Магистерский диплом на тему Реализация государственной политики в сфере энергосбережения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика государственной политики в сфере энергосбережения 13
1.1. Понятие и сущность государственной политики в сфере энергосбережения 13
1.2. Правовое регулирование государственной политики в сфере энергосбережения на федеральном и региональном уровнях 30
2. Особенности реализации государственной политики в сфере энергосбережения на примере Сахалинской области 49
2.1. Мероприятия, реализуемые в Сахалинской области в сфере энергосбережения 49
2.2. Анализ эффективности государственной политики в сфере энергосбережения на примере Сахалинской области 55
3. Проблемы реализации государственной политики в сфере энергосбережения на примере Сахалинской области и возможные пути их решения 65
3.1. Проблемные аспекты реализации государственной политики в сфере энергосбережения на примере Сахалинской области 65
3.2. Направления совершенствования государственной политики в сфере энергосбережения на примере Сахалинской области 76
Заключение 88
Глоссарий 92
Список использованных источников 96
Приложения 101
Введение:
Актуальность темы «Реализация государственной политики в сфере энергосбережения» обусловлена следующими факторами. Промышленное производство остается на сегодня одним из самых энергоемких видов обрабатывающей промышленности и, следовательно, обладает значительным потенциалом, как для применения комплексных технологий энергосбережения, так и для выработки новых принципов энергоменеджмента, акцентирующих внимание на проблемах обучения персонала и на создании благоприятной социально-трудовой атмосферы, способствующей развитию инновационного потенциала в сфере промышленной энергетики и повышению эффективности использования энергии в производстве.
Актуальными остаются вопросы совершенствования универсальных принципов энергоэффективности в рамках отдельных производств и разработка инструментария экономического анализа энергетической инфраструктуры промышленных предприятий на основе балансового метода (составление энергетических балансов) с использованием различного рода коэффициентов и поиска новых способов работы с персоналом, формирования профессиональных компетенций в области энергосбережения.
В современном мире необходимым условием сохранения жизни и развития цивилизации стало обеспечение человечества достаточным количеством энергии и топлива. Проблема ограниченных запасов природных топливно-энергетических ресурсов, к которым относятся невозобновляемые источники энергии (торф, уголь, нефть, природный газ), заставила мировое сообщество всерьез обратиться к разработке программ по энергосбережению. На данный момент энергосбережение стало основным и самым эффективным способом развития современной мировой энергетики.
Энергосбережение – это реализация комплекса организационных, правовых, производственных, научных, экономических, технических и других мер, направленных на рациональное использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, в систему энергосбережения включают меры по вовлечению в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии .
Благодаря предпринятым усилиям в стране удалось заложить основы законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей различные аспекты управления инновациями и защиты прав на создаваемую интеллектуальную собственность. Начался процесс целенаправленного формирования и развития отдельных элементов национальной инновационной системы, большое внимание среди которых было отведено созданию инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса.
Значительные усилия были направлены на поддержку деятельности государственных корпораций, создание специальных институтов развития, включая, прежде всего, научные и научно-инновационные фонды, получившие существенные финансовые ресурсы для последующего их инвестирования в перспективные инновационные проекты. Широкое распространение получила практика разработки программ инновационного развития отраслей и регионов, на участие в выполнении которых стали ориентироваться многие бизнес-структуры при формировании собственных стратегий развития. Выполненные работы и принятые на их основе решения, безусловно, внесли значительный вклад в развитие инновационной деятельности в различных отраслях отечественной экономики. Однако целый ряд нерешенных в этой сфере системных проблем все еще сдерживает переход России на траекторию устойчивого инновационного развития, что в условиях становления в мировой экономике нового технологического уклада развития способно еще больше ослабить глобальные конкурентные позиции нашей страны.
Особенно отчетливо эта опасность проявилась в свете обострившейся мировой политической обстановки и введения экономических санкций со стороны ведущих мировых держав в отношении России, что способно самым негативным образом отразиться на экономической ситуации в России и уже в ближайшее время привести к росту социальной напряженности в обществе со всеми вытекающими из этого последствиями для обеспечения национальной безопасности.
Высшим руководством страны в качестве одной из таких проблем было предложено рассматривать повышение энергоэффективности отечественной экономики. Другими словами, полная концентрация усилий на преодолении высокого уровня энергоемкости отечественной экономики будет призвана придать мощный импульс для разработки конкурентоспособных на мировом рынке энергоэффективных технологий, которые, наряду с нано-, био-, информационными и ядерными технологиями, должны стать базовыми в рамках нового технологического уклада развития мировой экономики.
В условиях продолжающегося санкционного давления со стороны западных стран ситуация может еще более ухудшиться по причине запрета поставок оборудования, характеризующегося высокими параметрами энергоэффективности как при производстве новой продукции, так и в процессе ее эксплуатации, обусловливая тем самым необходимость решения возникших проблем импортозамещения и преодоления последствий введенных в отношении российской экономики санкций.
Современный этап развития мировой экономики, характеризующийся переходом к очередному уже шестому по счету технологическому укладу, сопровождается фундаментальными изменениями практически во всех сферах деятельности, особое место среди которых занимают инфраструктурные отрасли, включая, прежде всего, энергетику. Устойчивое функционирование энергетики с самого начала ее существования традиционно являлось одним из важнейших факторов, обеспечивающий экономический рост в любой стране мира. Именно темпы производства электрической энергии во многом определяли динамику экономического роста как в масштабах глобальной экономики, так и на уровне экономик отдельных стран мира.
Однако в последние годы такая зависимость стала постепенно ослабевать, что во многом объясняется опережающим развитием энергоэффективного и относительно неэнергоемкого высокотехнологичного бизнеса, в силу чего обеспечение потребителей энергетическими ресурсами, сохраняя свою необходимость, постепенно перестает быть таким же критически важным, как это было несколько десятилетий назад.
В этой связи может сложиться впечатление о постепенном снижении значимости энергетики для развития экономики, что, однако, не вполне соответствует реальной действительности. На сегодняшний день место этой отрасли в структуре экономического развития необходимо рассматривать в несколько иной системе координат. Прежде всего, она перестает быть только лишь ресурсообеспечивающей отраслью, для которой традиционно была характерна относительно невысокая технологичность и определенная консервативность в отношении используемого оборудования и применяемых технологий при оказании только лишь одного вида услуг, связанного с поставкой потребителям электрической и, при необходимости, тепловой энергии.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, энергетика постепенно выходит за рамки решения достаточно узких инфраструктурных задач, связанных, преимущественно, только лишь с бесперебойным обеспечением спроса на электрическую и тепловую энергию. С одной стороны, масштабные потребности энергетики в системных технологических решениях принципиально нового уровня уже формируют новые глобальные рынки высокотехнологичной продукции в формате так называемых голубых океанов, на серьезные позиции в которых могли бы претендовать и российские производители. С другой стороны, в складывающихся условиях энергетика сама уже стала экспериментальной площадкой не только для апробации, но и для разработки совместными усилиями инжиниринговых компаний, промышленных предприятий и т.д., передовых решений в области интеллектуального учета энергетических решений, внедрения технологий распределенной генерации, интеллектуальной передачи энергии и др. В разработке именно этих решений следует ожидать активизации инновационных процессов, результатом которых мог бы стать поток высокотехнологичных решений, во многом сориентированный на экспорт.
Во-вторых, накопленный мировой опыт свидетельствует об ограниченности существующего подхода к разделению инфраструктурных отраслей в зависимости от видов осуществляемой ими деятельности и, напротив, демонстрирует потребность в переходе к модели мультиинфраструктурных систем, реализующих синергетический эффект от комплексного оказания разделенных ранее между различными структурами услуг. В условиях углубляющейся в последнее время интеграции между поставщиками различных видов ресурсов, включая энергетические, и их потребителями в рамках единой модели взаимодействия при разработке новых технологических, маркетинговых и организационных решений, формируется контур распределенной сетевой модели инновационного развития.
Основные проблемы современной энергетики в наибольшей мере влияющие на все стороны жизни общества и отдельного человека составляют:
— недостаток энергоресурсов и электроэнергии;
— ухудшение состояния окружающей среды вследствие техногенного воздействия объектов энергетики;
— удорожание доступа к традиционным источникам энергии;
— социальная напряженность, неконтролируемая миграция населения, связанные с ухудшением условий жизни.
Политики и правительства ряда стран предлагают несколько способов улучшения энергообеспеченности:
1) купить энергоресурсы на международном рынке;
2) изыскать национальные энергоресурсы;
3) организовать энергосбережение энергоресурсов;
4) повышать энергоэффективность использования энергоресурсов;
5) вернуться к первобытному обществу, к природе, к натуральному хозяйству.
К счастью, решение проблемы удовлетворения потребностей человека в электроэнергии возможно с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ). К сожалению, рост потребностей в электрической энергии в России не определяется демографическим прорывом или освоение территорий Дальнего Востока и Восточной Сибири. По-прежнему, характеристиками российской электроэнергетики являются высокая энергоёмкость экономики, не равномерность потребления в течение суток, сезонность электрических мощностей, высокие электрические потери. Так анализ потерь электроэнергии обособленной энергетической системы Сахалинской области, проведенный коллективом Сахалинского государственного университета за период 2010-2019 годов показал следующие причины:
1. Сложные климатические условия регионов – 21,3%.
2. Энергоемкие технологии и устаревшее производственное оборудование – 20,7 %.
3. Большие расстояния передачи электрической энергии на средних напряжениях 6-35 кВ на их осуществление – 18,2 %.
4. Сравнительно меньшие чем в других странах, цены на электроэнергию, не стимулирующие энергосбережение – 13,9 %.
5. Отсталая нормативно-правовая база внедрения ВИЭ, несовершенство учёта энергии и значительные коммерческие потери – 10,8 %.
6. Энергорасточительный менталитет российских граждан – 10,5 %.
По нашему мнению, решение означенных проблем не может быть осуществлено только призывами экономить энергию, использовать энергосберегающие лампы, утеплять здания. Отсутствие массовых личностно-ориентированных образовательных проектов и программ не создают основы формирования персональных мотивов энергосбережения и формирования ресурсосберегающей модели поведения человека.
По нашему мнению, решение означенных проблем может быть осуществлено в условиях специально организованных целевых социальных молодежных проектов и образовательных программ, направленных на вовлечение подрастающего поколения к применению фотоэлектрических источников энергии в быту, производстве, системах связи, освещения, приборах медицины, средствах досуга и развлечения.
Дальнейшее развитие генерации электрической энергии Сахалина будет сопровождаться строительством новой Сахалинской ГРЭС-2, модернизацией и обновлением морально и физически устаревшего оборудования, которые позволят снизить удельные расходы топлива на производство электроэнергии.
Строительство новых магистральных линий электропередачи позволит оптимизировать конфигурацию энергосистемы Сахалинской области, повысить их надежность и эффективность работы.
Расширение зоны централизованного энергоснабжения, присоединение изолированных энергорайонов, модернизация и развитие системы распределительных электрических сетей значительно уменьшит удельные издержки и повысит надежность энергоснабжения потребителей.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика государственной политики в сфере энергосбережения
1.1. Понятие и сущность государственной политики в сфере энергосбережения
Серьезным толчком к развитию технологий энергетического менеджмента являются различного рода кризисы, обостряющие проблемы конкурентоспособности и возникающие в результате противоречий в реализации этапов экономического цикла: в области производства, распределения или потребления энергетических ресурсов. Одним из наиболее значимых факторов, обусловивших переход к современному этапу развития системных подходов к энергосбережению, явился энергетический кризис 1970-х годов, спровоцировавший рост цен на энергоносители и естественным образом увеличивший темпы инфляции. Страны ОПЕК, обеспечив за счет политических и экономических механизмов устойчивое влияние на международной арене, объявило эмбарго на поставку топливных ресурсов ряду стран, вовлеченных в глобальный политический конфликт . Макроэкономическим эффектом энергетического кризиса стало замедление роста экономической активности в развитых странах и массовое распространение энергосберегающих технологий. Последние являются одним из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности промышленной продукции.
В результате сложившегося кризиса правительства некоторых развитых стран (Германия, США, Япония) к концу 1970-х годов стали внедрять правовые механизмы стимулирования энергосбережения на национальном уровне, способствуя возникновению отдельных, спонтанных инициатив в области управления потребления энергетическими ресурсами. К этому периоду следует отнести и формирование первоначальных концепций управлению энергоэффективностью в сопряжении с экологическими проблемами регионов мира, где сконцентрировано промышленное производство. В их основу легли принципы сбережения энергетических ресурсов, ставшие актуальными в связи с глобальными климатическими изменениями . Обращение компаний к концепции энергетического менеджмента, таким образом, связано с возникшей острой потребностью экономии ресурсов, сокращения косвенных затрат на производство и сокращения уровня загрязнения окружающей среды. Энергетический менеджмент на промышленных предприятиях тесно связан с другими видами менеджмента: управлением производственными процессами, производственной логистикой, экологическим менеджментом и управлением человеческими ресурсами.
Оценка потенциала энергосбережения в промышленности, как в развитых, так и в развивающихся странах может стать основой для выработки эффективной энергетической политики на уровне регионов и отдельных предприятий. Очевидно, что подобную оценку необходимо начинать с анализа направлений и структуры потребления энергии. Общий уровень энергопотребления в промышленном производстве в мире по различным оценкам в ближайшие годы (до 2050 года) возрастет на 75% от уровня 2012 года (3 115 млн. тонн нефтяного эквивалента – Mtoe) и составит порядка 5 300 Mtoe. Порядка 20 % всего потребления энергетических ресурсов промышленными предприятиями в мире приходится на электрическую энергию, причем в прогнозируемой перспективе до 2050 года ее доля в общей структуре энергопотребления возрастет до 25–27% в общем объеме потребления, сократив относительные расходы нефти и нефтепродуктов, а также ископаемых углей. Реализация глобального энергоэффективного сценария предполагает также использование биомассы и отходов различных видов в качестве альтернативных энергетических источников (от 9 до 15% всей энергии к 2050 году). Металлургическая отрасль рассматривается во всех долгосрочных прогнозах как консервативная в области использования альтернативных энергетических ресурсов, поскольку полагается, что ключевые технологии останутся стабильными, а структурные сдвиги в потреблении металлов не будут наблюдаться.
Европейская промышленность ежегодно потребляет порядка 440 Mtoe энергии, что составляет 15 % от общемирового потребления. Основными энергетическими ресурсами, составляющими основу промышленного потребления, являются нефть и газ, при этом на электрическую энергию приходится порядка 41 % всего потребления стран ОЭСР (в 2007 году). Для сокращения эмиссии диоксида углерода (ДУ) на 75 % от текущего уровня европейской промышленности необходимо инвестировать около 7,1 трлн. долл., наибольшие затраты приходятся на транспортный сектор (все виды транспорта в промышленности) и развитие энергосберегающих технологий в области транспортной инфраструктуры. Технологическими направлениями совершенствования являются улучшение параметров использования ископаемого топлива, внедрение систем улавливания и хранения ДУ, продолжение исследований в области снижения затрат на альтернативные источники энергии, проектирования и внедрения интеллектуальных энергетических систем (smart grid).