Магистерский диплом на тему Психологическая готовность студентов к академической мобильности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность понятия готовности 6
1.2. Понятие и сущность академической мобильности студентов 17
1.3. Структура готовности к академической мобильности 40
Выводы по первой главе 53
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ 55
2.1. Организация и методики исследования 55
2.2. Результаты исследования готовности студентов к академической мобильности 62
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
Введение:
Актуальность темы. Интеграционные и глобализационные процессы являются ведущими признаками современного мира. Они обусловливают углубление международных отношений, модернизировать процессе в различных сферах человеческой деятельности. Современный рынок труда требует специалиста, ориентированного на успех и постоянное самосовершенствование, способного быстро адаптироваться к сложным условиям социальной и профессиональной деятельности, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в мультикультурной среде и транснациональных корпорациях. Так, отечественная система профессионального образования актуализирует использование возможностей академической мобильности студентов и преподавателей заведений как одного из инструментов Болонского процесса. Указанная проблема приобретает особую значимость, прежде всего в процессе подготовки инженеров, востребованных сегодня на мировом рынке труда. Итак, особое место в системе профессионального образования занимает академическая мобильность, которая активно распространяется и открывает новые возможности для формирования европейского рынка труда и единого образовательного пространства.
Теоретический обзор зарубежных и отечественных научных исследователей. Различным аспектам мобильности, академической мобильности учащихся и студенческой молодежи посвящены исследования В. Астаховой, С. Бринева, С. Вербицкой, Н. Дмитриевой, А. Дядченко, А. Исаака, Р. Прима, Л. Сушенцева и др. С точки зрения условий интернационализации высшей школы международную академическую мобильность изучали в научных трудах А. Бема (А. Böhm), М. Фолари (М. Follari), А. Гевета (А. Hewett), С. Джонса (S. Jones), Н. Кемпа (N. Kemp), Д. Мирес (D. Meares), Д. Пиерса (D. Pearce), K. Ван куттер (K. Van Cauter), М. Стола (M. Stohl), Х. Де Йонга (H. de Jong), Яна Г. Добсона (Ian R. Dobson), Дирка Ван Дама (Dirk Van Damme) и др.
Целесообразность исследования обусловлена теоретическим и практическим значением задач формирования готовности к академической мобильности и рядом противоречий: между возрастающими потребностями общества в компетентных, готовых к академической мобильности специалистах, которые стремятся освоить последние достижения науки и техники, способны эффективно адаптироваться, профессионально коммуницировать на межкультурном уровне и реальными возможностями их подготовки в условиях традиционного образовательного процесса; между требованиями к уровню готовности к академической мобильности студентов высших учебных заведений для успешной интеграции в общеевропейское образовательное пространство и неопределенностью педагогических условий и методики ее формирования; между наличием необходимости формирования готовности к академической мобильности студентов высших учебных заведений и отсутствием модели формирования готовности в вузах и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения этого процесса.
Необходимость решения указанных противоречий, актуальность и недостаточная разработанность этой проблемы обусловили выбор темы данного исследования «Психологическая готовность студентов к академической мобильности».
Цель исследования заключается в определении психологической готовности студентов к академической мобильности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия готовности.
2. Охарактеризовать понятие и сущность академической мобильности студентов.
3. Описать структуру готовности к академической мобильности.
4. Провести исследование готовности студентов к академической мобильности.
5. Изучить представления студентов об академической мобильности;
6. Определить уровень самооценки готовности студентов к академической мобильности.
Объект исследования – профессиональная подготовка студентов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования – компоненты психологической готовности студентов высшего учебного заведения к академической мобильности.
Гипотеза исследования готовность к академической мобильности студентов высшего учебного заведения будет формироваться значительно эффективнее при условии формирования мотивации к планированию и участию в реализации академической мобильности, положительного эмоционального отношения к учебной и профессиональной деятельности; усиление коммуникативной направленности процесса овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для эффективной иноязычной коммуникации.
Заключение:
На основе обобщения результатов исследования проблемы формирования готовности к академической мобильности студентов высшего технического учебного заведения сделаны следующие выводы:
Анализ состояния изученности проблемы формирования готовности к академической мобильности студентов высшего учебного заведения свидетельствует, что в педагогической теории и практике большое внимание уделяется различным аспектам мобильности. В то же время исследования проблемы формирования готовности к академической мобильности студентов высшего учебного заведения не приобрели системный и обоснованного освещения в педагогической теории и практике.
Выяснено, что академическая мобильность – это интегративное личностное качество, которое формируется у студентов во время обучения в высшем техническом учебном заведении и характеризует их способность и готовность адаптироваться, меняться и превращать себя и окружающую среду, проектировать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты.
Определены готовность студентов высшего учебного заведения к академической мобильности интегративной личностную характеристику, отражающую: сформированные устойчивые мотивационные установки, владение психологическими знаниями и навыками, механизмами саморегуляции и самоорганизации; потребность применять знания техники и технологий, профессионально направлены и языковые (иноязычные) навыки на практике в самостоятельной деятельности по планированию и эффективной реализации учебной и профессиональной деятельности; способность успешно контактировать с субъектами образовательного процесса, выбирать и реализовывать адекватные стратегии и тактики взаимодействия. Выяснено, что готовность будущих специалистов к академической мобильности как системное явление охватывает профессиональную подготовку (профессионально-знаниевая готовность), языковую подготовку (иноязычные-коммуникативная готовность) и сложившуюся систему личностных качеств, мотивов, установок, умений как составляющих социально-психологической готовности.
Определены компоненты готовности к академической мобильности студентов высшего технического учебного заведения, учитывая предметную специфику их профессиональной деятельности и современные требования, которые ставит профессиональное сообщество в процесс подготовки инженеров: мотивационный, когнитивно-коммуникативный, личностно-деятельностный. Мотивационный компонент аккумулирует: мотивацию студента, направленную на овладение инженерной профессии; ориентацию на собственные побуждения, стремления, характеризуется высокой степенью самостоятельности выбора путей овладения профессией; мотивацию общения; мотивацию успеха. Когнитивно-коммуникативный компонент обеспечивает: наличие знаний, положенных в основу готовности будущих инженеров к академической мобильности, овладение языком толерантного общения, межкультурной коммуникацией; возможность успешно налаживать контакты для реализации академической мобильности; адаптацию и эффективную работу в различных учебных и профессиональных ситуациях, что позволяет принимать взвешенные решения, нести ответственность. Личностно-деятельностный компонент раскрывает сформированность характеристик личности, необходимых для успешной деятельности и взаимодействия будущего инженера в процессе академической мобильности: активности, открытости к изменениям, социальной ответственности, динамичности адаптации, сформированности рефлексивных умений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятия готовности
В психологической литературе понятие готовности к любой деятельности (профессиональной, трудовой, спортивной и т.д.) рассматривали достаточно широко, однако в современной психологии до сих пор не сформулировано общепринятого определения понятия «психологическая готовность». Это обусловлено спецификой исследуемой деятельности и различными подходами к изучению этого понятия.
Исследователи проблемы готовности рассматривают этот вопрос с позиций различных теоретических концепций. Большинство авторов выделяют три основных подхода для определения содержания и структуры психологической готовности:
− функциональный;
− личностный;
− комплексный [24].
Это состояние содержит следующие компоненты:
а) мотивационные (потребность успешно выполнять задачи, интерес к процессу их выполнения, попытки достичь успеха и проявить себя с лучшей стороны);
б) познавательные (понимание профессиональных задач, оценки их значимости, представление о возможных изменениях трудовой обстановки);
в) эмоциональные (чувство профессионального достоинства, ответственности, уверенности в успехе, пыл и вдохновение);
г) волевые (управление собой, мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от влияния мешающих опасений, преодоление сомнений).
Психологическую готовность также трактуют как комплекс мотивов, знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность выполнения определенной деятельности (Л.М. Карамушка). Готовность автор рассматривает как предпосылку любой целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности.
В структуре психологической готовности к профессиональной деятельности Л.Н. Карамушка выделяет функционально взаимосвязанные компоненты [29]:
− мотивационный – перечень мотивов к выбору и выполнению профессиональных обязанностей и задач;
− когнитивный – система знаний, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности;
− операциональный – умения и навыки, соответствующие требованиям профессиональной деятельности;
− личностной – комплекс профессионально важных и необходимых качеств для выполнения профессиональной деятельности.
Достаточная развитость этих компонентов и их целостное единство обеспечивают высокий уровень готовности человека, его активности и самостоятельности, творчества в процессе деятельности. Недостаточная их развитость свидетельствует о незавершенности процесса формирования готовности, ее среднем или низком уровне.
Исследовательница И.А. Дубовая, изучая психологические особенности работников органов внутренних дел, психологическую готовность определяла как интегральную совокупность психических качеств, на основе которой возникает состояние оптимальной мобилизованности психики, настроения на целесообразные и адекватные безошибочные действия [22].
Исследуя понятие готовности к соревнованиям, А.Ц. Пуни [21] психологическую готовность относит к категории психологических состояний, которым присущи такие особенности:
− уверенность в своих силах;
− стремление к достижению цели;
− оптимальное возбуждение;
− высокая устойчивость нервных процессов;
− саморегуляция и самооценка.
Сущность психологической готовности, по мнению ученого, заключается в возможности своевременно принимать оптимальное решение в конкретной ситуации, возможности непрерывно контролировать и регулировать результаты каждого действия, которое осуществляют целенаправленно.
Готовность И.А. Кучерявенко [35], И.Н. Дворникова и А.В. Першина [20] определяют как целенаправленное проявление личности, которое охватывает взгляды, убеждения, знания, привычки, умения, отношения, мотивы, волевые и интеллектуальные качества, чувства, установки. Ее становление происходит в процессе моральной, психологической, профессиональной и физической подготовки и является результатом всестороннего развития личности в соответствии с требованиями, связанными с особенностями профессии. Ученые также определяют психологическую готовность как важное условие целенаправленной эффективной деятельности, ее устойчивости и регуляции. Она позволяет личности удачно выполнять профессиональные обязанности, правильно применяя предыдущий опыт, знания, личностные черты и адаптируясь к выполнению определенных действий в случае возникновения непредвиденных препятствий.