Магистерский диплом на тему Реализация деятельностного подхода на основе использования активных методов обучения в географии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации деятельностного подхода в основной школе 8
1.1. Сущность понятий «деятельность», «учебная деятельность», «деятельностный подход» в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Системно-деятельностный подход как методологическое основание ФГОС ООО 22
1.3. Особенности проектирования современного урока географии в контексте деятельностного подхода 27
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Организация деятельности школьников на основе активных методов обучения 33
2.1. Место и роль активных методов обучения в организации деятельности школьников 33
2.2. Использование метода проблемного изучения, частично-поискового и исследовательского 53
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Результаты реализации деятельностного подхода на основе активных методов (на примере темы «Атмосфера и климаты земли») 62
3.1. Комплекс заданий на основе использования активных методов обучения 62
3.1. Проверка эффективности проведенной работы 77
Выводы по третьей главе 90
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Приложение 1 101
Введение:
Актуальность темы исследования. За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Обучение понимается как процесс подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Цель образования – сформировать конкурентоспособную, творческую личность, которая способна к самоопределению, самореализации и самосовершенствованию.
Провозгласив человека наивысшей ценностью, наше государство стало на путь воплощения гуманистических идей в педагогическую теорию и практику. Поэтому обучение в современной школе должно обеспечивать оптимальные предпосылки для самореализации личности ученика, раскрытия всех заложенных в нем естественных задатков. В соответствии с этими ориентирами приоритетное задание обучения географии на современном этапе – не только сформировать у школьников определенное количество предметных знаний, умений и навыков, но и обеспечить дальнейшее становление личности ученика, развитие его умственных способностей, а прежде всего – научить самостоятельно мыслить и получать знания, создать предпосылки усовершенствования личности.
Современный этап развития образовательной системы в РФ характеризуется переходом к использованию новых педагогических технологий, что связано с официальным введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов общеобразовательных организаций (ФГОС ООО) [ФГОС ООО].
Согласно требованиям ФГОС, в основе преподавания школьных предметов, в том числе и географии, должен лежать системно-деятельностный подход, целью которого как раз и является воспитание личности ученика как конкурентоспособного субъекта жизнедеятельности, как творческой личности, способной не только заучивать теоретические данные, но и применять полученные в школе знания в своей практической деятельности [ФГОС ООО].
Отметим также, что изучение географии, как и других предметов в школе, требует высокий мотивации учения. На нынешнем этапе реформирования общества в России проблема мотивации поведения и деятельности личности приобрела важное значение. Решение задач, стоящих перед обществом, как показывает мировой опыт хозяйствования, зависит от человека, побудительным рычагом к действию которого является его мотивация. Новые формы хозяйственной деятельности и собственности, которые сформировались в России, предоставляют широкие возможности для формирования и практического использования мирового опыта по вопросам построения эффективных мотивационных механизмов.
Проблема побуждение людей к определенной деятельности не нова, однако имеет разную природу. В течение многих веков она волновала лучшие умы человечества. В общем понимании мотивация – это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к выполнению определенных действий.
Эволюционное развитие мотивационных теорий прошло свой долгий путь от неосознанных, донаучных концепций материального стимулирования по принципу «кнута и пряника», которые только к определенному времени признавались действующими, до научно обоснованных, с попыткой оптимизировать мотивационный процесс в организации.
Однако эти новые мотивационные модели в основном рассматривают лишь психологический, внутренний или индивидуальный аспект такого сложного организационного процесса, как мотивация. Поэтому вполне правомерен тезис о том, что на сегодняшний день появилась необходимость разработки более новых, функциональных теорий мотивации, которые бы адекватно отражали бы взаимодействие мотивационного и других организационных процессов.
Во многих методических рекомендациях уделено внимание этим вопросам, акцентируется внимание на том, что необходимо внедрять в практику преподавания географии активные методы обучения, системно-деятельностный подход и т.д. [3; 9; 14].
Однако практикующие учителя географии «старой школы» продолжают использовать преимущественно традиционные методы обучения.
Таким образом, существует противоречие между требованиями нормативных документов к использованию в учебном процессе активных, направленных на организацию продуктивной учебно-познавательной деятельности школьников, методов обучения и преимущественно репродуктивным характером процесса обучения географии в массовой школе.
В связи с этим, актуальной становится тема данного исследования: «Реализация деятельностного подхода на основе использования активных методов обучения в географии».
Исходя из актуальности указанных вопросов, целью исследования данной работы стало выявление специфики и условий реализации деятельностного подхода на основе использования активных методов обучения в географии.
Объект исследования: процесс обучения в географии в основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования: специфика реализации деятельностного подхода на основе использования активных методов обучения в географии.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы реализации деятельностного подхода в основной школе.
2. Выявить особенности организации деятельности школьников на основе активных методов обучения.
3. Разработать комплекс заданий на основе использования активных методов обучения и проверить их эффективность на практике.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация деятельностного подхода на основе использования активных методов обучения в географии будет способствовать улучшению предметных знаний учащихся и повышению мотивации учения.
Теоретико-методологические основы исследования: основные концептуальные положения дидактики (А.В. Ломакин, О.О. Фиклистова и др.); теории и методики преподавания географии в школе (И.П. Галай, И.В. Душина, О.А. Иванова, В.Д. Сухоруков и т.д.).
Методы исследования:
− монографический метод – при описании требований к организации обучения географии и особенностей применения активных методов обучения, разработке комплекса заданий для изучения географии в 7 классе;
− метод педагогического эксперимента – на этапе подтверждения сформулированной гипотезы исследования;
− статистические методы – на этапе оценки результатов проведения педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении условий реализации деятельностного подхода на основе использования активных методов обучения в географии.
Практическое значение данной работы состоит в том, что выделенные условия реализация деятельностного подхода на основе использования активных методов обучения в географии можно использовать в ходе преподавания географии.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверки реализации деятельностного подхода на основе использования активных методов обучения в географии.
Структура и объем работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, ___ глав, заключения, библиографического списка, включающего ___ наименований, и приложения. Основной объем работы — ___ страницы (текст работы со списком литературы без приложений).
Заключение:
Деятельностный подход сегодня − один из основных условий эффективного осуществления учебной деятельности на основе использования активных методов обучения географии, в рамках которого в учебном процессе используются активные методы обучения. Активные методы обучения географии − это метод проблемного изложения, частично-поисковый метод и исследовательский метод.
Методика применения активных методов обучения географии в 7 классе должна включать в себя как проблемные задания, так и поисковую и исследовательскую деятельность учеников.
Важными условиями воспитания познавательного интереса и самостоятельности на уроках географии выделены следующие: понимание учеником содержания и значения материала, который изучается; наличие нового, как в содержании материала, который изучается, так и в самом подходе к его рассмотрению; эмоциональная привлекательность учебной деятельности; наличие оптимальной системы познавательных заданий; творческое использование качественной дополнительной информации; самостоятельность в познавательной деятельности; оценка успехов учителем.
Введение в учебную деятельность исследований на уроках географии вызвало немало вопросов относительно их проведения. Отсутствие существования четких правил по организации исследований для учителей, как и методического обеспечения по данному вопросу, недостаточное осознание важности исследований для учителей через практическое отсутствие опыта, загруженность учебного процесса другими видами работ обусловили необходимость в обеспечении учителей соответствующей учебно-методической литературой, которая помогала результативно проводить исследования на уроках географии учениками.
Все более широкое применение в учебно-воспитательном процессе находят такие активные методы обучения, как метод проектов, частично поисковый и исследовательский методы.
На этой основе нами был разработан комплекс заданий на основе использования активных методов обучения. В рамках данного комплекса широко применялись активные методы обучения, а также исследования, являющиеся новой составляющей в учебной программе по географической дисциплине, согласно которой учитель, благодаря проведению планомерной и систематической работы, развивает у учащихся исследовательские умения и навыки.
Применение разработанного комплекса на уроках географии в 7-м классе позволило установить положительную динамику в уровнях успеваемости, мотивации и самостоятельности на уроках географии.
Анализ результатов эксперимента дал возможность подтвердить высказанную в начале исследования гипотезу, согласно которой использование активных методов обучения способствует созданию высокого уровня мотивации учеников 7 класса к изучению географии, а также улучшению их предметных знаний. Этот вывод подтверждается тем, что в результате применения активных методов обучения на уроках географии средний уровень мотивации учеников к изучению географии вырос с 9,3 балла (при максимально возможном количестве баллов – 15, а минимальном – 5 баллов) до 12,1 балла. При этом улучшилась и средняя успеваемость школьников по географии – с 4,2 балла в начале эксперимента до 4,4 баллов на последнем этапе эксперимента. Положительна динамика была отмечена также и в самостоятельности учащихся на уроках географии.
Такие результаты исследования свидетельствуют об эффективности использования активных методов на географии в 7-м.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы реализации деятельностного подхода в основной школе.
1.1. Сущность понятий «деятельность», «учебная деятельность», «деятельностный подход» в психолого-педагогических исследованиях
В концепции современного образования особо отмечается проблема активизации познавательной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе. Об активности как одном из основных принципов процесса познания и необходимость развития познавательного интереса педагогическая наука говорила уже давно (работы В. Сухомлинского, А. Ковалева, Г. Щукиной, Ю. Бабанского и др.). Дидакты и методисты единодушны в том, что познавательный интерес формируется в организованной учебной деятельности, направленной на овладение знаниями и практическими навыками. Поэтому так важно для достижения нужного уровня усвоения учащимися программного материала, высокой их обученности систематически, целенаправленно поддерживать и развивать познавательный интерес школьников, ставить их в ситуацию проблемного получения знаний, практиковать нетрадиционное обучение [69]. Следовательно, в основе современной образовательной системы лежит деятельность.
Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, которая включена в общую систему общественных отношений. Психологической основой ценностно-смысловой сферы личности является разнообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности и выражают социально детерминированные отношения ее к действительности.
По мнению А.М. Леонтьева человеческая деятельность определяется формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства, и реализуемые в деятельности конкретных людей [33, с. 156-214].