Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Психологические особенности бездетной семьи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических
особенностей бездетных семей. 9

1.1. Сущность понятия семьи, типы семей. 9

1.2. Тенденции трансформации современной семьи. 22

1.3. Бездетная семья: установки, мотивации и ценности. 27

Выводы по первой главе. 34

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических
особенностей бездетных семей  36

2.1. Организация и методики исследования. 36

2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования. 38

Выводы по второй главе. 67

Заключение. 70

Список использованной литературы.. 74

Приложение 1. 81

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования.
Семья – институт, который творит культуру
определенного общества и влияет на нее. Это, без преувеличения, первооснова
любого общества. Семья выступает не только следствием выявления и утверждения
элементарных природных эмоций человека (любви, ненависти, сексуальности,
эмоций, связанных с жертвенностью, религиозными взглядами и т.д.), а также
пространством, на котором происходит формирование и воспроизводство поколений,
воспитания и институциализация человека. Поскольку каждая семья –
саморазвивающаяся система, то ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи,
конфликты. Миллионы семей в стране находятся на разных стадиях семейного цикла
жизни, при этом отдельная семья одновременно проявляет в своем поведении
признаки самостоятельной социальной единицы и признаки, связанные с ее природой
как составной части социума. Семья выполняет посредническую роль в связи со
своей социокультурной природой как феномена, который по своей сути находится на
пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и
микроанализа; этот феномен не обходит вниманием ни одна наука – от этнографии
до философии.

Изучение института семьи
имеет свою историю. Этот феномен исследовали ученые от Аристотеля до Ф.
Энгельса в рамках теории патриархальной семьи, а с развитием и утверждением
исторического метода исследования анализа различных форм семейной жизни
(антропологи М. Мид, Леви-Стросс и др., социологи Т. Парсонс, М.С. Мацковский
и др., философы Фуко, Э. Тоффлер и другие). Поскольку семья – это многогранное
явление, которое постоянно развивается вместе с обществом, она требует
всестороннего дальнейшего философско-правового анализа в соответствии с
требованиями современности.

Сегодня институт семьи
претерпевает кардинальные изменения для включения в эти модернизационные
процессы. Происходит внедрение современных технологий, которые на
высокотехнологической основе развивают «производство на заказ». Это
возобновление системы производства, которая была в расцвете до индустриальной
революции, но теперь она построена на основе наиболее продвинутой сложной
технологии. Такое положение дел требует высокопрофессиональных работников,
которые более мобильны в интеллектуальном и психологическом отношении и менее
ориентированы на семью. Традиционные семейные роли трансформируются. Нет
деления этих ролей и семейных обязанностей на чисто женские или мужские. Отсюда
следует изменение лидерства в семье. На современном этапе можно заметить, что лидером
не всегда является мужчина, а женщина не всегда выполняет только домашнюю –
хозяйственную – работу. Нуклеарная семья теряет свою основу: семья состоит из
работающих, образованных членов; ее деятельность становится дисфункциональной,
при этом часть функций переходит на другие социальные институты, что приводит к
появлению социального феномена «одиночества»; из семьи рано уходят
повзрослевшие дети, начиная работать; теряется родительский контроль; под
воздействием средств массовой информации предлагаются различные фрагментарные
модели социального взаимодействия в семье.

Брачно-семейные отношения
как одна из наиболее значимых сфер функционирования общества изучались многими
исследователями. Многие из классиков социологии считали семью частью социальной
структуры, рассматривая ее как фактор изучаемых ими процессов, но не
исследовали институты брака и семьи целенаправленно. Научные труды основателей
социологической теории О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К.
Маркса, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не
могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-бытовой организации бытия.
С середины XIX в. теоретические проблемы семьи находятся в поле зрения
антропологов и этнографов.

В это же время Л. Морган,
наблюдая общественное устройство американских индейцев, их семейный быт, создал
новую отрасль социологии – науку о семье. Его по праву считают основателем этой
науки. Большое значение для анализа семейно-брачных отношений имеют работы М.
Ковалевского, Ф. Ле Пле, Ф. Энгельса.

Среди исследователей
семьи вплоть до 1960-х гг. доминировала функционалистская теория семьи. П.
Сорокин – выдающийся представитель функционализма, анализируя семью с точки
зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит, впервые
функции семьи разделил. Он изучал не только эволюцию семьи, но и ее статистику,
функции, типологию, внешние и внутренние связи.

Ученые двадцатого
столетия начали исследовать трансформации семьи. В настоящий момент
сформировались два теоретикометодологических подхода к изучению семьи.
Современное состояние семьи рассматривается одними исследователями с позиции
кризиса моногамной семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков, А.В. Артюхов и др.),
другими – с позиции трансформации семейных структур (С.И. Голод, Т.А. Гурко,
А.Р. Михеева и др.).

Современная отечественная
социология семьи, по мнению Е. Черняк, предлагает ряд подходов при анализе
тенденций развития российской семьи, которые сводятся к трем ключевым позициям:
1) идет нормальная трансформация традиционной семьи в современную под влиянием
социокультурной модернизации; 2) в России происходит кризис института семьи,
его деградация; 3) трансформация семьи – это мировой процесс, кризис-условие, в
котором протекает модернизация российской семьи.

По мнению Ю.П. Лежниной,
необходимо говорить не о кризисе семьи, а о кризисе института брака, так как
несмотря на все происходящие изменения, семья остается для людей очень важной
ценностью.

Современное российское
общество характеризуется изменением отношения к традиционным идеалам, моральным
и нравственным ценностям. Непосредственно это касается брачно-семейных
отношений, поскольку брак и семья выступают как системообразующие элементы в
социальной сфере.

Проблема кризиса и
трансформации института семьи и брака не просто один из важнейших вопросов в
современной социокультурной и политико-экономической ситуации, но, пожалуй,
один из определяющих, поскольку, будучи основой демографической проблематики,
оказывает сильнейшее влияние на стратегии развития общества и государства [
16,
с. 315].

Объект исследования
бездетные семьи.

Предмет исследования
психологические особенности бездетных семей.

Целью исследования является
выявление психологических особенностей бездетных семей.

Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что психологические особенности бездетных семей
отличаются от психологических особенностей семей, имеющих детей, по следующим
критериям:

– самое значимое событие
в семейной жизни;

– степень
удовлетворенности браком.

Задачи исследования:

1. Определить сущность
понятия семь, описать типы семей.

2. Дать характеристику
тенденциям трансформаций современной семьи.

3. Описать специфику
бездетной семьи, раскрыть установки, мотивации и ценности.

4. Провести эмпирическое
исследование психологических особенностей бездетных семей.

Методы исследования:

– анализ литературы по
теме исследования;

– метод синтеза;

– метод обобщения;

– анкетирование;

– тестирование.

Научная новизна
исследования
состоит в том, что нами выявлены
психологические особенности бездетных семей в сравнении с семьями, имеющими
детей, определена степень удовлетворенности браком в таких семьях и на уровне
статистической значимости подтверждена взаимосвязь между наличием (или
отсутствием детей) и степенью удовлетворенности браком.

Теоретическая значимость
исследования
состоит в том, что нами обобщена
информация о сущности понятия семьи и описаны современные трансформационные
процессы в современной семье, выявлены психологические особенности бездетных
семей.

Практическая значимость
исследования
состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; а также в том, что полученные результаты
исследования могут быть использованы психологами в работе с бездетными семьями,
которые обращаются за помощью.

Положения, выносимые на
защиту:

1. Сегодня семья
претерпевает существенную трансформацию. Отметим, что происходит нуклеаризация
семьи, увеличивается возраст вступления в брак, а также отсрочка рождения
ребенка. Традиционные ценности семьи (прочность брака, родительство,
супружество) сменяются такими, как профессиональная деятельность, карьерный
рост, личная и материальная независимость. Одним из значимых изменений является
отказ от рождения ребенка.

2. Психологические
особенности бездетных семей существенно отличаются от психологических
особенностей семей, имеющих детей.

Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключения, списка использованной литературы, одного приложения.

Во введении определены
объект и предмет исследования, сформулированы цель, задачи и гипотеза
исследования.

В первой главе
«Теоретические основы исследования психологических особенностей бездетных
семей»: раскрыта сущность понятия семьи, приведены классификации типов семей;
дана характеристика тенденциям трансформаций современной семьи; описана
специфика бездетной семьи, раскрыть установки, мотивации и ценности.

Во второй главе
«Эмпирическое исследование психологических особенностей бездетных семей»
приведено описание особенностей организации и методик исследования;
интерпретация и анализ результатов исследования.

Заключение содержит основные
выводы, сделанные в результате проведенного исследования.

Список литературы
насчитывает __ наименований.

В приложении приведено
описание диагностической методики.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В результате проведенного
исследования была достигнута его цель: выявлены психологические особенности
бездетных семей.

Достижению данной цели
способствовало решение ряда задач исследования:

1. Определена сущность
понятия семь, описать типы семей. В результате решения данной задачи было
установлено, что семья представляет собой сложное социокультурное явление, в
основе которого лежит брачный союз между мужчиной и женщиной, в котором
происходит материальное, духовное и душевное единение мужского и женского
начал, рождение и воспитание нового поколения. Дети являются важным элемент,
который предоставляет семье глубинный смысл и природное назначение. Основу
бытия семьи составляет любовь в ее настоящем смысле. Смысл бытия семьи состоит
в организации сексуальной жизни, рождении и воспитании детей, ведении общего
хозяйства, «в личностном единении людей», что в своей совокупности формирует
гармоничную семью, которая способна на полноценную реализацию своих функций.
Фундаментом для построения такой семьи считаем любовь в настоящем ее понимании.

Существуют разные
классификации типов семей на основе выделения различных признаков, в том числе
и наличия / отсутствия детей. Объектом нашего исследования стали бездетные
семьи.

2. Дана характеристика
тенденциям трансформаций современной семьи. Было отмечено, что в настоящее
время семья претерпевает существенную трансформацию. Происходит ее нуклеаризация,
увеличивается возраст вступления в брак, все чаще наблюдается отсрочка рождения
ребенка. На смену традиционным ценностям семьи (прочности брака, родительству,
супружеству) приходят такие, как профессиональная деятельность, карьерный рост,
личная и материальная независимость. Одним из значимых изменений является отказ
от рождения ребенка.

3. Описана специфика
бездетной семьи, раскрыты установки, мотивации и ценности. Проведенный анализ
источников литературы показывает, что возникла новая разновидность семьи на
постсоветском пространстве, получившая название семьи c отложенным рождением
ребенка либо же с осознанным отказом от рождения ребенка, по сравнению с
инфертильной семьей, лишенной возможности рождения детей согласно медицинским
показаниям. Данный тип семей на Западе назван добровольно бездетным (child-free
family), по сравнению с собственно бездетными (childless).

Отметим, что бездетные
семьи обладают своими психологическими особенностями, что обусловливается также
и причинами того, что они не рожают детей: намеренно бездетные семьи, семьи с
отсрочкой рождения детей или бездетные по медицинским показаниям. Также
психологические особенности бездетных семей в значительной степени отличаются
от психологических особенностей семей, имеющих детей.

4. Проведено эмпирическое
исследование психологических особенностей бездетных семей, в котором принимали
участие 100 семейных пар с продолжительностью брака 5 лет и более: 50 семейных
пар – это бездетные семьи, 50 семейных пар – семьи, имеющие детей.

В процессе эмпирического
исследования решались следующие задачи: анализ психологической литературы по
теме исследования; определение выборки испытуемых; выбор диагностических
методик; проведение диагностирования; анализ и интерпретация полученных
результатов исследования.

Для выявления
психологических особенностей бездетных семей и семей с детьми были использованы
следующие диагностические методики: 1) методика «Линия жизни» (А.А. Кроник); 2)
тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л.
Романова).

В результате использования
методики «Линия жизни» А.А. Кроника были определены самые значимые события в
семейной жизни бездетных семей и семей, имеющих детей. Было установлено, что самыми
значимыми событиями для бездетных семей являются следующие: заключение брака –
15 семей (30%); рождение племянников – 14 семей (28%); материальное положение –
9 семей (18%); смерть близких – 8 семей (16%); работа – 4 семьи (8%).

Использование данной
методике с испытуемыми из семей, имеющих детей позволило установить, что для
них самыми значимыми событиями являются: заключение брака – 12 семей (24%);
рождение ребенка / детей – 18 семей (38%); рождение племянников – 1 семья (2%);
материальное положение – 8 семей (16%); смерть близких – 7 семей (14%); работа
– 3 семьи (6%).

Сравнение результатов
диагностики группы бездетных семей и семей, имеющих детей, показало наличие тенденции
к увеличению значимости такого события, как рождение племянников в зависимости
от продолжительности брака в бездетных семьях. Чем дольше длится брак, тем
значимее становится данное событие в бездетных семьях. Отмечено снижение
значимости событий, связанных с материальным положением.

В семьях, имеющих детей, было
установлено, что высокую значимость имеет такое событие, как рождение ребенка /
детей, в особенности для подгрупп испытуемых с длительностью брака 11-15 и
16-20 лет. Материальное положение и работа, по сравнению с бездетными семьями
имеет меньшее значение.

Анализ результатов по
тесту-опроснику удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л.
Романова) показал, что уровень удовлетворенности браком в бездетных семьях и
семьях, имеющих детей отличается.

У бездетных семей степень
удовлетворенности браком является следующей: абсолютно неблагополучных семей –
7 семей (14%); неблагополучных – 5 семей (10%); скорее неблагополучных – 6
семей (12%); переходных – 7 семей (14%); скорее благополучных – 6 семьи (12%);
благополучных – 12 семей (24%); абсолютно благополучных – 7 семей (14%).

У семей с детьми степень
удовлетворенности браком является следующей: абсолютно неблагополучных семей –
6 семей (12%); неблагополучных – 4 семей (8%); скорее неблагополучных – 5 семей
(10%); переходных – 6 семей (12%); скорее благополучных – 8 семьи (16%);
благополучных – 16 семей (32%); абсолютно благополучных – 5 семей (10%).

Сравнение данных по
тесту-опроснику удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л.
Романова), полученных в группе бездетных семей и семей с детьми, позволил
сделать вывод, что бездетные семьи в большей степени являются неудовлетворенными
своим браком в сравнении с семьями, имеющими детей. Данный вывод был
подтвержден на уровне статистической значимости с помощью автоматического
расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Итак, анализ результатов
диагностики показал, что в психологических особенностях бездетных семей и
семей, имеющих детей, есть разница.

Таким образом, гипотеза
исследования была подтверждена: психологические особенности бездетных семей
отличаются от психологических особенностей семей, имеющих детей, по следующим
критериям:

– самое значимое событие
в семейной жизни;

– степень
удовлетворенности браком



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы исследования психологических особенностей бездетных семей

1.1. Сущность понятия
семьи, типы семей

 

В гуманитарной мысли
существуют две основные концепции возникновения моногамной семьи. Один из
крупнейших вкладов в формирование первой из них – исторической, или, как ее еще
принято называть, эволюционной концепции, которая начала развиваться со второй
половины XIX века, – принадлежит швейцарскому историку И. Бахофену, который в
1861 году выпустил в свет книгу «Материнское право. Исследование гинекократии
старого времени и ее религиозной и правовой природы». В этой работе И. Бахофен
высказал идею изменчивости форм брака и семьи в ходе истории, а также идею
предшествующего матриархата патриархату. Согласно этой концепции формы семьи на
пути своей эволюции от первобытного общества до наших дней менялись: сначала между
людьми существовали ничем не ограниченные половые отношения; со временем на их
основе сформировался групповой брак, который тем не менее еще не предвидел
постоянных «супружеских» пар, следовательно, определить линию отцовства было
невозможно. Происхождение детей считалось (определялось) только по материнской
линии. На этой основе возникла материнская семья (матриархат), в которой
женщины, как единственные достоверно известные родители молодого поколения
пользовались высоким уровнем уважения и почета. Постепенно начали складываться
достаточно постоянные пары, что ознаменовало появление парного брака. С
возникновением такого брака половые сношения между партнерами уже начали
регулироваться не только моральными нормами, но и определенными
социально-экономическими отношениями. Возникновение и укрепление частной
собственности привело к упрочение классовых отношений, стало основой
современного вида брака – моногамии.

Идеи матриархата и
исторического развития семьи нашли поддержку в работах выдающихся философов,
культурологов, антропологов и социологов разных стран: Л. Моргана, Ф. Энгельса,
Э. Дюркгейма, М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, П. Сорокина, А. Пономарева. Так,
американский этнолог Л. Морган в своей итоговой работе «Древнее общество»
выделил ряд последовательных форм семьи, которые изменялись в процессе ее
эволюции. Среди них: кровнородственная семья; пуналуальная семья; парная семья
(синдиасмичная), патриархальная и моногамная семьи. Каждой из этих форм семьи
соответствовал свой порядок брака – групповой, парный и моногамный. При этом
моногамная семья, по мнению Л. Моргана, сформировалась благодаря переходу от
материнского рода к отцовскому в результате возникновения собственности и
изменения условий ее наследования
[36]. В этой работе ученый также выразил
мнение, что моногамная семья будет эволюционировать и дальше: «… пока не
будет достигнуто равенство полов» [
57,
с. 491-492].

Эта идея была развита Ф.
Энгельсом, который подчеркнул, что моногамная семья – это не итог
индивидуальной любви, а отражение экономических условий господства мужа, и
рождения детей, которые унаследовали его богатство – настоящая цель моногамии [
50].
Революция и возникновение социализма, по мнению Ф. Энгельса, должны были
уничтожить частную собственность, а широкое привлечение женщин в общественное
производство – помочь установить подлинное равенство и преодолеть
дискриминацию. В обществе должна утвердиться новая форма семьи, основой которой
будут выступать настоящие человеческие чувства, искреннее взаимное уважение и
равенство полов, а не польза и прагматичный расчет [
50].

Однако рядом с
эволюционной концепцией формирования моногамной семьи в гуманитарной мысли
существует и другая, противоположная ей гипотеза, согласно которой моногамная
семья существовала всегда и была основной формой семьи на протяжении всей
истории человечества. К сторонникам такого мнения следует прежде всего отнести
Б. Малиновского [
22]
и Ф. Фукуяму [
40],
а также других исследователей. Так, английский культуролог и этнограф Б.
Малиновский вообще отрицал существование каких-либо форм группового брака:
«Какая, и достаточно мощная, школа верит в существование группового брака, то
есть в такое состояние общества, при котором индивидуальный брак был
неизвестен, а вместо него человеческие существа с сексуальной целью
объединялись в групповом браке» [
22,
с. 455]. Исследуя особенности развития брачно-семейных отношений у племен
центральной Австралии, а также других континентов, ученый считает, что обычаи,
которые допускают добрачные сексуальные отношения, «не демонстрируют ничего
такого, что внушало бы мысль о каком-то предыдущем состоянии разнузданного
промискуитета или о каком-либо обычае вроде «группового брака». Все это трудно
представить, – говорит Б. Малиновский, – когда выходишь из известных фактов
социальной жизни» [
22,
с. 831].

Исследователь считает,
что распространение идей о существовании группового брака связано с тем, что
авторы-эволюционисты, которые «искали следы» группового брака, не
интересовались всеобъемлющим описанием работающих институтов в том виде, в
котором они реально существовали и функционировали внутри конкретного и
сложного социокультурного контекста. Таким образом, как отмечает Б.
Малиновский, «каждый элемент культуры, каждая идея, обычай, форма организации,
слово – вынуждены быть выхваченными с присущего им контекста и установленными в
какую воображаемую схему» [
22,
с. 454].

Американский ученый и
исследователь Ф. Фукуяма в своей работе «Большой разрыв» также утверждает, что
моногамные брачные отношения и нуклеарная семья не являются недавним
историческим изобретением. «Современные социальные антропологи, — пишет Ф.
Фукуяма, — скептически смотрят на модели, которые были в употреблении до
недавнего времени и в которых африканские, американские и тихоокеанские
общества подавались как ассоциации семейных объединений, которые растворяют
семью и индивида … Наоборот, нуклеарные моногамные браки замечаются
повсеместно и оказываются наиболее важным семейным институтом»
[40,
с. 98
].
Итак, рассмотрев две противоположные точки зрения на пути формирования
современной моногамной семьи, следует отметить, что эволюционная концепция
имеет гораздо больше сторонников, фактов и наблюдений из жизни разных племен и
народов в свою пользу, поэтому, очевидно, является более достоверной.

Учитывая, что семья
является предметом исследования многих наук – философии, культурологии,
истории, экономики, юриспруденции, психологии и т.д. – следует отметить, что
это влечет существование большого количества подходов к изучению этого сложного
феномена. Однако в основе всех отношений по изучению семьи лежит ее разделение
на социальный институт и малую социальную группу [

Похожие работы