Культурология Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Развитие народного искусства в местах бытования традиционных народных промыслов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ. 4
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И УГРОЗЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
1.1. Народное искусство в древней, Средневековой Руси и особенности их развития в Российской империи 10
1.2. Общая характеристика состояния русского народного искусства в XVII, XVIII, XIX веках, советское народное искусство. Известные мастера и образцы подлинного искусства. Живописные мотивы в росписях 14
1.3. Культурообразующие функции народного искусства в Древней Руси и Российской империи. 31
1.4. Внешняя военная агрессия, церковные реформы, критическое падение народной нравственности, разгром русской деревни, вытеснение коренных народов Севера, и последствия влияния этих катастроф на народное искусство 46
1.5. Роль традиционных художественных промыслов и народного искусства в налаживании мультикультурного диалога межрегионального и международного уровней 53
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. ЦЕЛОСТНОСТЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
2.1. Примеры этнической культуры малочисленных народов Севера. Проявления Усть-полуйской культуры. Холмогорская резная кость, Архангельские умельцы. 59
2.2. Народные промыслы в Домонгольской Руси, архитектурное узорочье храмов 68
2.3. Основные центры народных художественных промыслов 76
2.4. Старейшие народные промыслы Москвы и Подмосковья. Гжель, Дулево, Вербилки. Художественные изделия на ткани и металле 90
2.5. «Золотое кольцо» народных художественных промыслов. 95
2.6. Народно-художественные промыслы Санкт-Петербурга 108
ВЫВОДЫ 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123
ПРИЛОЖЕНИЯ 135

 

 

 

  

Введение:

 

Базовыми положениями, представленными в Преамбуле к Конституции Российской Федерации, изложено волеизъявление всего многонационального народа страны, соединенного общей судьбой на своей земле. Задачи утверждения прав и свобод граждан, предусматривающие сохранение исторически сложившегося государственного единства, рассматриваются как важнейшая составляющая достижения гражданского мира и согласия, источником которых определяются общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, восприятие любви и уважения к Отечеству, вере в добро и справедливость, в общем стремлении к обеспечению благополучия и процветания России.
Сохранение и развитие народных промыслов служить одним из основных инструментов формирования связи поколений, а их все неугасающая популярность в мировых процессах культурного и этнического взаимодействия, позволяет успешно решать задекларированные задачи осознания себя частью мирового сообщества, выполняя интегрирующую и согласующую связь между разнообразными программами экономической, экологической, социальной, культурной политики Российской Федерации, создавая благоприятный базис для разработки и воплощения основных принципов федеральной политики, соответствующих федеральных программ государственного и национального развития.
Опираясь на Конституционные основы, развитие законодательства в отношении народных промыслов получило дальнейшее правовое обеспечение в рамочных положениях о культуре.
Наиболее полно правовые нормы по теме исследования изложены в Федеральном Законе Российской Федерации «О народных художественных промыслах», претерпевшем с момента принятия в 1998 г. 7 редакций, свидетельствующих о внимании государственных структур к обозначенной тематике, с учетом зонально-географических и этно-исторических особенностей.
Особое внимание обращается на классификацию народных промыслов с обязательным учетом не только конкретные художественно-стилевых особенностей, но в сочетании с местом их изготовления исключительно в местах традиционного бытования (Статья 7, параграф 3-1). Внимание к зональному развитию этнических культур носит многосторонний характер, в сочетании с законодательством о воспитании и обучении народов Российской Федерации на родных языках, в соответствии с признанными международными актами.
В представленной работе рассмотрены народные художественные промыслы различных народов Российской Федерации, максимально отражающие их зональное распределение, исторические и этнические традиции. В частности, отражена роль народного прикладного искусства в туризме, поскольку оно представляет значимый интерес в отечественном и международном культурном обмене.
Постановка проблемы и актуальность исследования. Российской Федерации представляет собой уникальное в мировом масштабе сочетание богатых историко-этнографических регионов с уникальной культурой, фольклором, декоративным и прикладным искусством, которое отражает душу, быт, чувства, традиции и ценности народов, составляющих большой интерес и ценность для отечественной и зарубежной культуры, экономики, туризма, образования.
В условиях ускоренного научно-технического прогресса, активных хозяйственных изменений окружающей среды и процессов урбанизации, сохранения ценных аутентичной культуры и народных ремесел каждого края становится важным условием и залогом их сбалансированного и эффективного социально-экономического развития.
Перспективность таких территорий возможна благодаря развитию различных видов туризма, в частности этно- и экотуризма.
Изучение и более эффективное использование центров народных художественных промыслов будет способствовать как повышению уровня жизни местного населения, традиционно занимающегося народными промыслами, так и познанию народного творчества заинтересованными гражданами и гостями нашей страны. Поэтому изучение особенностей народных художественных промыслов Российской Федерации и восстановления традиционных народных промыслов является особенно актуальным как для современной науки, так и для развития регионов.
Анализ исследований и публикаций. Исследованию обозначенной тематики посвящены множество работ этнографов, ученых, искусствоведов. Среди них заметным вкладом отмечаются труды по культурологии и философии народных промыслов таких ученых, как М. С. Каган, О. Н. Козлова, Э. С. Маркарян, Л. A. Рапацкая.
Многогранную специфику различных сфер художественной культуры в культурологическом, историческом, этнографическом контексте исследуют T. JI Астраханцева, A. B. Бакушинский, М. С. Белов, П. Г. Богатырева, И. Я. Богуславская, В. М. Василенко, B. C. Воронов, И. Л. Галинская, В. Е. Гусев, A. C. Каргин, Н. И. Костомаров, А. В. Макина, Л. М. Мосолова, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, С. Б. Рождественская, А. Б. Салтыков, Ч. Уметалиева-Баялиева, О. М. Чернова, Е. А. Шмелева, Т. Я. Шпикалова, Н. В. Шулепова, А. Я. Флиер, и др. В работах этих авторов рассматривают народные промыслы также с учетом философского, эстетического, искусствоведческого, социального, методологического и педагогического ракурсов.
В частности, значительную роль сыграли культурологические исследования Л. В. Беловинский, акцентировавшие внимание на специфических формах существования культуры в процессе человеческой деятельности, построении социально-исторических систем при анализе общих и отличительных черт тех или иных явлений культуры, в сочетании с антропогенезом .
Эти методологические подходы далее привлекают внимание плеяды современных ученых по направлениям традиционализма, исторической культурологии, культурной экологии, внося новое видение в теорию развития народов О. Шпенглера, в разрезе направлений позитивной футурологии, прагматичной экономической культуры «Культура сдерживания» в противовес паразитической культуре немедленного удовлетворения, ведущей к мощному социальному расслоению и непрерывным социальным конфликтам. Учение об этических ракурсах интеллектуализма и активная деятельность по созданию и поддержке развития художественных музеев, проводившаяся Дж. М. Кейнсом, убедительно свидетельствовала о колоссальном коммуникационном потенциале искусства в развитии рыночных отношений и экономической аналитики.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ становления и история развития традиционных художественных промыслов в России показал, что мастерство народных умельцев Древней Руси, использование приемов, символики, недосказанности и новаторство в изготовлении изделий является многоплановым феноменом. Об особенностях становления и развития народных промыслов вспоминают в контексте функционального символизма, возникшего и сложившегося в XIX в., хотя история этого явления начинает свой отсчет почти с самого рождения прикладного искусства, как такового.
Анализ источников показал, что изделия народных мастеров Древней Руси датируются еще периодом верхнего палеолита и имеют, бесспорно, сакрально символическое значение. Важно заметить, насколько процветали народные промыслы и архитектурное узорочье в Древней Руси. Конец этой эпохи процветания наступил с ордынским игом, что разрушило многие сооружения и архитектурные памятки Древней Руси.
Также было выяснено, что в период монгольского нашествия XII–XIII вв. народное творчество играло выдающуюся роль этнической консолидации и в то же время расширения культурного разнообразия, что способствовало формированию культурно-исторического сообщества великороссов. В этот период бурно развивается иконопись, которая выполнялась народными мастерами. XYII век ознаменовался еще больше возрастающим интересом мастеров народного искусства к отображению реального, живого мира в предметном творчестве, что повлияло на формирование и становление новых видовых и жанровых форм, которые в последующие столетия будут совершенствоваться и дополняться другими, но уже не так интенсивно. в этом периоде преобладают такие виды народной скульптуры, как икона на рези. Так же сохраняется икона на ткани, из других материалов. Особой пышности, яркой красочности и богатства достигает русское узорочье. Основой концентрации ремесленного мастерства России стала Оружейная палата Московского Кремля, куда в 1720 году вошли кремлевские мастерские. Архитектурные ансамбли XYII века запечатлели непередаваемое мастерство народных умельцев резьбы по дереву и камню. В XYII веке переживает свой расцвет и древнерусское шитье. Не теряет близость с народными формами золотая и серебряная посуда XYII века, развивается также и литье из меди. Новые технические приемы создания орнамента и украшения, творческую фантазию и изобретательность проявляют чеканщики московских мастерских. Не менее значимым в этот период было и развитие многообразия и красочности эмальерного искусства, ярким представителем которого был мастер Иван Попов. Наиболее ярко эмальярное искусство развивалось мастерами Москвы, Сольвычегодска и Великого Устюга. Широкий размах во второй половине XYII века получает декоративное шитье.
С конца XYII-первой четверти XYIII века большую роль в развитии народных промыслов играет правление Петра I: учреждается Академия наук, формируются центры и мастерские художественного промысла, повышается спрос на изделия художественных промыслов. В начале XIX века народное домашнее производство изделий из керамики, мебель, одежда, сувенирная продукция, ткацкие изделия, индивидуальные ювелирные украшения и прочее продолжают развиваться и совершенствоваться. Развитие рыночных отношений в Российской империи способствовало формированию художественных мастерских в имениях таких как Абрамцево, Талашкино, Фленово и др. Во второй половине XIX века активно развиваются такие художественные промыслы как лаковая роспись, чеканка. Наиболее известными художественными промыслами второй половины XIX-начала XX века стали вышивальные промыслы Крестецкого уезда и Заонежья, Вятские и Вологодские кружева, Дымковская игрушка, матрешки Троицко-Сергиева Посада, Скопинская керамика, мебель Шутова, Гжельская посуда. Еще большего художественного развития в конце XIX-начала XX века приобретает берестяная резьба в мастерских художественных промыслов Великого Устюга, Семенова, Архангельской и Томской губерний, Якутии.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И УГРОЗЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

1.1. Народное искусство в Древней, Средневековой Руси и особенности их развития в Российской империи.
Тема народного искусства – одна их древнейших тем в мировой народной художественной культуре. Мастерство народных умельцев Древней Руси – это, без преувеличения, вечная тема, к которой снова и снова обращаются мастера современного народного творчества, критики, философы, литераторы, сублимируя свои собственные ощущения и видения относительно загадочной и необъятной сущности декоративно-прикладного древнерусского искусства.
Исторические данные первых изделий народного искусства практически невозможно определить, так как с каждым периодом открытия новых археологических находок проявляются все новые и новые данные об использовании силуэтов различных животных, людей, растений. Народное искусство Древней Руси – это изделия, которые изготавливались народными мастерами Киевской державы, границы которой проходили от Таманского полуострова до верховья Северной и Вислы, искусство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Московского княжеств. Древнерусское искусство – это народное искусство с древнейших времен вплоть до переломного периода, которое нашло свое выражение в реформах Петра I.
Исследователь древнерусского искусства Л. Д. Любимов указывает на то, что корни древнерусского искусства уходят во времена дохристианской эпохи и передает всю красоту народного творчества, которое на протяжении многих веков развивалось, обновлялось в декоративных мотивах, близких к живой природе. Как утверждает автор, эту близость к природе народным мастерам «приходилось отстаивать в напряженной борьбе с феодально-церковным мировоззрением» .
Основное содержание древнейшего искусства славян составляла символическая близость человека к земле, как главному источнику всей жизни. Использование приемов, символики, недосказанности и новаторство народных изделий Древней Руси – это очень многоплановый феномен, о котором, как правило, вспоминают в контексте функционального символизма, как возникшего и сложившегося направления в XIX в., хотя история этого явления начинает свой отсчет почти с самого рождения народного прикладного искусства, как такового .
Под действием социально-экономических, культурно-политических факторов промыслы народов Древней Руси развиваются, перестраиваются, меняют акценты и в то же время сохраняют изначальные элементы .
Интенсивные процессы децентрализации, распада государственной системы в период монгольского нашествия XII–XIII вв. отображалось дроблением Руси на фоне политического, династического и земледельческого переустройства и переходом к удельным образованиям, нередко подвергавшимся внешней агрессии . Именно в эту эпоху народное творчество играло выдающуюся роль этнической консолидации и в то же время расширения культурного разнообразия . В этот период бурно развивается иконопись, которая выполнялась народными мастерами для местных храмов.
Символами высокого морального и духовного богатства русского человека, «идеалы, в них заключенные – это красота силы народной, ратные подвиги, борьба за независимость и величие русского государства» . В бурное и жестокое средневековье русский народ жил с высокой правдой в душе, воплощая красоту окружающего мира по-своему, изливая свою душу в искусстве, которое прославляло веру в добро.

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы