Магистерский диплом на тему Развитие математической грамотности специалистов экономического профиля в условиях цифровизации общества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Методико-теоретические аспекты развития математической грамотности специалистов экономического профиля в условиях цифровизации общества 5
1.1. Особенности математической подготовки экономистов 5
1.2. Значение математической подготовки для развития инновационных отраслей экономики 23
1.3. Роль цифровизации общества в профессиональной подготовке студентов экономических специальностей 44
Глава 2. Объект и методы исследования 49
2.1. Характеристика объекта исследования 49
2.2. Методы исследования 49
2.3. Организация исследования 50
Глава 3. Разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики математической подготовки специалистов экономического профиля в условиях цифровизации общества 51
3.1. Педагогические условия эффективной математической подготовки специалистов экономического профиля в условиях цифровизации общества 51
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 62
3.3. Практические рекомендации 64
Заключение 76
Список литературы 81
Введение:
Актуальность темы. Мир вступил в новую эпоху цифровой глобализации, что определяется непрерывными потоками данных, которые содержат информацию, знания, идеи и инновации. По прогнозным данным экспертов BCG (The Boston Consulting Group) в 2020 году примерно 25% мировой экономики перейдет к внедрению технологий цифровизации, которые позволяют государству, бизнесу и обществу функционировать более эффективно. Развитые страны, завершив индустриализацию, успешно цифровизируют экономики, ускоренными темпами развивая инновационные технологии, где доминирует искусственный интеллект, автоматизация и цифровые платформы.
Реализация информационно-коммуникационных возможностей и преимуществ новейших технологий, необходимость получения лидирующих позиций и укрепления конкурентоспособности секторов экономики в глобальном цифровом мире требуют от правительств взвешенной политики по цифровизации, либерализации регулирования, адаптации нормативной базы, стимулировании инвестиций для продвижения цифровой экономики, учитывая собственные традиции и опираясь на научную основу теорий и концепций экономического развития.
Цифровая трансформация экономик мира, процессов производства и предоставления услуг является одной из передовых тенденций, которую исследуют ученые, изобретатели, журналисты и практики. Проблематика выявления основных драйверов цифровизации экономики и их значение для общественного развития раскрывается в научных трудах известных зарубежных ученых, среди которых выделим работы Б. Ван Арка, Д. Энгельбарта, Дж. Ликлайдера, Р. Липси, Д. Стиглица и др. обоснованные идеи по цифровизации экономик высказывали западные журналисты и практики — В. Айзексон, Дж. Уэйлс, Б. Гейтс.
Объект исследования — профессиональная подготовка будущих экономистов в высших учебных заведениях.
Предмет исследования — математическая грамотность специалистов экономического профиля в условиях цифровизации общества.
Цель исследования — на основе анализа научно-методической, учебной литературы, изучения и обобщения педагогического опыта экспериментально проверить методику формирования математической грамотности специалистов экономического профиля в условиях цифровизации общества.
В основу исследования положено гипотезу: если в процессе обучения математике учитывать:
1) современные аспекты цифровизации общества и экономики;
2) математические модели, которые лежат в основе важнейших групп задач;
3) психолого-педагогические основы выработки умений, принципы отбора и решения задач, — это повысит эффективность формирования умений студентов решать задачи, а, следовательно, их математическую и профессиональную подготовку.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе и в практике обучения математике;
2) определить роль и место цифровизации в системе профессиональной подготовки студентов экономических специальностей высших учебных заведений;
3) выяснить психолого-педагогические основы эффективного формирования умений студентов решать задачи по математике с использованием цифровых технологий;
4) теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования умений решать задачи.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
теоретические — системный и сравнительный анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования (уточнение понятийного аппарата, выделение психолого-педагогических закономерностей формирования умений); моделирование педагогических процессов (разработка требований к организационным формам, методам и приемам формирования умений студентов, выявление ориентировочных основ деятельности); методы математической статистики (подтверждение гипотезы исследования);
эмпирические — наблюдение за процессом обучения студентов, анализ их учебной деятельности; анкетирование, беседы с преподавателями и студентами; систематизация и обобщение передового опыта преподавателей, методистов (определение содержания и операционного состава умений решать задачи, принципы построения системы задач); констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты (выяснение недостатков традиционного формирования умений, определение дидактических функций математических задач, разработка классификации прикладных задач, апробация предложенной методики).
Заключение:
1. В условиях динамических изменений на рынках труда особое значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов экономического профиля, что вызывает необходимость в счета современных требований к профессиональным качествам экономистов. Одной из ведущих тенденций современного образования является фундаментализация ее содержания, которая предусматривает качественные изменения содержания математической подготовки студентов экономических специальностей: овладение фундаментальными математическими знаниями и умениями, выработки рационального математического мышления, воспитание математической культуры, профессиональное направление учебного материала для формирования фундаментальных, долговременных и прогностически-обоснованных профессиональных знаний и творческой личности специалиста.
Реализация идей математического образования будущего экономиста базируется на основе компетентностного подхода, который способствует подготовке высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных отраслях, способного к эффективной деятельности по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
2. Обеспечение профессионального развития и саморазвития личности является целью учебно-воспитательной деятельности в высшей школе. Основным условием достижения этого является образование на основе компетентностного, гуманистического, деятельностного, системного, акмеологического и других общенаучных подходов. В основу содержания образования должны быть положены системообразующие, методологически значимые знания. Университетское образование создает условия для стимулирования творческих возможностей личности, поэтому в формировании его содержания целесообразно отталкиваться от закономерностей данной научной дисциплины.
Математическое образование экономистов концептуально рассматривается как сложная динамическая система, которая является процессом и результатом целенаправленной образовательной деятельности — как теоретической, так и практической. Общая цель, что прогнозирует конечный результат математической подготовки экономистов, заключается в учете общих и специфических целей математического образования, что обусловлены особенностями профессиональной подготовки будущих экономистов.
Общие требования к содержанию математической подготовки экономистов заключаются в опоре на знания, умения и навыки по математическим дисциплинам; развитие базовых знаний, умений и ценностей, которые определяют развитие общечеловеческой культуры и имеются в содержании математики.
Математические знания и умения обеспечивают основу для изучения общеэкономических дисциплин, а интегрированные экономико-математические знания и умения являются базовыми для изучения специальных дисциплин на основе компетентностного подхода.
Математическое образование предполагает прежде всего понимания его внутреннего смысла, раскрытие противоречий и тенденций профессионализации и профессионализма в профессиональной подготовке экономистов. Эти глубинные процессы делают корректным и эффективным развитие внешней стороны этого процесса. Философские категории в той или иной степени не только служат весомыми аргументами образования, но и на различных уровнях формируют каркас этого содержания.
3. Методологические основы математической подготовки будущих экономистов основаны на философских категориях и законах, что определяют ведущие направления и тенденции математической подготовки будущих специалистов, и существенно влияют на формирование ее содержания.
Эти принципы предусматривают: социальную защиту специалиста, которые в рыночных условиях благодаря подготовке будут иметь высокую профессиональную мобильность; успешное изучение математических дисциплин экономистами без излишнего усложнения их теоретического уровня; выделение базового содержания математики и математикосодержащих дисциплин профессионального цикла; включение в учебный процесс научных исследований; усиление научной составляющей в деятельности высших учебных заведений; повышение значимости общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах; непрерывность экономического образования с целью получения новых специальностей и квалификаций; овладение методологическими основами профессиональной деятельности; профессиональное направление обучения математике; освоение сквозных базисных квалификаций для освоения растущего перечня образовательных компонентов, которые не принадлежат ни к общему, ни к профессиональному образованию.
4. Обоснование концептуальных основ математического образования в профессиональной подготовке экономистов предопределяется характером и содержанием профессиональной деятельности экономистов и специфики их математического образования. Их целесообразно проектировать в системе «цель — средство — результат». Концептуальными принципами математического образования экономистов являются: корреляция целей математического образования и профессиональной подготовки, интеграция математических и экономических знаний и умений студентов, разноуровневость математического образования в профессиональной подготовке экономистов, компетентностный подход к обеспечению качества математического образования в профессиональной подготовке.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Методико-теоретические аспекты развития математической грамотности специалистов экономического профиля в условиях цифровизации общества
1.1. Особенности математической подготовки экономистов
Сейчас традиционный взгляд на содержание преподавания математики и ее роль в профессиональной подготовке экономистов претерпевает изменения. Математическое образование трактуется как феномен, отображается в различных сферах деятельности личности и изменяется под влиянием обучения математике .
Качественное математическое образование необходимо не только тем, кто будет заниматься научными исследованиями, но и руководителям предприятий, экономистам. Математический стиль мышления, умение рассуждать точно, в логической последовательности, необходимые инженерам, экономистам, юристам, историкам, биологам, врачам и др. Поэтому курс математики в вузе играет важную роль в подготовке кадров .
Усиление влияния математики на развитие науки и производства, расширение сферы использования математических знаний, процесс математизации основных направлений деятельности человека значительно повышают значение полноценного образования для каждого студента. В связи с этим математическое образование будущих экономистов рассматривается нами как важная составляющая базового высшего образования.
Общепризнанно, что главная цель обучения математике в высшей и профессиональной школе заключается в том, чтобы научить применять математику как инструмент при решении многих различных проблем, которые возникают как в профессиональной деятельности, так и в практических жизненных ситуациях, то есть обладать профессионально-прикладной математической компетентностью .
Исторически сложились два взгляда на назначение математического образования: практическое, связанное с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и интеллектуальное, связанное с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразованием действительности с помощью математических методов.