Педагогика Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Развитие самостоятельности у младших подростков в творческом объединении технической направленности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 8
1.1 Сущность понятия «самостоятельность» и особенности ее формирования 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития и воспитания младших подростков 19
1.3 Техническое творчество как вид деятельности учащихся 29
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 45
2.1 Диагностика уровня развития самостоятельности у младших подростков 45
2.2 Программа стимулирования самостоятельности у младших подростков в сфере технического творчества 52
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 67
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….83

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., на данном этапе ее развития нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия. Граждане страны должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, умением решать большие и малые задачи.
Описанные изменения нашего общества со всей остротой поставили перед системой образования проблему развития воспитанника в процессе образования, выдвинули на первый план вопрос о реализации развивающей воспитательно-образовательной функции.
В федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что одним из основных принципов среднего общего образования выступает поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Перед педагогами сегодня стоит генеральная задача: воспитать развитую, творческую, самостоятельную личность. Возникла необходимость создания в нашем обществе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту инициативности и творчества, требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью. Поэтому усиливается роль воспитания самостоятельности у подрастающего поколения.
Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с младшими подростками, что актуализировало обращение к следующей теме в рамках исследования – «Развитие самостоятельности у младших подростков в творческом объединении технической направленности».
Техническое творчество как особый вид деятельности младших подростков ориентирован, с одной стороны, на конструирование новаторского технического объекта, но, с другой стороны, предполагает специфический вид духовно-практического созидания. Предполагая разработку принципиально новых материальных продуктов, техническое творчество является основой инновационной деятельности. Не требует доказательств утверждение о том, что инновации – суть прогресса современного общества. В связи с этим творческие объединения технической направленности реализуют важнейшую цель – обеспечивают потенциал для будущих инноваций, подготавливая подрастающее поколение к самостоятельной реализации своих творческих идей в сфере инженерии, конструирования, промышленного дизайна и пр.
Изученность проблемы исследования. Теоретическая и практическая значимость проблемы становления самостоятельности не вызывает сомнений.
Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци в XVIII и А. Дистервег в XIX веке развивали мысль о необходимости формирования у ребенка самостоятельности в процессе обучения и воспитания. Последний писал о том, что никого ничему нельзя научить, можно только помочь им чему-то научиться.
Проблемы самостоятельности личности рассматривались в работах и зарубежных (З. Фрейд, М. Малер, Э. Эриксон, Р. Сирс, Э. Диси и Р. Райян и др.), и отечественных авторов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.К. Котырло, А.Н. Леонтьев, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Циринг, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.).

Разнообразные аспекты стимулирования самостоятельности в творческих объединениях технической направленности рассматривались А.В. Волоховым, В.А. Березиной, В.П. Головановым, В.В. Покунаровым, А.Г. Заховаевой, М.И. Рожковым и др.
Анализ изученности проблемы исследования позволяет сформулировать следующее противоречие:
— с одной стороны, обществом сформулирован однозначный запрос на воспитание самостоятельной, творчески активной личности учащегося, стремящегося реализовать свои идеи в практической, созидательной деятельности;
— с другой стороны, потенциал творческих объединений технической направленности как среды для развития самостоятельности младших подростков в научно-методическом отношении не раскрыт в полной мере.
Разрешение указанного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования: Как обеспечить развитие самостоятельности у младших подростков в творческом объединении технической направленности?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать программу по развитию самостоятельности у младших подростков в творческом объединении технической направленности.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности у младших подростков.
Предмет исследования: техническое творчество как средство развития самостоятельности у младших подростков.
Гипотеза исследования: участие в творческом объединении технической направленности позволит развивать самостоятельность у младших подростков при соблюдении следующих условий:
— при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— при практической и прикладной направленности занятий, их занимательности;
— при обеспечении внутрипредметных и межпредметных связей;
— при последовательности в усложнении учебного материала.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Определить содержание понятия «самостоятельность» и особенности ее формирования.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития и воспитания подростков.
3. Рассмотреть техническое творчество как вид деятельности учащихся.
4. Определить показатели сформированности развития самостоятельности у подростков.
5. Разработать и внедрить программу стимулирования самостоятельности у подростков в сфере технического творчества.
Методологическую базу исследования составили труды таких ученых как В.П. Беспалько, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.В. Жарова, Э.Ф. Зеер, Е.П. Ильин, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, А.И. Подольский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
— наблюдение;
— педагогический эксперимент: (констатирующий, формирующий, контрольный);
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Научная новизна в магистерской диссертации состоит в разработке программы по развитию самостоятельности у младших подростков в сфере технического творчества.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами, работающими в учреждениях образования и реализующими программы творческих объединений технической направленности, с целью расширения своих компетенций в отношении развития самостоятельности воспитанников;
— студентами, обучающимися по профилю «Педагогика», с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и научно-методических разработок.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования одним из основных принципов образовательного процесса предполагается поддержка учащихся в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать именно в работе с младшими подростками, поскольку этот период развития сензитивен в отношении стимулирования самостоятельности за счет формирующегося чувства взрослости.
По итогам выполнения магистерской диссертации была достигнута поставленная во введении цель, что позволило теоретически обосновать, разработать и реализовать программу по развитию самостоятельности у младших подростков в творческом объединении технической направленности.
В результате реализации исследования были получены следующие основные выводы:
1) Период с 10-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. «чувство взрослости». Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.

2) Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность обеспечивает высокую адаптивность человека, его устойчивость к постоянно возникающим трудностям, позволяет принимать на себя ответственность, рассчитывать на свои силы, а не ждать посторонней помощи, успешно преодолевать препятствия на жизненном пути, оптимистично смотреть в будущее, ставить цели и достигать их.
3) Творчество – это не самостоятельная и особая разновидность способностей, выступающая в качестве самостоятельной модальности, а способности, свойственные всем видам деятельности. Творчество – это способность не просто выполнять ту или иную деятельность, а развивать и преобразовывать ее. Техническое творчество – это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.
4) Опытно-практическая работа по развитию самостоятельности у подростков в сфере технического творчества была реализована в три основных этапа и включала констатирующий, формирующий, контрольный этап.
5) В ходе констатирующего этапа работы было выявлено, что в группе младших подростков преобладает средний уровень развития самостоятельности (11 человек). Низкий уровень был обнаружен у 9 младших подростков. Испытуемых с высоким уровнем развития самостоятельности не было выявлено. Полученные данные обусловили необходимость специально организованных условий, направленных на развитие самостоятельности детей младшего подросткового возраста.
6) В рамках формирующего этапа работы была реализована программа стимулирования самостоятельности у подростков в сфере технического творчества. Формирующий эксперимент опытно-экспериментальной работы был направлен на развитие самостоятельности у младших подростков средствами технического творчества. В процессе исследования для определения уровня развития самостоятельности младших подростков, сформулированы показатели критериев оценки признаков развития самостоятельности.
7) В рамках контрольного этапа работы была проведена повторная диагностика самостоятельности. После созданных условий таких, способствующих развитию самостоятельности детей младшего подросткового возраста, число испытуемых с низким уровнем изучаемого параметра сократилось с 9 до 0, а число подростков с высоким уровнем изучаемого предмета, напротив, возросло, что подтверждает эффективность комплекса мероприятий.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

  

Разнообразные аспекты стимулирования самостоятельности в творческих объединениях технической направленности рассматривались А.В. Волоховым, В.А. Березиной, В.П. Головановым, В.В. Покунаровым, А.Г. Заховаевой, М.И. Рожковым и др.
Анализ изученности проблемы исследования позволяет сформулировать следующее противоречие:
— с одной стороны, обществом сформулирован однозначный запрос на воспитание самостоятельной, творчески активной личности учащегося, стремящегося реализовать свои идеи в практической, созидательной деятельности;
— с другой стороны, потенциал творческих объединений технической направленности как среды для развития самостоятельности младших подростков в научно-методическом отношении не раскрыт в полной мере.
Разрешение указанного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования: Как обеспечить развитие самостоятельности у младших подростков в творческом объединении технической направленности?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать программу по развитию самостоятельности у младших подростков в творческом объединении технической направленности.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности у младших подростков.
Предмет исследования: техническое творчество как средство развития самостоятельности у младших подростков.
Гипотеза исследования: участие в творческом объединении технической направленности позволит развивать самостоятельность у младших подростков при соблюдении следующих условий:
— при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— при практической и прикладной направленности занятий, их занимательности;
— при обеспечении внутрипредметных и межпредметных связей;
— при последовательности в усложнении учебного материала.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Определить содержание понятия «самостоятельность» и особенности ее формирования.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития и воспитания подростков.
3. Рассмотреть техническое творчество как вид деятельности учащихся.
4. Определить показатели сформированности развития самостоятельности у подростков.
5. Разработать и внедрить программу стимулирования самостоятельности у подростков в сфере технического творчества.
Методологическую базу исследования составили труды таких ученых как В.П. Беспалько, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.В. Жарова, Э.Ф. Зеер, Е.П. Ильин, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, А.И. Подольский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
— наблюдение;
— педагогический эксперимент: (констатирующий, формирующий, контрольный);
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Научная новизна в магистерской диссертации состоит в разработке программы по развитию самостоятельности у младших подростков в сфере технического творчества.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами, работающими в учреждениях образования и реализующими программы творческих объединений технической направленности, с целью расширения своих компетенций в отношении развития самостоятельности воспитанников;
— студентами, обучающимися по профилю «Педагогика», с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и научно-методических разработок.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка литературы и приложений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Сущность понятия «самостоятельность» и особенности ее формирования

В нашем исследовании мы рассматриваем самостоятельность как волевое качество личности, а поэтому остановимся более подробно на воле и механизмах ее формирования.
Термин воля, трактуется двояко как свободный выбор пути и способа собственного развития личности в структуре жизнедеятельности и как свойство высокоорганизованной личности преодолевать возникающие на пути её движения трудности и проблемы. И если в первом значении этого термина, воля обеспечивает развитие индивида в границах биологических и социальных норм, то во втором её значении, возникает серьёзная проблема. Эта проблема заключается в том, что воля может быть направлена как на создание позитивных для общества благ, так и на разрушение этого самого общества. Следовательно, формирование у человека воли должно быть неразрывно связанно со структурой социальных и духовных ценностей, отражающих идеал общественного развития благоприятных для большинства граждан России и разработка механизма его формирования задача не только практическая нов большой степени теоретическая. И от правильного её решения, во многом зависит и специфика развития государственности, формы, а также проявления духовности граждан нашего государства (Дружинина, Невзорова, 2014).
Эволюция формирования представлений о содержательной стороне понятия воля достаточно длительна и простирается от античности до наших дней, но до сих пор вызывает научные споры. Систематизируя разнообразные способы интерпретации содержательной стороны определений, можно выделить три основных этапа понимания данного понятия: это античный период, средние века и «новое время», начиная с ХIХ века, и новейшая история. Данную проблему пыталось решить не одно поколение философов, что приводит к выводу, что это одна из тех проблем, над которой не переставали работать века (Толстых, 2009).
Для античности характерен подход, который раскрывал содержание понятия воли, как способа свободного или не навязанного извне поведения человека. Античные философы, утверждали идеал мудреца, а не волевого человека, отождествляя свободу воли со свободой действия. Аристотель и Платон делят психические явления на три сферы: интеллектуальную, способствующую умственной, или теоретической деятельности; эмоциональную, характерную для жизни чувства или сердца; собственно волевую характерную для жизни действия, или практическую. Эпикурейцы полагают, что воля человека не подвластна року, поэтому можно избежать зла.
В средние века, трактовка понятия воли характеризовалось исходя из детерминации трансцендентной сущностью (богом) пути и поведения человека, выполняющего предназначенную ему миссию. Теологические учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского исследуют соотношения воли человека и воли бога, Августин. Античность, нивелируя проявления самостоятельных начал в поведении человека, рассматривает личность в контексте рода, программы традиций. От доминанты знания, в античности, средневековые философы, к доминанте веры, в средние века. Воля рассматривается как способность произвольно и независимо от внешних условий вызывать или подавлять те или другие физические акты, движения и вырабатывать внутренние импульсы деятельности. При этом активная сторона жизни и сознания, есть стремление сопровождаемое сознанием того, что цель желаемого достижима.

Новое время, характерно поиском детерминанты, биологического или психологического толка. По мнению И. Канта, воля может быть равно свободна и несвободна, но должна быть детерминирована. По мнению Гегеля, отрицательная свобода, есть произвол. По мнению, Фейербаха, воля есть желание или свободный выбор. По мнению Гоббса, воля детерминирована мотивами или побуждениями. Шопенгауэр, Гартнер и их последователи, рассматривают волю, как «вещь в себе», видя в ней бессознательную «слепую силу», являющуюся метафизическим обоснованием всего сущего. Р.Декарт признаёт задачей воли вести борьбу со страстями.
В новейшей истории превалирует прагматический подход: отбор и селекция людей обладающих волевым потенциалом и, разработка технологий и методов формирования волевых качеств личности человека. Так, К.Д. Ушинский утверждает, что воля это не только умение чего-либо пожелать и добиться, но и умение заставить себя, отказаться от чего-то, когда это нужно. По А.С. Макаренко, воля – это не просто желание и его удовлетворение, но желание и остановка желания и отказ. К.Э. Циолковский отмечал, что нет ни чего выше сильной и разумной воли, направленной к высоким идеалам. Воля трактуется и как безволие, лень, вольница, анархизм. Для Российской традиции характерно постулирование примата воли (Гармаев, 2014).
Из всего многообразия терминов и подходов к определению сущности явления воли, можно вполне обоснованно утверждать и постулировать только два свойства её характеризующих, как неотъемлемый аргумент реальной действительности её проявления:
— воля свойство присущее, исключительно человеческой личности;
— проявление волевых качеств, наблюдается только у человека в структуре высокоорганизованной социальной системы, осуществляющей преобразовательные, познавательные и управленческие виды деятельности;
— деятельность не может эффективно реализовываться, при отсутствии, в качестве её системообразующего начала – духовности (Чугреева, 2016).
В процессе теоретического исследования данного вопроса выяснилось, что в научной литературе существует большое количество определений понятия «самостоятельность».
Рассмотрим некоторые из них, т.к. через определение может быть раскрыта сущность этого качества личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы