Магистерский диплом на тему Профессиональная мотивация студентов экономического профиля при вхождении на рынок труда Санкт-Петербурга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы анализа мотивации молодого специалиста при вхождении на рынок труда 7
1.1 Понятие мотивации в дискурсе теоретической социологии 7
1.2 Рынок труда и его характеристики 16
1.3 Институциональные и культурные ограничения вхождения молодого специалиста на рынок труда 18
2. Методологические подходы к исследованию профессиональной мотивации студентов экономического профиля при вхождении на рынок труда Санкт-Петербурга 23
2.1. Выпускники вуза экономического профиля как социально-демографическая категория 23
2.2. Особенности мотивации выпускников Санкт-Петербургского вуза экономического профиля 33
2.3. Мотивация выпускников Санкт-Петербургского вуза экономического профиля как ресурс развития регионального рынка труда 49
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложения 65
Введение:
Актуальность темы. Существенное реформирование системы профессионального образования России, трансформация сферы труда инициируют множество процессов, в которые вовлекаются работодатели, студенты, преподаватели вузов. Вузы, стремящиеся доказать свою эффективность в острой конкурентной борьбе, находятся в активном поиске новых форм и методов обучения, формирования востребуемых работодателями компетенций у студентов, выстраивания партнерства с работодателями.
Поиск новых форм и методов формирования профессиональной мотивации студентов является свидетельством того, что без целевой ориентации на максимальный практический результат планируемого перехода на качественно новый уровень образования произойти не может.
Профессиональные и образовательные стандарты призваны преодолеть форму «застывших» в силу инновационных изменений в экономике, существенных трансформаций на рынке труда, эти стандарты должны подвергаться постоянному пересмотру и коррекции по принципу проактивности с учетом обновляющихся и труднопрогнозируемых даже в среднесрочной перспективе тенденций экономического и социального развития общества.
Проблема исследования: каковы в содержательном аспекте значимые факторы и профессиональные мотивы выпускников вузов экономического профиля при вхождении на рынок труда города Санкт-Петербурга, насколько они коррелируют с требованиями к ним работодателей?
Степень научной разработанности проблемы. Тема профессиональной мотивации студентов – выпускников вузов – рассматривается в рамках социологических, психологических, педагогических направлений рядом отечественных и зарубежных авторов.
Разработкой содержательных теорий мотивации занимались А. Маслоу, Д. МакКлелланд, Х. Хекхаузер. В рамках процессного подхода к «мотивации» разработкой управлению ею занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как В. Врум, Дж.В. Аткинсон, В.Г Асеев, Е.П. Ильин, М. Курбатова, М. Магура и др.
Процесс формирования и функционирования мотивации, смыслообразующие мотивы трудовой деятельности рассматривался в исследованиях отечественных ученых А.Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, В.П. Рожина, И.Ф. Беляевой, П.А. Рудик, П.М. Якобсон др.
Практические меры по оптимизации процесса мотивации студентов содержат исследования ученых Л.И. Бойко, В.В. Гриншкун, М. Лукьянова, И.А. Мосичева и др.
Однако при всем многообразии и широкой представленности работ анализируемой тематики, присутствует дефицит исследований, посвященных профессиональной мотивации студентов (конкретнее – экономического профиля вузов) в контексте современных условий рынка труда и предпочтений работодателей.
Объект исследования – профессиональная мотивация студентов как детерминанта профессиональной деятельности.
Предмет исследования – профессиональная мотивация студентов экономического профиля в условиях вхождения на рынок труда города Санкт-Петербурга.
Цель исследования – исследовать особенности профессиональной мотивации студентов экономического профиля при вхождении на рынок труда Санкт-Петербурга.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
раскрыть понятие мотивации в дискурсе теоретической социологии;
дать характеристику современному рынку труда;
описать институциональные и культурные ограничения вхождения молодого специалиста на рынок труда;
изучить социально-демографическую категорию «выпускники вуза экономического профиля»;
выявить особенности мотивации выпускников Санкт-Петербургского вуза экономического профиля на основе анкетирования;
показать значение мотивации выпускников Санкт-Петербургского вуза экономического профиля как ресурса развития регионального рынка труда.
Гипотеза исследования: профессиональная мотивация современных студентов – выпускников вузов экономического профиля представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые формируются на основе материальных факторов, связываемых выпускниками с успешным трудоустройством, высокой заработной платой, карьерным ростом, возможностью самореализации, престижностью работы. Благодаря взаимодействию образовательной организации и рынка труда, работодателей с использованием различных форм социального партнерства возможно регулирование мотивов профессиональной деятельности выпускников вузов экономического профиля при вхождении на рынок труда г. Санкт-Петербурга.
Методологическая база исследования: структурно-функциональный и социокультурный подход, общенаучные методы (дедукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация), методы социологического исследования (анализ вторичных данных, анкетный опрос, фокус-группа).
Теоретическая база исследования: концепции ведущих отечественных и зарубежных ученых в области исследования мотивационно-потребительской сферы личности, ориентации современной молодёжи.
База исследования: студенты 4 курса (60 человек, обучающиеся на 4 курсе бакалавриата по специальности 39.03.01 Экономика, по профилю Экономика предпринимательства (40%), Экономика предприятий и организаций (60%).
Теоретическая новизна и практическая значимость исследования: отражено изменение процесса формирования профессиональной мотивации студентов вузов экономического профиля, определены факторы, обусловившие ее динамику. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке заказа на специалистов; работодателями в рамках социального партнерства с вузами, выпускниками вузов экономического профиля при трудоустройстве.
Структура исследования. Введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Заключение:
На основе проведенного анализа особенностей профессиональной мотивации студентов экономического профиля вузов при вхождении на рынок труда были сформулированы следующие выводы.
Глобальные перемены, происходящие в современном обществе (на всех его уровнях – от мезо- до макро-), на рынке труда и образовательных услуг оказывают существенное воздействие на студенческую молодежь, у которой под влиянием этих факторов, трансформаций и перманентных трудноуловимых изменений формируется ценностное отношение к учебе, будущей профессиональной деятельности, личной и профессиональной карьере, жизненным стратегиям.
Вузы призваны выполнять важнейшую задачу формирования профессионально и социально значимых свойств и качеств личности будущих специалистов, выпускников, осваивающих за годы учебы основные и профессиональные компетенции выбранной специальности. В этом процессе освоения (который, по замыслу государства в форме ФГОС и ожиданий общества, в лице сообщества работодателей) ключевую роль играет именно мотивационная составляющая, которая оказывает огромное влияние на ее результативность, качество освоения образовательных программ, успешность в освоении трудовых функций и профессиональных компетенций, обозначенных в профессиональных стандартах, на готовность студента к конкуренции на рынке труда, его личную мобильность, готовность к освоению новых квалификаций и на эффективность высшего образования в целом. В этом «стыке»: вуз – профессиональное сообщество – студенты с их набором освоенных компетенций выступают «лакмусовой бумагой» корреляции их ожиданий требованиям работодателям. Поэтому изучение и тщательное исследование факторов, влияющих на профессиональную мотивацию студентов – современных выпускников – тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ним на современном рынке труда работодатели – представляется особенно востребованным.
В работе проведено социологическое исследование мотивации выпускников вуза экономического профиля (этот замер фиксирует их статус вхождения на рынок труда), проанализированы полученные результаты социологического исследования мотивации студентов.
Выборка в 60 респондентов репрезентирует генеральную совокупность; в ней представлены студенты 4 курса 39.03.01 Экономика, профили подготовки Экономика предприятий и организаций, Экономика предпринимательства.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости реализации целенаправленной развивающей работы по мотивированию студентов на получение выбранной профессии.
Результаты проведенного исследования имеют особую значимость в связи с тем, что изучение профессиональной мотивации, профессиональных планов студентов, их отношения к обучению в вузе, к выбору будущей профессиональной деятельности, к значимости профессиональных знаний и умений дают срез организации профессиональной подготовки с позиции субъекта обучения, внутреннего восприятия учебного процесса студентами.
Вывод, который логически вытекает из полученных результатов проведенного исследования, состоит в фиксации факта рассогласования интересов профессионального сообщества (работодателей), высшей школы и выпускников вузов. Это рассогласование интересов обусловлено существующими диспропорциями между потребностями работодателей в соответствующих современному рынку труда компетенциях выпускников, с одной стороны, и наличием тех компетенций, которые заданы рамками ФГОС, формируются программами вузов и соответственно осваиваются выпускниками, с другой стороны.
Для рынка труда специалистов экономического профиля города Санкт-Петербурга, как показывают новейшие исследования профильных сайтов и прогнозы экспертов и аналитиков, характерны общие тенденции – высокая конкуренция выпускников (работодатели отдают безусловное предпочтение специалистам со стажем работы), во-первых, и превышение спроса над предложением по специальностям экономического профиля (хотя здесь диапазон достаточно высок – дефицит специалистов в финансовой сфере и профицит бухгалтеров), во-вторых.
С учетом рисков и ограничений, возможностей и угроз в перспективе требуется смена парадигмы развития рынка труда, основой которой будет согласование интересов государства, бизнеса и молодежи, и поиск оптимальных и соответствующих этой целевой ориентации моделей его практической реализации. Это развитие экономических зон инновационно-производственного типа, высокотехнологичных, наукоемких отраслей, использующих трудовой потенциал выпускников ВУЗов, с одной стороны; интеграция научно-производственно-образовательного комплекса, государства и частного бизнеса (малого предпринимательства), позволяющего качественно обеспечивать и использовать трудовой потенциал квалифицированных молодых специалистов, с другой стороны; создание благоприятного инвестиционного климата для развития частно-предпринимательской инициативы, с третьей стороны.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы анализа мотивации молодого специалиста при вхождении на рынок труда
1.1 Понятие мотивации в дискурсе теоретической социологии
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, его границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей .
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности . Мотивация – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей .
В дискурсе теоретической и прикладной социологии мотивация рассматривается как средство, инструмент, метод, структурный элемент управленческого процесса, необходимый для обеспечения эффективного управления . Так, С.Д. Резник пишет, что мотивирование осуществляется посредством стимулирования , подчеркивая взаимообусловленность и взаимозависимость данных категорий. Его исследования представляют интерес в освещении проблемы мотивации, поскольку он сосредоточил свое внимание на кадровой политике, определении ее роли в потенциале развития на основе грамотно построенной и эффективно реализуемой политики мотивации труда (на примере вуза) .