Магистерский диплом на тему Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в регионе: проблемы и инструменты их решения»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования национальных проектов 7
1.1 Роль и место национальных проектов в общей стратегии развития государства 7
1.2 Условия и предпосылки реализации национальных проектов 13
1.3 Структура и виды национальных проектов 18
Глава 2. Анализ механизма реализации национальных проектов 31
2.1 Специфика механизма реализации национальных проектов 31
2.2 Особенности финансирования национальных проектов 37
2.3 Контроль за реализацией национальных проектов 44
Глава 3. Проблемы реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Ростовской области перспективы их решения 50
3.1 Особенности реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Ростовской области 50
3.2 Основные проблемы реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Ростовской области 59
3.3 Практические рекомендации по минимизации рисков реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Ростовской области 66
Заключение 69
Библиографический список 75
Введение:
Реализация системы стратегического планирования в России показала возможность применения гибкого подхода к реализации процесса управления социально-экономическими процессами в стране. Национальные проекты призваны обеспечить практическую реализацию основных стратегических направлений развития государства и общества.
Внедрение проектного подхода в систему государственного управления в виде национальных проектов имеет стратегическое значение для российской экономики в силу того, что их применение способствует повышению эффективности использования ресурсов, реализации целей модернизации экономики, а также стимулированию инновационной направленности.
Реализация национальных проектов позволяет решить такие проблемы, как: образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие промышленности и сельского хозяйства и т.д. Каждый национальный проект, разрабатываемый в России направлен на решение конкретной проблемы.
Актуальность выбранной темы исследований обусловлена следующими обстоятельствами:
1. Первостепенная значимость программ национальных проектов для формирования эффективной, комплексной и сбалансированной стратегии развития государства и общества.
2. Недостаточная определенность нормативно-правовых основ и принципов разработки государственной стратегии при реализации национальных проектов.
3. Отсутствием четкого научного анализа процесса формирования и реализации стратегии развития Российской Федерации, в том числе и на основе реализации национальных проектов.
4. Необходимость обоснования ведущей роли государства в формировании стратегии развития государства и ее реализации в национальных проектах.
Целью данной выпускной квалификационной работы является осуществление всестороннего анализа особенностей реализации национальных проектов России, а также определение направлений минимизации рисков и проблем реализации национальных проектов на примере национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Определить место и роль национальных проектов в общей стратегии развития государства.
2. Рассмотреть условия и предпосылки реализации национальных проектов.
3. Рассмотреть структуру и виды национальных проектов.
4. Определить специфику механизма реализации национальных проектов.
5. Изучить особенности финансирования национальных проектов.
6. Рассмотреть особенности контроля за реализацией национальных проектов.
7. Выявить специфику реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Ростовской области.
8. Выявить основные проблемы реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Ростовской области.
9. Разработать практические рекомендации по минимизации рисков реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Ростовской области.
Объектом исследования выступает национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Предметом исследования выступают особенности реализации национального проекта.
Теоретической основой исследования составили нормы действующего законодательства РФ, статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, статьи, публикации и научные труды отечественных авторов в области государственного и стратегического управления (А.Н. Аверин, Н.Е. Акулова, А.А. Балягина, А.С. Бедняков, О.Н. Валькович, О.О. Гассиева, Е.А. Дедейко, Д.И. Дынник, А.Я. Запорожан, А.В. Зозуля, О.Б. Иванов, П.А. Иванов, Г.И. Идрисов, М.В. Коваленко, Л.В. Костарева, И.В. Костюченко, М.И. Куделич, В.В. Кузнецов, М.В. Мильчаков, В.Н. Ретинская, Е.В. Слепцова, И.А. Соколов, М.Ю. Соколов, Р.В. Старовойт, А.А. Ткаченко).
Теоретико-методологической базой данной выпускной квалификационной работы являются общефилософские принципы, принцип системности и системный подход, которые основываются на использовании теоретической и научно-прикладной литературы по проблемам реализации национальных проектов.
При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, описание, сравнение, измерение, индукция, дедукция, системный анализ и системный подход, позволившие рассмотреть исследуемую тему во всем разнообразии ее явлений и процессов.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа реализации национальных проектов, в том числе национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», полученные автором на основе анализа документов по данной теме исследования.
Практическая значимость тесно связана с актуальностью данной работы в части того, что полученные практические наработки в области минимизации рисков при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» могут быть применены на практике при совершенствовании процесса реализации национального проекта в Ростовской области.
Структура данной выпускной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность работы, определена цель, задачи, объект и предмет исследования, определены теоретическая и методологическая база исследования, а также обоснована теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрено место и роль национальных проектов в общей системе социально-экономического развития государства, а также представлена характеристика существующих на данный момент в России национальных проектов.
Во второй главе рассмотрен механизм реализации национальных проектов, а также определены особенности финансирования и контроля за реализацией национальных проектов.
В третьей главе рассмотрены особенности реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Ростовской области, выявлены проблемы реализации данного проекта на практике, а также разработаны практические рекомендации по минимизации рисков реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Ростовской области.
Заключение:
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Современный этап развития государственного управления характеризуется комплексным воздействием внутренних и внешних факторов, обусловливающих потребность поиска оптимальных и наиболее эффективных моделей управления.
Возникновение нового формата общественных отношений требует внедрения новых, адекватных современным условиям, жизненных стандартов и целей. В то же время сложившиеся экономические условия, в которых оказалась Российская Федерация, диктуют необходимость внедрения инновационных методов государственного управления, развития территорий. В числе таких инструментов государственного и муниципального управления выступает проектный подход, нашедший свою реализацию в форме национальных проектов.
Национальные проекты – это проекты, направленные на обеспечение научно-технологического и социально-экономического развития страны, которые конкретизируют для каждого проекта цели, этапы, средства, институты и механизмы, позволяющие обеспечить достижение намеченных целей.
Национальные проекты позволяют обеспечить эффективное использование бюджетных средств на основе концентрации и координации деятельности органов власти различных уровней.
Национальные проекты находятся в тесной взаимосвязи с федеральными и региональными проектами: цели национальных проектов детализируются в федеральных проектах, которые, в свою очередь, также разделяются на региональные проекты.
Предпосылки создания и реализации национальных проектов в России были созданы в начале 2000-хх гг., когда началась разработка различных концепций и программ стратегического развития страны. Первые национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)» начали действовать с 01.01.2006 г.
На сегодняшний день в России действует 13 национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», а также Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Каждый из национальных проектов предусматривает улучшение конкретных показателей той или иной сферы социально-экономической жизни общества, а также повышение уровня и качества жизни населения России.
Механизм реализации национальных проектов основан на совокупности нормативно-правовой документации, определяющей единые правила реализации национальных проектов, основным из которых является Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определяющий основные направления развития, в соответствии с которыми были созданы национальные проекты .
Все национальные проекты основаны на паспорте национального проекта, структура которого включает в себя такие элементы, как:
1. Основные положения.
2. Цели, целевые показатели.
3. Структура национального проекта.
4. Задачи и результаты.
5. Финансовое обеспечение.
6. Дополнительная информация.
Механизм реализации национального проекта предусматривает прохождение определенных этапов жизненного цикла национального проекта:
1. Инициирование
2. Подготовка.
3. Реализация.
4. Завершение проекта.
5. Постпроектный мониторинг.
Финансирование национальных проектов в значительной степени различается по таким параметрам, как: вид национального проекта; источники средств финансирования проекта; сроки реализации проекта.
Общая стоимость реализации национальных проектов, рассчитанных на 2018 – 2024 гг. составляет 25725,3 млрд. рублей, которые финансируются из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников и государственных внебюджетных фондов. При этом, полагается, что финансирование национальных проектов на 51,1% будет профинансирован из федерального бюджета, на 29,2% — из внебюджетных источников, на 19,1% — из бюджетов субъектов РФ и на 0,6% — из государственных внебюджетных фондов.
Особенностью финансирования текущих национальных проектов является перенесение большего объема финансирования проектов на более поздний период. Только лишь по трем направлениям «Демография», «Здравоохранение», «Цифровая экономика» более 1/3 предполагаемого объема финансирования приходится на период с 2018 по 2020 гг. Тогда как по таким национальным проектам, как «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство…», «Наука», «Экология» предполагается осуществить более 40% финансирования в последние годы их реализации (2023-2024 гг.).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования национальных проектов
1.1 Роль и место национальных проектов в общей стратегии развития государства
В последнее время особенно актуальными являются вопросы обеспечения качества жизни населения во всех сферах. Качество жизни представляет собой многоаспектное явление общественной жизни, которое складывается из системы ценностных представлений о достойной жизни, с которыми сравнивается текущее благосостояние населения.
На рисунке 1 представлен анализ базовых компонентов качества жизни населения.
Очевидно, что современные реалии социально-экономической жизни свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения мероприятий по повышению качества жизни населения. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что высокое качество жизни может быть достигнуть с помощью применения целого комплекса мер экономического и административного характера, которые составляют проекты.
Термин «проект» происходит от латинского «projicere» — «бросать что-то вперед» . При этом, в современных гуманитарных науках термин «проект» определяется в двух значениях:
1. Проект представляет собой план, который направлен на определение будущего состояния с использованием конкретного набора параметров и целей.
2. Проект представляет собой уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных действий, имеющих начальную и конечную даты реализации, направленный на достижение общих целей .
Очень важно осуществление национальных проектов в национальных масштабах. Национальные проекты одновременно осуществляются на всей территории Российской Федерации и должны способствовать развитию «человеческого капитала» и формированию общности россиян .
Необходимо отметить, что вопросы реализации национальных проектов должны рассматриваться с особенной четкостью, так как финансовые и организационные средства должны направляться на реализацию
национальных проектов не в ущерб остальным программам или отраслям экономики.
Под национальным проектом понимаются проекты, направленные на обеспечение научно-технологического и социально-экономического развития страны, которые конкретизируют для каждого проекта цели, этапы, средства, институты и механизмы, позволяющие обеспечить достижение намеченных целей .
Сущность национального проекта заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств на основе концентрации и координации деятельности органов власти различных уровней.
Создание и реализация национальных проектов предполагает использование определенных подходов:
1. Укрупнение, т.е. объединение приоритетных проектов в национальные проекты.
2. Планирование, т.е. уточнение целевых показателей реализации национальных проектов по годам, а также создание гибкого трехлетнего плана.
3. Упрощение и дебюрократизация регламентных процедур, а также использование электронного формата отчетности, развитие системы мониторинга и принятия решений в процессе реализации проектов.
4. Встраивание процессов проектной деятельности в текущую работу министерств, а также обеспечение персональной ответственности министерств за реализацию проектов.
5. Обучение и мотивация, т.е. обучение основных участников проектной деятельности, и, в идеале, формирование премиального фонда и системы стимулирования участников проектной деятельности в достижении планируемых результатов реализации национальных проектов .
Любой национальный проект имеет свою определенную структуру, которая состоит из следующих элементов:
1. Критерии проекта.
2. Индикаторы проекта.
Глобальной целью реализации национальных проектов является достижение оптимального социально-экономического положения и достойного качества жизни для всего населения страны.
Национальные проекты являются структурными элементами государственной политики, которые обладают рядом характерных особенностей:
1. Наличие конкретных измеримых целей для каждого национального проекта.
2. Наличие определенной концентрации управленческих усилий и бюджетных ассигнований в рамках тех национальных программ, которые позволяют обеспечить максимальный вклад в достижение ключевых приоритетов государственной политики в конкретных отраслях.
3. Наличие определенной системы управления, которая предусматривает постоянное участие руководителей Правительства, органов исполнительной власти, а также ускоренный порядок принятия управленческих решений.
4. Тесная взаимоувязка процедур финансирования национальных проектов с общими управленческими процедурами в рамках этого проекта .
Необходимо отметить, что национальные, федеральные и региональные проекты взаимосвязаны между собой. Из взаимосвязь представлена на рисунке 2.