Магистерский диплом на тему Развитие студенческого спорта в РФ: проблемы,цели и тренды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития студенческого спорта 6
1.1. История развития студенческого спорта в России 6
1.2. Проблема спорта среди молодежи и ее государственное регулирование 10
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Особенности развития студенческого спорта в России и за рубежом 25
2.1. Зарубежный опыт развития студенческого спорта 25
2.2. Тенденции развития студенческого спорта в России 35
Выводы по главе 2 42
Глава 3. Современное состояние и проблемы развития студенческого спорта в РФ 43
3.1. Анализ современного состояния развития студенческого спорта в РФ 43
3.2. Проблемы и перспективы развития студенческого спорта на современном этапе в РФ 54
Выводы по главе 3 63
Заключение 65
Список литературы 68
Введение:
Актуальность работы. Здоровье человека представляет собой тот капитал, который требует сохранности и преумножения на протяжении всей жизни, занимая при этом одну из важных позиций в потребностях личности. Поэтому состояние полного физического, духовного и социального благополучия выступает как качественная предпосылка для самореализации молодежи, способствуя эффективному усвоению учебной и профессиональной деятельности. Достижение этого возможно через приобщение молодого поколения к здоровому образу жизни, вовлекая в систему студенческого спорта.
Студенческий спорт в нашей стране зародился в начале прошлого столетия и прошел через несколько этапов развития. Однако на современном этапе существует необходимость решения новых задач физического воспитания в заведениях высшего образования, которые будут направлены не только на развитие физических способностей студенческой молодежи, но и стимулировать у них интерес заниматься спортом и физической культурой, формировать ценности здорового образа жизни.
Современное состояние физической культуры и спорта в России характеризуется значительными проблемами, связанными с условиями существования общества: глубоким экономическим кризисом, обусловленным переходом на новые формы экономического хозяйствования; стремительным спадом производства в промышленности и аграрном секторе; существенным снижением государственного финансирования сферы физической культуры и спорта; значительным снижением уровня жизни населения; нарушением экологического равновесия, резким ухудшением физического развития людей и уровня их здоровья, сокращением продолжительности жизни.
Все это обуславливает актуальность темы исследования и предполагает углубленное изучение особенностей состояния современного развития студенческого спорта в России, опираясь на анализ проблем и определяя перспективы его развития.
Степень разработанности темы исследования. В течение последних десятилетий проблема совершенствования развития физической культуры и спорта среди студенческой молодежи стала объектом внимания многих отечественных исследователей различных областей знаний, в трудах которых отражены теоретические и практические аспекты этой актуальной проблемы.
Совершенствованию и развитию национальной системы физического воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи посвятили свои исследования В.Г. Арефьева, А.Д. Дубогай, М.Д. Зубаль, Т.Ю. Круцевич, А.С. Куц, Р.Т. Раевский, С.М. Домбровская, С.М. Сингаевський, Б.Н. Шиян и др.
Вопрос достижения сбалансированной и оптимальной организационной структуры системы государственного управления физической культурой и спортом, механизмы и теоретико-методологические основы государственного управления данной сферой рассматривали такие ученые, как В. М. Гузар, Ю. И. Долго, М. В. Дутчак, В. Л. Жуков, В. Е. Куделко, Ю. П. Мичуда, М. А. Олейник, В. М. Платонов, Ю. М. Шкребтий и др.
Однако наличие указанных исследований, полученные результаты и разработанные научно-методические рекомендации по развитию физической культуры и спорта в высшей школе не позволяют полностью решить имеющиеся проблемы в развитии студенческого спорта нашей страны. В связи с этим существует необходимость комплексного изучения проблемы для качественного решения задач по развитию отрасли.
Цель исследования заключается в изучении проблем студенческого спорта на современном этапе и определении предпосылок его развития на основе проведенного анализа, а также выбора методов решения существующих проблем.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить историю развития студенческого спорта в России.
2. Выявить проблему развития спорта среди молодежи и описать ее государственное регулирование.
3. Охарактеризовать особенности развития студенческого спорта за рубежом.
4. Проанализировать тенденции развития студенческого спорта в России.
5. Провести анализ современного состояния студенческого спорта.
6. Выявить проблемы и предложить пути их решения, а также перспективы развития студенческого спорта в России на современном этапе.
Объектом исследования является проблема развития студенческого спорта.
Предметом исследования выступает анализ современного состояния студенческого спорта и выявление его проблем и методов их решения.
Методы исследования. Методологической базой исследования являются современные теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях, что рассматривается сквозь призму взаимосвязи и единства теории и практики, содержания и формы, общего, особенного и единичного.
С целью комплексного, всестороннего исследования проблемы развития студенческого спорта в высших учебных заведениях России, определение функций и методов, функциональных взаимосвязей между отдельными ее элементами, особенностей взаимодействия между ними и средой окружения, установление существенных признаков процесса количественного и качественного развития сферы физической культуры и спорта в работе использован системный, структурно-функциональный, диалектический, ситуационный, нормативный и количественный подходы.
Методы индукции, дедукции, абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза применялись для теоретического обобщения и формулировки цели, задач, объекта и предмета исследования, выводов и совершенствования категорийно-понятийного аппарата. С помощью формально-логических методов исследована сущность проблемы исследования.
Сравнительно-правовой метод использовался для анализа состояния разработки проблемы в научной литературе, публикациях отечественных и зарубежных ученых, периодизации законодательства по формированию организационной структуры государственного управления физической культурой и спортом, совершенствование категорийно-понятийного аппарата.
Математико-статистические методы применены для достоверного определения уровня развития студенческого спорта в России.
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа современного состояния студенческого спорта в России, основываясь на исторических тенденциях его развития выделении основных проблем и определении возможностей их решения и достижения эффективного развития отрасли.
Практическая значимость исследования заключается в решении конкретных научных задач по развитию теоретических положений и разработке предложений по совершенствованию механизмов развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях России, выяснении концептуальных инновационных направлений их модернизации и определения путей развития отрасли в целом, что может быть использовано в работе регулирующих органов развития физической культуры и спорта. Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных и местных программ развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях, внедрены в учебный процесс подготовки специалистов управленческого звена отрасли, в систему последипломного образования специалистов соответствующих категорий.
Заключение:
Студенческий спорт имеет важное значение как для физического и нравственного развития личности, так и для решения очень значимых социальных задач в обществе. Преодоление негативных последствий перестроечных лет во многом предполагает укрепление традиций студенческого спорта, активизацию государственной поддержки, нормативно-правовое, организационное, финансово-экономическое, материально-техническое и информационное направления его возрождения.
Студенческий спорт призван гармонизировать воспитание будущих специалистов. Сейчас позабылась идея формирования всесторонне и гармонически развитой личности, а ее место заняла идея развития всех потенциальных возможностей индивида. Однако всесторонне – умственно, нравственно и физически развитый человек – остается востребованным для успешного функционирования и прогресса социума.
Успехи советского студенческого спорта во многом базировались на выпускниках детско-юношеских спортивных школ, которых охотно принимали в высшую школу. Как правило, эти студенты удачно сочетали вузовскую учебу с участием в спортивной жизни и приносили добрую спортивную славу своему ВУЗу.
Студенческий спорт имеет важную составляющую – формирование ценнейших качеств личности. В СССР это определялось как коллективизм и существенной задачей массового спорта являлось формирование коллективистских качеств. Сейчас этот термин заменен понятием «корпоративность», но суть его неизменна: человек формируется как член общности, учится действовать сообща, в команде.
Трагический для нашей страны период «шоковой терапии» привел к тотальной физической и нравственной деградации людей, совершенно немыслимой до 90-х годов. Преодоление негативных последствий этих лет постепенно меняет модели мышления и поведения людей. Корпоративность как качество личности пробивает себе дорогу через эгоизм и социальное одичание – без нее социум не справляется с решением насущных задач. Корпоративная модель мышления и поведения постепенно берет верх над анархистско-нигилистской моделью, прежде всего, в среде социально адаптированной части населения, в том числе и в среде студенческой молодежи; становится модным быть не только богатым и успешным, но и адекватным, предсказуемым, порядочным, физически развитым человеком. И развитие массового студенческого спорта способно подхватить и стимулировать этот благоприятный для развития социума и личности процесс.
Одной из основных проблем развития студенческого спорта в РФ является отсутствие действующей нормативно-правовой базы. В настоящий момент существующее законодательство оставляет студенческий спорт за рамками правового регулирования.
Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо: подготовить предложения по внесению в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» изменений (поправок), отражающих потребности развития студенческого спорта и обеспечивающих создание условий для полной реализации возможностей в укреплении здоровья, организации досуга, повышении спортивного мастерства студентов
Помимо этого необходимо разработать Концепцию развития студенческого спорта как часть стратегии молодежной политики в Российской Федерации. Определить цели, задачи, стратегические направления ее деятельности и источники финансирования.
Совместно с Росспортом решить вопрос о проведении мониторинга уровня физической подготовленности студентов. Ввести ежегодное тестирование и проверку физической подготовленности студентов в соответствии с установленными государственными нормативами. А так же совместно с Росспортом и Минздравом разработать и утвердить «Паспорт здоровья» для студентов вузов РФ.
Таким образом, высокие результаты, показанные нашими студентами-спортсменами на международной арене, послужат прекрасным стимулом для улучшения качества физического воспитания и образования как процесса подготовки студентов к активной общественной жизни и плодотворной трудовой деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья, постоянного совершенствования физического, нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития студенческого спорта
1.1. История развития студенческого спорта в России
В России студенческий спорт возник в начале 20 столетия, что связано с появлением первых студенческих спортивных клубов в политическом и электротехническом московских институтах. К 1904 году в России было образовано сорок студенческих спортивных клубов, деятельность многих была в Петербурге, Москве и Киеве. Так, в Петербурге функционировало 13 спортивных клубов, в Москве 5, а в Киеве 4.
Далее в 1911 году несколько петербургских студенческих обществ образовали студенческую лигу, с целью проведения соревнований среди студентов. Однако после революции 1917 года студенческий спорт был призван для развития в несколько ином русле.
29 мая 1918 года основано самое крупное в России высшее учебное заведение в сфере физической культуры и спорта – Государственный центральный институт физической культуры ордена Ленина (на сегодняшний день называется – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма).
Появление отдельного предмета в высшей школе «физическое воспитание» произошло в январе 1921 года введением в учебный план Петроградского высшего педагогического института. А в 1929 году Совет народных комиссаров РСФСР ввел физическое воспитание как обязательный предмет во всех высших учебных заведениях страны. В это же время в институтах и университетах создавались кафедры физического воспитания.
Следует отметить, что первые студенческие соревнования появились годом раньше, в феврале 1928, по инициативе Центрального бюро Пролетстуда. В программе таких соревнований были хоккей, лыжные гонки, конькобежный спорт, бокс и пинг-понг.
Важным моментом является то, что развитие спортивного студенческого движения в России протекало в несколько этапов. Так, первый этап связан с концом 20-х годов прошлого века, когда итогом стало оформление студенческого спорта, создание кафедр физической культуры в высших учебных заведениях страны, а также проведением всесоюзных студенческих соревнований.