Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ по средством игротерапии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ 9
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья: классификации, факторы развития нарушений 9
1.2. Общая характеристика коммуникативных навыков как феномена коммуникативной культуры 19
1.3. Особенности развития коммуникативных навыков у детей ОВЗ 25
1.4. Возможности игротерапии как средства развития навыков коммуникации у детей с ОВЗ 33
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ 46
2.1. Организация методы исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 49
2.3. Описание программы игротерапии по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ 56
2.4. Оценка программы игротерапии по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ 65
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностические методики в порядке их предъявления 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводные таблицы полученных данных 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки полученных данных 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тематический план серии занятий игротерапии 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты контрольного этапа 122

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность. Научно-технический прогресс, социально-экономические, климатогеографические особенности, снижение уровня жизни, ухудшение экологической ситуации, — все эти патологические факторы вызывают рост рождения в мире все большего количества детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. В настоящее время 1700000 детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Первичные нарушения в развитии приводят к «выпадению ребенка из социального пространства, что провоцирует возникновение социальной некомпетентности. Предполагается, что к 2025 году число детей с отклонениями в развитии возрастет до 527 млн., что составит 8,2 % всего населения Земли. Невозможность излечения подобной патологии приводит к необходимости привлечения специалистов разного профиля: психологов, педагогов, врачей.
В настоящее время существует множество исследований, проводимых в области коррекционной педагогики и специальной психологии, посвященных детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ нередко характеризуются недостаточной сформированностью познавательной и эмоционально-волевой сфер, низкой произвольной регуляцией поведения; имеют сложности коммуникации. Они оторваны от социума нормально развивающихся сверстников, имеют ограниченные контакты, что приводит к нарушению социальной адаптации, социализации. Поэтому так важно обеспечить детям данной категории психолого-педагогическое сопровождение, направленное на преодоление трудностей коммуникации в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений посредством общения со взрослыми и сверстниками в соответствии с нормативным поведением, принятым в межличностных отношениях. Общение является важнейшим условием психического развития дошкольников, потребность в общении служит ведущей социальной потребностью и условием развития общественных качеств личности ребенка.
Проблема изучения коммуникативных возможностей детей с ОВЗ — одна из наиболее актуальных в психологии и педагогике, поскольку дети данной категории отмечаются гораздо большими проблемами процесса общения, нежели нормально развивающиеся дети. Учеными доказано, что у детей данной категории наблюдается нарушения познавательной и эмоционально-волевой сфер, они отмечены длительной соматической недостаточностью различного происхождения, тяжелыми соматическими заболеваниями, имеющим место уже в первые годы жизни.
Степень разработанности темы исследования. Вопросами о единстве закономерностей психического развития нормальных и аномальных детей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, и др.). Изучению детей с особыми образовательными потребностями в области коррекционно-развивающей работы посвящены труды И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, У.В. Ульенковой и др.
В настоящее время множество исследований посвящено изучению формирования коммуникативных навыков дошкольников. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский и др. Коммуникативные навыки рассматриваются в качестве комплекса осознанных коммуникативных действий; как совокупность индивидуально-психологических особенностей, существующих на основе коммуникативных задатков и определяющих успешность овладения коммуникативной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенные исследования психолого-педагогической и методической литературы позволили подтвердить актуальность выбранной темы, так как проблема изучения развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами игротерапии является одной из ключевых проблем психологии и педагогики.
Одним из ведущих отклонений детей с интеллектуальной недостаточностью является несформированность коммуникативных навыков. Выделяют следующие особенности коммуникативного и социально-личностного развития дошкольников с нарушениями интеллектуального развития: стабильно низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности; сложности адаптации к коллективу сверстников, проявляющиеся в упрямстве, чувстве беспокойства, тревоге, негативизме и безразличии; склонность к отказу детей от взаимодействия со взрослыми и сверстниками, уход в мир собственных переживаний; преобладание в процессе коммуникации ситуативно-личностного общения, приводящего к трудностям в организации собственной деятельности; наличие у детей чувства неуверенности в собственных возможностях; неумение находить выход из конфликтных ситуаций; ожидание помощи от взрослых в решении проблем; ограниченность во владении коммуникативными средствами и неречевыми навыками общения; и т.д.
Основным средством, способствующим социально-коммуникативному развитию старших дошкольников, выступает игра как ведущий вид деятельности дошкольника. В игры со сверстниками по собственной инициативе дети с ЗПР практически не вступают, выступая лишь сторонними наблюдателями предметно-игровых действий других детей. Переход к играм, основным содержанием которых являются отношения между людьми, крайне затруднен. Дети испытывают трудности в построении ролевого поведения, требующего определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности. Высокий уровень социально-коммуникативного развития является залогом эффективной социализации.
Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью по развитию у них навыков общения основывается на восприятии ребенком самого себя, восприятии сверстника как объекта взаимодействия и овладение средствами коммуникации.
Игровая терапия как психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития, служит одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями развития. Задачами игровой терапии являются: развитие способностей эмоциональной саморегуляции; развитие чувства самоценности; оптимизация взаимоотношений с окружающими; коррекция «Я — концепции»; расширение репертуара самовыражения; оптимизация коммуникаций; повышение уровня социальной компетентности; степени самопринятия.
В качестве необходимых условий, способствующих развитию навыков общения дошкольников с ОВЗ, являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая) и обучение, создающие зону ближайшего развития ребенка.
Вторая глава была посвящена организации и проведению опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами игротерапии. На констатирующем этапе эксперимента путем систематизации методик были определены критерии оценки коммуникативных навыков и оценки межличностного взаимодействия (степень эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника; характер сопереживания сверстнику; степень проявления просоциальных форм поведения); оценка межличностных отношений в игре (инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон); эмоциональная отзывчивость.
Сравнительный анализ по всем методикам свидетельствует о положительной динамике в плане развития коммуникативных навыков у дошкольников — значительно снизилось количество детей с низким уровнем взаимодействия, дети стали чаще вступать в совместную деятельность со сверстниками, проявляют большую инициативность в игровой деятельности. Дошкольники демонстрируют большую вовлеченность в деятельность сверстника, стараются вмешиваться в действия друг друга, имеются предпосылки к адекватному сопереживанию, снизилась эгоистическая направленность социального поведения. Большинство детей способны оказывать помощь провокационного и прагматического характера, некоторые дети даже отличаются проявлениями безусловной помощи. Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников в игровой деятельности обнаружило положительную динамику в показателях взаимодействия детей, что проявляется тем, что дети чаще стали проявлять инициативу, откликаться на предложения сверстников и сохранять при этом позитивный эмоциональный фон.
Анализ сдвигов количественных показателей испытуемых по всем тестам с применением Вилкоксона свидетельствует о том, что в группе дошкольников с ОВЗ достоверность сдвигов по всем шкалам не являются случайными — обнаружена достоверность различий по эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, характеру участия в действия сверстника; сопереживанию сверстнику; степени проявления просоциальных форм поведения, инициативности и чувствительности к воздействиям сверстника.
Проведение игротерапии с дошкольниками с ОВЗ способствует: осознанию детьми своего места в системе взаимоотношений; развитию инициативности и благополучия в общении; оптимизации партнерского взаимодействия со сверстниками.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и, в последующем необходимо проведение с детьми с ОВЗ дальнейшей работы по изучению влияния игротерапии на формирование и развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ОВЗ. Особое внимание может уделяться методам психолого-педагогического руководства игрой детей с опорой на правила совместной игровой деятельности и опыт коллективного сотрудничества детей, а также на разработку и внедрение педагогических условий, способствующих эффективному коммуникативному развитию дошкольников с нарушениями развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ

1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья: классификации, факторы развития нарушений

Психическое развитие представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Нарушение психического развития (психический дизонтогенез) обусловлен расстройствами и нарушениями созревания отдельных функций и структур головного мозга.
Нарушения психического развития включают ретардацию и асинхронию, первая основана на отставании психики ребенка от общепринятых возрастных норм, вторая представляет собой состояние, при котором одни функции у ребенка развиваются опережающими темпами, а другие имеют тенденцию к отставанию (психическая дисгармония).
В соответствии с классификацией Г.Е. Сухаревой и К.С. Лебединской нарушения психического развития дифференцируются на:
– общее стойкое недоразвитие, проявляемое выраженной незрелостью наиболее сложных и длительно формирующихся систем головного мозга;
– задержанное развитие, сопровождаемое замедленными темпами формирования эмоциональной и познавательной сфер, а также их застреванием на предшествующих периодах возрастного развития;
– поврежденное психическое развитие – отмечается патологическое воздействие на головной мозг примерно в возрасте 2-3 лет, в условиях, когда преобладающая часть структур головного мозга уже сформирована;
– дефицитарное развитие — представляет собой грубое недоразвитие или повреждение анализаторных структур (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.);
– искаженное развитие является сложным синтезом общего психического недоразвития с задержанным, ускоренным и поврежденным развитием отдельных психических функций, выступающих в качестве причин развития качественно новых патологических образований;
– дисгармоничное развитие имеет схожесть в структуре с искаженным развитием – в основе дисгармоничного развития находится текущий патологический процесс, образующих межфункциональные связи на разных этапах развития, при этом диспропорциональность психики можно отметить в основном в эмоционально-волевой сфере [35].
Множественные вариации нарушений развития создают трудности для их универсальной классификации. В качестве собирательного понятия, использующегося в широком смысле слова для обозначения имеющегося недостатка психической либо физической сферы применяют термин ограничение (возможностей).
В основу традиционных классификаций положен характер нарушения (недостатка), соответственно, выделяют следующие категории детей с нарушениями развития: дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения); нарушениями речи; нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с нарушениями интеллектуального развития; с расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); с комплексными нарушениями развития. Помимо нарушений психического, познавательного развития, конституционального и соматического развития, присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы и интеллекта, а также затруднено личностное развитие [14].

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы