Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Психологическая реабилитация онкобольных

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения психологической реабилитации онкобольных 6
1.1 Содержание понятия «психологическая реабилитация» в современной науке 6
1.2 Психологические особенности онкобольных пациентов 16
1.3 Специфика психологической реабилитации онкобольных пациентов 27
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по психологической реабилитации онкобольных детей 7-15 лет 41
2.1 Диагностика психологического состояния 41
онкобольных детей 7-15 лет 41
2.2 Содержание программы психологической реабилитации онкобольных детей 7-15 лет 55
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..82

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. С психологической точки зрения, онкологическое заболевание относится к экстремальным и кризисным ситуациям, так как имеет свойственные данным ситуациям признаки: внезапность возникновения при наличии витальной угрозы, угрозы утраты контроля над ситуацией, стадийность протекания реакций на заболевание, неопределенность будущего, нарушение картины мира. В процессе заболевания и проводимого онкологического лечения помимо соматической ремиссии часто возникают и развиваются неблагоприятные психологические изменения личности, проявляющиеся в повышенной тревожности, мнительности, эмоциональной неустойчивости.
Распространенность нервно-психических расстройств у больных онкологическими заболеваниями довольно высока. Психогенное влияние онкологического заболевания как жизнеугрожающего состояния проявляется в возникновении ряда психопатологических состояний, преимущественно тревожно-депрессивного спектра, чаще всего относимых к рубрике МКБ-10 F43 «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации». В ряде исследований (в частности, Н.В. Тарабриной) показано, что состояние травматического стресса у онкологических больных может отражаться на состоянии иммунной системы и, таким образом, влиять на динамику онкологического заболевания и эффективность лечения.
Поэтому для улучшения качества жизни и здоровья людей, проходящих лечение по поводу онкологического заболевания, целесообразно рекомендовать им реабилитационные меры не только соматического, но и психологического характера. Необходимость включения психологической и психотерапевтической помощи в программы лечения и реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями обоснована многочисленными исследованиями. Однако актуальной научной задачей представляется разработка эффективных программ психотерапевтической помощи с учетом клинико-психологических особенностей онкологических больных на разных этапах основного лечения, с учетом различных клинических переменных. В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности психических расстройств, возникающих в связи c онкологическим заболеванием. Однако имеет смысл описание специфических мишеней психотерапии, которыми помимо тревоги и депрессии, могут быть ряд психологических и личностных характеристик.
Объект исследования: психологическая реабилитация как комплекс специальных мероприятий.
Предмет исследования: психологическая реабилитация онкобольных детей 7-15 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы психологической реабилитации онкобольных детей 7-15 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что онкобольные дети отличаются негативным психическим и эмоциональным состоянием, преодолеть которое возможно путем внедрения специально разработанной программы психологической реабилитации.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить содержание понятия «психологическая реабилитация» в современной науке.
2. Определить психологические особенности онкобольных пациентов.
3. Выявить специфику психологической реабилитации онкобольных пациентов.
4. Провести диагностику психологического состояния онкобольных детей 7-15 лет.
5. Реализовать содержание программы психологической реабилитации онкобольных детей 7-15 лет.
6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ литературы по проблеме исследования;
— синтез научных теорий и обобщение;
— тестирование;
— эксперимент;
— качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
1. Методика «Паровозик». Автор методики – С.В. Валиев. Цель методики – выявить степень позитивного и негативного психического состояния ребенка.
2. Методика «Часики». Автор методики – С.В. Валиев. Цель методики – выявить переживаемые ребенком психические состояния.
3. Методика «Цветик-восьмицветик». Автор методики – С.В. Валиев. Цель методики – выявить отношения к близким родственникам.
4. Методика «Почта». Автор методики – С.В. Валиев. Цель методики – выявить уверенность – неуверенность ребенка в родительской любви.
Выборка испытуемых: в исследовании приняли участие 20 онкобольных детей в возрасте 7-15 лет (8 девочек и 12 мальчиков) и 20 здоровых детей (9 девочек и 11 мальчиков) того же возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы психологической реабилитации онкобольных детей 7-15 лет.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
— было представлено содержание понятия «психологическая реабилитация» в современной науке;
— были определены психологические особенности онкобольных пациентов;
— была выявлена специфика психологической реабилитации онкобольных пациентов;
— была проведена диагностика психологического состояния онкобольных детей 7-15 лет;
— было реализовано содержание программы психологической реабилитации онкобольных детей 7-15 лет;
— было выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ данных позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что онкобольные дети отличаются негативным психическим и эмоциональным состоянием, преодолеть которое возможно путем внедрения специально разработанной программы психологической реабилитации.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении представлений о содержании понятия «психологическая реабилитация» в современной науке; в уточнении психологических особенностей онкобольных пациентов; в выделении специфики психологической реабилитации онкобольных пациентов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации содержания программы психологической реабилитации онкобольных детей 7-15 лет. Эта программа может быть внедрена в процесс психологического сопровождения онкобольных пациентов в возрасте от 7 до 15 лет.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения психологической реабилитации онкобольных

1.1 Содержание понятия «психологическая реабилитация» в современной науке

В последние годы реабилитации больных и инвалидов стало уделяться особое внимание. В связи с этим не только расширяется практическое применение психологии в клинике, но и возрастает влияние психологических взглядов на общемедицинские и социальные проблемы, одной из которых является реабилитация.
Актуальность этой проблемы объясняется ростом числа онкологических, сердечнососудистых, нервно-психических, психосоматических заболеваний, связанных с комплексным и стойким нарушением функций, сопровождающимся длительной утратой трудоспособности, снижением активности в бытовой, социальной и профессиональной сфере. Кроме того, предъявляются все более высокие требования к возможностям человека, что делает значимой потерю трудоспособного члена общества [3].
Проблему реабилитации разрабатывают самые различные специалисты, поэтому до настоящего времени не существует единого мнения по очень многим ее вопросам. До сих пор обсуждаются: определение реабилитации (содержание, задачи), терминология и критерии оценки ее качества и эффективности. Противоречивость большого числа определений связана, прежде всего, с нечеткой трактовкой взаимоотношений медико-социальных мероприятий – лечения, профилактики и реабилитации. Кто-то исходит из целей процесса реабилитации, кто-то выделяет системную организацию или акцентирует результат этого процесса. Объединяет большую часть существующих определений внимание не только к лечебным воздействиям (физиотерапевтическим, медикаментозным и др.), но и к восстановлению трудоспособности, возвращению человека в прежнюю социальную среду, что невозможно осуществить без медицинского психолога.
Тем не менее, психологические аспекты реабилитации больных остаются недостаточно исследованными. И хотя в ряде стран психология реабилитации (реабилитационная психология) получила статус самостоятельной дисциплины, ее теоретические основы требуют дальнейшего анализа.
Психологическая реабилитология является частью общей реабилитологии – междисциплинарной науки (немедицинского профиля) о процессе восстановления функций человека в условиях ограниченной свободы его действий. Она рассматривается как процесс и система восстановления способностей человека с ограниченными возможностями к бытовой, общественной, профессиональной деятельности. Ее конечный социальный результат: достигнутый уровень, объем, масштаб независимой жизнедеятельности человека. Предметом является не только сам человек и его нарушенные возможности, а взаимосвязи между ним и обществом, а объектами – сопряженные в процессе взаимодействия субъекты и объекты социальной и физической среды [41].
Акцент делается не только на потенциальных возможностях человека, но и на том, чем располагает общество, на действиях со стороны общества и на формах взаимодействия человека и общества. Человек изучается в контексте био-социо-эколого-экономической системы. Реабилитология направлена на создание качественно более высокого с социальной точки зрения уровня жизни для нуждающихся в реабилитации граждан, на повышение качества жизни отдельных групп населения.
В большинстве определений психология реабилитации (реабилитационная психология) представляет область психологии, применяющую психологические знания для понимания и помощи людям с нарушениями и хроническими заболеваниями; нередко уточняется также ряд ее конечных задач – максимизация здоровья и благополучия, самостоятельности и выбора, функциональных возможностей и участия в социальной жизни при минимизации вторичных нарушений здоровья [4, c. 70-76].
Внимание к психологической реабилитации обусловлено также поворотом различных наук к человеку, т.е. гуманизацией наук, в первую очередь логикой развития медицинского мышления. Так, Р. Конечный и М. Боухал [16] считают, что только благодаря принципиальным изменениям медицинского мышления психология стала пользоваться влиянием в медицине и здравоохранении. Развитие медицины идет от нозоцентрической ориентации (направленность на болезнь) к антропоцентрической (направленность на больного человека) и к социоцентрической (направленность на общественные факторы жизни индивида). Иначе говоря, акцент переносится с того, какая болезнь у человека, на то, у какого человека, с какими социальными связями и отношениями эта болезнь. Поэтому в настоящее время при изучении различных заболеваний все большее значение приобретают исследования личности больного и факторов социальной среды, окружающей его. В медицине эта тенденция получила свое развитие в принятой ВОЗ «Международной классификации функционирования, здоровья и ограничений жизнедеятельности». А в общей методологии науки (в том числе и в клинической психологии) такой сдвиг акцентов обусловлен сопоставлением классической, неклассической и постнеклассической парадигм научного знания; при этом разные типы рациональности не отрицают, а дополняют друг друга [43].
Еще В.Н. Мясищев [21] обратил внимание на личность больного в системе общественных отношений. По мнению В.В. Николаевой [31], тяжелое заболевание существенно изменяет, прежде всего, всю ситуацию развития человека. Оно изменяет уровень его психических возможностей осуществления деятельности, ведет к ограничению круга контактов с окружающими людьми, часто по объективным причинам приводит к ограничению его деятельности, т.е. меняется объективное место, занимаемое человеком в жизни. В условиях болезни человек попадает в новую социальную ситуацию развития, которая становится предметом активной внутренней работы самого больного, вследствие которой формируется новая внутренняя позиция человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности [31].
Неотъемлемыми составляющими биопсихосоциального подхода к реабилитации являются три важных психологических аспекта, нашедшие свое отражение в ряде ее определений. В книге В.Я. Неретина и Н.К. Николаева [23] обсуждается ряд исследований, относящихся к первому аспекту. Он связан с направленностью реабилитационного процесса на развитие или улучшение тех способностей больного, которые могут быть использованы для его успешной социальной и трудовой деятельности вне больницы, и на интеграцию индивидуума в общество. На важность системной организации процесса реабилитации, включающего психологический блок, указывали многие специалисты. В психиатрии активно используется термин «психосоциальная реабилитация», включающая «восстановление или формирование недостаточных или утраченных в условиях болезни» психических функций, навыков и стратегий совладания, препятствующих социальной адаптации пациентов и интеграции в общество. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы