Организационная психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Профессиональная готовность студентов-психологов к психодиагностической работе в организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 10
1.1. Содержание психодиагностической работы в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 10
1.2. Профессиональная готовность к психодиагностической работе в организации 27
1.3. Теоретическая модель профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации 51
Выводы по 1 главе 64
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 65
2.1. Организация исследования формирования профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации 65
2.2. Анализ и интерпретация результатов психологического исследования формирования профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации 68
2.3. Рекомендации по практическому применению результатов
исследования 87
Выводы по 2 главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 104

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 10
1.1. Содержание психодиагностической работы в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 10
1.2. Профессиональная готовность к психодиагностической работе в организации 27
1.3. Теоретическая модель профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации 51
Выводы по 1 главе 64
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 65
2.1. Организация исследования формирования профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации 65
2.2. Анализ и интерпретация результатов психологического исследования формирования профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации 68
2.3. Рекомендации по практическому применению результатов
исследования 87
Выводы по 2 главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 104

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Процесс трансформации системы профессионального образования сопровождается повышением требований к молодым специалистам – выпускникам вузов. Большое внимание уделяется готовности будущих специалистов к успешному решению профессиональных задач. Повышение качества профессиональной подготовки связано с профессиональным развитием личности. Изучением профессионального становления личности занимались и отечественные, и зарубежные ученые. В процессе профессионализации в условиях вуза уточняются профессиональные намерения, формируются профессиональная направленность и профессионально-значимые качества. Психологические образования, сформированные в процессе обучения в вузе, являются предпосылками успешной адаптации выпускника к профессиональной деятельности. Профессиональная готовность к диагностике может рассматриваться в качестве фактора, способствующего профессиональному развитию.
Анализ научных исследований по проблеме позволил выявить ряд противоречий:
— между потребностью работодателя в высококвалифицированных специалистах, готовых к эффективному вхождению в профессиональную деятельность и недостаточным развитием профессиональной готовности к психодиагностической деятельности у студентов;
— между повышенными требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам студентов-психологов и недостаточным включением их в учебную деятельность на этапе получения образования;
— между возросшей потребностью студентов-психологов в получении качественного образования и недостаточной разработанностью научной задачи формирования профессиональной готовности студентов к психодиагностической деятельности.
Анализ теоретико-методологических подходов и выявленных противоречий к проблеме исследования позволил нам сформулировать тему, цель, объект, предмет и гипотезу исследования.
Цель исследования: разработать модель профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации и программу практических рекомендаций по её формированию в ходе учебного процесса.
Объект исследования – психодиагностическая работа в организации.
Предмет исследования – особенности профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации.
Гипотеза исследования – профессиональная готовность студентов-психологов к психодиагностической работе детерминирована сформированностью её структурных компонентов: личностного, когнитивного, интерактивного и рефлексивного (оценочного).
Чем сильнее сформированы указанные компоненты, тем выше психологическая готовность студентов к психодиагностической работе, тем успешнее их вхождение в профессиональную деятельность.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. В ходе теоретико-методологического анализа выявить направления психодиагностической работы в организации и определить содержание профессиональной готовности студентов-психологов к её выполнению.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей формирования профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации.
3. Сформировать модель профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации и выработать программу рекомендаций по практическому применению результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: основные положения акмеологического (А.А. Деркач, И.Н. Носс, А.А. Потапкин, А.Г. Шмелев, и др.), системного (А. Байтрам, К. Кин и др.), профессиографического (Е.А. Климов, К.К. Платонов и др.), системно-ситуационного (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия и др.) подходов, концепции управления компетенциями в образовательных системах (М.Р. Битянова, Дж. Равен и др.).
Основные принципы, на которых базируется теоретическая концепция исследования: принцип системности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности.
Методика исследования включает теоретические (обобщение, сравнение); эмпирические методы (включенное наблюдение, ранжирование, тестирование); методы количественной обработки данных.
Теоретическая значимость результатов исследования
Расширен понятийный теоретико-методологический аппарат за счет дополнений и уточнений уже имеющихся понятий. Даны определения: психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности.
Изучена научная литература о формировании психологической готовности студентов-психологов к психодиагностической деятельности. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках выпускной квалификационной работы.
Определены специфические условия деятельности студентов-психологов. Выявлены значимые показатели и критерии профессиональных компетенций студентов-психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: основные положения акмеологического (А.А. Деркач, И.Н. Носс, А.А. Потапкин, А.Г. Шмелев, и др.), системного (А. Байтрам, К. Кин и др.), профессиографического (Е.А. Климов, К.К. Платонов и др.), системно-

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования поставленной проблемы можно сделать следующие выводы.
Психодиагностика как деятельность есть процесс распознавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин социально значимых параметров деятельности или конфликта с точки зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе известной диагносту системы понятий как подведение отдельного обследуемого (человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликтов.
Психодиагностическая деятельность – это процесс организации и проведения психологического обследования субъекта труда с целью постановки психологического диагноза, прогнозирования состояния обследуемого и выдачи рекомендаций по оказанию психологической помощи. Психодиагностическая деятельность представляет собой совокупность четырех компонентов: гностического, семиотического, технического, демонологического, существующих во взаимосвязи, как единое целое.
Профессиональная готовность к психодиагностической работе в организации – это сложная, динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны субъекта труда, допускающая возможность эффективно выполнять свои обязанности психолога-психодиагноста.
Структуру готовности к психодиагностической деятельности представляют следующие компоненты: личностный, когнитивный, интерактивный и рефлексивный (оценочный) компоненты. Эти компоненты тесно связаны и взаимообусловлены. Их целостность свидетельствует о развитии личностных и профессиональных качеств будущего психолога, которые будут ему необходимы в профессиональной деятельности. Этот вид готовности является личностным образованием, опосредует зависимость между эффективностью деятельности психолога и его направленностью на совершенствование своего профессионального уровня.
В результате эмпирического исследования был выявлен уровень готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации. В результате начального исследования было выявлено, что достоверные различия обнаружены в следующих показателях: общий уровень интеллектуальных способностей, у работающих психологов он достоверно выше, чем у студентов 4 курса; показатель целей в жизни, у работающих психологов он достоверно выше, чем у студентов 4 курса; показатель локуса контроля жизни, у работающих психологов он достоверно выше, чем у студентов 4 курса; показатели коммуникативных и лидерских способностей у работающих психологов достоверно выше, чем у студентов 4-го; общий показатель осмысленности жизни, у работающих психологов он достоверно выше, чем у студентов 4 курса; показатель оценки толерантности в ПВК, у работающих психологов он достоверно выше, чем у студентов 4 курса.
На основе полученных данных была разработана программа развития готовности к психодиагностической деятельности у студентов-психологов. Программа повышения профессиональной готовности студентов-психологов к психодиагностической работе в организации — это комплекс практических мероприятий по формированию и развитию структурных компонентов профессиональной готовности к психодиагностической деятельности. Программа состояла из 4 блоков и была направлена на формирование и развития всех компонентов структуры готовности к психодиагностической деятельности в организации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1.1. Содержание психодиагностической работы в исследованиях отечественных и зарубежных авторов

Термин «диагностика» произошел от греческого слова «diagnosis»: корень gnosis переводится как «знание», «познание», а приставка dia – «рас». Психодиагностика, соответственно, представляет собой «распознавание» присущих человеку психологических особенностей.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Собственно термин «психодиагностика» введен Г. Роршахом в 1921 г. в качестве альтернативы распространенному в то время понятию «психологическое тестирование» и был определен как процесс обследования с помощью теста чернильных пятен (методика Роршаха). В настоящее время психодиагностика, наоборот, понимается либо как синоним психологического тестирования — психологического измерения с помощью тестов, либо как родовое понятие по отношению к психологическому тестированию.
Обобщая современные определения психологической диагностики, можно выделить три основополагающих, которые отражают разные аспекты этой области:
1. Психодиагностика представляет собой особый вид психологического экспериментирования (С. Л. Рубинштейн, К. М. Гуревич и др.).
2. Психодиагностика — это совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза (оценки) (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов и др.).
3. Психодиагностика — раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психодиагностических инструментов (А. А. Бодалев, В. В. Столин).
Первое определение характеризует психологическую диагностику как науку и позволяет рассматривать ее в качестве микроэкспериментальной психологии. Действительно, психологическая диагностика, являясь частью классического эксперимента, представляет собой собственно использование инструментов измерения зависимых переменных. Сам же психологический измерительный инструмент может рассматриваться в качестве микроэксперимента, где в качестве независимой переменной выступает стандартный стимул методики, реакция испытуемых на который известна и статистически определена. Зависимая переменная представляет собой реакцию, действие или результат действия испытуемого в процессе диагностики [58].
Предметом психодиагностической работы в данном случае выступает достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизованный стимул. Данное понимание позволяет рассматривать психологическую диагностику в качестве эпистемологической науки, предметом которой выступает не некоторый феномен объективного мира, но метод, его изучающий [44].
Второе определение психологической диагностики имеет отношение, скорее, к практической психологии. Психодиагностическая работа представляет собой психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза и является основой деятельности любого практического психолога. Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми [33].
Третье рассматриваемое определение, на наш взгляд, максимально полно отражает современное состояние психодиагностики и подчеркивает роль научно обоснованных измерительных инструментов в практике диагностирования [29].
Психодиагностика выступает как научная дисциплина и как практическая деятельность. В основе такого деления — задачи, стоящие перед научными сотрудниками и практическими психологами. Для первых это «накопление научных фактов, определение определенных закономерностей психического развития» [25], а для вторых — «ответ на конкретный вопрос, выделение причины конкретного психического явления» [71]. Рассмотрение психодиагностики в этих двух качествах встречается у большинства психологов [11, 48, 51], хотя некоторые зарубежные авторы определяют ее только как научно обоснованную практическую деятельность [11].
Как научная дисциплина психодиагностика, по мнению И.Н. Носса, служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой [58]. Как научная деятельность она является познавательной деятельностью, базирующейся на полученных ранее научных данных: знаниях о структуре объекта диагностики, способах его обследования, методах постановки диагноза. Характеристика психодиагностики, как непосредственной теоретической основы диагностической деятельности психолога-практика означает, что она «как система знаний, с одной стороны, противопоставляется теоретическим знаниям из общей, возрастной, педагогической, клинической и других видов психологии, оказывающих влияние на возможность осуществления психодиагностической деятельности опосредовано, а, с другой стороны, является теорией процесса распознавания психических свойств, обусловливающих состояние параметров деятельности или конфликта» [59].
Специалисты отмечают связь психодиагностики со всеми разделами психологического знания и, прежде всего, с общей, экспериментальной и дифференциальной психологией [48, 51 и др.]. Определяя место психодиагностики в структуре научно-психологического знания, И.Н. Носс считает ее частью практической психологии, составляющей

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы