Магистерский диплом на тему «Прокуратура РФ и её роль в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ 10
1.1. История возникновения и развития Прокуратуры РФ 10
1.2. Система и структура органов Прокуратуры РФ 20
1.3. Место Прокуратуры РФ в системе государственных органов 30
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ В ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 42
2.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина 42
2.2. Обеспечение органами Прокуратуры РФ защиты прав и свобод человека 51
2.3. Участие Прокуратуры РФ в рассмотрении дел судами 63
2.4. Проблемы и основные пути реформирования системы Прокуратуры в РФ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Введение:
Об обязанности защищать права и свободы человека и гражданина говорит Конституция Российской Федерации — Основной закон государства, законодатель закрепляет это положение за государством в главе второй. Осуществление регулирования и защиты конституционных прав и свобод при помощи различных правовых средств возложено Конституцией Российской Федерации на государство. Президент России согласно статье Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Обязанности по исполнению и реализации данных прав возложены Конституцией на Правительство Российской Федерации. Функция по защите прав и свобод человека и гражданина возложена так же на судебную систему Российской Федерации, поэтому можно сделать вывод, что все органы государственной власти призваны выполнять одинаковую функцию — по защите прав и свобод человека и гражданина.
Данный вид этой многообразной деятельности требует наличия в государстве определенных органов, которые специализируются на надзоре и контроле в области исполнения законов и нормативно-правовых актов, а так же Конституции Российской Федерации. В российской правовой системе есть специальный орган — прокуратура, она осуществляет контроль за исполнением Конституции Российской Федерации и всех остальных законов на ее территории.
Прокуратура, занимая центральное место в системе правоохранительных органов, оказывает большое влияние на уровень законности и правопорядка в Российской Федерации. В современных условиях укрепления государственности страны, ее политических, социальных, экономических основ, реальной демократизации различных сторон общественной жизни возрастает значимость укрепления законности и правопорядка, ее конструктивной роли в этих процессах. Так, по данным официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам 2018 года органами Прокуратуры было выявлено 15779625 фактов нарушений законодательства Российской Федерации .
Большую роль играют органы прокуратуры в преодолении разногласий и достижении юридической согласованности в системе органов публичной власти, что реализуется посредством участия прокуроров в таких конституционных процедурах, как референдум и свободные выборы; институт конституционно-правовой ответственности; правовой мониторинг и экспертиза проектов нормативных правовых актов и др.
Степень разработанности темы исследования. Проблемам прокуратуры РФ и её роли в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина посвящали свои труды следующие ученые: А.С. Атаманов, В.В. Бибихин, Н.С. Бондарь, В.В. Гриб, А.С. Домченко, Е.Р. Ергашев, Р.А. Закриев, А.Х. Казарина, О.С. Капинус, Н.Н. Карпов, Е.Г. Князева, Е.Л. Никитин, О.М. Олейник, Д.В. Осинцев, А.В. Паламарчук, А.Ф Смирнов., С.М. Файнгерш, С.В. Филипенко, Лон Л. Фуллер, В.Н. Чабаев, А.Ф. Черданцев, В.Ю.Шобухин и другие.
Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью прокуратуры в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью прокуратуры в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также правоприменительная практика.
Целью работы является анализ деятельности прокуратуры в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, выявление проблемных аспектов регулирования данных правоотношений, а также поиск оптимальных путей развития прокуратуры в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
— изучить историю возникновения и развития Прокуратуры РФ;
— рассмотреть систему и структуру органов Прокуратуры РФ;
— раскрыть место Прокуратуры РФ в системе государственных органов;
— проанализировать конституционные права и свободы человека и гражданина;
— охарактеризовать обеспечение органами Прокуратуры РФ защиты прав и свобод человека;
— провести анализ участия Прокуратуры РФ в рассмотрении дел судами;
— выявить проблемы и основные пути реформирования системы Прокуратуры в РФ.
Заключение:
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Прокуратура изначально создавалась как орган надзора, и прежде всего надзора за соблюдением прав и свобод человека. В современной России, провозгласившей приоритет прав и свобод человека и гражданина на конституционном уровне, и признавшей обязанность государства в создании эффективных правовых механизмов признания прав и свобод человека и гражданина, и условий для их реализации, прокуратура как правозащитный орган, представляется неоценимым институтом.
Нами предлагается сформулировать новую, подробную и цельную периодизацию истории становления и развития российской прокуратуры:
I. От формирования прокуратуры в 1722 г. до 1917 г., этот период можно разделить на три этапа:
1) От учреждения прокуратуры в 1722 г. до учреждения министерств в 1802 году;
2) От учреждения министерств 1802 г. до Судебной реформы 1864 г.;
3) От Судебной реформы в 1864 г. до октября 1917 г.;
II. Советский период деятельности прокуратуры (1922-1991 гг.):
1) Деятельность прокуратуры РСФСР при Наркомате юстиции РСФСР (1922-1924 гг.);
2) Прокуратура Верховного суда СССР (1924-1933 гг.);
3) Прокуратура Союза ССР (1933-1941 гг.);
4) Деятельность прокуратуры СССР в военное время (1941-1945 гг.);
5) Прокуратура СССР 1955-1991 гг.
III. Период деятельности прокуратуры Российской Федерации (1992 – настоящее время).
1) переходный период (развитие прокурорского надзора проходит при формировании системы разделения властей);
2) конституционный период.
Прокуратура на территории России — это иерархическая система, с взаимноподчиняющимися элементами, состоящая из Генеральной прокуратуры, территориальных прокуратур, прокуратур военных, специализированных прокуратур, а так же образовательных учреждений и учреждений научного характера, а так же иных организаций, связанных между собой общей целью — обеспечения законности и правопорядка в стране.
Из-за реформирования органов Прокуратуры в Российской Федерации в последнее время возникает все больше споров и коллизий в вопросе о месте и роли прокуратуры в системе разделения властей. Это происходит из-за того, что при анализе деятельности прокуратуры, видно, что данный орган является самостоятельным и универсальным институтом государственной власти, ни относящимся по своему назначению к какой либо ветви власти.
В связи с этим предлагается либо выделить прокурорскую власть в независимую ветвь власти, а до выделение прокуратуры в самостоятельный орган в связи с законодательными трудностями внесения поправок в Конституцию РФ предлагается хотя бы обозначить прокуратуру, как самостоятельный орган власти в федеральном законодательстве, где будет раскрыта правовая природа прокуратуры, благодаря этому вопросы в роли месте прокуратуры в системе разделения властей будут исчерпаны, а назначение прокуратуры станет понятно.
Так же интересна концепция ряда отечественных учёных, считающих, что у российской прокуратуры имеется ряд особенностей, вследствие чего она будет являться органом надзора федеральной власти за органами местного самоуправления и органов государственной власти субъектов. Фактически, прокуратура является определенным государственным институтом, который сохраняет единство законодательного пространство федеративного государства, выступая в роли средства по укреплению четкой вертикали центральной государственной власти. Поэтому было бы обоснованно редактировать статью 10 Конституции Российской Федерации, а именно указать четыре вида деятельности государства с соответствующими им органами. Существование государства невозможно без наличия законов. Из этого очевидна необходимость в органах законодательной власти, а исполнение законов, в свою очередь, лежит на органах исполнительной власти. Для осуществления правосудия есть органы судебной власти. Ролью прокуратуры Российской Федерации является путем осуществления прокурорского надзора обеспечивать исполнение законов субъектами подзаконной деятельности. Все виды государственной деятельности являются ничем иным как государственным управлением социума, а четыре вида государственных органов представляют собой специальные элементы государственного механизма.
По нашему мнению, система свобод и прав личности и гражданина в нашей стране определена и структурирована следующим образом:
1. личные права: право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, также право на невмешательство в личную жизнь, право на тайну переписки, на телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, а также на неприкосновенность жилища;
2. свободы человека и гражданина: право на свободу передвижения человека и выбор определенного места жительства, а также на свободу мысли и слова, право на свободу совести, право на свободное определение национальности, свободу в области экономики, политики, а также культуры;
3. права человека на управление в области дел общества: право на избирание и право быть избранным, принимать свое участие в референдуме, а также в отправлении правосудия, право на подачу индивидуальных либо коллективных заявлений;
4. социально-экономические права человека включат в себя право частной собственности личности, в том числе на землю, а также право на благоприятные условия работы, право на отдых, на охрану здоровья и скорую медицинскую помощь, право на социальное обеспечение и жильё;
5. социально-культурные права личности: право на образование, а также на государственную защиту детства и материнства;
6. юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина -гарантированность судебной и государственной защиты свобод и прав: права на приобретение юридической помощи, на охрану прав потерпевших от правонарушений, права на компенсирование ущерба, который был причинен преступлением или другими схожими правонарушениями;
7. презумпция невиновности, запрещение на применение доказательств, которые были получены с нарушением закона, и пр.
К направлениям развития прав и свобод человека в современной России относится:
— все более широкое внедрение в общественное сознание представления о том, что именно человек является первичным и главным субъектом неотъемлемых прав, имеющих социальную природу (социально-природный характер);
— распространение принципа правового равенства на все больший круг людей;
— увеличение «каталога» этих прав (как следствие обогащения, рост потребностей их носителей), которому, однако, не всегда соответствуют реальные возможности осуществления некоторых прав;
— рост числа стран, которые допускают надгосударственный (международный) контроль за состоянием соблюдения в них прав человека.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ
1.1. История возникновения и развития Прокуратуры РФ
Российская прокуратура имеет уникальный потенциал, который востребован достаточно высоко. Несмотря ни на что прокуратура не только не утратила свою значимость в сфере правозащитной деятельности, но и стала действенным институтом обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной законности в стране .
Для более полного уяснения роли прокуратуры в правозащитной деятельности государства необходимо рассмотреть этот институт в контексте его исторического развития. Как следует из исследований истории прокуратуры, в периоды коренных преобразований в государстве потребность в таком органе как прокуратура проявляется наиболее остро.
«Анализ исторического опыта государственного управления в России, — как верно заметил Я.И. Костенко, — помогает вскрыть одну из наиболее серьезных болезней аппарата государства — бюрократизм. … Одним из проявлений бюрократизма являются противоречия между государственной властью в центре и на местах, а также внутри самой власти. Конкретно это выражается в неисполнительности чиновников, обмане, мздоимстве, казнокрадстве, а в целом в пренебрежении интересами государства и народа» .
В России прокуратура была создана в первой четверти XVIII века при Петре I, начавшего свои реформы в системе государственного управления с борьбы с преступностью в сфере должностных преступлений, а именно, казнокрадством и взяточничеством. Недолгое время, начиная с 1711 года, созданию прокуратуры предшествовал такой институт как фискалат, призванный бороться с этими российскими бедами. Однако Петр I в связи с многочисленными ошибками в организации, а также злоупотреблениями фискалов своими широкими полномочиями, с выявленными случаями взяточничества самих фискалов, был вынужден упразднить его. Поначалу фискалы входили в состав прокуратуры, а затем и вовсе перестали существовать.
Многие авторы утверждают, что первоначально замысел Петра I был направлен на создание органа контроля за деятельностью Сената, однако, более верным представляется мнение о том, что Петр I считал, прокуратуру органом, который должен охранять интересы в том числе и граждан . Данный вывод можно сделать из того факта, что Петр I одновременно с изданием трех Указов, учреждавших прокуратуру, издает в том же 1722 году Указ «О хранении прав гражданских», где предписывается «крепкое хранение прав гражданских». А в случае нарушения этого Указа «…яко нарушитель прав государственных и противник власти, казнен будет смерти, без всякие пощады. И чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги, ежели в вину попадет» .
Издав 12 января 1722 года Указ «О должности Сената» Петр I провозгласил о необходимости введения должностей Г енерал-прокурора и Обер-прокурора, которым надлежало служить при Сенате, подчеркнув при этом «Сей чин яко око наше, которое призвано смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал, а если Сенат не пожелает исправить ошибку, то протестовать и оное дело остановить». Создание прокуратуры завершилось изданием 27 апреля 1722 года Указа «О должности Генерал-прокурора», учреждавшая должность Генерал-прокурора и ставившая ее в прямое подчинение императора.
В те времена у прокурорского надзора имелся отличительный признак, который состоял в том, что он не носил властного характера, так как полномочия заключались в наблюдении, предложении с напоминанием либо предостережением. Надзор заключался в следующем: если прокурор обнаруживал нарушение, то он сначала предлагал устранить нарушение устно, в случае игнорирования его обращения, прокурор приносил протест.
Следует отметить такой немаловажный факт, что в прокурорском надзоре петровской эпохи отсутствовал обвинительный уклон.
Кроме надзора за Сенатом прокуратура после учреждения 11 мая 1722 года специализированной прокуратуры во главе с обер-прокурором стала надзирать за Святейшим Синодом — центральным органом управления государственной православной церковью. На местах надзор осуществляли духовные консистории, назначавшиеся и увольнявшиеся с должности по предложению обер-прокурора .
Дополнением к функции надзора стала судебная деятельность, а прокуратура, в основном была «органом общего (административного) надзора, а собственно судебная обвинительная или исковая деятельность … составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике». Из вышеприведенного следует, что прокуратура создавалась с целью надзора за законностью.