Магистерский диплом на тему Проблемы и направления развития банковского законодательства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 4
1.1. История становления и развития банковского законодательства России 4
1.2. Система банковского законодательства России на современном этапе 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ 4
2.1. Проблемы и противоречия банковского законодательства 4
2.2. Проблемы ответственности за нарушение банковского законодательства 4
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ 4
3.1. Анализ зарубежного опыта правового регулирования банковской сферы и возможностей его имплементации в российскую правовую систему 4
3.2. Предложения по оптимизации банковского законодательства России 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 4
Введение:
Актуальность темы исследования. Сферу банковской деятельности в Российской Федерации до недавнего времени можно было охарактеризовать значительными темпами роста активов, концентрации и централизации банковского капитала. Имеющийся в настоящее время кризис в российской экономике привносит факторы неопределенности в развитие финансовой системы. В целях защиты интересов инвесторов и сберегателей качественные и количественные изменения в банковской отрасли необходимо повышение внимания со стороны органов гражданско-правового регулирования банковской деятельности, осообенно в текущих экономических условиях.
В последние годы банковская отрасль российской экономики подвергается негативному воздействию многих внешних и внутренних факторов. Среди них выделим отток капитала из страны, невозможность внешнего кредитования, снижение объемов банковского кредитования, ухудшение качества кредитных портфелей и др.
Банковская деятельность выступает одним из важнейших секторов экономики. Сегодня наблюдается реформирование банковской сферы и её нормативно-правового регулирования в соответствии с современными социально-экономическими реалиями и требованиями. Происходящие изменения в законодательном регулировании банковской деятельности имеют ограниченный и фрагментарный характер. Так, наблюдается недостаточная эффективность применения правовых механизмов, процедура отзыва лицензий у банков Центральным банком включает некоторые коррупционные риски, объясняющиеся отсутствием у коммерческих финансовых организаций инструментов гражданско-правовой защиты от субъективных действий уполномоченных лиц.
Действия, предпринимаемые Банком России, предпринимаются с целью приближения регулирования банковской деятельности в России к существующим международным стандартам, но процесс гармонизации пока не завершен. Неоднозначно трактуется понятийный аппарат в применении терминов «банковское регулирование», «банковский контроль и надзор» и их взаимозависимости, имеются трудности во взаимодействии органов регулирования.
Сегодня не в полной мере реализуется содержательное банковское регулирование – существуют проблемы в раскрытии информации о конечных собственниках банков; в анализе финансового состояния компаний, приобретающих долю в банках; в оценке достаточности капитала и его формировании надлежащими активами; в управлении рисками кредитования, например, при концентрации кредитных рисков и кредитовании аффилированных сторон; в сфере управленческих процессов и организации системы внутреннего контроля в банках.
Степень научной разработанности темы. Основные вопросы правового регулирования деятельности банков отражены в исследованиях западных и отечественных учёных. Так, Мишкин Ф.С. и Синки Дж. рассматривают контроль и надзор в сфере формирования условий банковской деятельности. Фрост С. считает, что эффективность регулирования заключается в анализе деятельности каждого отдельного банка и достаточности ресурсов Центрального банка.
Барлтроп Крис Дж., Братанович С., Грюнинг Х., Мак Нотон Д., Роуз П. рассматривают участие Центрального банка в формировании условий для достаточного внутреннего контроля в деятельности каждого банка. Отдельные вопросы гражданско-правового регулирования банковской деятельности отражены в работах М.М. Агаркова, В.В. Витрянского, Л.Г. Ефимовой, С.С. Занковского, Е.Б. Лаутс, Е.А. Суханова, Г.А. Тосуняна и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие осуществление банковской деятельности в Российской Федерации.
Предмет исследования являются нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующее отношения, складывающиеся в процессе осуществления банковских правооотношений.
Целью настоящей работы является исследование проблем и направлений развития банковского законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю становления и развития банковского законодательства России;
— охарактеризовать систему банковского законодательства России на современном этапе;
— выявить проблемы и противоречия банковского законодательства;
— проанализировать проблемы ответственности за нарушение банковского законодательства
— осуществить анализ зарубежного опыта правового регулирования банковской сферы и возможностей его имплементации в российскую правовую систему;
— выявить пробелы и противоречия в действующем банковском законодательстве Российской Федерации
— предложить конкретные способы и методы восполнения выявленных пробелов путем корректировки норм права, формулирования авторских определений отдельных понятий, устранения дублирования норм отечественного банковского законодательства.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международные договоры, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральный закон от «О кредитной кооперации», Федеральный закон «О кредитных историях», иные федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, составляющие объект диссертационного исследования.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых-правоведов, которые изучали общие вопросы теории государства и права, финансового права, банковского права, гражданского права, предпринимательского права и иных отраслей права. Непосредственно относительно банковской системы России, учитывая разнообразие проблем формирования и развития банковской системы как института современной рыночной экономики любого государства, а также ее взаимосвязь с различными аспектами функционирования экономической системы, отдельные вопросы являлись объектом исследований следующих ученых: С.А. Андрюшина, Н.Г. Антонова, Ю.А. Бабичевой, И.Т. Балабанова, Л.Г. Батраковой, Г.Н. Белоглазовой, В.И. Букато, В.В. Киселева, В.И. Колесникова, Г.Г. Коробовой, О.И. Лаврушина, Ю.С. Маслеченкова, А.В. Молчанова, Т.В. Никитина, Г.С. Пановой, О.Г. Сенчагова, А.Ю. Симановскова, Е.С. Стояновой, А.М Тавасиева, Е.А. Тархановой и других.
Эмпирической базой исследования выступили акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, правоприменительные акты органов исполнительной власти Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В работе были использованы общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы изучения построения банковских систем.
К общенаучным методам, использованным при исследовании данного вопроса, можно отнести анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование, конкретизация, логический метод.
Заключение:
Таким образом, все отношения между структурными элементами банковской системы регулируются действующим Российским законодательством. Согласно ст. 2 Закона о банках источниками правового регулирования банковской деятельности являются Конституция Российской Федерации; Закон о банках и банковской деятельности; Закон о Банке России; другие федеральные законы; нормативные подзаконные акты Банка России.
Общий порядок осуществления банковских операций предусматривается законами Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Точно так же, банковскими законами и нормативными актами Банка России регулируются вопросы принятия решений о регистрации и лицензировании кредитных организаций, порядок работы с банковской информацией.
К принципам правового регулирования банковской деятельности относятся несколько групп:
1) принципы, которые устанавливают правовое положение ЦБ РФ;
принципы, влияющие на построение и функционирование всей банковской системы РФ;
2) принципы, которые определяют взаимодействие верхних и нижних уровней российской банковской системы (Центрального Банка РФ и кредитных организаций);
3) принципы, непосредственно определяющие взаимодействие банковских организаций с клиентами (населением, корпоративным бизнесом и другими субъектами).
Правовое регулирование охватывает всю банковскую деятельность во всех ее проявлениях. Деятельность коммерческих банков есть объект валютного, кредитного и финансового регулирования, вследствие чего составляет предмет ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации). В соответствии с этим банковская деятельность не может регулироваться законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Российское законодательство о банковской деятельности представляет собой комплекс правовых актов, регулирующих отношения в соответствующей сфере. Оно подразделяется на общее и специальное.
Общее банковское законодательство включает в себя федеральные законы, регулирующие не только банковские отношения, но и косвенно их затрагивающие и содержащие нормы банковского права. К ним относятся Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и др.
Центральное место в системе регулирования банковской деятельности занимают специальные законы – Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О кредитных историях», Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и др.
Полномочия Банка России в сфере нормативного регулирования деятельности коммерческих банков предполагают его исключительные права по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции. При этом акты Банка России не должны противоречить федеральному законодательству.
Однако, действующие в России нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность коммерческих банков, не достаточно регулируют их оперативную деятельность. В целях восполнения нормативно-правового пробела в регулировании оперативной деятельности банков разрабатываются локальные корпоративные акты по инициативе самой кредитной организации для разрешения различных внутренних вопросов. Их принятие является также обязанностью банка, установленной в нормативных правовых актах Центрального банка. Так, например, в Приложении 2 к Положению Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», содержится перечень основных вопросов, связанных с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы.
Сущность контроля Банком России исполнения и соблюдения банками законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, состоит в проверке соответствия решений и действий банка этим нормативным актам. По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности, который используется Банком России для управления рисками.
В течение последнего десятилетия в банковском законодательстве были приняты новые законы. Вместе с развитием банковского законодательства в России была создана большая нормативная база Центрального Банка России в отношении банковского регулирования и надзора, значительно расширившая гражданско-правовую основу регулирования банковской деятельности.
В сфере банковского регулирования огромную важность имеют нормативные документы Центрального Банка России, которые носят характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций для кредитных институтов и подразделений Банка России, реализующих контрольно-надзорные функции.
Важнейшими из них являются нормативные документы, в которых определяются пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям. Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. К ним, например, относятся: Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»; Инструкция Банка России от 31 марта 2004 г. № 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием».
Вторая группа пруденциальных норм ЦБ РФ, регулирующих деятельность коммерческих бланков, включает нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.
Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций. Сюда, в частности, относятся: Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»; Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»; Положение Банка России от 29 июня 2012 г. № 384-П «О платежной системе Банка России».
Современная банковская система Российской Федерации — это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской сферы. Эта система входит в другую, более крупную систему — финансовую систему Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. История становления и развития банковского законодательства России
Рассмотрим историю становления и развития банковского законодательства в России. Известно, что до 1917 г. Россия обладала одним из самых эффективных, по меркам того времени, банковским законодательством, которое отражало общие тенденции, складывающиеся в мировой банковской практике. Оно начало активно формироваться после реформ 1860 г., когда, помимо государственных (казенных) банков, начинают появляться частные коммерческие банки, нуждающиеся в более четком определении сфер деятельности .
С целью расширения возможности бедными слоями населения накапливать средства и получать при этом выгоду 16 октября 1862 г. был высочайше утвержден новый устав городских сберегательных касс, согласно которому они переходили в ведение Государственного банка и «под наблюдение» Министерства финансов, но функционировали они при уездных казначействах или городских думах (ратушах) .
Новый скачок в развитии сберегательное дело получило после восшествия на престол Александра III. Вслед за «Высочайше утвержденным мнением Государственного совета о повышении процента на вклады сберегательных касс с 3 до 4» от 19 мая 1881 г. в феврале 1884 г. Государственный банк был наделен правом учреждать сберегательные кассы при всех губернских и уездных казначействах, а их отделения разрешалось открывать в городах, пригородных местностях и «наиболее значительных» селениях. Устав государственных сберегательных касс, утвержденный 1 июня 1895 г., не только закрепил возможность открывать сберкассы при государственных, общественных и частных учреждениях, но и значительно расширил состав вкладчиков, а также усложнил требования к проведению операций по вкладам. С 1897 г. банковские операции были введены в 600 казначействах, где не было контор и отделений Государственного банка .
Становление современной банковской системы Российской Федерации началось еще в рамках СССР, когда, в соответствии со статьей 23 «Кредит и расчеты», п. 5 закона «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 г. , объединениям кооперативов было разрешено создавать хозрасчетные или территориальные кооперативные банки.
Переломным моментом в развитии банковской системы, а также своеобразной точкой отсчета в создании современного банковского законодательства стало принятие Верховным Советом РСФСР в декабре 1990 г. двух специальных системообразующих законов – Закона «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» .
Окончательное законодательное закрепление двухуровневой банковской системы в РСФСР произошло в результате принятия Верховным Советом РСФСР от 02.12.1990 г. законов «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 395-1 и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» .
Далее логично начать анализ функционирования современной банковской структуры России. Как упоминалось ранее, банковская структура не определена точно: законодательное понимание структуры банковской системы устарело, множество теоретических концепций о структуре банковской отрасли также не дают единого мнения. Впрочем, каким образом функционируют элементы банковской структуры между собой можно проанализировать из существующей практики. Поэтому в данном кейсе рассмотрим функционирование на примере самой популярной концепции – двухуровневой банковской системы, которая была описана в предыдущем параграфе. Так как на первом уровне находится Банк России в качестве главного регулирующего государственного органа в системе, то необходимо уделить данному элементу достаточное внимание и рассмотреть подробнее.
Центральный банк обладает особыми властными полномочиями по отношению всех кредитных организаций и других элементов системы в стране. Помимо всего прочего, регулятор проводит денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику, устанавливает ключевую ставку, все нормативные показатели и базовые стандарты для банков, КПК, микрофинансовых организаций и других элементов банковского сектора.
Кроме того, регулятор проводит таргетирование инфляции в стране, сокращению дефицита бюджета, поддержание и функционирование денежного обращения, обеспечение ликвидности банковского сектора, обеспечение устойчивости курса рубля и фонда валютных резервов и другие виды деятельности.
В соответствии с Законом «О Центральном банке Российской Федерации» 2 (далее – Закон о банках) Центральный Банк Российской Федерации является органом регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков. Центральный Банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) обладает всеми необходимыми правовыми инструментами для регулирования. В соответствии с Законом о банках ЦБ РФ выступает независимым субъектом права. Главной целью регулирования деятельности кредитных организаций ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. В соответствии с данной целью ЦБ РФ решает следующие задачи:
1)защищает интересы вкладчиков и кредиторов;
2)предупреждает возможность возникновения системного банковского кризиса;
3)не допускает монополизации финансового капитала, поддерживает здоровую конкуренцию в банковской сфере;
4)способствует увеличению эффективности банковской деятельности, повышению профессионализма и добросовестности сотрудников банков.