Магистерский диплом на тему Реализация инклюзивного потенциала программ дополнительного образования в социализации детей и подростков с ОВЗ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования инклюзивного потенциала программ дополнительного образования в социализации детей и подростков с ОВЗ 6
1.1 Терминологический анализ понятия «инклюзивный потенциал» 6
1.2 Организация и содержание деятельности учреждений, реализующих программы дополнительного образования 15
1.3 Анализ системы дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ………………………………………………………………………………20
1.4 Трудности и положительные эффекты реализации программ дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ 25
Глава 2 Первичный мониторинг социально-психологических и организационно-педагогических условий реализации программ дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ 31
2.1 Организация исследования: описание методик, базы исследования 31
2.2 Анализ данных первичного мониторинга 38
Глава 3. Экспериментальное моделирование и реализация программ дополнительного образования с учетом инклюзивного потенциала. 64
3.1 Проектирование модели программы дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ с учетом инклюзивного потенциала 64
3.2 Анализ эффективности предложенной модели программы дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ 69
3.3 Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке и реализации программ дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ с учетом инклюзивного потенциала 71
Заключение 77
Список литературы 79
Введение:
Развитие дополнительного образования детей в современной ситуации получает статус одного из доминирующих направлений в образовательной системе. Особое внимание уделяется проблеме обеспечения доступности учреждений дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что зафиксировано в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно основным задачам современной социальной политики, которые обозначены в «Стратегии 2020», одним из центральных направлений развития образования и социализации детей и подростков является достижение оптимального уровня эффективности образования каждого ребенка и вертикальной социальной мобильности посредством создания системы поддержки категорий детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому поддержка инклюзивных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья должна найти отражение во всех сферах образования, в том числе и в рамках дополнительного образования детей.
Следует отметить, что становление инклюзивного дополнительного образования в Российской Федерации находится еще на начальной стадии развития, поэтому в настоящее время решаются вопросы создания оптимальных программ для осуществления дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, до конца не исследован вопрос эффективности дополнительного образования для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, можно предположить, что для детей, страдающих аутизмом, тяжелой степенью умственной отсталости такая форма образования будет недоступна.
Большое значение имеет такой феномен, как инклюзивный потенциал разрабатываемых программ работы для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Под инклюзивным потенциалом подразумеваются возможности, ресурсы и методы инклюзивного образования в дополнительном образовании, а также такие условия организации данного направления образовательной деятельности, которые позволяют добиться максимального положительного эффекта в развитии личности и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Данный круг вопросов определяет актуальность исследования проблемы инклюзивного потенциала дополнительного образования детей и подростков.
Проблема исследования: какие условия среды, параметры подготовки педагогов, формы организации деятельности и взаимодействия с родителями позволяют максимально полно раскрыть инклюзивный потенциал дополнительного образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья?
Цель. На основе изучения психолого-педагогической и специальной методической литературы концептуально обосновать и апробировать разработанную модель построения программ дополнительного образования с учетом реализации инклюзивного потенциала.
Объект исследования: организационно-содержательные аспекты реализации программ дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ.
Предмет исследования: инклюзивный потенциал программ дополнительного образования как эффективный ресурс социализации детей и подростков с ОВЗ.
Гипотеза: определяя инклюзивный потенциал программ дополнительного образования как потенциал социальной среды и включенных субъектов, мы рассматриваем его как эффективный ресурс социализации детей и подростков с ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить современные исследования по проблеме инновационного моделирования программ дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ.
2. Провести первичный мониторинг социально-психологических и организационно-педагогических условий реализации программ дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ.
3. Дать концептуальное обоснование, разработать и апробировать модель построения программ дополнительного образования с учетом реализации инклюзивного потенциала.
4. Проанализировать эффективность разработанной программы, предложить методические рекомендации педагогам дополнительного образования, осуществляющим деятельность с детьми и подростками с ОВЗ, по разработке программ деятельности, позволяющих максимально раскрыть инклюзивный потенциал данного направления образования.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученной информации, опрос-беседа, наблюдение, методика «Специфика понимания ситуации», качественный и количественный анализ полученной информации.
Научная новизна работы заключается в раскрытии понимания термина «инклюзивный потенциал», его содержания и структурных элементов.
Практическая значимость связана с апробацией модели построения системы дополнительного образования с учетом инклюзивного потенциала и с практическими методическими рекомендациями, построенными на основании результатов исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 56 источников и приложения.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Анализ научной и методической литературы показал, что дополнительное образование имеет высокий потенциал в плане социализации и личностного развития детей с ОВЗ. Это обусловлено некоторыми особенностями организации обучения в системе дополнительного образования: меньшая регламентированность непосредственно образовательной деятельности, большая свобода педагогов и обучающихся в выборе интересующих их форм деятельности, в выборе тех направлений деятельности, которые им интересны, более высокая творческая направленность обучения в дополнительном образования. Это становится причиной того, что в настоящее время дополнительной образование для детей и подростков с ОВЗ активно развивается, формируется научная и нормативно-правовая база для его функционирования, создаются специализированные программы и модели функционирования организаций дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ.
Большое значение в данном направлении образования имеет такое понятие как «инклюзивный потенциал». Под данным определением понимается сочетание ресурсов, резервов и возможностей системы дополнительного образования, которые позволяют обеспечить максимально продуктивное становление личности и социализацию детей и подростков с ОВЗ. Для максимально полного раскрытия инклюзивного потенциала дополнительного образования необходимо соблюдать ряд принципов, например, природосообразность и культуросообразность обучения, учет индивидуальных особенностей возрастного психофизического развития субъектов образовательного процесса, обеспечение необходимой среды для субъектов образовательного процесса с ОВЗ, выполнение принципа доступности образовательного процесса (в данном случае речь идет и о физической доступности, информационной доступности, а также предложении образовательных программ, максимально соответствующих специфике развития данной категории детей).
С целью определения особенностей социализации детей с ОВЗ нами было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем этапе данного исследования было установлено, что параметры подготовленности педагогов дополнительного образования являются недостаточными для успешного осуществления ими деятельности с детьми и подростками с ОВЗ, что предполагает необходимость разработки специализированной тренинговой программы для выработки у них соответствующих навыков и знаний.
Предложенная нами программа содержит необходимые принципы, цели и задачи, методы деятельности, а также условия среды и необходимое оборудование, которое позволяет в максимальной степени раскрыть инклюзивный потенциал системы дополнительного образования через подготовку педагогов к осуществлению полноценной образовательной деятельности в условиях инклюзии.
Повторное исследование уровня подготовленности педагогов дополнительного образования в результате применения разработанных тренинговых мероприятий показало эффективность данной программы. Уровень знаний и представлений педагогов о детях и подростках с ОВЗ повысился, снизилась негативная тенденция в самооценке готовности к работе с такими детьми и возможных затруднений. Это говорит об эффективности примененной программы, соответственно, гипотеза нашего исследования подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования инклюзивного потенциала программ дополнительного образования в социализации детей и подростков с ОВЗ
1.1. Терминологический анализ понятия «инклюзивный потенциал»
Инклюзия – активно развивающаяся область образовательной сферы, проникающая во все существующие звенья образовательной цепи: от дошкольных учреждений, общего образования до дополнительного и профессионального образования. Это специфическая, позволяющая достигать высокой продуктивности образовательная система, которая подразумевает совместное обучение и воспитание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) [19].
Инклюзивное образование (от фр. inclusif – включающий в себя, лат. Include — заключаю, включаю, вовлекаю) – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [28]. Согласно Закону «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [28]. Л. С. Выготский был одним из первых, кто отмечал, что «чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми» [18, с. 3], т. е. можно сделать вывод о том, что именно его тезисы стали фундаментом для развития концепции инклюзивного образования.
Понятие «инклюзия» стало широко применяться в России в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже были приняты международные нормативные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран. Соответственно, развитие инклюзивного образования в России детерминировано подготовкой и распространением в зарубежных государствах нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился закон «Об образовании», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации [52].
Для обеспечения любому ребенку, независимо от его индивидуальных характеристик и потенциала, возможности обучения в массовых образовательных учреждениях, получая должное образование и внимание, как и остальные обучающиеся, требуется создание специфических условий. К ним относятся условия обучения, воспитания и развития обучающихся, под которыми понимается применение специальных образовательных программ и педагогических средств и технологий, специальных учебников, учебных пособий и дидактических пособий, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, наличие возможности присутствия ассистента, тьютора, который должен осуществлять требуемую помощь и поддержку, реализация коллективных и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вопрос внедрения инклюзивного образования детей с различными ограничениями возможностей здоровья и, соответственно, особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения ставит перед системой образования ряд актуальных проблем, требующих решения [49]. Главные вопросы, которые необходимо решить административным органам образовательных учреждений, состоят в том, что в штатное расписание образовательной организации, в деятельность которой предполагается включать инклюзивное образование, необходимо ввести штатные единицы специального психолога и педагога-дефектолога.
Относительно обучающихся с ОВЗ необходимо решение следующих проблем: следует подготовить либо приобрести конкретные предметы, инвентарь или специальные устройства, которые можно и нужно применять, чтобы увеличить, поддержать или усовершенствовать функциональные способности обучающегося с ОВЗ. Среди них можно выделить средства для ежедневного функционирования; вспомогательные или альтернативные средства коммуникации, доступ к компьютеру, средства для обучающихся с патологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, приспособления для транспортных средств и др. [29]. Однако возникает множество объективных барьеров для полноценного введения инклюзивного образования в настоящее время, среди которых огромную важность имеет неприспособленность образовательной среды, неподготовленность педагогических работников и неадекватность финансирования системы дополнительного образования.
Специфическими чертами образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации в плане обучения выступает осуществление адаптированных образовательных программ. Согласно ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Разработка подобных программ входит в обязанности образовательной организации, которая, однако, зачастую не обладает необходимым уровнем профессиональной компетентности в области грамотного и полноценного учета особых образовательных