.

После распада Советского Союза
отношения Российской Федерации, как правопреемницы СССР, и Японии получили
новые импульсы развития. В январе и июле 1992 года состоялись две встречи премьер-министра
Японии Т. Кайфу с президентом РФ Б. Ельциным. Однако прорывов в двусторонних
отношениях стал 1993 года, когда президент России дважды – в июле и октябре –
посетил Японию[1].

Особо следует отметить визит,
состоявшийся в октябре 1993 года, закончившийся подписанием «Токийской
Декларации о российско-японских отношениях»[2],
ставшей основой дальнейшего развития двустороннего сотрудничества.

В документе утверждалось, что
окончание холодной войны «создает благоприятные предпосылки для полной
нормализации российско-японских двусторонних отношений»[3].
Важное место в декларации занял вопрос территориальных претензий Японии к
России.

Окончание Второй мировой войны не
привело к заключению мирного договора с СССР. В 1956 году была подписана
Совместная декларация, которая положила конец состоянию войны. В то же время,
как отмечает официальный сайт российского МИД, «документ предусматривает
продолжение переговоров по мирному договору, который до сих пор не подписан
ввиду необоснованных территориальных претензий Токио на южные Курильские
острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда)»[4].
Вопрос территориальных претензий Японии занимает с тех пор основное место в
повестке дня Токио в отношении к Москве.

Как отмечает российский
исследователь А. Панов, обе стороны не готовы, в силу общественного мнения,
принять способ решения на основе соглашения 1956 года делает перспективы
заключения мирного договора мало реалистичными[5].

В этой связи Токийской декларации
1993 года сказано, что лидеры двух стран, «придерживаясь общего понимания о
необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого,
провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп,
Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются о том, что следует продолжать
переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения
указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, и на основе
выработанных по договоренности между двумя странами документов, а также
принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать
двусторонние отношения»[6].

В практическом плане Токийская
декларация лишь констатировала, что «Правительство Российской Федерации и
Правительство Японии соглашаются предпринять ряд шагов в целях углубления
взаимопонимания, прежде всего в плане дальнейшего совершенствования проведения
взаимных поездок постоянных жителей упомянутых выше островов и жителей Японии,
которые осуществляются в рамках установленной на основе договоренности между
двумя Сторонами процедуры»[7].

В 1997 году, в ходе встречи
премьер-министра Японии с президентом России в Красноярске, обе стороны
договорились создать совместную комиссию во главе с министрами иностранных дел
для скорейшего – к 2000 году – заключения мирного договора на основе Токийской
декларации[8].

12-13 ноября 1998 года
премьер-министр Японии К. Обучи совершил официальный визит в Россию. Во время
этого визита была подписана Московская декларация[9].
Согласно декларации, «руководители обеих стран подтверждают свою решимость
прилагать все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 году. Для этого
они поручают создать в рамках существующей Совместной российско-японской
комиссии по вопросам заключения мирного договора подкомиссию по пограничному
размежеванию.



[1]Хронология встреч и переговоров
1792-2002. Посольство Японии в России..[Электронный ресурс] URL:
https://www.ru.embjapan.go.jp/itpr_ru/1792-2002.html(дата обращения: 25.05.2020).

[2]Токийская Декларация о
российско-японских отношениях..[Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/1902887 (дата обращения:
25.05.2020).

[3] Токийская Декларация о
российско-японских отношениях..[Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/1902887 (дата обращения:
25.05.2020).

[4]О развитии российско-японских
отношений.Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. .[Электронный
ресурс] URL:
https://tokyo.mid.ru/ru_RU/orazvitiirossijskoaponskihotnosenij(дата обращения: 25.05.2020).

[5]Панов А. Советско-японская
Совместная декларация 1956 года: сложный путь к подписанию, нелёгкая судьба после
ратификации. // Японские исследования. – 2019. — № 2. – С. 63-94

[6]Токийская Декларация о
российско-японских отношениях..[Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/1902887 (дата обращения:
25.05.2020)..

[7]Там же

[8]Проблема заключения мирного
договора — 1991-2000.Посольство Японии в России..[Электронный ресурс] URL:
https://www.ru.embjapan.go.jp/itpr_ru/1991-2000.html(дата обращения: 25.05.2020)..

[9]Московская декларация «Об
установлении созидательного партнерствамежду Российской Федерацией и Японией»..[Электронный
ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/901724336 (дата обращения:
25.05.2020)..

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы