Преподавание истории и обществознания Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Российский феминизм 1917 г. в преподавании граждановедения. К проблеме формирования гражданского общества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Становление и развитие феминизма в дореволюционной России: к истории вопроса 3
1.1. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления 10
1.2. Российское женское движение 1905 — 1917 годов 14
Глава II. Концепт гражданского общества у идеологов российского феминизма 24
2.1. Гражданские права женщин 24
2.2. Революция 1917 года — этап развития гражданского общества 29
Глава III. Деятельность женских организаций в 1917 г. как проявление гражданской инициативы 47
3.1. Российская Лига Равноправия Женщин (РЛРЖ) 47
3.2. Союза Равноправности Женщин (СРЖ) 53
3.4. Русское Женское Взаимно-Благотворительное Общество (РЖВБО) 62
Глава IV. История российского феминизма в преподавании наук обществоведческого цикла 71
4.1. История становления граждановедения (обществознания) в советской школе 71
4.2. Основные подходы к освещению «женского вопроса» в историко-обществоведческом образовании 75
4.3. Гендерные подходы в обществознании 81
Заключение 86
Список источников и литературы 88

  

Введение:

 

Феминизм — это явление, которое можно рассматривать как минимум с двух сторон. Во-первых, это политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Именно этот аспект часто ассоциируется с классическим феминизмом, в частности с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах. Сегодня нам кажется, что подобные проблемы остались в далеком прошлом, но, только представьте, что на начало XX века женщины не имели избирательных прав практически нигде в мире! В результате побед ранних феминисток мы благополучно об этом забыли.
Во-вторых, феминизм — это интеллектуальное движение, которое по своему содержанию и аргументации гораздо более разнообразно, чем классический политический феминизм.
Термин «феминизм» возникает в начале XIX века. Под ним в публицистике этой эпохи понимается совокупность качеств, присущих женщине. Так же как есть специфические мужские черты — мужественность, есть и феминность, или «феминизм».
К концу XIX столетия в контексте суфражистского движения появляется слово «феминистка», изначально французское, которым называют активисток женского движения. Таким образом, к началу XX века значение термина постепенно меняется. Последние 100 лет под феминистками мы уже определенно понимаем женщин, которые борются за свои права. Причем права эти могут пониматься по-разному, и борьба не всегда сводится к требованиям формального политического равенства.
Идеи, близкие феминизму, циркулируют в западной культуре со времен Античности. В пятой книге «Государства» Платона, например, сообщается, что нет никаких препятствий для того, чтобы женщина была правителем. Если женщина достаточно разумна и талантлива, то она должна обладать теми же правами, что и наиболее разумные и талантливые мужчины. Элементы феминизма можно находить и в Средние века, и в эпоху Возрождения.
Первой феминисткой обычно называют англичанку Мэри Уолстонкрафт, жившую в конце XVIII столетия. В трактате «Защита прав женщины» она ставит вопросы, связанные с судьбой женщины: насколько женщина отлична от мужчины, насколько справедливы обвинения женщины в недостатке у нее разума, как на роль женщины влияет материнство и домашний труд. Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал, состоит в том, что женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Несколько в тени Уолстонкрафт остается ее соотечественница Мэри Эстел, опиравшаяся на рационалистическую философию Декарта, не делавшего разницы между мужчинами и женщинами. Уолстонкрафт аналогично находится под влиянием Руссо и полемизирует с ним. Когда мы читаем эти ранние тексты, карикатурный образ феминисток рассыпается: они предлагают разностороннюю, часто ироническую и подчас неожиданную аргументацию. Например, Эстел в качестве возможной альтернативы замужества и перехода женщины «в собственность мужчины» обсуждала создание женских «светских монастырей».
В числе первых феминистов был по крайней мере один мужчина, классик либеральной философии Джон Стюарт Милль, который в 1869 году опубликовал трактат «Подчиненность женщины» в защиту женских прав. Большинство мужчин, однако, были настроены резко против феминизма. Отчасти они просто не могли понять, чего хотят эти женщины. Один автор-мужчина даже заявил в ответ на публикацию трактата Уолстонкрафт, что требование защиты прав женщин столь же нелепо, как требование защиты прав домашних животных. В ответ на движение суфражисток было сформулировано и «классическое опровержение»: феминистками якобы становятся только очень некрасивые женщины, которые не могут рассчитывать на то, чтобы найти себе достойного мужа.
Сегодня женский вопрос становится все более востребованным как с позиции современной науки, так и с позиции исторического контекста. Особенно это продолжает исследоваться женщинами-академиками в отношении равенства, дискриминации и инклюзивности.
Актуальность темы обуславливается, с одной стороны, интересом к развитию феминизма в России и влиянием его на положение женщины в обществе и отношение к женщинам в обществе. С другой же стороны речь идет об обществознании и формировании его парадигмы под воздействием феминизма. Обе темы не теряют своей актуальности и в настоящее время.
В течение женского движения 1970-х и 1980-х годов пионеры социальных исследований женщины (и несколько мужчин) изо всех сил старались включить женщин в учебники по общественным наукам из-за заботы о гендерной сбалансированности школьной программы, работы в комитетах в профессиональных организациях и представления докладов по гендерным вопросам на научных конференциях. к концу столетия внимание к гендерным вопросам значительно уменьшилось: исследования, пропаганда или обсуждение тем, связанных с женскими исследованиями, мужественностью и сексуальностью, встречались в этой области лишь в редких случаях.
В частности, однако, новые лингвистические и концептуальные дискурсы, используемые для обсуждения гендера и сексуальности, едва ли всплыли среди ученых-социологов, особенно при рассмотрении центральной проблемы в этой области: гражданства и воспитания гражданственности.
Цели данной работы – интерпретировать основные идеи российского феминистского движения и его деятельность в 1917 г. Рассмотреть, каким образом российский феминизм раскрывается с позиции преподавания обществознания (граждановедения). Определить возможности преподавания истории российского феминизма в формировании гражданской позиции учащихся.
В соответствии с целями необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать истоки возникновения движения феминизма,
2. Подвергнуть анализу, каким образом происходит реализация феминистского движения в революционную эпоху
3. Выявить особенности развития борьбы за права после революции,
4. Выявить особенности деятельности женских организаций и их путь в борьбе за женские права
5. Подвергнуть анализу взгляд на женские движения в современной науке.
Объект работы – феминизм России. Предмет – российский феминизм в зеркале обществознания (граждановедения).
Применяемые методы проведения исследований – анализ литературы, классификация и систематизация материала, контент-анализ источников.
В качестве источников данной работы были выделены следующие:
Многочисленные правовые акты, регламентирующие положение женщины в обществе, начиная от правовых актов и заканчивая постановлениями о совместном обучении учащихся.
Манифесты женских движений, связанные с историей становления феминизма в России, деятельности женских обществ в разные периоды времени.
Учебники по обществознанию, начиная с 1930 годов, что позволило сделать вывод о том, каким образом развивается обществознание в России и какое место принадлежит в этих учебниках женскому вопросу.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обзор литературы по общественным наукам показывает, что ученые начали заниматься гендерным равенством и многокультурным образованием, однако в целом ученые в данной области не опирались на новые исследования, связанные с «изучением гражданственности», чтобы пересмотреть теоретическое образование в области социальных наук, или практически.
Обращение к истории феминизма позволяет нам отразить, как менялся взгляд на женщину, каковы были причины и следствия таких изменений, как это было связано исторически с позицией женщин в обществе. Более того, мы постарались рассмотреть, каким образом позиции обществознания влияли на развитие образования и положения женщины в обществе.
Развитие гендерного образования в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека и свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности. Овладение основами гендерных знаний соответствует основным целям модернизации высшего образовании и отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс и повышения качества университетского образования. Гендерное образование направлено на стимулирование навыков анализа социальной реальности и индивидуального опыта мужчин и женщин с целью преодоления последствий несправедливой дифференциации мужских и женских ролей и неравенства их статусных позиций. Гендерное образование — одна из важных задач общей программы построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических идей и взглядов в нашей стране.
Исходя из программы курса, можно выделить комплекс уроков, на которых изучаются темы, в которых гендерные аспекты будут наиболее актуальны, среди них: роль экономики в жизни обществ и экономическая культура, семья и быт, социальное развитие и молодежь, политика и власть, участие гражданина в политической жизни. Таким образом, фактически гендерные аспекты в воспитании будут актуальны в изучении обширного круга сфер жизни общества. С помощью изучения гендерных аспектов в экономике, политике, социальной сфере – возможно формирование гендерного самосознания. В изучении отдельных тем, используя гендерный подход, возможно расширить знания по предмету. Методом реализации гендерного подхода в образовании является выделение гендерных аспектов и выполнение дополнительных заданий, а также проведение внеклассных мероприятий в рамках изучаемых тем, определенных программой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Проблема становления и развития феминизма в дореволюционной России: к истории вопроса

1.1. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления

Термин феминизм может использоваться для описания политического, культурного или экономического движения, направленного на обеспечение равных прав и правовой защиты женщин. Феминизм включает политические и социологические теории и философии, связанные с проблемами гендерных различий, а также движение, которое выступает за гендерное равенство для женщин и кампании за права и интересы женщин . Хотя термины «феминизм» и «феминистский» не получили широкого применения до 1970-х годов, они уже использовались на публичном языке гораздо раньше; Например, Кэтрин Хепберн говорит о «феминистском движении» в фильме 1942 года «Женщина года».
Согласно Мэгги Хамм и Ребекке Уокер, историю феминизма можно разделить на три волны. Первая феминистская волна была в девятнадцатом и начале двадцатого веков, вторая — в 1960-х и 1970-х годах, а третья — с 1990-х годов по настоящее время. Феминистская теория возникла из этих феминистских движений. Это проявляется во множестве дисциплин, таких как феминистская география, феминистская история и феминистская литературная критика.
Феминизм изменил доминирующие взгляды в широком диапазоне областей в западном обществе, от культуры до права. Активисты-феминистки проводят кампанию за законные права женщин (права по контракту, права собственности, права голоса); за право женщин на физическую неприкосновенность и автономию, за права на аборт и за репродуктивные права (включая доступ к контрацепции и качественный дородовой уход); для защиты женщин и девочек от насилия в семье, сексуальных домогательств и изнасилований, а также за права на рабочем месте, включая отпуск по беременности и родам и равную оплату труда; против женоненавистничества; и против других форм дискриминации по признаку пола в отношении женщин .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы