Магистерский диплом на тему Реализация принципов абстрактного экспрессионизма в керамике, на примере проекта «Вторжение символа/Поминальная арка»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ 7
I.1. Предпосылки зарождения абстрактного экспрессионизма (АЭ) 7
I.2. Становление абстрактного экспрессионизма как течения в искусстве 10
I.3. Основные принципы абстрактного экспрессионизма 12
I.4. Разбор техник и постулатов АЭ на примере работ Марка Ротко 17
ГЛАВА 2. НАСЛЕДИЕ АЭ 25
II. 1. АЭ и пост-модернизм: определяющее влияние принципов АЭ на современное искусство 25
II. 2. Возможности адаптации принципов АЭ в прикладном искусстве. Примеры 29
II. 3. Актуальность стратегий АЭ в современности 33
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ПОМИНАЛЬНАЯ АРКА» 36
III. 1. Смысловые предпосылки создания проекта 36
III. 2. Поиск формы. Ориентация на традиционные для абстрактного экспрессионизма подходы 38
III. 3. Символика проекта 43
ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТА 46
IV. 1. Материалы 46
IV. 2. Этапы создания 54
IV. 3. Презентация и размещение проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Введение:
Актуальность. В Америке в 1940-1950-х годах в обществе молодых американских художников зародилось и сформировалось новое живописное направление, известное во всем мире как абстрактный экспрессионизм. Благодаря своим смелым и дерзким взглядам, выработанному новому художественному языку представители нью-йоркской школы совершили прорыв в американской живописи и вывели ее в конце XX века на лидирующие мировые позиции.
Как и другие современные направления живописи, абстрактный экспрессионизм охватывает не один однородный стиль, но, скорее, выражает определенное отношение, характеризуемое мятежным духом и верой в свободу экспрессии. Хотя различия между пиктографическим письмом Марка Тоби, который обучался дальневосточной каллиграфии, и «живописью жеста» Виллема де Коонинга, динамичной «капельной» техникой Джексона Поллока и спокойным созерцательным творчеством Марка Ротко и Барнетта Ньюмана необозримы, но все они отдавали предпочтение чрезвычайно острым в нравственном отношении темам и сюжетам, при отображении которых на первое место выступали творческая индивидуальность и спонтанная импровизация.
Абстрактный импрессионизм, как объемное течение, обусловил появление новых тенденций и смыслов в искусстве. Можно говорить о том, что он являлся основой для более популярных на сегодня концепций в искусстве.
При этом его отражение в современном мире так и остается важным элементом актуального искусства.
Особенно интересным образом эта тема ложится на контекст почитания жертв войны, где чувства и ощущения всегда достаточно острые, экспрессивные и живые.
Однако, мы видим проблему в том, что сегодня создают много памятников, но не наделяют их смысловым значением, символами, поэтому необходимо создавать такие мемориалы, которые будут адаптированы к современной культуре и современному искусству. Соответственно, абстрактный экспрессионизм наиболее полно отражает возникшую проблему и подходит для ее решения в силу высокой значимости эмоции и ситуативности, в силу придания вещам духовного подтекста и смыслового предназначения.
Если говорить об абстрактном экспрессионизме Марка Ротко, то можно увидеть, что его символическое мировоззрение коррелирует с тем смыслом, что искусство не должно выражать каких-то образов, поскольку эти образы являются индивидуальными и исходят из опыта и воспоминаний смотрящего. Однако, вложить в свой символ глобальный смысл – это именно то, чему следовал Марк Ротко.
Следовать творчеству данного художника – это значит уметь достигать напряжения в композиции средствами символов, что и представляет исследовательский интерес представленной работы.
Предметом данного исследования является: абстрактный импрессионизм как творческий метод в достижении смыслообразующего компонента произведения средствами абстрактных решений через обращение к мемориальной тематике.
Объектом исследования является использование творческого метода абстрактного экспрессионизма и его влияние на достижение смыслов в проекте поминальной арки.
Цель исследования: создать проект на основе принципов абстрактного импрессионизма.
Исходя из поставленной цели, задача данного исследования заключается в определении смыслов абстрактного экспрессионизма и его интерпретации в современном искусстве, в том числе:
— Изучить предпосылки зарождения абстрактного экспрессионизма (АЭ).
— Исследовать становление абстрактного экспрессионизма как течения в искусстве.
— Выявить основные художественные принципы и техники абстрактного экспрессионизма.
— Определить влияние абстрактного импрессионизма на пост-модернизм.
— Определить возможности адаптации принципов АЭ к прикладному искусству.
— Выявить актуальность стратегий АЭ в современности.
— Разработать проект «Поминальная арка» на принципах АЭ.
— Представить технологию проекта «Поминальная арка».
Методы, которые были использованы в данной работе:
Работа строилась на принципах исторического, художественно-стилистического и системного анализа, художественного проектирования.
Историография данного исследования рассматривалась в трудах таких ученых как А. Наков, Е. Андреева, В. Груздев, Т.И. Седова, О.А. Ярцева и других.
В частности, А. Наков писал о том, что абстрактное искусство – это позиционирование беспредметного мира.
Е. Андреева полагала, что современное искусство существует вне стиля, но представляет собой воспроизводство образов, что близко к абстрактному экспрессионизму по своему смыслу.
В. Груздев полагал, что реальность открыта для бесконечного числа интерпретаций, также он писал об импрессионистском взгляде на мир, об экспрессионистской манере письма, о декоративности и орнаментальности.
Т.И. Седова анализировала социально-культурный контекст экспрессионизма, наделяя его философско-эстетическим значением.
О.А. Ярцева, в свою очередь, сравнивала абстрактный экспрессионизм с лирической абстракцией, акцентируя внимание на его красочности, а также на именно процессе создания работ в стиле абстрактного экспрессионизма.
Структура данной работы. Исследование состоит из введения, основной части, включающей в себя четыре главы, заключения, списка литературы.
Заключение:
Нами было выявлено, что абстрактный экспрессионизм – это ответ времени на трудные депрессивные времена, своего рода это отдушина и способ выражения негативной накопленной энергии не одного человека, а всего народа.
Это способ увидеть в период тяжелого времени и многочисленных репрессий подлинные чувства, которые в обычной социальной действительности были забыты или глубоко спрятаны. Соответственно, необходимо исследовать процесс становления и развития абстрактного импрессионизма как способа выражения в искусстве.
Абстрактно-экспрессионистическая живопись модифицирует определение абстракции. Разделение на два подхода к репрезентации, к пониманию мира через форму – абстракцию и вчувствование (фигуративное, предметное творчество) – здесь упраздняется в результате их обоюдной декомпозиции.
В процессе анализа нами были выделены принципы абстрактного импрессионизма: спонтанность; автоматизм; чувственность; отсутствие конкретных манер; свобода интерпретации; цветовое своеобразие, свобода форм; неосознанность; психическая обусловленность. Выявленные нами принципы лягут в основу исследования постулатов абстрактного экспрессионизма на примере работ М. Ротко.
Следует выделить гений Марка Ротко, постулаты творчества которого строятся на чувстве цвета, невербальном восприятии полотна как на открытии себя и своего внутреннего мира. Те чувства, которые закладывал Марк Ротко в своих работах, выражались средствами линии, цветового пятна, размера пятна.
Абстрактный импрессионизм является родоначальником современного искусства.
Представим основные принципы современного искусства, которые идентичны абстрактному импрессионизму: ситуативность; чувственность; свобода интерпретации; цветовое своеобразие, свобода форм; психическая обусловленность.
Нами были проанализированы современные работы, в которых адаптированы и применены принципы абстрактного экспрессионизма. Прежде всего, адаптированное современное прикладное творчество строится на принципах свободы формы, психологического контекста воздействия, поскольку подразумевает наличие вложенного смысла, свободой выражения, материалов.
Многие экспонаты современного искусства попросту не могут вписываться в определенные рамки и контекст какого-либо четко определенного направления.
Кроме того, нам удалось выявить следующие стратегии абстрактного экспрессионизма, которые являются актуальными в современном искусстве: стратегия передачи чувств (изображение мира с точки зрения его ощущения, а не внешнего выражения); игровая стратегия (свободомыслие и вседозволенность в изображении); интерактивность подачи (спонтанность и неосознанность); отсутствие приверженности к тому или иному направлению.
Нами было отмечено, что возрождение должно происходить через искусство, в соответствии с чем очевидным становится то, что необходимо создать проект поминальной арки в стилистке именно современного искусства, в частности, с элементами абстрактного экспрессионизма, поскольку его идея и основные принципы очень хорошо ложатся на тот замысел, который представлен в данной работе: глубокое чувствование, сиюминутность чувств, душевный и эмоциональный вклад.
Абстрактный экспрессионизм – это о том настоящем и неподдельном, которое в данном случае является основным смыслообразующим пластом проекта, поскольку поверить в него можно только тогда, когда он искренен и осмыслен.
Анализ, способствующий вербализации создания проекта, позволил нам определить следующие основные принципы создания формы поминальной арки: отсутствие симметрии в форме; простота формы; спонтанность формы; арочное строение. Была подготовлена вся образно-символическая система, которая поможет в последующем создании проекта поминальной арки. Знаки и символы опираются на принципы творчества Марка Ротко и абстрактного экспрессионизма.
В ходе выбора материалов проекта было выяснено, что материалы, которые должны использоваться для создания поминальной арки в экстерьере (в натуральную величину) являются прочными, что позволит арке простоять долгое время, при этом не деформироваться, а также отвечать эстетическим и экологическим потребностям общества. В свою очередь, материал для создания макета тоже является прочным, в соответствии с чем арка может легко и без ущерба для нее переносится, экспонироваться без вреда для ее внешнего вида.
Далее был произведен технологический процесс создания поминальной арки по двум направлением: создания макета поминальной арки и создание непосредственно керамической инсталляции.
В итоге следует заключить о том, что разработанная нами инсталляция поминальной арки – это сочетания символа, сознания и обусловленного сознанием архетипа. Контрастные цвета заставляют задуматься о неспокойном состоянии души, а расположение линий говорит о внутреннем равновесии. Творчество марка Ротко, в частности, серия его квадратов – это прообраз идеи, которая реализована в данном проекте.
Таким образом, задачи данного исследования решены. Цель исследования является достигнутой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
I.1. Предпосылки зарождения абстрактного экспрессионизма (АЭ)
Абстрактный экспрессионизм представляет собой достаточно масштабное движение в американской живописи прошлого столетия, которое зародилось в конце 1940-х годов и стало доминирующим течением в западном искусстве в 50-е годы прошлого столетия. Самыми яркими представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко. Большинство абстрактных экспрессионистов жили, работали и выставлялись в Нью-Йорке.
Говоря об эре «левой» политики, необходимо акцентировать исследовательское внимание на сути того, что в это период был произведен очень масштабный биржевый крах (24-29 октября 1929 г.).
Экономика существенно пострадала. Акции падали в цене, теряли свою значимость и, соответственно, акционеры старались как можно скорее от них избавится совсем. Кризис обуславливал наличие огромного количества взятых кредитов и даже просрочек по кредитам, и все это, в конечном счете, привело к глобальному кризису в мировой экономической системе (1929-1933 гг.). Впоследствии этот период стал вторым периодом Великой депрессии.
Прискорбно, что граждане оказывались абсолютно незащищенными. Колоссальное количество работоспособных мужчин и женщин были доведены до депрессии. Волна суицидов была масштабной, но, ситуация усугублялась тем, что рождаемость тоже очень сильно падала.
Абстрактный экспрессионизм возник в это психологически сложное время. Здесь берет начало его сильная эмоциональность и ситуативность, однако, это будет рассмотрено нами несколько позднее. Для начала необходимо апеллировать понятиями и сутью абстракции и экспрессионизма.
Абстракционизм – это неявное, не олицетворенное искусство, которое выражается образами. Можно говорить об универсальности абстрактного направления. Это всегда был протест и вызов прошлому, вызов классической школе, вызов традиционным воззрениям и интерпретациям. Бессознательное – это тот уровень, которого придерживается стратегия абстрактного искусства. В идеологию абстракционизма, таким образом, заложены боль, кризис, демонстрация пороков и в целом глубокий невербальный подтекст.
Экспрессионизм, в свою очередь, это искусство мысли, чувств. В нем важно эмоциональное состояние, а не внешнее содержание полотна. И в этом заключается его принципиальная особенность.
Часто экспрессионизм позиционировался как глас, крик времени и народа. Неудовлетворенность жизнью, властью, политическими режимами породили пугающие, изломанные образы людей, животных, мира. Безжалостно обнажая душу, экспрессионисты словно предчувствовали катастрофу и ужасались своим мыслям.