Педагогика\Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Развитие социальных эмоций у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.. 9

1.1. Особенности
социально-эмоционального развития в период дошкольного детства  9

1.2. Социальные эмоции:
сущность и механизмы формирования. Роль социальных эмоций в системе
межличностных взаимоотношений. 21

1.3. Возможности
сюжетно-ролевой игры в развитии социальных эмоций у детей 4-5 лет. 29

Выводы по первой главе. 40

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. 42

2.1. Организация, методики и
результаты исследования уровня развития социальных эмоций у детей 4-5 лет. 42

2.2. Содержание работы по
развитию социальных эмоций у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх. 62

2.3. Анализ результатов
эмпирического исследования. 74

Выводы по второй главе. 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 88

ПРИЛОЖЕНИЕ. 96

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования.
Преобразования в экономической и
политической сфере, интенсификация в развитии науки, информационных и
коммуникационных технологий, ускорение темпов жизни, общественные трансформации
свидетельствуют об изменении социальной действительности, обусловившей ценностно-нормативные
сдвиги в жизни общества. На современном этапе развития общества вследствие
происходящих в общественной жизни трансформаций воспитание социальных эмоций у
детей дошкольного возраста приобретает особую значимость с позиций научного
рассмотрения.

Актуальность проблемы
социально-эмоционального развития детей детерминирована потребностью общества в
воспитании социального поведения у подрастающего поколения в духе нравственных
ценностей и норм. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для
воспитания социальных чувств: в этом возрасте ребенок открыт для усвоения
социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди окружающих.
При этом ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия,
мышления и воображения. Эмоции выступают в качестве регуляторов поведения,
способствуют формированию ценностных ориентаций и установок. Не меньшую роль
эмоции играют и в развитии взаимоотношений, являясь основой восприятия и оценки
другого человека.

Социальные эмоции
представляют собой комплекс переживаний, представленный целым спектром чувств и
эмоций, формирующихся у ребенка с рождения и в дальнейшем осваиваемых им в ходе
взаимоотношений с окружающими. Социальные эмоции обеспечивают процесс
социального взаимодействия ребенка с другими, они являются фактором,
определяющим вхождение личности в социум. Так, по мнению А.В. Запорожца,
социальные эмоции представляют собой эмоции, которые приобретают социальную
направленность. Изучением детских эмоций занимались такие ученые, как Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, и др. А.В.
Запорожцем, К.Э. Изардом, Г.М. Бреславом и др. установлено, что для
выстраивания социально приемлемых взаимоотношений большую роль играют такие
социальные эмоции, как эмпатия и чувство благодарности.

Ведущая роль в
формировании и развитии социальных эмоций принадлежит игре, в процессе которой
ребенок имеет возможность вступать в реальные взаимоотношения и усваивать
выработанные социумом ценности, а также учиться следовать общественно
выработанным нормам и правилам поведения. Игра, являясь ведущим видом
деятельности, создает благоприятный фон для проявления социальных эмоций у
детей. В играх создаются возможности для формирования этических норм, гуманных
проявлений, формируются способности к сопереживанию и содействию. Игра насыщена
различными эмоциями, что позволяет использовать ее не только для личностного
развития ребенка, но и для коррекции психоэмоциональных состояний. Именно
сюжетно-ролевая игра содействует развитию у ребенка всех форм эмоциональных
переживаний, в процессе игры дети приобретают новые знания об эмоциях и их
проявлениях, наблюдают практическую модель правильного поведения со
сверстниками, что имеет огромное значение для развития социальных эмоций.

Актуальность исследования
обусловлена противоречием между
готовностью детей среднего дошкольного возраста к освоению социальных эмоций и
недостаточным использованием потенциала сюжетно-ролевой игры в условиях
дошкольной организации.

Выявленное противоречие
позволяет сформулировать проблему
исследования: каковы возможности сюжетно-ролевых игр в развитии социальных
эмоций у детей среднего дошкольного возраста?

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
позволил сформулировать следующие выводы. Обобщая современные достижения
педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что
социальные эмоции представлены эмерджентным
комплексом переживаний, представленных широким диапазоном эмоций и чувств,
формируемых с момента рождения и осваиваемых ребенком в процессе межличностного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Социальные эмоции обслуживают
социальные взаимоотношения, являются регуляторами деятельности и общения,
оптимизируют процесс вхождения индивида в социум, являются основой поведения при
выборе способа взаимоотношений с другими людьми. Социальные эмоции также служат
причиной благополучия либо неблагополучия ребенка в среде сверстников,
определяют и характер его личностного становления.

Развитие социальных
эмоций у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание важности
проявления по отношению друг к другу отзывчивости, сострадания, формирование
умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и
руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций
и поступков людей. Основываясь на современных классификациях социальных эмоций,
к ним относят
чувства, связанные с
общественным укладом или социальными явлениями (справедливости, чести, долга,
ответственности, солидарности, и т.д.); 
эмоции, ориентированные на себя (чувство стыда, вины, гордости,
смущения) и на других (эмпатия, благодарность, зависть); блоки эмоциональных
отношений личности (счастье горе; справедливость — обида; дружба — ссора;
доброта — злоба; и др.);
доброжелательность, взаимопонимание,
альтруизм, справедливость, эмпатия, и др. Для их формирования у дошкольников
следует развивать сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность,
дружелюбие.

Игровая деятельность
создает условия для развития социальных эмоций через совместную игровую
деятельность. В ходе игр сюжетно-ролевых игр дети осваивают мир
взаимоотношений, моделируют модели социально приемлемого поведения.

Ведущими направлениями
при организации сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития социальных
чувств у дошкольников являются такие, как согласование действий детей с
игровыми партнерами; побуждение детей к использованию в игре новых способов
решения задач в ходе совместного обсуждения и принятия решений; эмоциональная
ориентация ребенка на сверстника и развитие готовности оказывать помощь
участникам игры, оценивать целесообразность советов; обогащение сюжетно-ролевых
игр нравственным содержанием; ориентация игр на приоритет гуманных чувств во
взаимоотношениях между детьми; формирование у детей социально желательных
качеств; внесение правил позитивного отношения к сверстнику; демонстрация
образцов ролевого поведения и т.д.

Реализован
на практике опыт использования сюжетно-ролевых игр как средства развития
социальных эмоций у детей и дана оценка его эффективности.
В
процессе совместной деятельности дети учились согласованности действий,
пониманию и сопереживанию, у них формировались способности к восприятию добра и
зла, благородства, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи и
дружелюбию, терпению, выдержке.

По
результатам контрольного этапа исследования в экспериментальной группе выявлена
положительная динамика по всем тестам: дети отличаются более сформированными
представлениями и знаниями о социальных эмоциях, дети проявляют адекватное
эмоциональное отношение к нравственным нормам, проявляют осведомленность в
нравственных категориях.
Большинство детей достаточно осознают
нравственные нормы, способны правильно оценивать поведение других людей с точки
зрения нравственных норм.
В группе детей преобладает гуманистический тип
эмпатии, выражено активная вовлеченность в ситуации оказания помощи сверстнику,
дети стали больше реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстников.
Большинство дошкольников эмоционально отзывчивы, способны к сочувствию, сопереживанию,
всегда доброжелательны в общении, неконфликтны, проявляют доброжелательность,
искренность, эмпатию, аутентичны, открыты для общения, стараются поддержать
инициативу сверстников, предпринимают попытки отстаивать собственные позиции,
активно пользуются экспрессивными средствами общения.

Данное исследование не
претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми
дальнейшей работы по изучению влияния сюжетно-ролевых игр на развитие
социальных эмоций у детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Особое внимание будет уделяться методам руководства игрой детей с опорой на
правила совместной игровой деятельности и опыт нравственного поведения детей;
поиску и апробации новых способов поведения и приобретение детьми гуманного
опыта общения с окружающими; практике освоения детьми способов сопереживания,
доброжелательности, помощи и заботы как позитивного жизненного опыта.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

1.1. Особенности социально-эмоционального развития в период
дошкольного детства

 

Проблемами
социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста занималось
множество ученых, среди которых — Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Л.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. [8, 18, 36, 37, 74]. В их трудах показана роль
социального развития ребенка в контексте становления его
индивидуально-личностных качеств, нравственных ценностей, толерантности;
показана роль социального и эмоционального развития и значение социальных
навыков для установления процесса общения, формирования дружеских
взаимоотношений.

В
рамках современной науки проблемы социально-эмоционального развития детей
рассматриваются в качестве составной части проблемы социализации, процесса
вхождения ребенка в социальную среду, приобщения его к культурным и социальным
ценностям и нормам.

Социально-эмоциональное
развитие можно представить как целенаправленное развитие у ребенка осознанного
эмоционально-положительного отношения к себе и окружающими, развитие
способности справляться с эмоциональными состояниями и мнениями самого себя и
других, а также формирование социально-значимых навыков поведения. В рамках
такого определения под социально-коммуникативным развитием необходимо
рассматривать развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сфер.

В
качестве структурных компонентов социально-коммуникативного развития выступают
следующие:


наличие положительного самоощущения ребенка в различных ситуациях;


понимание ребенком собственных индивидуальных особенностей (половозрастных,
внешнего вида, потребностей, способностей и т.д.), а также осознание собственной
уникальности (положительный образ Я);


наличие навыков произвольной регуляции поведения, навыков уверенного поведения
(умение формулировать требования и просьбы, принимать решения, осуществлять
личностно значимый выбор);


позитивное отношение ребенка к окружающим вне зависимости от их половозрастных
особенностей, социального статуса, и т.д.;


наличие сформированных социальных навыков — владение социально приемлемыми
способами разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться, учитывать мнение
другого; способности к установлению контактов.

В работах Л.С. Выготского [14], А.В. Запорожца [18],
А.Н. Леонтьева [37], С.Л. Рубинштейна [58], и др. освещаются проблемы
социализации, привития детям социокультурных норм и правил поведения.

Социальное развитие представлено следующими
компонентами — адаптацией, индивидуализацией и интеграцией. Д.И. Фельдштейн
высказывал мысль о поэтапном социальном личностном развитии, характеризующемся
особенностями саморазвития, самоопределения, механизмами индивидуализации и
социализации. Культурное развитие, согласно концепции Л.С. Выготского, включает
последовательные стадии: «стадию примитивных культурных форм поведения, стадию
накопления ребенком опыта средств культурного поведения; стадию использования
ребенком внешних знаков для осуществления операций; стадию становления внешнего
акта — переход его во внутренне опосредованный» [13,
с. 18]. Л.С. Выготский указывал, что в процессе развития ребенком «усваиваются
культурный опыт, приемы и формы культурного поведения, культурные способы
мышления» [13].

Специфика социального пространства ребенка обусловлена
взаимосвязью биологического и социального пространства. Несмотря на
неповторимость наследственных факторов, личностное развитие каждого ребенка
детерминировано совокупностью социальных факторов, среди которых приоритетными
являются общественная среда и деятельность (игра, учение и трудовая
деятельность), посредством участия в которых происходит усвоение ребенком
нового опыта. Фундаментом для дальнейшего личностного развития ребенка служит
опыт первых семейных отношений, определяющий особенности самосознания ребенка,
его мироотношение, самочувствие и поведение среди других людей. Взрослому
принадлежит огромная роль в развитии у детей социальных потребностей. В
процессе социального развития происходит формирование у дошкольников основ
личностной культуры, представленной такими содержательными компонентами, как
ориентация в предметном мире, явлениях социальной жизни и самом себе.

В качестве предпосылки приобщения ребенка к социуму и
установление взаимоотношений с окружающими выступает в первую очередь
формирование у него представлений о себе. Б.Г. Ананьев [1], Л.И. Божович [4],
Л.С. Выготский [14], С.Л. Рубинштейн [58] подчеркивают, что сформированность
представлений о себе дошкольников оказывают воздействие на становление
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Как указывают А.В. Запорожец [4], Д.Б. Эльконин [75],
в дошкольном возрасте развиваются первичные формы самосознания, дети начинают
оценивать собственные возможности, качества, осознавать переживания, что
является новообразованием дошкольного возраста. По мнению Л.И. Божович,
формирование самосознания в дошкольный период представлено наличием знаний о
себе и месте, которое занимает ребенок в своем окружении; наличием умения
взглянуть на себя со стороны и оценить собственные поступки [4, 62].

В старшем дошкольном возрасте, по мнению Н.И.
Непомнящей, происходит «формирование новообразований личности, овладение новыми
видами деятельности, становление ценностных установок, развитие коммуникативных
навыков, развивается способность оценивать себя в рамках общественных норм и
правил» [47, с. 78].

Социальное развитие находится в неразрывном контексте
с коммуникативным, в соответствии с чем в рамках реализации Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования социально-коммуникативное
развитие ориентировано на усвоение детьми общественно принятых моральных норм и
ценностей, на развитие взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;
становление эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование
уважительного отношения к сообществу взрослых в целом и к семье в частности,
формирование основ безопасного поведения и т.д. В ходе
социально-коммуникативного развития дети усваивают не только нормы
взаимоотношений, но и социокультурные нормы, семейные и общественные традиции,
нормы и ценности [40, с. 800].

Присутствует взаимосвязь общения с другими
последовательно сменяющими видами деятельности ребенка дошкольного возраста —
игровой, учебной, образовательной, трудовой, в результате происходит и развитие
общения, в свою очередь, определяющего успешность любой деятельности. Все виды
деятельности расширяют пространство социального взаимодействия. Согласно Л.И.
Божович, в ходе взаимодействия с окружающими ребенок удовлетворяет потребность
в общении, побуждающую психическое развитие ребенка и служащую «фундаментом для
развития остальных социальных потребностей» [4, с.
118].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы