Магистерский диплом на тему примерная тема: «Формирование партнёрских взаимоотношений педагогов с родителями в современных условиях дошкольного образования»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЁРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика партнёрских взаимоотношений педагогов с родителями в исследованиях отечественных педагогов 9
1.2. Научно-практические основания взаимодействия педагогов с родителями в современных условиях дошкольного образования 18
1.3. Формирование партнёрских взаимоотношений на примере детского сада 27
1.4. Анализ современных условий дошкольного образования по взаимодействию педагогов с родителями 36
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. Изучение уровня взаимоотношений педагогов и родителей 49
2.2. Разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на формирование партнёрских взаимоотношений педагогов и родителей 68
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 87
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 137
Введение:
Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно будет во многом зависеть от согласованности действий родителей и педагогов, установления между ними партнерских взаимоотношений.
Участие родителей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации своими корнями уходит в глубокую древность. Сначала именно родителям отводилась первостепенная роль в передаче детям знаний и практических навыков, социальных норм и правил поведения. После появления формального образования, являющегося социальным институтом, образовательные функции между образовательной организацией и семьёй разделились. Уже к началу ХХ века существенно стала заметна тенденция «перекладывания ответственности» на государственную систему образования за обучение и воспитание детей (О.А. Горшкова, Т.А. Мерцалова, Х.Д. Худайкулов).
Данная ситуация начала изменяться к 2000-м годам. Всё большее количество людей стало осознавать, что в дальнейшем развитие системы образования, преодоление множества существующих проблем во многом зависит от взаимодействия образовательной организации и семьи, от принятия родителями непосредственного участия в образовательном процессе их детей, иначе говоря, от их вовлечённости в образовательный процесс. Реформирование образовательной системы является невозможным без построения новых форм взаимодействия с общественностью, в частности, и с родителями, на основе принципов равноправия, диалога, совместного принятия решений.
Заключение:
Система дошкольного образования детей является одной из значимых составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.
В этом контексте семья по отношению к дошкольной образовательной организации выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Взаимодействие педагога с родителями дошкольников направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Включение семьи в деятельность дошкольной образовательной организации должно быть основано на: гуманистическом стиле общения и взаимодействия; уважительном отношении семьи и ДОО к ребенку и друг к другу; систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей.
Деятельность педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЁРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущностно-содержательная характеристика партнёрских взаимоотношений педагогов с родителями в исследованиях отечественных педагогов
Как показывает опыт, тесная взаимосвязь дошкольной образовательной организации и семьи может развиваться благодаря педагогическому образованию родителей и привлечению их к воспитательной работе. Успешность развития дошкольного образования, качество предоставления образовательных услуг во многом зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому пренебрежение своими обязанностями или безразличие к ребенку одной из сторон отрицательно сказывается на функционировании составляющих «педагогического треугольника»: родители – ребенок – педагоги, что тормозит надлежащее развитие и формирование растущей личности. Рассматривая образование и становление человека в контексте культуры, нельзя не согласиться с мнением известного философа М.С. Кагана о том, что культура изобрела два эффективных для воспитания человека института – школу и семью [Субботина 2016].
Дошкольная образовательная организация и семья, родители и воспитатели – единое целое. Их деятельность направлена на ребенка, его обучение, воспитание, развитие, становление [Субботина 2016].
Совместная работа педагогов и семьи основывается на принципах гуманистической педагогики: принцип приоритетности подчеркивает огромное значение семьи в физическом и духовном становлении личности и общества; принцип гражданственности основывается на осознании педагогами и родителями места каждой семьи в общественно-государственной системе; принцип демократизма означает установление партнерских отношений между ДОО и семьей в воспитании детей; принцип гуманизации взаимоотношений педагогов и родителей. Он направляет воспитателя на: действия и мероприятия, которые укрепляют и повышают авторитет родителей; проявление доверия к воспитательным возможностям семьи, повышения уровня ее педагогической культуры и активности в воспитании; педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи; жизнеутверждающий, оптимистический настрой в решении проблем воспитания, ориентирование на положительные качества ребенка, сильные стороны семейного воспитания, ориентацию на развитие личности; принцип ретроспективности ориентирует на осмысление и использование исторического опыта воспитания в семье.
Указанные принципы являются ориентирами в работе с родителями и направляют ее на овладение ими необходимыми знаниями, умениями, навыками и развитие родительской компетентности.
Анализ трудов исследователей позволяет сделать вывод, что главными задачами совместной деятельности дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам решения проблем обучения, воспитания и развития детей можно выделить следующие [Жакупова 2016; Костина 2016; Н.А. Мазуров; Никитина 2016; Нимаева 2016; Огородник 2017; Перескина 2019; Плотникова 2018; Прудыус 2016 и др.]:
– интеграция усилий семьи и педагогического коллектива в деятельности по развитию личности ребенка;
– обеспечение участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса;
– мотивацию родителей к изучению научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблемам развития и воспитания детей;
– повышение психолого-педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний, умений и навыков воспитательного взаимодействия с детьми;