Магистерский диплом на тему Применение насилия в отношении представителя власти: уголовно правовой и криминологический аспект
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ 6
1.1. Объективные признаки применения насилия в отношении представителя власти 6
1.2. Субъективные признаки применения насилия в отношении представителя власти 16
1.3. Квалификация преступлений предусмотренных статьей 318 УК РФ 28
ГЛАВА 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ 47
2.2. Детерминанты насилия в отношении представителя власти 64
2.3. Предупреждение насилия в отношении представителя власти 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
Введение:
Правовой статус сотрудника власти предполагает наличие определенных гарантий, обеспечивающих их безопасность. Одной из таких гарантий является ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма закона устанавливает уголовную ответственность за совершение посягательства на жизнь или здоровье представителя власти, как опасного для жизни и здоровья, так и не опасного. Данные действия могут повлечь назначение следующих видов наказаний — это, конечно же, штраф, принудительные работы, арест и лишение свободы. Вид наказаний зависит от фактического деяния осужденного.
Актуальность исследования данного вопроса возрастает в связи с тем, что определенными элементами общества введется работа по максимальной дискредитации представителей власти как самого класса граждан нашей страны, ведется работа по насильственному изменению конституционного строя, что выражается в незаконных массовых акциях и беспорядках. Все это приводит к непосредственному противодействию представителям власти, в том числе с помощью силового воздействия.
Что касается официальной статистики, то по данным Судебного департамента Российской Федерации, за первое полугодие 2018 г. было осуждено 3254 лица за совершение насилия в отношении представителя власти.
По итогам 2017 г. за совершение насилия в отношении представителя власти было осуждено 7158 граждан. По итогам 2016 г. за совершение насилия в отношении представителя власти было осуждено 8031 лицо. По итогам 2015 г. за совершение насилия в отношении представителя власти было осуждено 8230 граждан.
Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что хотя с 2015 г. наметилась тенденция медленного снижения совершения насилия в отношении представителя власти, но уровень его все равно остается высоким, что не может остаться незамеченным с точки зрения необходимости совершенствования законодательства.
Целью выпускной квалификационной работы является уголовно- правовой и криминологический анализ применения насилия в отношении представителя власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть объективные признаки применения насилия в отношении представителя власти,
— изучить субъективные признаки применения насилия в отношении представителя власти,
— исследовать квалификацию преступлений предусмотренных статьей 318 УК РФ,
— рассмотреть состояние насилия в отношении предстателя власти в России,
— выявить детерминанты насилия в отношении представителя власти,
— предложить меры по предупреждению насилия в отношении представителя власти.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере привлечения к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти.
Теоретической основой исследования стали научные труды в области права таких ученых, как Шмелева О.Ю., Титаев К.Д., Поздняков М.Л., Сулейманова И.Е., Самаркин П. С., Фирсов О. В., Королев В.В., Богомолов Д. П., Прохорова М. Л., Быкова Е.Г., Яшков С.А. и др.
Нормативную основу составили: Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах привлечения к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителей власти позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят предупредить случаи проявления насилия в отношении представителей власти.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения и др.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Говоря об уголовно-правовой характеристики насилия в отношении представителей власти, необходимо отметить следующее.
Общественная опасность насилия в отношении представителя власти проявляется в том, что оно представляют угрозу нормальной деятельности государственных и муниципальных органов.
Потерпевшими являются представители власти или их близкие.
Объективная сторона преступления характеризуется применением физического или психического насилия.
Оконченным преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.
Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, превращает данный состав в его квалифицированный вид.
Наказание, назначаемое московскими судами по делам по ч.1 ст.318 УК РФ, связанным с политическими протестами, как правило, связано с реальным лишением свободы и является более жёстким, чем по сходным обвинениям, но без «политического окраса».
Суды в других регионах назначают активистам более мягкие наказания (штраф, условное лишение свободы).
При этом в целом по делам по ч.1 ст.318 УК РФ, не связанным с политическими протестами и гражданским активизмом, в России чаще всего назначают наказание, не связанное с реальным лишением свободы.
К факторам, детерминирующим применение насилия в отношении представителей власти можно отнести:
— маргинальный образ жизни нападающих и их криминальное прошлое,
— дискредитация правоохранительных органов в СМИ, формирование отрицательного образа правоохранителей,
— правовые пробелы,
— криминогенная обстановка, экономическая и социальная напряженность,
— плохая физическая подготовка самих правоохранителей и элементарное нарушение инструкций по технике безопасности.
Соответственно, решить следующие проблемы можно следующими путями:
— воспитание и укрепление правовой культуры в обществе, профилактика алкоголизма, наркомании, беспризорности, правовое просвещение с самого раннего возраста для того, чтобы с самых ранних лет дети понимали, что такое хорошо и что такое плохо, руководствовались этими понятиями и передавали их следующим поколениям,
-необходимо поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах граждан, многие жильцы многоквартирных домов ни разу не видели своего участкового, полиция практически не приезжает на бытовые вызовы, зато СМИ пестрят статьями о насилии и рукоприкладстве в тюрьмах и СИЗО, правоохранительным органам, что называется, надо быть «ближе к народу» для того, чтобы он мог делать выводы самостоятельно, а не черпать их из телевизора,
— с целью улучшения состояния физической подготовки сотрудников правоохранительных органов необходимо чтобы зачеты были реальными, а не номинальными, те, кто не способны, сдать требуемые нормативы, должен покинуть ряды, чтобы не подвергать опасности ни свою, ни чужие жизни,
— безусловно, разрядить сложную экономическую и социальную ситуацию силами одних правоохранителей не возможно, это комплексная задача всех государственных органов, они лишь могут поддерживать общественный порядок на должном уровне,
— также необходимо совершенствовать законодательство:
— понятие представителей власти в настоящее время крайне размыто, а в судебной практике трактуется очень широко, создавая сложные ситуации,
— как показывает практика, во многих случаях правоохранители боятся превысить полномочия и быть привлеченными к ответственности, действующее законодательство на практике не дает возможности силовикам адекватно защищать себя и окружающих с применением оружия.
Поскольку тема использования оружия в нашей стране стоит всегда очень остро, для того, чтобы не вызвать общественный резонанс, данный вопрос должен быть коллегиально проработан теоретиками и практиками, что позволит определить, действительно ли ситуация стала такой острой, что требуется внесение соответствующих поправок или уже имеют место одиночные резонансные случаи, которые сильно «раздуваются» в СМИ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ
1.1. Объективные признаки применения насилия в отношении представителя власти
Применение насилия в отношении представителя власти входит в систему преступлений против порядка управления, а значит общественная опасность данного преступления, как и всех преступлений главы 32 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), заключается, прежде всего, в нарушении установленной законом деятельности органов государственной власти, государственного аппарата.
Общественная опасность состоит в посягательстве на деятельность органов власти, здоровье их близких.
Объективная сторона – применение насилия.
В первой части оно не опасно для жизни и здоровья. Дополнительная квалификация не требуется. Психическое насилие выражается в угрозе. Вид угрозы не конкретизирован, но диапазон ее широкий, вплоть до угрозы убийством. Дополнительная квалификация по 119 статье в этом случае не нужна.
Способы применения насилия различны. Между последствиями и применением существует причинная связь. Использование насилия или его угроза осуществляется в связи с исполнением обязанностей потерпевшим, а не только при их исполнении.
Законом подразумевается любая служебная деятельность, включая охрану порядка или обеспечение безопасности. Преступление окончено в момент применения насилия или его угрозы. Если лицо угрожает сразу нескольким представителям власти, имеет один мотив, совершает действие одновременно в одном месте, квалификация единого преступления наступает по одной статье. Во второй части описан квалифицированный состав – насилие, опасное для жизни. Это вред здоровью, угрожающий жизни.
Если смертельный исход предотвращен благодаря медицинской помощи, оценка вреда не изменяется. При применении насилия потерпевший может страдать от тяжкого, среднего или легкого вреда здоровью. При этом дополнительная квалификация по 111-113 статьям УК РФ не нужна.
По 2-й части статьи также квалифицируется применение опасного насилия, которое не причинило вреда, но создавало опасность для пострадавшего. Фактическая смерть не охватывается составом, наступает квалификация по 105, 295 или 317 статьям УК РФ.
Если насилие применялось из-за производства расследования, то квалификация наступает по 296 статье УК РФ.
Потерпевшие – представители власти, их близкие родственники.
Представитель власти имеет полномочия по распоряжению лицами, не находящимися от него в служебной зависимости, представляет правоохранительный, контролирующий (рыбоохрана, экоконтроль) или иной орган. При отсутствии таких признаков ответственность по статье исключается. Ответственность за насилие в отношении потерпевших наступает при противодействии законной деятельности органов власти.
Если насилие или его угроза применяются в отношении участников правосудия, ответственность наступает по 296 статье УК РФ.
Важным моментом, характеризующим составы всех общественно опасных деяний главы 32 УК РФ, является правомерность действий правоохранительных органов, должностных лиц, представителей власти. Преступления могут считаться направленными против порядка управления только в случае противодействия законной деятельности вышеперечисленных лиц.
Существование норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за преступления против здоровья, чести, достоинства и авторитета представителя власти имеет длительную историю, однако в теории уголовного права и правоприменительной практике остаются не решенными проблемы, связанные не только с квалификацией преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, но и уголовной ответственностью за данное общественно опасное деяние.
Необходимо также отметить, что в доктрине уголовного права ведутся обсуждения касаемо самого определения «представителя власти», закрепленное в примечании к ст. 318 УК РФ, которое подвергается справедливой критике.
Кроме того, в настоящий момент нет единого понимания таких важных признаков данного преступления, как насилие, угроза, что отрицательно сказывается на практике правоприменения и эффективности противодействия посягательствам на здоровье, честь и достоинство представителей власти. Все это, а также необходимость дальнейшего совершенствования уголовного права в этой части, определяют актуальность данной работы.
Общественная опасность преступлений против порядка управления состоит в том, что они посягают на нормальную деятельность сотрудников правоохранительных органов и их жизнь в целях воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также подрывает их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти.