Менеджмент проектов и программ Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Развитие лидерских качеств руководителя образовательной организации как часть его профессионализма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ 10
1.1 Понятие лидерства в современных исследованиях 21
1.2 Исторические и методологические основания развития лидерских качеств руководителя образовательной организации, РЛК РОО 30
1.3 Комбинирование существующих классификаций лидерства в комплексную матрицу 21
Выводы по Главе 1 42
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 44
2.1 Интегративная модель формирования в виде многофункциональной матрицы 44
2.2 Матрица развития лидерских качеств 50
2.3 Методика развития с использованием матрицы 54
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современной ситуации развития отечественной системы образования ведется интенсивный поиск инновационных путей повышения качества деятельности образовательных организаций. Установлено, что успешная деятельность образовательных организаций во многом зависит от сложившейся системы руководства, от того какими средствами подчиненные побуждаются к достижениям поставленных перед ними целей. Выявлено, что одним из эффективных средств повышения качества деятельности образовательных организаций выступает развитие лидерских качеств руководителя.
К сожалению, современная практика показывает, что в подавляющем большинстве российских образовательных организаций лидеры руководят подчиненными с малой степенью успешности, при неполном осознании собственных лидерских качеств.
Лидерство (от англ, leader — ведущий) в психолого-педагогическом знании рассматривается как феномен производный от выстроенной системы влияния лидера на группу (коллектив) в целом.
Большинство авторов (Т.Т.Щелина,Е.М.Храповицкая , О.Г.Тихомирова, Т.О Соломанидина , Ю.Г.Одегов, ., Н.В.Назваренко ) сходятся на том, что лидерство представляет собой совокупность свойств личности, позволяющих ему двигаться к заданной цели.
В работах Н.А.Орловой , В.А.Спивака, Е.В.Тишиной, С.П.Фирсовой, С.В.Шекшня , Е.А. Юхневой отмечается, что стратегически в конкурентной борьбе скорее победит не компания, обладающая значительными активами, а способная быстрее создавать и развивать новые активы за счет аккумуляции и грамотного использования основного ресурса любой организации – человеческого. И главным двигателем развития при этом будет лидер данной организации.
В психологии (указать фамилии) выделяются две основные лидерские роли, связанные с разными аспектами функционирования группы(коллектива). Роль делового лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи. Роль эмоционального лидера связана со сферой эмоциональной активности и содержит действия, относящиеся главным образом к сфере межличностного общения в коллективе.
В педагогике (указать фамилии) отмечается, что в образовательной организации, в которой руководитель одновременно выступает в роли лидера, морально-психологический климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать плодотворную работу коллектива. В таком случае предлагается изменить характер взаимодействия с подчиненными.
Поэтому для выстраивания плодотворной системы руководства образовательной организации необходимо разрешить существующие противоречия, между:
– существующим социальным заказом на роль руководителя как эффективного управленца и отсутствием стройной научно-обоснованной системы развития у него лидерских качеств;
– досконально описанным общим, социально-культурным понятием лидерства и отсутствием конкретных рекомендаций по развитию лидерских качеств руководителя образовательной организации
– стремлением руководителей стать лидерами успешной деятельности образовательных организаций и дефицитом инструментов развития собственных лидерских качеств.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования: каковы теоретико-методологические основания и организационно-педагогические условия развития лидерских качеств руководителя образовательной организации?
Актуальность рассматриваемой проблемы, необходимость поиска путей преодоления противоречий определили выбор темы исследования «Развитие лидерских качеств руководителя образовательной организации как составной части его профессионализма».
Цель исследования – Разработать технологию саморазвития лидерских качеств руководителя образовательной организации как составной части его профессионализма
Объект исследования – лидерские качества руководителя образовательной организации
Предмет исследования – развитие лидерских качеств руководителя образовательной организации
Гипотеза исследования основана на предположении, что если будут определены теоретико-методологические основания и разработана технология саморазвития личностных качеств руководителя, то будет обеспечено повышение качества руководства деятельностью образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические и методологические основания развития лидерских качеств руководителя образовательной организации.
2. Осуществить комбинирование существующих классификаций лидерства.
3. Разработать технологию саморазвития лидерских качеств руководителя образовательной организации.
Теоретический уровень исследования определяют концепции (указать)
Методологический уровень исследования определяет интегративный подход к управлению образовательной организацией (А.А.Ярулов и др.)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лидерство – это такой тип управленческого взаимодействия, который основан на наиболее эффективном для конкретной ситуации сочетании разных источников власти и направлен на побуждение людей к достижению общей цели.
Принуждение и сила при лидерстве зачастую заменяется воодушевлением и побуждением. Как результат лидерского подхода воздействие базируется на принятии требований лидера людьми без прямого или явного проявления власти. Способность лидеров на людей влиять дает ему возможности использовать авторитет и власть, получаемые от последователей его.
И влияние, и власть зависят как от личности руководителя, так и от личности того, на кого они направлены. Абсолютной власти в условиях реальной организации не существует, так как полностью подчинить себе всех людей во всех ситуациях невозможно. Власть закрепляется как на уровнях иерархии, документально, так и отношением работников к руководителю, она определяется степенью их зависимости. В то же время существует власть подчиненных над руководителями, так как без подчинения невозможно существование властных полномочий. Если руководитель использует власть в полном объеме и в одностороннем порядке, это вызывает противодействие у подчиненных. Важно поддерживать баланс власти в организации, чтобы эффективно достигать целей без протестов и недовольства среди подчиненных. Влияние – это один из компонентов, на которые опирается власть. С помощью влияния можно вносить изменения в поведение, отношения других людей. Влияние необходимо там, где существует опасность перехода власти в авторитарную. Руководитель должен искать возможности сотрудничества с подчиненными, чтобы иметь возможность оказывать влияние на них. Формы влияния: убеждение; участие в управление (делегирование полномочий). Лидерство – нечто большее, нежели руководство. Лидер должен вдохновлять.
Лидер является личностью, за которой все другие члены группы признают права брать на себя ответственность при принятии наиболее ответственных решений, затрагивающих их интересы и определяющих характер и направление деятельности группы в целом.
Лидер в организации может быть назначенным как официально, так и не занимать никаких официальных должностей, но в силу его организаторских способностей фактически руководить коллективом.
Руководитель обычно назначается извне официально, а лидер, как правило, выдвигается “снизу”. При этом лидер не только ведет и направляет своих последователей, но и имеет желание вести их за собой, а последователи не просто за лидером следуют, но и хотят следовать за ним.
Многочисленные исследования показывают, что способности и знания лидеров оцениваются людьми обычно существенное выше, чем соответствующие характеристики прочих членов группы. Лидеру обычно присущи определенные психологические качества, такие как: уверенность в себе, гибкий и острый ум, сильная воля, компетентность и доскональное знание своего дела, умение понимать особенности человеческой психологии, организаторские способности.
Исследование действий руководителя с целью выявления эффективного управленческого стиля начались еще в древности, но только в период между 1930 — 1950 гг. впервые было предпринято изучение лидерства в крупном масштабе и на систематической основе. Изучения теории лидерства велись в нескольких разных направлениях, которые сформировались затем в четыре подхода: личностный, поведенческий, ситуационный, комплексный
Лучшие руководители обладают определенным, общих для всех набором личных качеств, среди которых:
— уровень интеллекта,
— запоминающаяся внешность,
— инициативность,
— здравый смысл,
— экономическое и социальное образование,
— уверенность в себе.
Проводя анализ теорий лидерских качеств, можно сформулировать следующие выводы: попытки выявить особенный набор характеристик и умственных способностей идеального руководителя обычно имели слабый успех; список потенциально важных качеств руководителей может стать бесконечным и выбор его определяется на субъективной основе; существуют разные пути измерения личностных качеств руководителей; установить тесные связи между качествами руководителя и эффективностью деятельности его представляется достаточно сложным.
Доверие к лидеру — это признание его высокого достоинства, заслуг и полномочий, признание правильности, необходимости и результативности действий его. По сути это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность совершать действия в соответствии с установками его, ведь заставить людей идти за собой при отсутствии каких – либо средств принуждения можно только на основе доверия.
И это доверие значит, что люди имеют внутреннее согласие и единение с лидером. Структура механизма воздействия лидеров на массы зависит и от свойств последователей. Лидер находится в сильной зависимости от коллектива.
Группа, имея образ идеального лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствовать ей, а с другой — от лидера требуют способности выражать интересы всей группы. Только при полном соблюдении этих условий последователи не просто за своим лидером идут, но и идти за ним желают. В соответствии с характеристикой последователей лидером выстраиваются различные структуры воздействия на них.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Понятие лидерства в современных исследованиях

Вопросы лидерства вызывают интерес людей еще с древнейших времен, но систематическое, широкое и целенаправленное исследование лидерства началось только во времена Ф. Тейлора. За прошедшее время было проведено достаточно много исследований, однако у исследователей еще не существует полного согласия в части того, что включает в себя понятие «лидерство» и как его следует изучать.
Лидерство – это такой тип управленческого взаимодействия, который основан на наиболее эффективном для конкретной ситуации сочетании разных источников власти и направлен на побуждение людей к достижению общей цели.
Принуждение и сила при лидерстве зачастую заменяется воодушевлением и побуждением. Как результат лидерского подхода воздействие базируется на принятии требований лидера людьми без прямого или явного проявления власти. Способность лидеров на людей влиять дает ему возможности использовать авторитет и власть, получаемые от последователей его.
В последние годы большинство теоретиков и практиков особое значение придают различиям между менеджером и лидером (табл.1).
Таблица 1 – Сравнение характеристик менеджера и лидера XXI века
Характеристика менеджеров Характеристика лидеров
Администрируют Внедряют инновации
Поддерживают базовый порядок Развивают организацию
Ориентируются на систему и структуру Ориентированы на людей
Работают по целям других Работают по своим целям
Плане-основа действий Видение-основа действий
Контролируют Доверяют
Видят краткосрочную перспективу Видят долгосрочные перспективы
Сосредоточены на настоящем Сосредоточены на будущем
Спрашивают «как?» и «когда» Спрашивают «что?» и «почему»
Подражают Создают
Делают дело правильно Делают правильное дело

Во влиянии на работу подчиненных и построении с ними отношений менеджер, прежде всего, применяет и полагается на должностные основы власти и ее питающие источники. Лидерство, как специфический тип управленческих отношений, больше основан на процессах социального воздействия, а именно, взаимодействиях в организации.
Данный процесс гораздо более сложен и требует высокого уровня взаимозависимости участников его. Лидерство в отличие от собственно управления предполагает присутствие в организации последователей, но не подчиненных. Так отношения «начальник-подчиненный», которые свойственные традиционным взглядам на управление, сменяются отношениями типа «лидер- последователь».
Важно отметить, что управленческие взаимодействия типа «лидер-последователь» не обязательно предполагают иерархический характер его, как это имеется в случае отношения «начальник-подчиненный». Как и власть, лидерство представляет собой потенциал, имеющийся у человека. Очевидно, что в условиях практики не наблюдается идеального соблюдения данных типов управленческих отношений. Многочисленные исследования свидетельствуют, что существенная группа менеджеров обладает во многом лидерскими качествами. Но обратный вариант все же реже встречается в реальной жизни.
Лидер является личностью, за которой все другие члены группы признают права брать на себя ответственность при принятии наиболее ответственных решений, затрагивающих их интересы и определяющих характер и направление деятельности группы в целом.
Лидер в организации может быть назначенным как официально, так и не занимать никаких официальных должностей, но в силу его организаторских способностей фактически руководить коллективом.
Руководитель обычно назначается извне официально, а лидер, как правило, выдвигается “снизу”. При этом лидер не только ведет и направляет своих последователей, но и имеет желание вести их за собой, а последователи не просто за лидером следуют, но и хотят следовать за ним.
Многочисленные исследования показывают, что способности и знания лидеров оцениваются людьми обычно существенное выше, чем соответствующие характеристики прочих членов группы. Лидеру обычно присущи определенные психологические качества, такие как: уверенность в себе, гибкий и острый ум, сильная воля, компетентность и доскональное знание своего дела, умение понимать особенности человеческой психологии, организаторские способности.
Ниже приведены некоторые соотношения, обнаруженные исследователями между некоторыми личностными характеристиками и лидерством. Лидер обычно обладает чуть более высоким интеллектом, чем его последователи.
Претенденту на позицию лидера нельзя ни в коем случае отрываться от средних интеллектуальных уровней последователей его. Как правило, чересчур умный лидер толпой неминуемо отторгается как «далекий от народа». Мотивация власти. Большинство лидеров движимо сильнейшим желанием власти.
У них повышена концентрированность на собственной персоне, заботы о престижности, честолюбие, они энергичны. Такой лидер обычно лучше социально подготовлен, проявляет большую гибкость и адаптационную способность. Способность к интригам и властолюбие помогают таким лидерам оставаться «на плаву» длительное время. Но для них явно существует проблема эффективности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы