Конституционное право Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Роль органов прокуратуры в обеспечении режима конституционной законности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению режима конституционной законности 6
1.1. Понятие и значение прокуратуры Российской Федерации 6
1.2. Общая характеристика роли прокуратуры в укреплении конституционной законности 16
1.3. Формы участия прокуратуры в обеспечении конституционной законности 34
Глава 2. Роль прокуратуры в конституционном судопроизводстве 44
2.1. Правовые основы участия прокурора в конституционном судопроизводстве 44
2.2. Роль прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда РФ 56
2.3. Направления совершенствования законодательства в сфере деятельности прокуратуры по обеспечению режима конституционной законности 69
Заключение 76
Библиографический список 81

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Целью деятельности прокуратуры Российской Федерации является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
К важнейшим условиям гармоничного развития федеративного государства, которым является Российская Федерация, следует отнести соблюдение конституционной законности.
Вопросы соблюдения конституционной законности, само понимание и значение «конституционной законности» в развитии общества и государства приобрели особую значимость в период работы Конституционной комиссии и Конституционного совещания по подготовке проекта новой Конституции Российской Федерации в начале 90-х годов уже прошлого столетия.
Это событие вызвало значительный интерес со стороны ученых-правоведов, обративших внимание как на необходимость определения, так и исследования проблем соблюдения конституционной законности.
Под конституционной законностью понимается правовой режим, обеспечивающий реализацию в деятельности государства, его органов, должностных лиц, а также индивидов демократических стандартов, норм государственной и общественной жизни, закрепленных по воле общества в Конституции России.
Под конституционной законностью также можно понимать строгое соблюдение положений, непосредственно содержащихся в Конституции РФ и вытекающих из ее смысла, при издании правовых актов и совершении действий всеми без исключения участниками конституционно-правовых отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления.
Принцип конституционной законности в демократическом правовом государстве означает господство права и закона, а не личности, обеспечивает приоритет права перед целесообразностью политических решений и действий, обязывая органы местного самоуправления, их должностных лиц действовать только в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами России.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с деятельностью органов прокуратуры по обеспечению режима конституционной законности.
Предмет работы – нормы действующего конституционного законодательства, законодательства о прокуратуре РФ, о Конституционном Суде РФ, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Цель работы – исследовать особенности деятельности и роль органов прокуратуры в обеспечении конституционной законности.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и значение прокуратуры Российской Федерации.
2. Дать общую характеристику роли прокуратуры в укреплении конституционной законности.
3. Изучить формы участия прокуратуры в обеспечении конституционной законности.
4. Рассмотреть правовые основы участия прокурора в конституционном судопроизводстве.
5. Исследовать роль прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда РФ.
8. Проанализировать направления совершенствования законодательства в сфере деятельности прокуратуры по обеспечению режима конституционной законности.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из наиболее эффективных институтов защиты Конституции РФ и конституционных прав граждан являются органы прокуратуры.
Прокуратура взяла на себя роль конституционного специального субъекта централизованного государственного федерального мониторинга состояния законности. Заметим, что эту деятельность прокуратура ведет комплексно, официально и на постоянной основе.
В реализации вышеназванных направлений обеспечения конституционной законности особая роль отводится органам прокуратуры как органу, осуществляющему от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, а также координацию деятельности всех правоохранительных органов при осуществлении их деятельности, в том числе в борьбе с преступностью. Исходя из разнообразных научных идей и теорий понимания конституционной законности, в нашем случае она будет означать соответствие и непротиворечие конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
В указанных целях, для повышения качества принимаемых субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов существует необходимость расширения сложившихся форм сотрудничества органов прокуратуры с региональными органами государственной власти в сфере правотворчества. К наиболее распространенным формам такого сотрудничества следует отнести: внесение в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы субъектов Российской Федерации предложений о корректировке или принятии (отмене) законов и иных нормативных правовых актов; использование прокурором субъекта Российской Федерации предоставленного ему права законодательной инициативы; участие прокуроров в подготовке проектов нормативных правовых актов, а также в заседаниях органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (включая деятельность их комитетов и комиссий, депутатских рабочих групп); иные формы участия в региональном правотворчестве (рабочие встречи с разработчиками проектов законов и иных нормативных правовых актов, консультирование депутатов, должностных лиц, сотрудников юридических служб этих органов по вопросам правотворчества).
Соответствие Конституции Российской Федерации действующего федерального и регионального законодательства — это не только отсутствие между ними формальных противоречий, но и конкретизация в законодательстве конституционных норм, обеспечение их необходимыми процедурами и механизмами реализации, включая подготовку подзаконных нормативных правовых актов.
Созданная в соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура современной России призвана вместе с другими институтами обеспечивать конституционную законность, но для этого требуется радикальное усиление и максимальное использование всего потенциала российской прокуратуры, особенно в вопросах приведения ряда конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Завершая исследование некоторых форм участия прокурора в конституционном судопроизводстве, можно констатировать следующее. Формы взаимодействия прокуратуры и КС РФ с определенной долей условности могут быть подразделены на активные и пассивные. Конституционная практика свидетельствует, что воплощаются они неодинаково. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе направлять в КС РФ ходатайство о разъяснении решений КС РФ, а также иные обращения, действуя от имени государства в защиту конституционно-правовых ценностей, прав и свобод отдельных граждан. В юридической литературе высказывается мнение о необходимости расширения перечня так называемых текстовых субъектов и наделения прокуроров субъектов Российской Федерации правом самостоятельно обращаться в КС РФ с жалобой, ходатайством о проверке конституционности законов. Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации активно участвует в конституционном судопроизводстве в качестве приглашенного лица при рассмотрении конституционных жалоб, в которых заявители указывают на необходимость оценки конституционности не только законов, но и подзаконных правовых актов, регламентирующих различные сферы общественных отношений. Нередко КС РФ упрекает в неоправданном расширении компетенции органов государственной власти, стремлении осуществлять надзор за правоприменительной практикой. КС РФ в таких случаях не только выводит из правового пространства неконституционные нормы, но и возлагает на законодателя обязанность по устранению выявленных правовых неопределенностей. В конечном счете расширение взаимодействия прокуратуры и органов судебного конституционного контроля (в том числе на уровне субъектов Российской Федерации) призвано обеспечивать укрепление законности и защиту прав и свобод граждан.
С учетом имеющегося положительного советского конституционно-правового опыта целесообразно внесение соответствующих поправок в ст. 104, 125, 129 Конституции РФ, а также устранения пробелов в конституционном законодательстве Российской Федерации в части закрепления дополнительных полномочий Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного Комитета Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по участию в законотворческой деятельности и конституционном судопроизводстве. Также в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» следует прописать процессуальные нормы, регламентирующие процедуру обращения вышеуказанных должностных лиц в Конституционный Суд РФ, порядок рассмотрения их запросов, возможности участия в судебном процессе, представления суду необходимых материалов и доказательств по делу, а также иные процедурные вопросы.
Полагаем, что Конституционный Суд Российской Федерации, используя предоставленное ему ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы, мог бы внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», которым внести следующие изменения:

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению режима конституционной законности

1.1. Понятие и значение прокуратуры Российской Федерации

Современная прокуратура, согласно ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» , представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на всей территории Российской федерации. Компетенция, устройство, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, иными федеральными законами, приказами Президента РФ, а также приказами и распоряжениями Генерального прокурора.
Следует отметить, что прокуратура – это обобщенное понятие, оно может означать, как всю совокупность органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, так и отдельно взятую прокуратуру (например, прокуратуру Томской Области) с особенностями ее устройства и функционирования, объемом полномочий, возлагаемых на нее законом, штатно-должностным составом.
Основными элементами правового обеспечения деятельности прокуратуры являются:
— Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации».
— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
— Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Процессуальные кодексы также занимают существенное место в правовом регулировании организации и порядка деятельности прокуратуры РФ. Ими определяются основания участия прокурора в рассмотрении дел судами, право обращения прокурора в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел.
В рамках рассмотрения дел реализуются следующие задачи прокуратуры:
— Обеспечение соблюдения предписаний законодательства об объективном, всестороннем, полном, своевременном разбирательстве во всех инстанциях.
— Квалифицированное поддержание государственного обвинения.
— Содействие суду в принятии обоснованного, законного, справедливого решения по каждому делу.
— Внесение представлений по приговорам в апелляционную, надзорную, кассационную инстанцию.
Прокурорский надзор – это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленные на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека, и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.
Современные исследователи выделяют ряд характерных для прокуратуры признаков, которые находят выражение в следующих положениях:
— Прокуратура не несет законодательных, судебных и административных функций.
— Главная цель прокуратуры – не допускать нарушения современного законодательства.
— Прокуратура не отменяет решений других органов и не применяет мер наказания к правонарушителям, прокуратура требует исполнения своих предписаний и устранения выявленных нарушений. За исключением случаев, которые отдельно оговорены законом.
— Прокурорский надзор, который осуществляется со стороны государства, распространяется, в том числе, и на органы, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность.
Деятельность прокуратуры условно можно разделить на два основных направления:
1. Надзорная деятельность
2. Ненадзорная деятельность.
Надзорная деятельность, прежде всего, состоит в надзоре за единообразным понимаем и исполнением современного российского законодательства.
Следует отметить, что данный надзор не распространяет своего действия на нормативную базу органов местного самоуправления и внутриведомственные документы.
Прокурорский надзор в современной юридической литературе принято делить на несколько основных направлений, которые находят выражение в следующем:
— Общий прокурорский надзор или надзор за исполнением законов. Предметом данного направления прокурорского надзора является исполнение законов государственными ведомствами и их должностными лицами, а также соответствие местного законодательства федеральному. Основанием для проверок со стороны прокуратуры являются сообщения о соответствующих нарушениях. Среди актов прокурорского реагирования на данные сообщения можно выделить прокурорский протест, представление об устранении нарушения, постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении .
— Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В рамках данного направления деятельности прокурор рассматривает и проводит проверки на основании жалоб, обращений о нарушении данных прав и свобод. Прокурор, при установлении нарушений в данной сфере, принимает меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности и возмещению понесенного ущерба потерпевшим. Если присутствуют признаки преступления, то прокурор возбуждает уголовное дело.
Специфика этой сферы надзора заключается в сфере общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы