Социальная психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Рефлексия переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы женщин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
ЖЕНЩИН

1.1. Понятие
ценностно-смысловой сферы личности в психологии: общие представления и
динамика. 10

1.2.
Психологические особенности ценностно-смысловой сферы при переживании кризиса
идентичности личности. 23

1.3. Возрастные
особенности формирования ценностно-смысловой сферы женщин. 41

ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН

2.1. Организация и
методы исследования. 53

2.2. Анализ
результатов исследования. 56

2.3. Пути
устранения кризиса изменения ценностно-смысловой сферы женщин  86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 97

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 103

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 112

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
Выбор жизненного пути личности в значительной степени определяется процессом
становления ее ценностно-смысловой сферы. От системы принятых и реализованных в
жизни ценностей зависит направленность личности, ее действия, поведение и
поступки. Для женщин особенно важно сделать ценностный выбор в период
взросления, который неизбежно должен стать смыслом жизни, наполняя радостным
вдохновением жизнедеятельности, самореализацией и самоидентификацией и обществе.

Событийная
насыщенность, предельная концентрация социально-информационных преобразований
последних лет обуславливают особое внимание к проблемам социокультурного развития
человека, особенно женщин в возрасте 21-35 лет, что, в свою очередь, вызывает
актуализацию проблем переживания ими рефлексии ценностно-смыслового значения
жизни как в научном дискурсе, так и в социально-психологической практике.

Развитие
социально-психологической науки в аспекте все большей ее онтологизации значительно
актуализирует исследования, связанные с жизнедеятельностью женщины, как
системы, где внешнее и внутреннее, индивидуальное и общественное
рассматриваются как единое целое (К. А. Абульханова-Славская,
И. А. Архипович, Ю. Н. Бурханова,
О. В. Гафиятова, О. А. Дьячкова, Ю. М. Жукова,
М. Д. Леонтьева, А. П. Макарова, Г. И. Морева и
др.). Современную парадигму жизнедеятельности человека ученые условно называют
постмодернистской, суть которой заключается в саморазвитии личности, в
свободных формах деятельности, способствующие развитию ее самобытности и
уникальности.

Социальная
психология плодотворно работает над
поиском таких механизмов
развития женщин в период взросления, которые дали бы им возможность достичь
полной реализации своей индивидуальности в соответствии с человеческой
сущностью, способствовали моделировать свой ценностный мир и ориентироваться на
идеальные образцы человеческого бытия. Особое значение в этом аспекте
приобретает проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности, и в частности
женщин 21-35 лет. Энергией жизнедеятельности человека является его
ценностно-смысловая сфера как гармоничное, целостное образование каждого
индивида, которое определяет основной вектор ее жизненного пути.

С
каждым возрастным витком жизни человек переживает кризисы изменения
ценностно-смысловой сферы, которая занимает ведущее место в его становлении,
стремлениях к самосовершенствованию, самореализации, самоосуществления и
включает ценностные ориентации, ценностные отношения и систему личностных
смыслов. Проблема рефлексии переживания возрастных изменений
ценностно-смысловой сферы личности привлекает сегодня внимание значительного
количества исследователей в различных областях научного знания именно потому,
что в современных условиях состоялась значительная переоценка ценностей
прошлого, а поиск и выбор новых ценностей часто становится ложным.

Сложность
исследования рефлексии переживания изменения ценностно-смысловой сферы женщины
на каждом возрастном периоде связана с тем, что исключительно рациональный
подход к развитию и становлению ее индивидуальности существенно упрощает общую
картину детерминации личностного роста человека с учетом противоречивых
тенденций социокультурного развития общества. Преобразования указанных проблем
в предмет научного исследования касается не только интересов и устремлений
конкретного индивида на определенном этапе жизненного пути, но и общих
тенденций общества и социогуманитарных наук по проектированию практик коррекции
переживания жизненных кризисов. Соответственно, сопоставление особенностей
индивидуального и массового сознания в решении актуальных проблем рефлексии
переживания изменения ценностно-смысловой сферы женщин в единстве рациональных
и внерациональное форм познания действительности является основой для
исследования их ценностно-смысловой сферы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, анализ научной литературы позволил выявить, что:

1.
Под ценностью понимаются моральные идеи, общие концепции или ориентации по
отношению к миру, а иногда просто интересы, установки, предпочтения,
потребности, чувства и склонности личности. В социологии понятие «ценность»
обозначает обобщенную цель, которая имеет коннотации правильности, добра или
врожденной потребности личности. Ценность оказывает значительное влияние на
поведение и отношение человека и служит широким ориентиром во всех ситуациях.
Таким образом, ценность – это базовые убеждения личности в том, что
определенный способ поведения или конечное состояние существования лично или
социально предпочтительнее противоположного или обратного способа поведения,
или конечного состояния существования. Анализ социально-психологической
литературы позволил установить, что у каждого человека есть достаточно много
установок, которые легко и значительно меняются с течением времени или в
определенных ситуациях, что любая одна установка может предсказать только
относительно небольшое количество поведения. В настоящее время широко признано,
что раскрытие базовых ценностей личности и разработка средств их измерения
способствуют ценностному пониманию сходств и различий между людьми из различных
культурных слоев. Базовые человеческие ценности – это те ценности, которые
признаются во всех культурах и представляют собой универсальные человеческие
потребности (биологические потребности, необходимые для скоординированного
социального взаимодействия, и требования функционирования группы) в виде
осознанных целей. Современные подходы к определению ценности указывают на то,
что ценности – это социально одобряемые желания и цели личности, которые
интернализуются в процессе обусловливания, обучения или социализации, и
становятся субъективными предпочтениями, стандартами и стремлениями индивида.
Основными категориями ценностей являются индивидуальные и коллективные
ценности. С точки зрения классификации ценности делятся на внутренние и
инструментальные. Формирование ценностей – это слияние личного опыта и
конкретной культуры, в которую вовлечен человек.

2.
Изучение научной литературы о психологических особенностях ценностно-смысловой
сферы при переживании кризиса идентичности личности нами было выявлено, что
наиболее распространенные и известные примеры ценностно-смысловых установок
современного человека – это богатство, лояльность, независимость, равенство,
справедливость, братство и дружелюбие. Определение ценностно-смысловых
установок личности, как правило, в основном опирается на ценности, общепринятые
социальным окружением как микросоциума, а также культурно-ценностные факторы
макросоциума – страны или региона, в котором человек живет, и его стремлениями
в жизнедеятельности. Ценностно-смысловая сфера культуры может меняться, но, как
правило, в большинстве случаев остается стабильной в течение жизни одного
человека. Содержание ценностно-смысловой сферы определяет центральную позицию
личности которая влияет на направленность и содержание социальной активности,
общий подход к окружающему миру и самому себе, придает смысл и направление
деятельности человека, определяет его поведение и поступки. Компонентами
системы ценностно-смысловой сферы являются: направленность личности, ценностные
ориентации личности, смысложизненные ориентации личности, самоактуализация.
Немаловажную роль в этом процессе играет идентичность, которая определяется как
интернализованная психическая система, которая объединяет внутреннее «Я»
индивида и внешний социальный мир в конгруэнтное целое. Для того чтобы
построить собственную идентичность, необходимо объединить когнитивные,
эмоциональные и социальные факторы. Модели идентичности обеспечивают
концептуальную основу для описания психологической и социокультурной
принадлежности и ее связи с соответствующими социальными группами. Кроме того,
идентичность включает в себя многие отношения, которые люди культивируют.

3.
Рассматривая возрастные особенности формирования ценностно-смысловой сферы
женщин, было выявлено, что одобрение ценностей с возрастом меняется как у
мужчин, так и у женщин. Однако существует проблема полового различия в
формировании ценностно-смысловой сферы, что связано с глобальными изменениями
гендерной идентичности в современном мире. Заложенные основы
ценностно-смысловой сферы девочек в подростковый период принимают более
устойчивые паттерны в юности, закрепляясь и фиксируясь в зрелом возрасте.
Переходя во взрослую жизнь, многие девочки-подростки сталкиваются с кругом
проблем, которые продолжаются на протяжении их дальнейшей жизни. С
возникновением или исчезновением возрастных кризисных периодов меняется и
ценностно-смысловая сфера. На каждом возрастном периоде женщина решает разные
задачи на фоне уже сформированных ценностных ориентаций, изменяя или
совершенствуя жизненные смыслы. В жизни женщины различают несколько периодов,
характеризующихся возрастными социально-культурными и психофизиологическими
особенностями, которые влияют на ее ценностно-смысловую сферу: юность и переход
в период молодости (от 16 и до 20 лет); зрелость: возраст
I (от 21-35 лет) и возраст II (36-55 лет), пожилой возраст (56-74
года). Для каждого возрастного периода характерны как индивидуальные, так и
общие особенности изменения ценностно-смысловой сферы.

4.
Исследование содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы женщин
21-35 лет с разным семейным положением и социальным статусом является
актуальным, так как многие женщины в возрасте от 21 до 35 лет не достаточно
владеют собственным видением внутренней свободы, независимости, способности
самостоятельно принимать решения и воплощать их в жизнь. Для проведения
эмпирического исследования был подобран диагностический инструментарий, который
включал такие методики, как «Определение сформированности ценностных
ориентаций» Б. С. Круглова, «Тест смысложизненных ориентаций»
Д. А. Леонтьева и методику Л. М. Попова «Интервью с самим
собой». Данный инструментарий позволил выявить количественные и качественные
показатели ценностно-смысловой сферы женщин зрелого возраста, что позволило
определить возможности использования программы специально организованного
тренинга по устранению кризиса изменения ценностно-смысловой сферы женщин 21-35
лет.

5.
Проведенное исследование женщин в возрасте 21-35 лет с использованием специально
подобранного методологического инструментария изучения динамики формирования
ценностных ориентаций женщин зрелого возраста позволило выявить, что
практически у всех респондентов сформированы умения дифференциации терминальных
и инструментальных ценностей. В результате диагностирования сформированности
ценностных ориентаций респондентов было определено, что личностные ценности для
респондентов более воспринимаемые, так как находятся в зоне ближайшего
развития, в то время как жизненные цели, поставленные в более раннем возрасте,
для женщин зрелого возраста практически уже завершены, а новые еще не настолько
четко сформированы. Наиболее значимыми целями в жизни респондентов являются:
материальная обеспеченность, удовольствия в жизни, самостоятельность как
независимость в собственных суждениях и оценках и свобода как независимость в
поступках и действиях. Исследование качественных показателей смысложизненных
ориентаций респондентов показало, что для женщин характерны достаточно высокие
показатели общей осмысленности жизни, что указывает на их удовлетворенность
бытием в целом. Таким образом, жизненные цели женщин в группах по показателям
теста СЖО, являются осмысленными и целенаправленными, что свойственно
самоактуализирующимся людям. Также было выявлено, что уровень осознанности
жизни в описываемых группах находятся в динамике, совершенствуясь на протяжении
жизнедеятельности, мировоззрение приобретает черты, присущие взрослому
человеку. Общие показатели тестирования по методике СЖО дало возможность
сделать вывод, что женщины в возрасте 29-35 лет имеют значительный личностный
потенциал в реализации собственных целевых установок. Корреляции между рангами
значимости Т-ценностей и И-ценностей по методике Б. С. Круглова и
показателями теста СЖО Д. А. Леонтьева показали сформированность у
всей выборки респондентов общей системы ценностей. Однако ценностно-смысловая
сфера профессионального, семейного и интеллектуального самоопределения
респондентами несколько нивелируются. С целью исследования системы идеальных
ценностей и смыслов, осознаваемых респондентами была проведена методика
Л. М. Попова «Интервью с самим собой», которая позволила сделать
выводы, что более половины респондентов проявляют положительное отношение к
идеалу, считают, что он должен быть, и менее половины респондентов проявляют
негативное отношение к идеалу, отвергают его, что указывает на доминирование
индивидуалистических (эгоцентричных) тенденций, сужение становления
ценностно-смысловой сферы личности и связанных с ней взглядов, убеждений,
жизненных принципов, поведения в будущем. Анализ ответов респондентов позволил
выделить внешние источники формирования идеалов: обобщенные социально-значимые
образы, референтные родные и близкие члены семьи, значимое близкое социальное
окружение, известные личности. В результате проведенного исследования был
сделан вывод, что в сфере самосознания находится важное ценностно-смысловое
образование – хорошо осознаваемая сфера личностных идеалов, которая
неоднородна, и включает нормы, должное и желаемое, когнитивные образования,
эмоционально насыщенные образы.

6. На
основе проведенного теоретического и эмпирического исследования для определения
путей устранения кризиса изменения ценностно-смысловой сферы женщин 21-35 лет
была предложена программа организации социально-психологического тренинга,
который основан на применении элементов художественно-эстетической
экзистенциальной игры, направленных на переживание женщинами зрелого возраста
рефлексии ценностно-смысловой сферы в процессе создания ситуаций, которые
активизируют акты самопознания и познания окружающего мира. Ключевыми моментами
использования тренинговых упражнений определяются процессы внутри личностной динамики
смысловых образований: смыслообразования, смыслоосознания, смыслопостроения. Формами,
которые включаются в тренинговые занятия, являются групповые дискуссии,
индивидуальные задания, в том числе с использованием возможностей Интернет;
индивидуальные и групповые консультации; метод «Проживания» критических
жизненных ситуаций; метод постижения смыслов «Другого»; метод незаконченных
предложений; визуализация нравственных категорий. Эффективными в коррекции
ценностно-смысловой сферы являются нарративные техники. Кроме указанных техник,
важным основанием реализации задач рефлексии переживания кризиса
ценностно-смысловой сферы женщин являются положения логотерапии, которые
выстраиваются на основе формирования у женщин ответственности за поиск и
реализацию смысла в любых, даже критических жизненных обстоятельствах; технологии
амплификации, направленные на осознание женщинами своих потребностей и
личностных целей, жизненных ценностей. С учетом особенностей амплификации
используются методы арт-терапии: задания по построению композиций, отражающих
ресурсы – факторы, помогающие женщинам осознавать жизненные препятствия и
строить стратегии по их преодолению. В рамках социально-психологического
тренинга также используются разнообразные формы и методы метафорического
тренинга, что позволяет осуществить как движение от конкретных фактов к
идеальному образу, так и движение от идеального образа к его воплощению в
выстраивании жизненных стратегий личности
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
ЖЕНЩИН

 

1.1. Понятие ценностно-смысловой
сферы личности в психологии: общие представления и динамика

Проблема
ценностно-смысловой сферы личности, которая рассматривается на уровне
философских, аксиологических, социологических, психологических, педагогических
подходов занимает видное место в современной научной литературе. Высшей
ценностью мироздания является человеческая жизнь во всех ее проявлениях. «Жизнь
– вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже.
Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет
категорией-абсолютом, мерой и ценою всего. Каждая такая жизнь, являясь главным
смыслом живущего, будет не меньшею ценностью для общества в целом, сила и
гармония которого определятся счастьем всех его членов» писал В. Быков[1].

Собственно
к поискам человеческого счастья приковано внимание мировых ученых, которые,
исследуя природу личности и непосредственно человеческую сущность, анализируют
и обобщают проявление человеком личностно-смысловых ценностей в бытие, культуре,
мировоззрении, духовно-нравственных и эстетических идеалах, красоте поступков,
толерантности, культуре общения, бережного отношения к окружающей среде, к
богатствам родной земли. Человек, способный сохранять экологию природы,
собственной жизни, демонстрирует ценностно-смысловое отношение к окружающей
действительности на основе осознанного признания гуманизма и его принципов, как
важнейшего ориентира в жизнедеятельности[2].

Категория
«ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое
значение которого особенно значимо. Как одно из базовых положений современного
общественного мироустройства, понятие «ценность» используется для обозначения
объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе
нравственные идеалы и выступающих в качестве принятых социумом эталонов бытия[3].

Как
правило, под ценностью понимаются моральные идеи, общие концепции или
ориентации по отношению к миру, а иногда просто интересы, установки,
предпочтения, потребности, чувства и склонности личности. Но социологи
используют этот термин в более точном смысле, чтобы обозначить обобщенную цель,
которая имеет коннотации правильности, добра или врожденной потребности. Это
важные и прочные убеждения или идеалы, разделяемые членами культуры
относительно того, что хорошо или плохо, желательно или нежелательно. Ценность
оказывает значительное влияние на поведение и отношение человека и служит
широким ориентиром во всех ситуациях[4].
Фактически, ценность представляет собой базовые убеждения личности в том, что
определенный способ поведения или конечное состояние существования лично или
социально предпочтительнее противоположного или обратного способа поведения,
или конечного состояния существования.

В
«Большом толковом социологическом словаре» понятие «ценности» рассматривается с
двух точек зрения – позитивизма и структурализма. Так, с первой точки зрения
«ценности» – это «этические идеалы и убеждения», которые не принимаются как
научные значения или которые не способны со временем стать таковыми. С точки
зрения структурализма «ценности» – «основные убеждения и цели индивидуума либо
общества»[5].

Так,
во второй половине
XIX в.
философ-позитивист Дж. С. Милль утверждал, что качество удовольствий,
с точки зрения их ценности или желательности, пропорционально скорее их виду,
чем количеству. Большее количество полученных человеком удовольствий от жизни,
по мнению Дж. С. Милля, гораздо лучше меньшего, если виды удовольствий
не отличаются. В том случае, если удовольствия носят разнородный характер, то,
по мнению ученого, человек может отдать предпочтение меньшим по количеству
удовольствиям, чем большему количеству удовольствий иного рода. Основным
мотивационным началом поведения человека Дж. С. Милль считал высшие и
низшие удовольствия. К высшим удовольствиям Дж. С. Миллем относилось интеллектуальное
субъективное переживание положительных эмоций, которые являлись «качественнее,
продолжительнее, чище и дешевле»[6].
Низшие удовольствия, как утверждал философ, реализуются на физическом плане и
могут быть более интенсивными по сравнению с высшими удовольствиями. В отличие
от О. Конта ученый придавал большое значение человеческой свободе,
воспитанию индивидуальности.

Особое
внимание в ретроспективе анализа культурно-исторических подходов к ценностям
необходимо обратить внимание на труды И. Канта, философия которого стала
обратным пунктом в разработке данной проблемы. В своих трактатах «Критика
практического разума» (1788), «Основы метафизики нравственности



[1]
Быков В. Сотников /
Василий Быков // Электронная библиотека «Книги онлайн». – Глава 8. – Режим
доступа: https://www.bookol.ru/proza-main/o_voyne/72159/fulltext.htm

[2] Миллер В. И. Становление
гуманизма как ценностного ориентира / В. И. Миллер // Система
ценностей современного общества. – №16, 2010. – С. 51-56.

[3] Ницше Ф. Воля к власти. Опыт
переоценки всех ценностей: незаверш. трактат / Ф. Ницше; Пер. с нем.
Е. Герцык и др. – М.: Культурная Революция, 2005. – 880 с.

[4] Таланова К. А. Основные
теории ценностей в современной социологии / К. А. Таланова,
Л. В. Русских // Политический вектор
PRO. Комплексные проблемы современной
политики. – Т. 1-2, 2017. – С. 74-81.

[5]Джери Д. Большой толковый
социологический словарь (
Collins).
В 2-х т. / Д. Джери, Дж. Джери; пер. с англ.
Н. Н. Марчук. – Т. 2 «П-Я». – М.: Вече? АСТ, 1999. – 528
 c., С. 431.

[6] Гуревич П. С. Философия
человека в 2 ч. / П. С. Гуревич. – Ч. 1. – М.: ИФ РАН,
1999. – 221 с., С. 190.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы