Магистерский диплом Педагогика/Психология Дефектология, спецпедагогика

Магистерский диплом на тему Развитие эмпатии у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития посредством использования элементов этнопедагогики в условиях инклюзивного образования 6
1.1. Инклюзивное образование как педагогический феномен 6
1.2. Психолого-педагогические особенности у младших школьников с задержкой психического развития 13
1.3. Эмпатия – как предмет научного изучения 20
1.4. Особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития 29
1.5. Этнопедагогика как средство развития эмпатии 44
Глава 2. Экспериментальные исследования уровней эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития посредством использования элементов этнопедагогики в условиях инклюзивного образования 57
2.1. Цель, задачи, методики констатирующего эксперимента 57
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 66
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию уровней эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития посредством использования элементов этнопедагогики в условиях инклюзивного образования 77
3.1 Цель, задачи, содержание формирующего эксперимента 77
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 96
Заключение 105
Список литературы 107
Приложения 116

 

  

Введение:

 

В настоящее время в Российской Федерации происходит активная модернизация всей системы образования. Эти изменения связаны с положением федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данные изменения явились причиной введения ФГОС НОО, который обеспечивает не только преемственность основных образовательных программ общего образования, но и равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного начального школьного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это равенство достигается, в том числе и посредством организации инклюзивного образования.
В вопросах реализации равных возможностей получения образования всеми категориями детей, посредством инклюзивного образования, большую роль играет уровень сформированности компонентов эмпатии, как у нормально развивающихся детей, так и у детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта значимость обуславливается тем, что развитость таких компонентов эмпатии как сочувствие, способности распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека, его внутренний мир и проявлять соучастие в трудных жизненных ситуациях, обеспечивает здоровые, гармоничные взаимоотношения детского коллектива.
Вопросами изучения эмпатии в разное время занимались такие отечественные и зарубежные ученые как: А. А. Валантинас [14], Т.П. Гаврилова [24], Ю. Б. Гиппенрейтер [27], Г. И. Ефремова [29], А. В. Запорожец [32], А. Н. Леонтьев [52], К. Роджерс [72], Г. Е. Сухарева [78] и др.
На сегодняшний день в отечественной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению эмпатии. Однако в большинстве источников раскрыты общие механизмы, особенности и возрастные рамки эмпатийных проявлений. В тоже самое время, вопросы развития и проявления эмпатии в условиях совместного, инклюзивного обучения, изучены недостаточно и находят отражение лишь в небольшом количестве научных публикаций.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях активного внедрения инклюзивного образования, необходима подготовка общества в целом, а в частности нормально развивающихся детей к принятию категории лиц с ограниченными возможностями здоровья на личностном уровне.
Объект исследования: эмоциональная сфера у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: изучить особенности эмпатийных проявлений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и составить программу по развитию эмпатии у данной категории детей в условиях инклюзивного образования.
Для достижения поставленной цели, в исследовании решались следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме эмпатия и проанализировать нормативные документы, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования.
2. Выявление специфики развития общего уровня эмпатии у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования при помощи диагностического инструментария.
3. Составление и оценка эффективность программы по развитию эмпатии у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования – эмпатия у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте характеризуется как общими с их нормально развивающимися сверстниками особенностями, так и рядом специфических черт. Общим для обеих категорий детей является зависимость эмпатии от сложности условий ее осуществления и вида объекта. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития проявляются в замедленном темпе ее развития, меньшей выраженности ее действенного компонента (желания помочь) и более выраженной ориентации при ее возникновении на внешние признаки неблагополучия другого индивида. Использование специальных методов и приёмов коррекционной работы позволит повысить уровень эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 34 Невского района Санкт-Петербурга.
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнительный метод, изучение и последующий анализ психолого-педагогической литературы.
2. Практические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были рассмотрены и уточнены представления различных авторов на понятие и природу эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития, а также особенности развития эмпатии в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Практическая значимость исследования обусловлена изучением и проверкой эффективности программы по развитию нравственных чувств и эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, а также разработкой рекомендаций для родителей и педагогов начальной школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для раскрытия теоретических основ обучения детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования, нами были изучены нормативные документы, обуславливающие активную модернизацию всей системы дошкольного образования Российской федерации, такие как: закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. Проанализировав данные источники, мы пришли к выводу, что они обеспечивают не только преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, но и равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного начального школьного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, путем организации инклюзивного образования.
Для более полного понимания особенностей всех категорий детей школьного, а в частности младшего школьного возраста и влияния этих особенностей на процесс их психического, физиологического и социального развития, нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, раскрывающая специфику развития как нормативно развивающихся детей, так и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Из данных источников мы вынесли вывод о том, что все категории детей проходят в своем развитии одни и те же возрастные этапы и нуждаются в равно эффективных и полных условиях обучения и воспитания.
Далее, рассмотрев психолого-педагогическую литературу по теме эмпатии, мы пришли к заключению, что уровень развития эмпатии играет большую роль в вопросах реализации равных возможностей получения образования всеми категориями детей, посредством инклюзивного образования. Эмпатия играет такую большую роль вследствие того, что такие ее компоненты как сочувствие, способность распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека, обеспечивают развитие положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Однако, изучая отечественные источники, затрагивающие проблему эмпатии, мы пришли к выводу, что вопросы развития и проявления эмпатии в условиях инклюзивного обучения изучены в недостаточной степени.
На основании вышеизложенного, нами был организован и реализован констатирующий эксперимент, направленный на изучение эмпатии детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивной группы. Изучаемая нами группа включала в себя как нормативно развивающихся детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью данного эксперимента было изучение общего уровня эмпатии детей младшего школьного возраста путем диагностирования трех эмпатийных компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Также нами был произведена диагностика отношений нормативно развивающихся детей, к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья путем социометрического исследования.
По результатам констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод об общегрупповом сниженном уровне эмпатии и о его влиянии на негативное отношение нормативно развивающихся детей к сверстникам с ОВЗ.
На основании полученных данных нами был сделан вывод о необходимости составления программы, направленной на развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного класса.
После апробации данной программы был проведен контрольный эксперимент, показывающий положительную динамику общегруппового уровня развития эмпатии и как следствие повышение доброжелательности нормативно развивающихся детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что составленная нами программа успешно прошла апробацию. Цель, поставленная в начале нашей исследовательской работы, достигнута, задачи выполнены и актуальность подтверждена.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития посредством использования элементов этнопедагогики в условиях инклюзивного образования
1.1. Инклюзивное образование как педагогический феномен

В наше время система образования, предназначенная для детей с особыми образовательными потребностями, находится на пороге нового этапа развития, ознаменованного качественными изменениями. Основой для этих изменений является готовность государства и общества к переосмыслению всей системы отношений к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ), с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных сферах жизни, включая образование.
В настоящее время одним из главнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном процессе происходит активная реализация федерального государственного образовательного стандарта начального образования (далее – ФГОС НОО), основная идея которого – создание условий для максимального развития возможностей детей с ОВЗ, также особое внимание в нем уделяется психолого-педагогическому сопровождению творческого и индивидуального потенциала данной категории детей.
Современное российское общество предъявляет новые требования к системе школьного образования. В процессе внедрения ФГОС НОО неизбежно происходит развитие и модернизация всего образования в целом.
ФГОС НОО обеспечивает поиск оптимальных условий для осуществления коррекционного педагогического процесса в начальной школе. В частности, это обусловлено взаимодействием и взаимопроникновением общего, коррекционного и дополнительного образования, изменившимися социальными условиями, изменением самого контингента детей, обучающихся в начальной школе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы