Магистерский диплом на тему Развитие умений иноязычной письменной речи учащихся основной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития умений иноязычной письменной речи учащихся 7
1.1. Основные характеристики письменной речи как вида речевой деятельности 7
1.2. Цели и задачи обучения письму в основной школе ……………………………..23
Выводы по главе I. 36
Глава II. Методика развития умений иноязычной письменной речи учащихся основной школы 38
2.1. Возможности развития умений иноязычной письменной речи учащихся на содержании современных УМК по иностранному языку для основной школы…………………………………………………………………………………………………….. 38
2.2. Приемы развития умения писать личное письмо 59
Выводы по главе II. 75
Заключение ………………………………………………………………………………………………76
Список литературы 80
Введение:
Актуальность исследования: В настоящее время подготовка учащихся к ЕГЭ в целом, и к написанию письма личного характера, в частности, является актуальной проблемой. И, к сожалению, в основном работа начинается только в старших классах, идет, так называемое, «натаскивание» учащихся к выполнению разделов ЕГЭ. Но работа над письмом личного характера не должна вестись таким образом.
Научить учащихся основной школы писать на иностранном языке – это непростая задача, так как письмо – не только знание лексики и грамматики. Настоящая грамотность письменной речи, как любой коммуникации, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета, знания форм выражения мыслей и наличия иных знаний.
Понятно, что для этого нужно владеть языковыми знаниями. Но проблема развития умений иноязычной письменной речи учащихся основной школы предполагает не только получение лингвистических знаний, но и формирование определенного набора компетенций, особенно межкультурной коммуникативной компетенции, которая определяется многими исследователями как совокупность знаний, умений, способов и опыта деятельности построения и понимания высказываний в коммуникативных ситуациях.
В настоящее время обновление содержания обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях связывается, прежде всего, с выработкой у учащихся необходимых жизненных компетентностей. Выпускнику нужны те умения, которые в будущем давали бы им возможность комфортно чувствовать себя в современном мировом пространстве. Это объективно обусловлено рядом факторов, приоритетным среди которых является ориентирование на постоянную глобализацию и интенсификацию международных контактов в различных сферах жизнедеятельности общества.
Современный человек должен уметь общаться с представителями различных культур, для этого ему необходимы устойчивые навыки общения на иностранном языке и понимание, как именно строится письменное взаимодействие в странах изучаемого языка. Например, написание письма в России отличается от письма в англоязычных странах.
Обучение иностранным языкам обычно осуществляется как взаимосвязанное или одновременное обучение всем видам речевой деятельности. Но на практике, письму чаще всего уделяется меньше внимания, чем всем остальным видам речевой деятельности: чтению, говорению и слушанию.
Следовательно, очевидными становятся противоречия между:
— потребностью современного общества в людях, готовых к межкультурному диалогу в условиях мирового поликультурного пространства, и недостаточной межкультурной коммуникативной компетентности в аспекте письменной речи у учащихся;
— потребностью обучающихся в достаточно высоком уровне сформированности письменной речи и применением в образовательной практике традиционных педагогических технологий обучения;
— потребностью обучающихся в применении своих умений на практике и ограниченностью условий применения иноязычных знаний в языковой среде образовательных организаций;
— потребностью в научно-методическом обеспечении процесса развития умений иноязычной письменной речи учащихся и недостаточной разработанностью вопроса в методике.
Учебный процесс по обучению иностранным языкам невозможен без системы контроля над становлением речевых навыков и умений учащихся. Контроль регулирует процесс учебно-познавательной деятельности школьников, оказывает положительное влияние на его характер и результативность, которая на сегодняшний день опирается на ключевой фактор в образовательной школе – сдачу ОГЭ по окончании 9-го класса, а впоследствии и ЕГЭ. Это говорит о том, что обучение письменной речи должно проводиться в рамках требований, предъявляемых к сдаче государственных экзаменов.
Сейчас на ОГЭ и ЕГЭ требуется написание эссе и написание личного письма. Поэтому в первую очередь в общеобразовательной школе необходимо обучать именно этим умениям.
Объект исследования – развитие умений иноязычной письменной речи учащихся основной школы.
Предмет исследования – обучение написанию личного письма в формате ЕГЭ.
Цель исследования – изучить аспекты методики обучения написанию личного письма; создать новые, усовершенствованные виды заданий, позволяющих максимально повысить эффективность обучения написанию личного письма.
Задачи:
1) выявить основные характеристики письменной речи как вида речевой деятельности;
2) определить цели и задачи обучения письму в основной школе;
3) определить возможности развития умений иноязычной письменной речи учащихся на содержании современных УМК по иностранному языку для основной школы;
4) систематизировать приемы развития умения писать личное письмо.
Методологическую основу исследования составляют работы ученых в области психологии обучения письменной речи (И.А. Зимняя, Л.С. Выготский); коммуникативный (И.Л. Бим, Е.И. Пассов), системно-структурный (И.Л. Бим) подходы к обучению иностранным языкам.
Практическая значимость состоит в возможности использования материала исследования в практике преподавания в основной школе, в частности, при обучении написанию личного письма. Полученные результаты позволяют определить приемы обучения написанию личного письма в 9-х классах.
Работа состоит и введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В методике до сих пор выделяется письменная речь и письмо. Если продуктом письменной речи всегда бывает связное высказывание, продуктом письма могут быть отдельные слова, словосочетания, не связанные друг с другом предложения, план высказывания и даже сокращения. При этом письму уделяется меньше внимания, чем говорению или чтению. Особенно характерно это явление для основной школы. Дети в 5-9 классах мало пишут, однако на ОГЭ одним из заданий является написание личного письма (100-120 слов).
При этом писать личное письмо на английском языке не так легко. Англоязычные неформальные письма пишутся по непривычному для учащихся шаблону, необходимо уметь логично выстроить текст письма, связать предложения друг с другом, использовать разговорную лексику.
К тому же неформальное письмо должно быть грамотным, не содержать орфографические, лексические и грамматические ошибки. Добиться этого непросто, потому, что письмо – это одна из наиболее сложных форм речевой деятельности.
С другой стороны, именно письменная речь лучше всего развивает учащихся. Она непосредственно связана с мышлением человека, так как главная функция письменной речи состоит в оформлении мысли. Учась писать, ученики одновременно учатся выстраивать свои мысли, ставить перед собой цель, определять главную мысль высказывания, управлять своими действиями.
Одной из форм письменной речи являются письма (личные и официальные). Письма родственникам, друзьям или знакомым – это все личные (неформальные) письма. Все они выражают личные мысли и чувства между близкими (хорошо знакомыми) людьми, а тематика их может быть самой разной. Предметом личного письма может быть просьба, извинение, поздравление, запрос или выражение сочувствия, благодарность или предоставление информации в ответ на письмо. Перечислить все возможности нельзя, так как темы общения между людьми могут быть любыми.
Письмо – это сообщение на любую тему, но практика придала ему определенную форму. Письма бывают разного рода, в зависимости от того, что мы сообщаем и кому мы посылаем сообщение, и все же все они имеют определенные общие черты формы.
Неформальные письма являются такими только по содержанию. Форма их имеет свои правила. Соблюдение правил написания писем придают письму грамотный вид.
Умения, проверяемые в письме личного характера во время ОГЭ, многочисленны. Учащийся должен уметь дать развернутое сообщение в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме; описывать события/факты/явления; сообщать/запрашивать информацию; строить письменное высказывание логично и связно; использовать различные стратегии: описания, рассуждения, сообщения, повествования; соблюдать правила организации письменного текста; соблюдать формат.
В практической части работы нами был проанализирован УМК «Английский в фокусе» / «Spotlight». В целом, этот УМК содержит большое количество упражнений, направленных на развитие основных видов письменных работ. Это письма, анкеты, электронные письма, эссе и многие другие виды письменных работ. В УМК ведется работа над навыками письменной речи в рамках этапа «Writing». В 8-9 классе это урок «Writing Skills».
Рабочая тетрадь УМК включает в себя большое количество письменных заданий различной сложности. Они разделены по жанру и уровню сложности.
Полученные результаты дают основание говорить о том, что содержание анализируемого УМК располагает достаточными возможностями для организации обучения иноязычной письменной речи учащихся основной школы.
Однако в УКМ не ставится отдельной целью сформировать грамотную письменную речь. Письмо рассматривается как вспомогательное средство обучения.
Сложный характер письменной речи и особенности личных писем требует такого подхода, при котором учащихся обучают приемам анализа своих и чужих текстов. Учащиеся для начала должны иметь хорошее представление о том, как выглядит грамотное письмо на английском языке. Такое письмо начинается с вежливого обращения, разделено на смысловые абзацы, заканчивается формулами речевого этикета. Учащихся необходимо тренировать в написании адреса, в подборе фразы для начала письма, в умении делить текст на смысловые абзацы.
Отдельная часть работы связана с умением подобрать лексику. Учащиеся часто не видят разницу между книжным и разговорным стилем, и пишут неформальные письма излишне литературным языком. Это неверно, так как письмо должно быть неформальным. Кроме того, учащиеся не могут подобрать слова для описания своего опыта и произошедших событий. Им не хватает словарного запаса. Для решения этой проблемы необходимо знакомить их с примерами писем личного характера на английском языке. Также их нужно учить умению представлять себе содержание своего письма и составлять план своего письменного высказывания.
Использование приемов развития умения писать личное письмо способствует развитию иноязычной компетенции и повышению уровня общей культуры речи.
Использование разработанных упражнений для развития умений писать личное письмо способствует повышению орфографической грамотности, умению использовать речевые формулы начала и концовки письма, повышению логики изложения, более правильному выбору лексики, снижению числа грамматических ошибок. Умение писать грамотное и вежливое письмо создает человека, готового к межкультурному диалогу в условиях мирового поликультурного пространства, обладающих коммуникативной компетентностью в аспекте письменной речи.
Пока что приемы обучения написанию личного письма недостаточно разработаны в методике. Необходимо и дальше искать приемы обучения учащихся умению писать содержательные и грамотные неформальные письма на английском языке.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы развития умений иноязычной письменной речи учащихся
1.1. Основные характеристики письменной речи как вида речевой деятельности
1.1.1 Особенности письменной речи
Письменная речь относится к речевой деятельности. При рассмотрении характеристик видов речевой деятельности возникает необходимость более четкого определения нашего понимания самого явления «речевая деятельность»
Согласно точке зрения И.А. Зимней, речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом). Речевая деятельность людей может входить в другую, более широкую деятельность, например, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью [22, с. 38].
Речевая деятельность реализуется в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Вслед за А. Н. Щукиным и Г. М. Фроловой мы рассматриваем письмо как цель и средство обучения. «Будучи средством обучения, умение письма используются для овладения системой языка, его лексическими, грамматическими, стилистическими средствами. Будучи целью обучения, они используются для создания учащимися текстов и фиксации речи других людей» [61, с. 278].
В отечественной методике обычно выделяют [40, с. 110-112]:
— учебную письменную речь, т.е. выполнение разнообразных языковых и условно-речевых упражнений в письменной форме;
— коммуникативную письменную речь, нацеленную на порождение речевого сообщения в письменной форме и развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений — текстов.
Поскольку письмо названо средством общения, отмечается его продуктивный характер как вида деятельности. Одновременно говорится о письме как о результате общения (письменном тексте). В 1980-е гг. для того, чтобы подчеркнуть природу письма наряду с его второстепенной ролью в обучении, было принято различать понятия собственно письма и письменной речи.
Термин «письмо» употреблялся относительно графической системы, а «письменная речь» — относительно книжного стиля речи, процесса «выражения мыслей в графической форме» [21, с. 189]. Значительное влияние теории языка на обучение письму проявилось в том, что особое место отводилось графическим и орфографическим навыкам и соотношению звуковых и графических символов [21, с. 190-204].
С другой стороны, в отечественной методике обучения иностранным языкам серьезно изучались процессы письма как вида деятельности в рамках теории деятельности (И. А. Зимняя).
Процесс делился на этапы [21]:
— мотивационно-побудительный,
— аналитико-синтетический,
— исполнительский.
Аналитико-синтетический этап означал формирование мысленного высказывания, отбор и распределение языковых средств, и построение смысловых связей между ними. Это означало, что весь будущий текст формируется сначала во внутренней речи, а затем фиксируется во внешней [21, с. 189]. Никаких педагогически-ориентированных компонентов, как задание, контекст, адресат, эта модель не содержала, она представляла последовательность ментальных операций, совершаемых автором письма.
В настоящее время отношение к письму меняется медленно. Авторы учебников последнего десятилетия придерживаются разграничения понятий письма и письменной речи, одновременно указывая на продуктивность письма как отдельного вида речевой деятельности и подчеркивая важность графических навыков в школе [61, с. 260-263]. По-прежнему уделяется большое внимание психолингвистическим механизмам письма [61, с. 263].
Речевая деятельность во всех ее видах реализуется посредством сложного общего речевого механизма. И.А. Зимняя выделяет внутри него такие речевые механизмы, как осмысление, память, механизм опережающего отражения [21, с. 78-91]. Все они составляют интеллектуальные способности, и поэтому изучение иностранного языка не только требует интеллектуальных способностей, но и хорошо их развивает.
Именно когнитивные структуры (память, внимание, мышление, воображение) определяют функционирование любых компонентов языковой системы, а также сами аспекты функционирования грамматических категорий, синтаксических преобразований, стилей и регистров речи (А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский) [3].
Для того, чтобы писать, необходимо иметь развитую память, внимание, мышление и воображение. Именно в этом аспекте можно считать, что письмо развивает человека.
Рассмотрим, например, как влияет письмо на развитие мышления человека. В философской литературе понятие «мышление» используют в самом широком смысле: как синоним познания в целом, и как синоним понятия «сознание», в частности [31, с. 109].