География Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Пропедевтика географического образования (на примере дошкольного образовательного учреждения)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПЕДЕВТИКИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика» 10
1.2. Подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования 17
1.3. Отечественный и зарубежный опыт организации пропедевтики на первой ступени общего образования 22
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПЕДЕВТИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Пропедевтика географического образования как актуальная проблема развития методической науки 27
2.2. Содержание географического образования в нормативных документах для дошкольных учреждений 31
2.3. Формы, методы и технологии организации пропедевтики географического образования на дошкольной ступени обучения 43
2.4. Программа пропедевтического курса географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения 56
2.5. Разработка занятия для дошкольников на тему «Составление схемы маршрута по ориентирам» 74
2.6. Организация и результаты педагогического эксперимента по пропедевтике географического образования в дошкольной образовательной организации 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена: возрастающим значением географического образования дошкольников, необходимостью совершенствованию содержания норм и методов работы с дошкольниками, а также необходимостью формирования экологически воспитанной и компетентной личности на основе ее включенности в «мир природы», необходимостью внедрения субъектного характера восприятия природных объектов и актуализации непрагматического взаимодействия с миром природы.
Гармоничные отношения человека и природы является залогом жизнеспособности и здоровья человеческой цивилизации. XXI век, однако, характеризуется резким нарушением равновесия природной среды, что обусловлено неуправляемой научно-технической деятельностью, загрязнением среды, нарушением норм эксплуатации природных ресурсов, преобладанием материальных потребностей над духовными, отсутствием контроля со стороны соответствующих государственных органов за соблюдением норм природопользования и тому подобное. Причинами такого состояния окружающей среды являются проблемы формирования географической культуры и экологического мировоззрения человека, несовершенство природоохранных компетенций всех слоев населения, недостаточность и теоретизированность географического образования на всех уровнях образования и, как результат, глобальный экологический кризис.
География – фундаментальная наука и это подчеркивается ее значимостью на всех ступенях образования. Научность, логичность и достаточная сложность географии предусматривает закладку фундамента географического образования с раннего возраста. Система образования выступает важным элементом в процессе освоения воспитанниками ключевыми географическими знаниями элементарными представлениями об особенностях природы Земли, природы своего края.
Для дошкольника вопросы взаимодействия с природой очень важны, они необходимы для полноценного развития интеллекта, духовно-нравственной и эмоциональной среды ребенка. Собственно, сквозь призму этого взаимодействия происходит процесс гармоничного становления личности — ее успешного развития, обучения, воспитания, социализации. В связи с этим пропедевтике географического образования на дошкольной ступени должны уделяться значительное внимание как со стороны государства, так и со стороны педагогической общественности.
Актуальность и важность реализации географического образования в условиях дошкольного учреждения рядом противоречий, а именно:
— между значительным образовательным и воспитательным потенциалом географического образования и ограниченностью его использования в условиях дошкольных образовательных учреждений;
— между достаточной разработанностью методологических и теоретических основ географического образования и недостаточностью методических материалов прикладного характера по реализации географического образования в условиях дошкольных учреждений.
Это и обусловило выбор темы исследования «Пропедевтика географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения с учетом реализации пропедевтики географического образования.
Цель исследования: изучение методики реализации пропедевтики географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования. Географическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
— оно будет рассмотрено как особая, самоценная ступень системы непрерывного географического образования, как часть развития общей культуры ребенка;
— содержание и методика пропедевтики географического образования на первой ступени общего образования будет учитывать нормативные требования для дошкольных учреждений;
— реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются возрастные психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста и специфика дошкольных учреждений.
Задачи исследования:
1) определить сущность понятия «пропедевтика», подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования;
2) проанализировать отечественный и зарубежный опыт организации пропедевтики на первой ступени общего образования;
3) определить формы, методы и технологии пропедевтики географического образования на дошкольной ступени образования;
4) разработать программу пропедевтического курса географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения;
5) проанализировать результаты опытно-экспериментально работы по реализации пропедевтической программы географического образования.
Методологической основой исследования являются общенаучные положения о системном и деятельностном подходах, философские положения о всеобщей связи и закономерностей явлений, процессов.
Теоретической основой исследования являются: особенности развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний о природе (Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Л.С. Игнаткина и др.); идеи географического образования детей (Н.А. Рыжова, В.А. Ашикова, Н.Н. Кондратьева, В.Н. Кузнецова, Е.Ф. Терентьева); идеи развития познавательной активности детей при ознакомлении с природой (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.); разработки в области научно-методического обеспечения дошкольного образования (К.Ю. Белая, Л.В. Байбородова, М.И.Рожкова, П. Третьяков); исследования в области управления дошкольными образовательными учреждениями (Л.В. Поздняк, Т.В. Волосовец, Л.С. Маркова, С.Н. Сазонова).
Методы исследования:
— теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, определение связи между явлениями;
— эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический.
— статистические: методы математического анализа, табличное интерпретирование данных.
Научная новизна исследования заключается в обобщении и систематизации результатов организации пропедевтических исследований в старшей группе географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения, в разработке и апробации программы пропедевтики географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения
Теоретическая значимость, состоит в обогащении теоретических основ организации пропедевтики географического образования на ступени дошкольного обучения. Систематизированные подходы к пониманию сущности понятия «пропедевтика», определяет дидактические принципы для разработки программы по организации пропедевтики географического образования в дошкольных учреждениях.
Практическая значимость заключается в разработке программы пропедевтического курса географического образования для дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 86 комбинированного вида».
Основные этапы исследования. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап поисково-теоретический предполагает изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ, постановку целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования. Второй этап – опытно-экспериментальный включал проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Анализ методического обеспечения пропедевтического обучения географии дошкольников. Третий этап – заключительно-оценочный содержал проведение контрольного среза, анализ и обобщение результатов исследования, оформление материалов работы.
Достоверность результатов исследования подтверждается научной обоснованностью основных теоретических положений; адекватностью применяемых целей исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач; апробацией результатов исследования в практике дошкольной образовательной организации; положительными результатами эксперимента.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения. Текст иллюстрируют 14 таблиц, 3 рисунков, объем работы 113 страницы, список литературы включает 66 источников.
Апробация результатов исследования.
Таблица 1 – Перечень опубликованных научных статей по проблеме исследования.
https://znanio.ru/media/anketa_dlya_roditelej_propedevtika_geograficheskoe_obrazovanie_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii-232348
https://znanio.ru/media/vozmozhnosti_geograficheskogo_obrazovaniya_doshkolnikov_v_usloviyah_rpps_dou__dlya_pedagogov_dou-194191
https://znanio.ru/media/propedevtika_geograficheskogo_obrazovaniya_na_primere_dou_vystuplenie-112946
http://gcro.nios.ru/system/files/sbornik_pedagogicheskaya_masterskaya_metodicheskiy_debyut.docx
http://gcro.nios.ru/system/files/sovremennye_podhody_k_realizacii_regionalnogo_komponenta_kraevedenie_v_usloviyah_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizacii_0.docx
Результаты исследования были изложены при публикации
• публикуются на созданном сайте «География в детском саду», где педагоги могут найти интересующие материалы по данной теме. https://dyatlova-a-n.jimdo.com/а-н-дятлова/.
• Озвучены во время выступления на заседании Круглого стола для начинающих старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений района по теме «Итоги работы Педагогической мастерской для начинающих старших воспитателей ДОУ «Методический дебют» (17 мая 2017 года). (смотреть приложение 1 с. 119)
• Также автор работы принял участие а работе Городской инновационной площадки «Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций как ресурс повышения кадрового потенциала» за разработку и презентацию проекта «Формирование географических знаний у детей через изучение природы родного края». (07 мая 2018 года). Выдан сертификат участника (смотреть приложение 1 с. 119)

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе анализа, существующей научно-методической, психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы в рамках обозначенной темы исследования было выявлено:
«Пропедевтический курс» — это введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме. Таким образом, пропедевтика — предварительный вводный курс, позволяющий кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами, которые предстоит более глубоко и систематично усвоить в дальнейшем.
География является интегрированной дисциплиной, которая представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Географическое образование на первой ступени общего образования в доступной форме знакомит дошкольников с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира. Основная задача географии — формирование у дошкольника яркой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений. Дети дошкольного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе. В этом плане велико значение географии как пропедевтического курса. При его изучении закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, взаимосвязи явлений, основные научные идеи и закономерности. Изучая географию, дошкольники получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явления природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании их человеком. Наряду с этим, дошкольники должны понять и неразрывную связь человека с природой, необходимость бережного, внимательного от ношения к ней. В дошкольном образовательном учреждении становятся приоритетными экологические знания. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для формирования географических представлений у дошкольников.
География входит в естественнонаучный цикл дисциплин, поэтому важное место в получении знаний по этому предмету занимают методы научного познания природы: наблюдения за объектами и явлениями, эксперимент, изображение натуральных объектов, практическая работа. Особенно сильное впечатление оказывают на ребенка изучение живых организмов, природы Родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к Родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности. Обучение дошкольников географическим знаниям способствует формированию у них целостного представления об окружающем мире; воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и бережного отношения; развивает познавательный интерес к изучению наук о природе; творческое отношение к окружающей действительности.
В ходе нашего исследования была разработана программа пропедевтического курса по географии для детей старшего дошкольного возраста с целью их личностного развития, в основу которой положены занятия с использованием различных методов, приемов, средств, технологий обучения.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В ходе констатирующего этапа эксперимента с помощью опроса выявлялся уровень развития представлений о родном крае у старших дошкольников. Диагностика показала, что большинство детей в обеих группах (экспериментальной и контрольной) проявляют средний уровень развития экологических представлений. На формирующем этапе эксперимента реализована программа пропедевтического географического образования с целью развития представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае. В программе объединены различные темы для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями климата и природных условий Новосибирской области, с многообразием растительного и животного мира, значимыми природными объектами – озёрами, реками, горами. Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление эффективности опытно-экспериментальной работы. Сравнение результатов контрольного и констатирующего этапов эксперимента показало, что уровень развития представлений о родном крае у детей контрольной группы практически не изменился (количество детей со средним уровнем – увеличилось на 4%, с низким – уменьшилось на 4% по сравнению с констатирующим этапом эксперимента). В то время как уровень развития представлений старших дошкольников экспериментальной группы о родном крае заметно вырос (количество детей с низким уровнем развития представлений о родном крае стало на 25% меньше, со средним уровнем – стало больше на 8%, с высоким уровнем – повысилось на 17%), что свидетельствует об эффективности проделанной работы. Таким образом, результаты проведения диагностики развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы имеют положительную динамику, что указывает на эффективность разработанной программы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с целью развития географических представлений у старших дошкольников.

 

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПЕДЕВТИКИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Современные подходы к пониманию понятия «пропедевтика»
Пропедевтика как явление существовала, наверное, всегда, но только недавно педагоги начали целенаправленно разрабатывать пропедевтические курсы по отдельным предметам. На сегодняшний день именно на подготовительном уровне в образовательных организациях, начиная с дошкольного возраста, изучают такой весомый предмет как география.
Во всем мире в последнее время можно проследить две антагонистические тенденции: движение в направлении пропедевтики в рамках интегрированного преподавания, и внимание к специфическому, специализированного подготовительного обучения. Количество жизненных изменений в мире, происходящих за небольшой промежуток времени, настойчиво требуют от человека таких черт, позволяющих иметь продуктивный и прогрессивный подход к любым новостям времени. Для того, чтобы достойно воспринимать ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, человек должен реализовывать свой креативный потенциал. Таким образом, поиск новых форм и приемов обучения в наше время — задача не только закономерная, но и приоритетная для большинства организаций, имеющих отношение к образованию во всем мире.
Пропедевтика (от греч. propaideuo — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме [8].
Пропедевтический курс можно трактовать как вводный курс, осуществляющий переход от изучаемых предметов в дошкольных организациях, младшей школе к предметам и курсам средней и старшей школы, в которых изучаемый материал не только усложняется и требует научных подходов в его изучении, но и значительно увеличивается в объемах.
Исследованиями пропедевтики занимались Потапова М.В., Боровских Т.А., Петров А.В., Даммер М.Д, Усова А.В., Кондаков Н.И., Коврижкина Л.Н. и многие другие. В логическом словаре дается следующее определение пропедевтики: «Пропедевтика – подготовка к изучению более сложной теории, системы, науки; предварительный круг знаний о чем-либо, изложенный в сжатой и элементарной форме, введение в какую-либо науку, вводный курс в какую-либо дисциплину» [27].
Данное определение удовлетворяет теме нашей работы, и поэтому далее мы будем ссылаться на него. Пропедевтический курс, по нашему мнению, является не только вводным курсом, но и средством обобщение полученных ранее знаний детей.
Пропедевтический курс нацелен на активизацию познавательной и творческой деятельности детей. Может способствовать успешному введению в базовый курс предмета в средней школе. Приступая к изучению базового курса, ученики уже будут иметь необходимые начальные знания и умению о предмете, о методах изучения определенных явлений, иметь представления о современной научной картине мира. Что даст возможность учителям уделять большее внимание наиболее важным разделам более детально.
Пропедевтический курс своей целью ставит подготовку детей к систематическому обучению школьным дисциплинам и развитию умственных способностей, развитию и формированию познавательного интереса.
Пропедевтический курс помогает приобрести необходимые для изучения базового курса знания и умения.
При изучении пропедевтического курса ученики овладевают способами следующих видов деятельности: познавательной, практической, организационной, оценочной и самоконтролем [9].
Пропедевтический курс способствует осознанному изучению детьми основ некоторых фундаментальных разделов курса определенного предмета. Начинает развитие практических и теоретических знаний и умений, которые пригодятся при изучении базовых учебных курсов. Дети учатся правильно формулировать вопросы и задавать их; самостоятельно делать выводы, таким образом, у учеников исчезает боязнь трудности учебного предмета.
Пропедевтический курс выступает в качестве подготовительного этапа, в процессе которого дети приобретают необходимые компетенции, способствующие более успешному усвоению материалов базовых учебных предметов (курсов).
Для того чтобы понять, как происходило становление пропедевтики, необходимо обратиться к истории педагогики и узнать, с каких точек рассматривалось понятие «пропедевтика», на что обращали внимание методологи и дидактики XIX в., и каким образом рассматривается данное понятие в современной педагогике.
Система пропедевтики создавалась постепенно. Ее формирование происходило в течение многих веков. Постепенно формулировались основные компоненты и базовые понятия. Из-за этого содержание компонентов много раз менялось, менялся и угол рассмотрения пропедевтики как дидактического понятия, однако, идеи, которые были положены в основу пропедевтического обучения в XIX в., остаются актуальными и сегодня.
В разное время значительный вклад в развитие идей пропедевтики внесли (Я.А. Коменский (1592-1670) XVII в, [27], К.Д. Ушинский XIXв. [61] и др.). Я.А. Коменский полагал, что, принимаясь к изучению наук, обучающийся уже должен иметь представление о них. В конце XVIII – начале XIX вв. И.Г. Песталоцци и его последователями доказывалась теория элементарного обучения, через которое происходит подготовка обучающихся к 10 систематическому учению. В первой половине XIX в. теория И.Г. Песталоцци получила распространение в России [27].
Научно-методическое представление отечественная школьная пропедевтика получила в 1860-х гг. в работах К.Д. Ушинского. Он полагал, что пропедевтическое обучение должно предшествовать изучению систематического курса. В структурно-организационном плане идеальным решением было бы обособление в начальном образовании элементарной школы как отдельной ступени, но, учитывая реалии России 60-х гг. позапрошлого столетия, К.Д. Ушинский допускал возможным введение лишь двухлетнего пропедевтического обучения. Психолого-педагогическую готовность учащегося к систематическому учению К.Д. Ушинский считал основным условием для начала обучения. Полагаясь на это, он и выстраивал методические требования к преподаванию. Пропедевтический курс рассматривался К.Д. Ушинским как интегрированный. Он говорил о том, что многообразие предметов первоначального образования возможно только при том условии, чтобы в обучении не было никаких отдельных предметов, а все сливалось в одно разумное воздействие педагога, дающего пищу для деятельности учащимся и направляющего всю эту разнообразную деятельность. К.Д. Ушинский рассматривал пропедевтический курс как элементарный [61].
Понятие элементарного обучения было введено И.Г. Песталоцци: элементарным считалось такое обучение, когда в первую очередь учащимся должны быть усвоены элементы знания с помощью деятельной интуиции. Только после того, как каждый элемент понят учащимся, найден в окружающей реальности, соотнесен и применен к жизни, можно приступить к изучению следующего элемента [24].
В системе К.Д. Ушинского природа элементарного обучения, в том числе и географии, выражается в постепенном усложнении учебного материала, когда одни и те же знания рассматриваются несколько раз, но на более высоком уровне осмысления.
Таким образом, во второй половине XIX – начале ХХ вв. исследователи уже формулировали методические проблемы, актуальные и для современного образования. Методисты прошлых веков говорили о необходимости различать пропедевтическое и систематическое обучение предмету и даже выделяли пропедевтику как отдельную ступень – концентр школьного образования. В соответствии с этим строилась система начального образования [45].
Как и в начале ХХ в., методическая система современного пропедевтического обучения основывается на возрастных психолого-педагогических особенностях учащихся. Таким образом, соотносятся с современными целями и результаты, к которым стремились идеологи начального обучения начала ХХ в.: дети, окончивший пропедевтический курс, должен перейти к систематическому обучению, не испытывая трудностей, не потеряв к нему интереса. Общее развитие дошкольников должно соответствовать новым задачам, характерным для той ступени обучения, на которой он находится.
Существует разные точки зрения на процесс пропедевтики одни трактуют его как процесс обучения (Т.А. Боровских [6]), другие как средство обучения (Л.Н. Коврижкина [28]), третьи как подготовку к обучению (Н.И. Кондаков [31]). Наиболее полное определение предлагает М.В. Потапова. Она определяет пропедевтику как «предварительное изучение, обеспечивающее непрерывное образование на основе принципов преемственности и персонализации. Средством реализации пропедевтики может служить пропедевтический курс, который является важным звеном целостного образовательного процесса» [48].
В методике под пропедевтикой понимается подготовительный курс, предполагающий введение в какую-либо науку или учебный предмет и отличающийся элементарной формой изложения. Вопрос, связанный с пропедевтикой, возникает тогда, когда определяются трудности в формировании некоторых понятий или при слишком компактном [22] изложении конкретной темы, это влечет за собой целесообразность распределения материала на больший промежуток времени. Если структурировать материал с выделением начального концентра, то получится пропедевтический курс. Кроме того, подобное действие можно осуществить непрерывным образом, распределяя часть материала по другим темам, то есть опосредованно, через основное содержание учебного материала.
Мы рассматриваем пропедевтику как одно из средств интеграции и содержания. В нашем понимании пропедевтика – это выстроенный педагогом образовательный процесс сообщения обучающимся предварительных знаний какой-либо дисциплине, излагаемое в элементарной, систематизированной и сжатой форме, приводящее к внутрипредметной, и межпредметной интеграции определенного учебного курса.
Однако вопросы пропедевтики сводились в основном к рассмотрению методики изучения того или иного понятия на пропедевтическом уровне, теоретический материал по вопросу пропедевтики освещен слабо. Рассмотрим основные моменты, связанные с этим понятием.
Пропедевтическое введение учебного материала согласуется с выводами психологов. Так согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, ребенок способен усвоить то или иное понятие (представление) только в процессе деятельности, которая выполняется в различных формах; материальной или материализованной, перцептивной, внешнеречевой, умственной. При изучении материала, с которым дети уже предварительно знакомы, некоторые этапы пропускаются и происходит свертывание процесса мышления, что сказывается как на скорости протекания мыслительных операций, так и на их организации.
Как показывают исследования Л.С. Выготского [11] уровень психического развития ребенка определяется его воспитанием и обучением: «Правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». Под его руководством было экспериментально доказано, что даже маленькие дети (4-5 лет) в результате обучения весьма быстро приобретают навыки логического мышления, в частности, умение классифицировать и аргументированно обосновывать свои выводы.
Школьные предметы включают в себя как некие пропедевтические знания по различным наукам, или их разделам, а также фрагменты теорий, методы исследования и эти знания, и представления должны получить завершенный характер. В связи с этим процесс обучение в школе целесообразно включить два этапа: пропедевтическое знакомство и систематическое изучение понятий, фрагментов теорий и их некоторых положений.
Задачами пропедевтики является подготовка личности ребенка к систематическому изучению важных абстрактных понятий, фрагментов теории. На пропедевтическом уровне обучения не вводится определение сложного понятия, или строгая формулировка утверждения; терминология и символика, связанные с этим понятием, или совсем не вводится, или вводится, частично (в зависимости от степени пропедевтики); однако педагог на конкретном материале доступными средствами подготавливает введение понятия, либо научного утверждения.
Содержание пропедевтики, зависит от того, какое место занимает понятие или фрагмент теории в науке, в данном предмете. Кроме этого, на содержание влияют: система внутренних взаимосвязей с другими понятиями, утверждениями предмета, и практическая значимость, а также уровень завершенности, который должны получить данные понятия, фрагмент теории на данной образовательной ступени.
Процесс обучения должен быть организован так, чтобы знания сводились в некоторые законченные системные единицы, представляющие собой логически завершенную констатацию, состоящую из большой группы взаимосвязанных понятий, отношений, операций (преобразований, задач, теорем и т.п.). Внутри такой системной единицы должны существовать циклические связи, обеспечивающие непроизвольный самоконтроль и побуждающие к обобщению изучаемого.
В настоящий момент пропедевтические курсы разработаны для множества наук, математика, информатика, химия, физика, биология, географии, история.
В заключении отметим, что проблема определения сущности понятия «пропедевтика» является сегодня актуальной педагогической проблемой. В нашей работе мы опираемся на определения понятия пропедевтики сделанное в советском энциклопедическом словаре «пропедевтика – это введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы