Магистерский диплом на тему Проблемы обеспечения добросовестной конкуренции на финансовых рынках
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы обеспечения добросовестной конкуренции на финансовых рынках 12
1.1. Понятие, виды и особенности конкуренции на финансовых рынках 12
1.2. Правовое регулирование обеспечения добросовестной конкуренции на финансовом рынке 19
2. Правовые аспекты обеспечения добросовестной конкуренции на финансовом рынке 28
2.1. Анализ состояния конкуренции на финансовом рынке 28
2.2. Правоприменительная практика в сфере обеспечения добросовестной конкуренции на финансовом рынке 46
3. Проблемы обеспечения добросовестной конкуренции на финансовых рынке и возможные пути их решения 71
3.1. Проблемные аспекты обеспечения добросовестной конкуренции на финансовом рынке 71
3.2. Направления совершенствования организационно-правовых основ обеспечения добросовестной конкуренции на финансовом рынке 92
Заключение 109
Список использованных источников и литературы 115
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время, функционирование финансового рынка заняло существенную нишу в реалиях современной экономики, как на мировом уровне, так и на уровне отдельно взятых стран с достаточным уровнем развития. Выполняя целый комплекс функций в экономической системе, ключевой функцией финансового рынка по его природе признана функция перераспределения денежных средств. Именно благодаря этой функции экономические субъекты могут инвестировать свои свободные активы на выгодных для себя условиях, а нуждающиеся в финансировании компании привлечь инвестиции, создавая максимально эффективную модель использования ресурсов.
Формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг выделены в качестве долгосрочных стратегических ориентиров в развитии финансового рынка Российской Федерации .
Причем на современном этапе, при достигнутом уровне компьютеризации и глобализации сферы финансовых рынков, возможность участия на них индивидуальных инвесторов, а также небольших компаний становится все доступнее. Каждый данных субъектов принимает решение о вложении собственных активов с учетом индивидуальных предпочтений, учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке на текущий момент, применяя различные методики анализа.
С падением курса рубля по отношению к доллару США и евро в декабре 2014 года, в России начался валютный и социально-экономический кризис , вызванный стремительным снижением мировых цен на нефть, а также введением экономических санкций в отношении России.
Финансовая система России развивается в сложных условиях непрерывных глобальных изменений, обусловленных как общемировыми процессами трансформации условий ведения экономической деятельности, так и внутренними проблемами общей стагнации национального экономического развития. Наблюдаемые в последние годы падение или недостаточные темпы экономического развития, снижение уровня жизни подавляющей части населения страны при неуклонном росте имущественного расслоения российского общества, нерешаемые институциональные проблемы развития экономики страны, высокий уровень коррупции при низком уровне правовой защищенности граждан и бизнеса, хроническая проблема сырьевой зависимости экономики и многие другие наши современные особенности определяют отставание российской экономики не только от мировых лидеров экономического роста, но и от его среднемировых темпов.
Между тем, в развитии мировой экономики и особенно его финансовой сферы четко видны тренды, связанные с процессами цифровизации всех областей жизни человека и общества. Эти процессы предоставляют огромные шансы для роста конкурентоспособности экономик тех стран, которые смогут создать условия для формирования благоприятной среды для развития экономики нового типа. К сожалению, пока Россия не в числе таких стран.
Наблюдаемые процессы цифровизации носят объективный характер и предоставляют не только шансы, которыми можно воспользоваться или проигнорировать такую возможность, но и множественные риски, от которых невозможно произвольно отмахнуться. Попытки управления рисками только методом их избегания путем разнообразных запретов, в конце концов, обязательно приведут к реализации этих рисков, но без возможных выгод, предоставляемых сопутствующими шансами. Это путь к технологическому отставанию, к консервации статуса мирового сырьевого придатка, сначала к стагнации, а потом и к быстрому падению национальной экономики.
Актуальность темы заключается в том, что финансовый рынок представляя собой кровеносную систему экономики страны, эффективно и оперативно обеспечивает субъектов экономики в необходимых денежных ресурсах, которые данные субъекты не смогли бы получить на таких условиях, например, путем кредитования в банке. Также стоит отметить, что в результате ограниченности доступа к международным ресурсам, особую роль играют внутренние источники финансирования. Финансовые рынки обретают особую, жизненно важную значимость.
В настоящее время происходит усложнение банковских продуктов, учащается и приобретает новые формы взаимодействие финансовых организаций с потребителями. Особую проблему представляет существенный разрыв между финансовой грамотностью и сложностью решений, которые вынуждены принимать потребители. Несовершенство законодательства и надзора, касающегося непосредственно взаимодействия финансовых организаций и потребителей финансовых услуг отмечалось и в программном документе Банка России «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов», где под первым номером ставятся задачи совершенствования защиты прав потребителей финансовых продуктов и услуг .
Довольно часто отмечаются случаи предоставления кредитными и прочими финансовыми организациями неполной или недостоверной информации, непростого для восприятия формулирования условий предоставления финансовых продуктов и услуг .
В связи с этим рассмотрение правовых способов обеспечения добросовестной конкуренции на финансовом рынке представляется в настоящий момент особо актуальным
Степень научной разработанности темы. Теоретические основы конкуренции были заложены в работах, затрагивающих фундаментальные вопросы конкурентных отношений, методов оценки конкурентной среды и конкурентной позиции, места и роли конкуренции в развитии рыночных механизмов и экономического инструментария. Работы А. Смита, К. Маркса, Й. Шумлетера, А. Маршалла, и Дж. Робинсон, Л. Мизеса, Ф. Хаейка, А. Юданова, В. Шустова, Ю. Рубина, С. Авдашева, Н. Розанова, Л. Жигун и др. Отечественные исследователи непосредственно проблем конкуренции И. Андреев, А. Баталов, Ю. Коробов, Ю. Масленченков, B. Мехряков, А. Мовсесян, В. Попков, Г. Самойлов, А. Тавасиев, Н. Ребельской, Э. Уткин и др. сконцентрировали внимание на изучении институциональных, и организационных аспектов межбанковской конкуренции.
Целью настоящей работы является анализ проблем Правового обеспечения добросовестной конкуренции на финансовых рынках.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
Конкуренция на финансовом рынке является ключевым фактором повышения его эффективности, стимулирующим его институты к совершенствованию бизнес-моделей, применению инновационных решений, а также более полному удовлетворению запросов потребителей.
Работа по развитию конкуренции проводится с учетом определенных Президентом Российской Федерации основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, к числу которых относятся, в том числе:
— сокращение на рынках доли хозяйствующих субъектов с государственным и муниципальным участием (далее в совокупности – госучастие);
— обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;
— обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
— направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;
— стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, к внедрению системы антимонопольного комплаенса;
— стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности.
На наш взгляд, для развития конкуренции на финансовом рынке должны обеспечиваться следующие подходы:
— обеспечение финансовой стабильности без вреда для работы на финансовом рынке компаний разного масштаба и выхода на рынок новых компаний;
— оценка конкурентоспособности участников российского финансового рынка с учетом глобальной конкуренции;
— оценка значения для конкуренции нагрузки, связанной с надзором и правоприменением и их конкретными мерами;
— изменение «регулятивного стиля» в целях исключения «регуляторной горячки» и устранения излишних административных механизмов в мерах регулирования;
— преодоление излишнего участия государства на финансовом рынке.
Следует обозначить меры, которые могли бы оказать влияние на улучшение конкуренции на финансовом рынке, в том числе:
— последовательное уменьшение государственного участия и отказ от концентрации функций на инфраструктурных институтах финансового рынка;
— поощрение конкуренции между организаторами торговли; обеспечение возможности предложения широкого круга финансовых инструментов как российских, так и иностранных на российском финансовом рынке;
— изменение регулирования инвестиционной деятельности НПФ, которое в настоящее время ограничивает их возможности по инвестированию;
— продолжение работы по развитию пропорциональности в регулировании профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе в отношении требований к отчетности профессиональных участников;
— внедрение стандартов Открытого API (Open API) и распространение технологий Open Banking на счета;
— снижение требований к деятельности инвестиционных советников, а также распространение на них налоговых правил и правил бухгалтерского учета, применяемых к небольшим организациям;
— устранение регуляторного арбитража между инвестиционными инструментами страхового и фондового рынков.
В связи с обозначенными актуальными проблемами на рынке финансовых услуг также можно предложить следующее:
− Правительству Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации разработать и утвердить Концепцию государственного участия на финансовых рынках;
− введение законодательных ограничений на владение (создание, учреждение) государством, муниципальными образованиями финансовыми организациями на товарных рынках в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
− законодательное установление единых подходов и принципов пропорционального доступа финансовых организаций к получению средств бюджетов различных уровней, а также предоставлению банковских гарантий в зависимости от присвоенного уровня кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале;
− законодательное установление исключительно заявительного порядка участия финансовых организаций в программах субсидирования из средств бюджета при соответствии таких организаций общим требованиям к получателям субсидий, закрепленным Правительством Российской Федерации, запрета на адресное (индивидуальное) субсидирование финансовых организаций на конкурентных рынках;
− реформирование правового регулирования государственных институтов развития и законодательное установление единых принципов и требований к их деятельности, основанных, в том числе на запрете на конкуренцию с финансовыми организациями, невозможности получения государственной поддержки и (или) финансирования отдельных проектов при наличии конкуренции с финансовыми организациями на сформированных рынках финансовых услуг;
− введение запрета на применение дискриминационных подходов при тарификации на услуги по ведению банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
− установление Центральным банком Российской Федерации для кредитных организаций нормативов на объем услуг, предоставляемых аффилированными страховыми организациями таким кредитным организациям и их заемщикам при выдаче кредитов (займов);
− введение запрета кредитным организациям на осуществление коллективного страхования заемщиков при выдаче таким заемщикам кредитов (займов);
− установление подхода, предполагающего участие в осуществлении выдачи гарантий по обеспечению контрактов, заключаемых в рамках государственного заказа и заказа отдельных юридических лиц, при котором к данному виду деятельности будут допущены не только кредитные организации, но и иные субъекты, обладающие правом выдачи независимой гарантии в соответствии с гражданским законодательством, на основании одних и тех же критериев.
Также необходимо остановиться на мерах стимулирующего характера, которые побуждают хозяйствующих субъек¬тов к здоровому соперничеству, формируют у предпри¬нимателей заинтересованность в законопослушном по¬ведении, создают комфортную площадку для осущест¬вления предпринимательской деятельности в конку¬рентных условиях. Именно на эти меры стоит обратить особое внимание в период, когда малому и среднему биз¬несу необходима поддержка со стороны государства. По¬тому что высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из ключевых факторов разви¬тия конкуренции. Благодаря своей гибкости, способно¬сти к быстрому обновлению и переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений, способен составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-правовые основы обеспечения добросовестной конкуренции на финансовых рынках
1.1. Понятие, виды и особенности конкуренции на финансовых рынках
Востребованность обществом мер, предпринимаемых по усилению государственных функций в области защиты свободной конкуренции, возрастает с каждым годом. И чем выше уровень развития экономики, тем более необходимой, устойчивой и определенной становится роль правовых способов обеспечения добросовестной конкуренции, имеющей большое значение не только для развития хозяйственных отношений, но и финансовой безопасности государства .
Антимонопольное (конкурентное) право, имея свой определенный предмет и объект, характерную сферу регулирования и круг субъектов регулирования, между тем использует различные методы правового регулирования, свойственные разным отраслям права: в частности, гражданско-правовой метод дозволений, или диспозитивный метод, и метод императивных предписаний, властного принуждения, присущий административному праву и других публично-правовых отраслей . Из изложенного следует, что под антимонопольным правом понимается не отрасль права, а комплексная отрасль законодательства, регламентирующая экономические, хозяйственные отношения в части конкуренции и монополии.
Исследование вопроса соотношения экономики и права занимает особое место в развитии науки конкурентного права, поскольку решения антимонопольных органов и судов определяют условия функционирования рынков, оказывая прямое влияние на национальную экономику .
Очевидно, что науке конкурентного права необходимо развиваться с позиции выработки подходов к исследованию соотношения экономики и права, в первую очередь, для понимания последствий воздействия норм конкурентного права на экономические процессы, для объективной оценки необходимости восстановления нарушенного положения в экономике, оценки размера ущерба .
Финансовый рынок стал твердой основой для обеспечения функционирования и развития современной экономики. Именно они способствовали развитию посредничества между субъектами бизнеса, таким образом удовлетворяя их потребности в финансировании. С развитием, компьютеризацией и упрощением доступа к финансовым инструментам, открылись широкие возможности для индивидуальных инвесторов и частных компаний. Целью первых в данном случае было вложение имевшихся в наличии финансовых ресурсов для получения прибыли, а вторых — получение инвестиционного капитала. При этом Российские организации, в сравнении с аналогичными странами Восточной Европы и Центральной Азии по уровню доходов и развития, значительно меньше привлекают внешнее финансирование для инвестиций в основной капитал, что показывает не полностью раскрытый потенциал этой сферы .
Динамика развития финансового рынка прямо пропорционально зависела от внедрения новых технологий и инструментов в оборот, а масштабность эта отрасль начала вместе с глобализацией развитых стран. После того как на финансовый рынок вышли крупные международные агенты, он стал мировой площадкой по обмену ликвидными активами.
Еще одним фактором, способствующим образованию существенной корреляции между развитием финансового рынка в стране и ее экономикой является особенность первого привлекать денежные средства не только бизнеса и государства, но и населения, что в свою очередь способствует их перераспределению на коммерческой основе.
Таким образом, денежные средства, которые раньше можно было классифицировать как сбережения, переходят в разряд инвестиций, что способствует эффективному развитию рыночной экономики.
В экономической литературе могут встречаться различные определения финансового рынка, а также в зависимости от целей возможны разные вариации его сегментации.
Как один из вариантов, понятие «финансовый рынок» можно рассматривать в двух аспектах – как совокупность институтов и как систему экономических отношений .
В первом варианте, финансовый рынок – это система организаций и учреждений, основной задачей которых является перераспределение ресурсов, на основании рыночных принципах спроса и предложения.
Основной способ перераспределения капитала в данном случае — оборот финансовых инструментов. При этом, отношения между участниками рынка, возникающие вследствие покупки и продажи финансовых инструментов, обслуживаются различного рода финансовыми институтами: фондами, банками, страховыми организациями, брокерами и др.
В этом смысле рынок — это совокупность составляющих его институтов. Участников рынка — инвесторов и эмитентов ценных бумаг, выполняющих основные торговые операции. Посредников — биржи и внебиржевые организаторы торговли, осуществляющих контрольную функцию и выступающие гарантом исполнения возникающих обязательств в результате рыночных транзакций. Инфраструктуры рынка — депозитарии, регистраторы и т.д., обеспечивающих организацию и реализацию основных рыночных процессов.