Методика преподавания географии Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Реализация технологии развития критического мышления при изучении курса география России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Современные технологии обучения в школьной географии 11
1.1. Общая характеристика современных технологий, применяемых на уроках географии в современной школе 11
2.2. Особенности технологии развития критического мышления 23
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Методика применения технологии развития критического мышления на уроках географии в основной школе 29
2.1. Значение ТРМК для повышения эффективности обучения географии 29
2.2. Методические условия формирования и развития технологии развития критического мышления на уроках географии 32
Выводы по второй главе 37
Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы 38
3.1. Организация и ход эксперимента 38
3.1.1. Констатирующая диагностика 38
3.1.2. Проведение экспериментальной работы с применением ТРКМ 46
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 66
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 84

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. К числу важных проблем современной методической науки и практики работы общеобразовательной школы относятся вопросы активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач, в том числе географических. Одним из существенных недостатков знаний учащихся по географии является формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применить их на практике. Чтобы избежать этого, необходимо заинтересовать учащихся, привить им любовь к предмету и тем самым активизировать их познавательную деятельность.
Уровень познавательной активности школьников является одним из важнейших показателей эффективности географического образования. В случае если он невысок, у учащихся наблюдается отсутствие интереса не только к содержанию учебного материала, но и к способам овладения им, их деятельность в большей степени носит репродуктивный характер, а уровень самостоятельной работы остается достаточно низким. Высокая же познавательная активность свидетельствует о протекании мотивированной учебной деятельности. Она характеризуется наличием познавательного интереса, высоким уровнем самостоятельности в обучении и положительным эмоциональным настроем учащихся.
Развитию познавательных интересов детей как психолого-педагогической проблеме посвящены научные труды Л. Аристовой , Н. Бибик , В. Бондаревского , В Давыдова , А. Дусавицкого , А. Марковой и других ученых.
Некоторые исследователи (Б.Г., Ананьев , Л.П. Аристова , Г.И. Щукина и др.) рассматривают познавательный интерес как один из видов самостоятельности, характеризующийся умением воспринимать информацию, осмысливать ее, создавать новую проблему и решать ее собственными силами.
О.В. Андронова , Д.Н. Большаков , Л.О. Маневцова и другие исследователи рассматривают познавательный интерес как сознательную мотивированность действий, их обоснованность, способность человека видеть объективные основания для того, чтобы действовать в соответствии с собственными убеждениями.
Н.Н. Баранский развитие познавательного интереса видел в решении учащимися учебных задач, воплощенных в учебном материале, где поиск способа решения целиком возлагается на учащегося ; О.А. Совсуняк – в занимательности процесса обучения .
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Таким образом, в познавательном интересе, о чем заявлено в научных изысканиях, своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Школьная география является особой учебной дисциплиной, предметом изучения которой является территория. Объекты, процессы, явления, наблюдаемые в окружающей школьников действительности, являются основой для формирования теоретических знаний.
Методическая задача, стоящая в настоящий момент перед учителем географии, выражается в реализации практической направленности обучения. Конечный результат школьного географического образования определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, чему во многом будет способствовать применение ТРКМ в курсе «География России».
Переход к деятельностной, продуктивно-развивающей модели обучения, реализация новых подходов в современном географическом образовании, новые требования к результатам обучения требуют изменения организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебного процесса в целом.
Согласно положениям деятельностного подхода, центральное место на уроке занимает организация деятельности учащихся, направленная на освоение опыта работы с различными источниками географической информации, решения познавательных и творческих задач, взаимодействия и оценочной деятельности .
В преподавании географии накоплен определенный опыт применения разнообразных методик и технологий обучения. Однако пока вопросам реализации деятельностного подхода в учебном процессе уделяется недостаточное внимание. Особенно это заметно на примере технологии развития критического мышления (ТРКМ).
В нашем быстро меняющимся и развивающимся обществе людям каждый день приходится принимать множество важных решений, и не только тех, которые повлияют на их жизнь, но и такие, которые могут изменить жизнь всех людей на земле. Например, принятие решений, связанные с сохранением природных ресурсов, разработкой ядерного оружия, повышения налогов, могут необратимо отразиться на будущих поколениях. Такие решения требуют много времени на обдумывание, анализ возможных последствий, соотнесение целей и средств их достижения, другими словами необходимо смотреть на решение проблемы критически. Научиться мыслить критически не так просто, как может показаться, такой навык нужно целенаправленно формировать и развивать. Современное общество нуждается все больше в таких людях, которые могли бы свободно и легко оценивать текущую ситуацию, быстро и правильно принимать важные решения, что способствовало бы росту мировой экономики и развитию демократических процессов. Поэтому современное образование ставит перед собой задачу научить «мыслить критически».
Таким образом, можно выделить явное противоречие между значительной мотивационной, активизирующей познавательный интерес ролью географических знаний и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к формированию познавательных интересов учащихся посредством технологии развития критического мышления.
Проблема исследования заключается в необходимости изучения формирования познавательных интересов посредством технологии развития критического мышления.
Наличие проблемной ситуации и актуальность темы исследования дают возможность для определения цели, объекта, предмета и задач исследования.
Цель исследования: исследовать возможности развития познавательного интереса у учащихся 8-го класса на уроках географии посредством технологии развития критического мышления.
Объект исследования – современные технологии обучения в школьном курсе географии.
Предмет исследования: технология развития критического мышления в курсе «География России» как средство развития познавательного интереса учащихся 8 класса.
Задачи исследования:
— дать общую характеристику современных технологий, применяемых на уроках географии в современной школе;
— рассмотреть особенности технологии развития критического мышления;
— выявить значение ТРМК для повышения эффективности обучения географии;
— рассмотреть Методические условия формирования и развития технологии развития критического мышления на уроках географии;
— организовать, провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу по активизации познавательной активности учащихся с помощью технологии развития критического мышления.
Гипотеза исследования – достижение планируемых результатов географического образования возможно, если процесс обучения будет организован на деятельностной основе с применением технологии развития критического мышления.
Научная новизна исследования определяется недостаточной изученностью возможностей использования технологии развития критического мышления для формирования познавательного интереса школьников при изучении курса «География России».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют методику развития познавательного интереса у школьников посредством технологии развития критического мышления при обучении курсу «География России».
Практическая значимость исследования: разработана система географических заданий, способствующая развитию познавательного интереса школьников; определены организационные формы и методические приемы технологии развития критического мышления, которые могут быть использованы учителями географии при проведении уроков для повышения уровня познавательной активности школьников.
База исследования. К экспериментальному исследованию были привлечены учащиеся 8-х классов школы № 1080 г. Москвы.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – поисково-теоретический, в ходе которого была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература; сформулированы исходные научные позиции и проблема исследования.
Второй этап – экспериментальный – была осуществлена экспериментальная работа; обработаны ее результаты.
Третий этап – обобщающий – подведены итоги экспериментальной работы.
Теоретико-методологическая база исследования. Проблема развития познавательного интереса затрагивалась в психолого-педагогических и методических исследованиях в разных аспектах: как проявление целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л.С. Выготский ), как избирательное отношение (А.Г. Ковалев ) и мотив учебной деятельности (Л.И. Божович , Н.Г. Морозова ); как основа для получения знаний (И.В. Душина , Л.А. Корень , Л. Маневцова .
Методы исследования: чтобы решить поставленные нами задачи и проверить выдвинутую гипотезу, были использованы методы исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение, анализ и обобщение научных данных о применении ТРКМ в работе как средстве развития познавательного интереса школьников на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы; а также образовательных стандартов, программ и учебника по географии для 8-9 классов.
2. Эмпирические методы: наблюдение за деятельностью учащихся и преподавателей, анкетирование; обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент.
3. Статистические – графическое представление результатов эксперимента.
Структура магистерской диссертации определяется задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 95 наименований, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Широкие возможности применения педагогических технологий при изучении географии в средней школе связаны не только с проблемностью, актуальностью, дискуссионностью изучаемого материала, но и с возрастными особенностями учащихся. Учащиеся старшего подросткового возраста обладают возможностью длительно удерживать и быстро переключать внимание, записывать, «сворачивать» и «разворачивать» информацию, имеют значительный «багаж» географической подготовки, которым могут оперировать на нестандартных уроках. Стремление школьников самоутвердиться, высказать свое мнение, общаться с учителем и одноклассниками создают предпосылки для применения активных форм и методических приемов обучения (дискуссий, экспертиз, решения проблемных ситуаций, ролевых игр и т.д.).
Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования научной проблемы в соответствии с поставленными целями и задачами подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ научно-методической, психолого-педагогической и учебной литературы позволил выделить основные подходы к определению познавательной активности школьников. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические основы методики активизации познавательной активности с помощью ТРКМ. Выявлена роль ТРКМ в формировании познавательной активности школьников.
2. Выявлено, что применение ТРКМ обладает большой учебно-воспитательной эффективностью при условии организации активной, продуктивной учебно-познавательной деятельности школьников, служит средством развития познавательного интереса школьников.
3. Для развития познавательного интереса школьников необходим комплекс педагогических условий. Важнейшим среди них является учет возрастных особенностей личности школьника. Принципами, учитывающими возрастные особенности учащихся, являются принципы взаимообучения, самообучения и проблемности.
4. Установлено, что применение ТРКМ на уроках географии способствуют реализации личностных, предметных и метапредметных результатов образования: они помогают формировать у учащихся эмоционально-чувственное отношение к природе родного края, обеспечивают более полное понимание причинно-следственных связей и закономерностей при изучении природных и социально-экономических процессов и явлений, способствуют развитию мышления, творческого потенциала, активизируют стремление продолжать изучение географического материала и заниматься научно-исследовательской деятельностью.
5. На основании изученной литературы и собственного педагогического опыта была разработана методика проведения уроков географии в школе с применением ТРКМ, которая способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении географии.
Разработанная нами методика имеет следующие особенности:
— соответствие содержанию примерной учебной программы по географии, четкое определение объектов изучения, смысловых блоков содержания и учебных действий школьников;
— организация всех этапов учебно-познавательной деятельности школьников: организационно-мотивационного, процессуально-содержательного, оценочно-рефлексивного, соответствующих структуре учебной деятельности;
— использование методических приемов с применением ТРКМ, учитывающих возрастные особенности учащихся 8-х классов.
6. Результаты экспериментального обучения и статистические данные математической обработки подтвердили эффективность разработанной методики проведения уроков географии с применением ТРКМ для развития познавательной активности школьников.
Практическая значимость исследования: разработана система использования ТРКМ в ходе уроков географии, способствующая развитию познавательной активности школьников; определены организационные формы и методические приемы применения ТРКМ, которые могут быть использованы учителями географии при проведении уроков и для повышения уровня познавательной активности школьников.
Таким образом, подтверждена правильность выдвинутой нами гипотезы, согласно которой достижение планируемых результатов географического образования возможно, если процесс обучения будет организован на деятельностной основе с применением технологии развития критического мышления. Полученные результаты свидетельствуют о достижении цели исследования, которая состояла в исследовании возможности развития познавательного интереса у учащихся 8-го класса на уроках географии посредством технологии развития критического мышления.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Современные технологии обучения в школьной географии

1.1. Общая характеристика современных технологий, применяемых на уроках географии в современной школе

Образование как особый социальный институт и вид деятельности человека всегда стремилось идти в ногу с общим прогрессом человечества. Эта тенденция обуславливала порой резкие и кардинальные перестройки всей системы образования как в крупных регионах мира, так и в отдельных странах. Менялись приоритетные цели обучения, технологии, методики, на смену устаревшим средствам обучения приходили новые, более совершенные. Российское образование – одна из наиболее чувствительных к переменам систем, активно отзывается на появление новых веяний как в педагогической науке, так и в сферах, казалось бы, на первый взгляд, не связанных непосредственно с учебной деятельностью (экономика, промышленность, индустрия развлечений, средства массовой информации и др.). Кроме того, общество на каждом этапе своего развития предъявляет новые запросы к системе образования, диктуя такие требования к качеству подготовки выпускника, которые максимально удовлетворяли бы потребность общества в деятельных, активных гражданах, способных решать актуальные жизненные задачи.
Постоянно меняющиеся социальные, экономические, экологические условия стимулируют человека многократно в течение жизни переучиваться, усваивать новые объемы информации и осваивать новые способы деятельности. Следовательно, важнейшим образовательным результатом становится формирование умения самостоятельно учиться, ориентироваться в потоке информации, осуществлять коммуникацию на самых разных уровнях.
Такие изменения находят отражение в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций и развитие образовательных систем. Это в свою очередь стимулирует педагогов к разработке новых форм, методов и средств обучения, которые в полной мере удовлетворяли бы современным требованиям общества и решали ключевые задачи, стоящие перед системой образования.
Утверждение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов послужило стартом к новому витку преобразований в учебной деятельности. Они определили в качестве приоритетных целей – развитие у учащихся умения не просто усваивать готовые знания и методом многократного повторения овладевать рядом полезных навыков, а формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, культурную идентичность, социальную активность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5]. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Учебная деятельность – основа современного урока географии. Она многоплановая и разнообразная по своему содержанию, имеет ряд особенностей и этапов. Учебная деятельность представляет собой процесс тесного единства содержательного, операционального и эмоционально-ценностного аспектов. Содержательный аспект урока представлен системой географических знаний, включающей географические эмпирические и теоретические знания, эмоционально-ценностный – системой усвоенных норм и ценностей, а операциональный аспект обеспечивается применением систем умений и способов действий. Их усвоение происходит одновременно и неразрывно .
С позиций реализации деятельностного подхода учебная деятельность должна выражаться в преобразовании объекта познания, т.е. учебного материала. Если учащийся только заучивает учебный материал в готовом виде, это нельзя назвать полноценной деятельностью. В таком случае можно говорить только об усвоении готовых знаний. Усвоение – это лишь исходная, начальная форма учебной деятельности; сумма знаний не ведет к развитию мышления, если знания воспринимаются в готовом виде. Необходим второй этап осуществления учебной деятельности – преобразование информации. Этот этап предполагает организацию учебно-познавательной деятельности школьников с разнообразными источниками географической информации, в первую очередь со статистическими материалами и тематическими картами.
Без современной системы образования и современного менеджера, который в целом мыслит по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику. Поэтому необходимо проделать большую работу по повышению качества всех уровней национального образования. В результате обучения учащиеся должны овладеть навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа всей поступающей информации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы