Психотерапия Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Профилактика эмоционального выгорания матерей (родителей) методами кинезиологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Теоретические исследования проблемы профилактики эмоционального выгорания матерей. 5
1.1. Синдром эмоционального выгорания в психолого — педагогических исследованиях. 5
1.2. Эмоциональное выгорание матерей как проблема исследования 14
1.3. Основы кинезиологии и ее особенности в работе с семьями по профилактике эмоционального выгорания. 23
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания матерей. 35
2.1.Методика диагностического эксперимента 35
2.2 Особенности эмоционального выгорания матерей 44
Глава III. Система работы по профилактике эмоционального выгорания матерей методами психотерапевтической кинезиологии. 53
3.1. Методика формирующего этапа исследования 53
3.2. Содержание и организация работы по профилактике эмоционального выгорания матерей методами психотерапевтической кинезиологии. 59
3.3 Динамика работы по профилактике эмоционального выгорания матерей методами психотерапевтической кинезиологии. 71
Заключение 79
Список использованной литературы 81

 

  

Введение:

 

В настоящее время немного исследований уделяется феномену эмоционального выгорания матери в отношениях к ребенку. Жизнь современной матери сильно отличается от жизни даже десяти лет назад. Мир диктует матери быстро подстраиваться не только под потребности ребенка, но и быть конкурентно-способной, активной в социальном плане. Матери давно не сидят дома. Все чаще оставляют домашние дела и стены дома, предпочитая путешествия и активные виды увлечений. В связи с этим эмоциональная жизнь женщины с одной стороны насыщается интересными событиями, а с другой в эту жизнь с постоянно меняющимися потребностями вторгается ребенок. Каждая женщина с нетерпением ждет появление своего малыша, и фантазии по поводу материнства радуют и вдохновляют её. Если в профессиональном плане, то быть матерью не только физиологическая составляющая личности женщины, но профессия, мать должна быть и врачом и учителем и психологом и поваром и официантом и продавцом и юристом и заметим. Что все это «помогающие профессии». А значит, она так же подвержена эмоциональному выгоранию в постоянном контакте с ребенком, как и профессионал на работе.
Что же такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание исследовалось еще с 70-х годов, когда психологические службы начали отмечать жалобы на раздражительность, вспыльчивость и неэффективность работников «помогающих профессий». Именно с такими же жалобами часто обращаются к психологу и матери, возраст детей которых до года. Американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг (1974г.) предложил эту форму «стресса общения» назвать «выгорание», что подчеркивало зависимость от «стрессора»- контакта с людьми.
Мать же находится в постоянном контакте с ребенком и есть ежедневные обязанности, которые она выполнять. Что же должно произойти, чтобы феномен «эмоционального выгорания» запустился?
Рассмотрим положительные стороны современного материнства:
— одна, где мама красивая умная мама, которая знает практически всё о воспитании и развитии ребенка, правильно распределяет время и пространство, в котором комфортно и ей и ребенку, между собой и ребенком, между собственным увлечением и семьёй, успевает, и работать, чаще дома, и отдыхать, общается с такими же мамочками, путешествует, посещает развивающие занятия. Довольна материнством и счастлива, и не спешит отдать «своё чадо» ни бабушкам, ни в детский сад.
-другая, где мама полная противоположность первой, стремится быть лучшей всегда и везде: и матерью, и женой, и хозяйкой, и специалистом, и писателем статей, и блогером и постоянно напряженная и усталая, все время торопится, но нигде не успевает, часто недовольная ни собой ни ребенком, но хочет сама воспитать ребенка , но неосознанно стремиться отдать ребенка бабушке, в детский сад , а после обвинять за «огрехи» воспитания и не важно кого, других или себя, главное процесс. Материнство для таких матерей становится непосильным трудом и тяжелой обязанностью, и нет в нем ни счастья, ни выхода. Огромный груз ответственности и стресса испытывает такая мать. Можно сказать, что эта группа матерей находится в тяжелой кризисной ситуации, а значит, чтобы помочь ребенку, нужно помочь матери.
Сможет ли женщина удержаться в эмоциональном балансе? Найдет ли она ресурс, который поможет ей справиться и с усталостью и с неуверенностью в себе и своих способностях? В связи с выше изложенным, данная проблематика вопроса эмоционального выгорания матерей является актуальной.
Цель данной работы: изучить методы кинезиологии, которые можно применять с целью профилактики эмоционального выгорания матерей (родителей).
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретические исследования проблемы профилактики эмоционального выгорания матерей.
2. Реализовать эмпирическое исследование эмоционального выгорания матерей.
3. Рассмотреть систему работы по профилактике эмоционального выгорания матерей методами психотерапевтической кинезиологии.
Объект исследования: профилактические мероприятия при эмоциональном выгорании матерей (родителей).
Предмет исследования: эмоциональное состояние женщин в возрасте от 28 до 45 лет, имеющие детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Диагностическое анкетирование:
— Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко)
— Методика диагностики профессионального выгорания (MBI) (К. Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой).
2. Психотерапевтическая коррекция кинезиологическими техниками:
— лобно-затылочную коррекцию,
— расслабляющее (релаксационное) дыхание,
— коррекцию эмоциональной сферы «я чувствую, я есть»,
— картина в раме
— создание позитивного символа.
Гипотеза исследования заключается в том, что используя психотерапевтическую кинезиологию в профилактических целях, можно предотвратить развитие эмоционального выгорания.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Первые признаки выгорания матери заметны уже на начальной стадии, но сама она не принимает эти признаки всерьез, так как чувствует себя «на высоте», не понимая, что сверх активность, может иметь разрушительные последствия. На данной стадии процесс полностью обратим и решаем через расширение контактов, поддержку близких и правильное планирование своей жизнедеятельности, принятие своей позиции и нового статуса, как приятный опыт, а не как стремление доказать всему миру «идеальное материнство». В этом женщине могут помочь клубы по «интересам» и программы сопровождения материнства и детства.
На второй стадии выгорания эффективна психотерапевтическая работа. Возможность совмещать индивидуальные и групповые встречи позволяет восстановить эмоциональное состояние женщины и укрепить систему семейных отношений при изменения её статуса. Обучение личному тайм-менеджменту и повышение самооценки позволяет развернуть акцент с ребенка на построение отношений мать-дитя, где не менее важными становятся потребности матери.
На стадии полного истощения женщина нуждается в консультации медицинского специалиста, так как восстановление зависит от уровня психических и физических нарушений.
Что же нужно знать и использовать каждой матери, чтобы материнство стало приятным этапом в жизни:
1. Не скрывайте своих чувств, а учитесь ими управлять.
2. Цените свои успехи и достижения, а также учитесь на ошибках.
3. Определите цели для себя, ведь ребенок вырастит и будет строить свою судьбу без вас, а вам с собою жить дальше.
4. Делегируйте, воспитание ребенка- работа коллективная.
5. Общайтесь с людьми со схожими интересами и проблемами.
6. Мир не ограничивается стенами дома, выходите, гуляйте, путешествуйте.
7. Помните, не мама при ребенке, а ребенок при маме, ваши потребности важны.
8. Будьте физически активны — ходите, делайте зарядку, йогу.
9. Снижайте стрессы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические исследования проблемы профилактики эмоционального выгорания матерей
1.1. Синдром эмоционального выгорания в психолого — педагогических исследованиях

Американский психиатр Дж. Фрейденбергер в 1974 году для того, чтобы охарактеризовать психологическое состояние здорового человека, который имеет интенсивное и тесное общение с различными категориями людей — клиенты, пациенты, на которых действует эмоционально насыщенная атмосфера, оказывая профессиональную помощь, ввел термин «эмоционального выгорания». Изначально под данным термином подразумевали, такое психологическое состояние человека как изнеможение, истощение при котором субъект ощущает собственную бесполезность.
А уже в 1982 году англоязычная литература пестрила многочисленными статьями о наличии «эмоционального сгорания». Те экспериментальные данные, которые были описаны в них, были описательного и эпизодического характера. На первых порах количественное соотношение специалистов, которым угрожало «эмоциональное сгорание» было минимально, основной вклад делали медицинские работники и специалисты занимающееся благотворительной деятельностью. Р. Швабом в 1982 г. была расширена группа, в которую входили подвергшиеся профессиональному риску, сюда он включил: учителей, полицейских, юристов, тюремный персонал, политиков, менеджеров всех уровней. По мнению К. Маслач, ведущий специалист, который исследовал «эмоциональное сгорание» эти профессионалы занимались различной деятельностью, но они имеют нечто общее их объединяющее — наличие близкого контакта с людьми продолжительное поддержание, которого на определенном эмоциональном уровне зачастую затруднительно.
На сегодняшний день ученые пришли к единой точки зрения касаемо вопроса сущности психических выгораний и его структуры. Современные данные указывают на то, что «психическое выгорание» обусловлено состоянием физических, эмоциональных и умственных истощений, которые связаны с профессиональной деятельностью социального характера. У данного синдрома имеется несколько основных составляющих, их выделил К. Маслач: наличие эмоциональной истощенности, деперсонализации (цинизма) и редукции в профессиональном росте.
Эмоциональное истощение это такое состояние человека, при котором он чувствует себя эмоционально опустошенным и усталым, вызываемое собственной деятельностью.
Как только данные феномен приобрел общепризнанность, появилось множество вопросов о том, какие факторы способствуют формированию либо наоборот затормаживают этот эффект. По традиции дифференцировка привела к появлению пары блоков: профессиональная деятельность и индивидуальные черты самого профессионала. Но обычно, у этих факторов другие названия — внешние и внутренние, либо личностные и организационные. У некоторых авторов дифференциация факторов происходила на три группы, соответственно третья — содержательный аспект работы, который нужно расценивать как самостоятельный. По мнению Форманюка Т.В. факторы могут быть: личностными, ролевыми и организационными, которые соответствуют индивидуальным, социальным и «характеру деятельности».
Как пример можно рассмотреть классификацию, предложенную В. В. Бойко, им были выделены внешние и внутренние факторы предпосылок, формирования эмоционального выгорания.
В группу, в которую входят организационные (внешние), факторы, включается материальная среда, содержание деятельности и наличие социально — психологических условий работы, что и вносит основной вклад в область исследовательской деятельности по выгоранию. Неспроста авторы многих работ акцентируют внимание на этих факторах, которые способствуют возникновению выгорания. Ниже представлены основные:
— деятельность носит хронический напряженный психоэмоциональный характер: такой вид деятельности обуславливает интенсивное общение, а если быть точным, то такая деятельность связана с интенсивным общением, направленном на целенаправленное восприятие партнера при воздействии на него. Специалист, работающий с людьми, постоянно подкрепляет эмоционально разные коммуникативные особенности: активная постановка и решение проблем, внимательное восприятие, усиленное запоминание и быстрая интерпретация визуальной, звуковой и письменной информации, быстрый выбор альтернативы и принятие решений.
— деятельность носит дестабилизирующий характер: она обладает основными общеизвестными признаками — не четко организован и спланирован труд, оборудование в недостаточном количестве, наличие плохо структурированной и расплывчатой информации, при этом она содержит «бюрократический шум» — мелкие подробности, противоречия, завышенные нормативы контингента, имеющего связь с профессиональной деятельностью, к примеру, обучающиеся в школе. При дестабилизирующей обстановке происходит возникновение многократного негативного эффекта: оказывает воздействие на специалиста, на субъект коммуникации — клиент, потребитель, пациент и пр., и как в итоге страдают их взаимоотношения.
— наличие повышенной ответственности при выполнении определенных функций и операций: специалисты массового профиля чаще всего находятся в таком рабочем режиме, когда присутствует внешний и внутренний контроль. Первоочередными можно назвать такие профессии как медики, педагоги, воспитатели. Их деятельность на процессуальном уровне обусловлена их постоянными «примерками ролей» субъектов с постоянным пребыванием в этой роли. Постоянное принятие на свой счет энергетических разрядов партнеров. Те специалисты, которые регулярно взаимодействуют с социумом и при этом добросовестно выполняют свои обязанности несут на себе груз нравственной и юридической ответственности, за благополучный исход вверенных им дел партнеров — пациенты, обучающиеся, клиенты.
Но им приходится платить очень высокую цену за это — возникновение нервного перенапряжения. К примеру, у школьного учителя который провел

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы