Магистерский диплом на тему Роль медиабезопасности в самоактуализации личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Проблема самоактуализации личности в научной литературе 9
1.2. Информационное пространство как фактор самоактуализации личности 22
1.3. Современные исследования медиабезопасности в самоактуализации личности 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
2.1. Исследование влияния медиапространства на самоактуализацию личности 39
2.2. Особенности самоактуализации личности в информационной среде 53
2.3. Методология обеспечения медиабезопасности в процессе самоактуализации личности 61
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА НА ТЕМУ «МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
3.1. Общая характеристика выборки 74
3.2. Описание практического курса «Медиабезопасность и самоактуализация в современном обществе» 77
3.3. Анализ результатов экспериментального этапа исследования 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Введение:
В настоящее время проблема развития и реализации человеческого потенциала возникает в качественно новом аспекте. По мнению психолога Г. С. Костюка, особенно актуальным является вопрос о необходимости «создания условий для усиления мотивации подростков к личностному росту, развитию творческого потенциала личности и ее самоактуализации», что требует решения насущной проблемы изучения особенности самоактуализации для саморазвития индивида, его самостановления в обществе .
Разработанная А. Маслоу концепция самоактуализации личности, была достаточно глубоко изучена и получила известность в области психологии. На сегодняшний день достаточно обширное количество исследований, отображенных в научной литературе по теме самоактуализации личности, соответствует концепции и видению данного феномена А. Маслоу . Концепция самоактуализации А. Маслоу сформировала в области гуманистической психологии и позитивной психологии технологии, которые широко используются в консультировании, образовании, искусстве и социально-политических преобразованиях.
В работе ученых-гуманистов Г. А. Балла , С. Д. Максименко и др. раскрывается исключительная роль процесса самоактуализации в жизни человека, как общепсихологический процесс, который касается конкретных особенностей самоактуализации личности в процессе личностного или профессионального становления. Вместе с тем практика показывает, что разработка проблемы самоактуализации должна базироваться на идее личностно-ориентированного подхода, сущность которого раскрывается в исследованиях И. Д. Беха , Г. С. Костюка , А. В. Петровского и др. на принципах предоставления психологической помощи личности в жизненном и профессиональном самоопределении и самопознании (А. Ф. Бондаренко, Н. С. Пряжников , В. Ф. Сафин и др.).
Рассматривая социальные проблемы самореализации личности Л. И. Антропова указывала на то, что взаимодополенение и взаимообусловливание деятельности человека с другими сферами и способами реализации человеческой сущности в процессе его развития и самоутверждения является целостной самореализацией личности . Самоактуализацию личности, как фактор духовного развития человека и его основу в поиске смысла жизненного функционирования рассматривали М. М. Бахтин , Ю. И. Семенов , Г. Л. Тульчинский и др. В частности, обязательным компонентом самоактуализации выступает активная интеллектуально-творческая жизнедеятельность индивида, которая способствует его личностному самопреображению, самообновлению в процессе раскрытия внутреннего потенциала и реализации его на духовно-деятельностном уровне функционирования в социуме.
Постижение основ существования человека в современном обществе требует понимания специфики изменений в социально-коммуникационном поле и их влияния на процессы самоактуализации личности, которые непосредственно касаются результатов информационно-технологического прогресса и формирования медиакультуры различных социальных групп. Основополагающей особенностью медиакультуры начала XXI века является сосуществование, сочетаемость и конфликтность различных медиаконтентов и, соответственно, гармоничное или дисгармоничное комбинирование различных медиальностей в личностном опыте человека. В связи с этим в современном цифровом мире некоторые из наиболее важных базовых потребностей личности носят исключительно цифровой характер.
Значимость осмысления современного медиакоммуникационного контекста самоактуализации личности связана с глобальными и локальными вызовами современного российского общества, которые возникают на фоне постоянно происходящих социальных, политических, экономических и гражданско-правовых преобразований и повышения уровня требований к духовной, личностной и культурно-нравственной сферам подрастающего поколения, как к психологически здоровой личности, способной на полноценное раскрытие и реализацию личностного потенциала.
В настоящее время конструктивные и деконструктивные, парадоксальные и противоречивые социокультурные изменения достаточно быстро накапливаются, что усиливает эволюционный драматизм существования человека и нестабильность общественной жизни. Самоактуализация личности осуществляется в коммуникации, в связи с этим встает проблема исследования и осмысления многозначности воздействия на эти процессы современной медиакультуры. Перспектива такого исследования имеет исключительное значение для более глубокого понимания проблем роли медиабезопасности для людей разного возраста.
Таким образом, актуальность поднятой проблемы, проблематичность самоактуализации личности в современном медиакоммуникационном пространстве обусловили выбор темы исследования «Самоактуализация личности студента в контексте медиабезопасности».
Объект исследования: самоактуализация личности.
Предмет исследования: самоактуализация личности студента в контексте медиабезопасности.
Цель исследования: выявить самоактуализацию личности студента в контексте медиабезопасности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему самоактуализации личности в научной литературе.
2. Раскрыть особенности информационного пространства, как фактора самоактуализации личности в контексте медиабезопасности.
3. Проанализировать современные исследования самоактуализации личности в контексте медиабезопасности.
4. Изучить и обобщить уровень самоактуализации личности в контексте медиабезопасности в современном российском обществе.
5. Провести эмпирическое исследование самоактуализации личности студентов в контексте медиабезопасности и провести анализ полученных результатов с целью подтверждения выдвинутой гипотезы.
6. Определить особенности самоактуализации личности студентов в контексте медиабезопасности и разработать практический курс «Медиабезопасность и самоактуализация в современном обществе».
Методы исследования:
теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение научных источников по проблеме исследования, изучение научно-исследовательского опыта, нормативных документов – для выяснения состояния разработанности проблемы самоактуализации личности;
— эмпирические – беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование;
— статистические – для обработки результатов констатирующего и экспериментального этапов эксперимента, которые позволили довести их достоверность, значимость и надежность.
Заключение:
Таким образом, проведенное теоретическое и эмпирическое исследование по проблеме медиабезопасности и самоактуализации личности позволило сделать следующие выводы:
1. Самоактуализация личности – это многогранный и сложный феномен, который впервые был введен в научный оборот К. Гольдштейном и более подробно изучен А. Г. Маслоу. В частности, на протяжении многих десятилетий психологами, специалистами в различных областях используется классификация потребностей личности А. Г. Маслоу, как модель, позволяющая решать проблемы развития и социализации личности или вовсе их не допускать. Реализация указанных в классификации потребностей способствует претворению личностного потенциала человека через самоанализ, созерцание и самопознание.
Анализ теории А. Г. Маслоу дал возможность выделить, что самоактуализация – это способность человека стать лучшей версией самого себя, желание становиться все более и более тем, что он есть, становиться всем, чем он способен стать. Развивая теорию А. Г. Маслоу, многие ученые расширяют и уточняют понятие самоактуализации, выдвигая свои взгляды: реализация индивидом личностных потенциальных сил, максимально полное становление человека в социуме (А. Н. Леонтьев); феномен трансценденции, который является общим для трех уровней самореализации, – коммуникативного, социального, духовного (Р. Р. Исмагилова); способность человека выходить за пределы, обусловленные реальной жизнью (Н. Чинксетмихайи); процесс приобретения и реализации личностью потенциальных сил, выступающими мотивацией к осознанной деятельности и поведению (И. Д. Бех).
Обобщая научные подходы, нами был сделан вывод, что самоактуализация – это активно-практическая деятельность, поступки и поведение личности, действия индивида, направленные на выполнение личностной жизненной цели.
2. Анализируя современные подходы к понятию информационного пространства как фактора самоактуализации личности, было выявлено, что исследования современных ученых акцентируются на выявлении проблем интернет-зависимости. В настоящее время выделено такие направления интернет-зависимости, как личностного и социального уровня. Также в современной психологической науке активно исследуются социокультурные, возрастные и гендерные аспекты интернет-зависимости и ее проявления в конкретных видах деятельности, непосредственно связанной с Интернетом.
Рядом зарубежных исследователей выявлено, что все виды зависимости имеют в определенной степени выраженность особых и индивидуальных характеристик, которые включают в себя такие показатели, как важность, изменение настроения, терпимость, абстиненция, конфликт и рецидив. Кроме того, в настоящее время разрабатываются методики измерения компьютерно-игровой зависимости и предпринимаются шаги по проверке их надежности.
3. В области современных исследований медиабезопасности в самоактуализации личности наиболее недостоверными считаются социальные сети, которые могут выполнять «массовые вбросы» для поднятия рейтинга с помощью искаженной информации. Отмечается, что наличие недостоверной информации в социальных сетях не настолько опасно для подрастающего поколения, как споры, которые возникают именно в этих сетях. Именно это и является той опасной частью Интернета, которая может нанести серьезную психологическую травму личности или развить в ней интернет-зависимость. С социальной точки зрения виртуальный мир действует как усилитель того, что уже существует, с некоторыми искажениями, связанными с внешней средой.
Исследования с нейрофизиологической точки зрения показывают, что изменения, связанные с Интернетом, просматриваются в системе работы мозга на трех основных режимах: активный – потребление информации; мозг, который занят ориентацией в ситуации – включенность сети выявления значимости; дефолт система – режим просчитывания всех сторон ситуации. Исходя из того, что наиболее опасно в развитии мыслительной деятельности человека – подавление дефолт системы, последние исследования показали, что мышление молодежи, практически постоянно находящейся в Twitter, Instagram, Facebook и пр., в результате становится стереотипным, шаблонным. Дефолт система редко включается и, соответственно, личность не развивается. Еще одна проблема, которая возникает в результате цифровизации общества – это проблема социального общения. И, как результат, в обществе деградирует социальное общение между людьми, цифровая зависимость от контентов равносильна паттернам наркотической зависимости на биохимическом уровне, наблюдаются значительные изменения в структуре социального взаимодействия. В связи с этим, в жизнь подрастающего поколения необходимо включать правила цифровой гигиены, а взрослым людям разъяснять необходимость их придерживаться. Для того, чтобы дефолт система, которая отвечает за мышление, работала лучше, необходимо улучшать социальные связи и увеличивать количество социальных коммуникаций, обучать медиаграмотности, формируя медиа-информационное мировоззрение.
4. Проведенное нами эмпирическое исследование влияния медиапространства на самоактуализацию личности показало, что среди студентов Московского педагогического государственного университета (МПГУ) из 137 человек наиболее высокие показатели медиазависимости, уровня конформизма и низкие признаки стремления к самоактуализации были отмечены у 64-х респондентов в возрасте 18-23 лет.
В ходе проведения корреляционного анализа U-критерия Манна-Уитни и интерпретации результатов констатирующего исследования была выявлена достаточно высокая зависимость респондентов от виртуальной среды, не в зависимости от возраста и пола, и низкий уровень самоактуализации студентов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Проблема самоактуализации личности в научной литературе
Проблему потребности личности в самоактуализации, исходя из представления о динамике живой системы, исследовал К. Гольдштейн, который доказывал, что любой «организм как живая система стремится к актуализации личностных возможностей, которые заложены в нем от природы» . Процесс развития и реализации личностью потенциальных возможностей К. Гольдштейн назвал «самоактуализацией» и акцентировал на том, что основным мотивом и целью жизни личности является самоактуализация.
Не менее важное положение самоактуализации было предложено К. Р. Роджерсом, который считал, что любой человек способен определять свою судьбу. Проявлением содержательной тенденции к актуализации, по К. Роджерсу, является тенденция личности к самоактуализации, как способности к преобразованию, созданию более новых духовных направлений в жизни, как философской основы личностно-центрированного подхода к жизнедеятельности .
В середине XX века ведущее место в области психологии занимали теории психоанализа и бихевиоризма. Хотя эти две точки зрения во многом отличаются, они разделяют общее предположение о том, что люди движимы силами, находящимися вне их осознанного контроля. В ответ на это предположение возникла новая теория, получившая название гуманистической психологии. Исследователи в области гуманистической психологии предлагали более оптимистичный, агентивный взгляд на человеческие желания .
Из этой гуманистической перспективы возникла теория самоактуализации. Гуманистические психологи утверждали, что люди движимы более высокими потребностями, в частности необходимостью актуализировать свое «Я». В отличие от психоаналитиков и бихевиористов, сосредоточившихся на психологических проблемах, А. Г. Маслоу развивал свою теорию, изучая психологически здоровых индивидов.
Впервые теория иерархии потребностей человека А. Г. Маслоу была освещена в статье «Теория мотивации человека» (1943). В своей работе ученый раскрыл совокупность человеческих потребностей и утверждал, что люди более или менее удовлетворяют свои потребности, следуя по пути самоактуализации . Ученым была определена иерархия пяти потребностей жизнедеятельности человека, которая при полноценной реализации всех ступеней способствует самоактуализации личности.
В основе всех потребностей, как база развития, на первом плане А. Г. Маслоу первоначально зачислил потребности, которые связаны с поддержанием человеческого организма и являются жизненно важными для выживания: потребность в воде, воздухе, пище и сне. Удовлетворив низшую категорию потребностей, человек переходит на следующий уровень – потребности в охране и безопасности, которые обеспечивают ему защиту от отрицательных воздействий окружающего мира. Следующий уровень потребностей – социальные потребности, которые удовлетворяются через приятные и позитивные отношения с другими людьми и обеспечивают плодотворную жизнедеятельность. После того, как более основные потребности удовлетворены, важными для человека становятся потребности в уважении, которые направлены на развитие положительного чувства самоуважения и признания в обществе. Высший уровень иерархии А. Г. Маслоу – самоактуализация: реализация личностного потенциала, самореализация, стремление совершенствовать свой талант, личностный рост, максимальные эмоции, творчество и т.д. (рис. 1).