Магистерский диплом на тему Приемы работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в средней школе в полилингвальном классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения приемов работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в средней школе 7
1.1. Сущность орфографии и ее основные принципы 7
1.2. Классификация орфографических ошибок в методической литературе 16
1.3. Понятие и особенности полилингвального обучения 25
1.4. Основные направления работы над орфографическими ошибками в средней школе в полилингвальном классе 35
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению приемов работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в средней школе в полилингвальном классе 42
2.1. Анализ основных приемов работы над орфографическими ошибками в полилингвальном классе 42
2.2. Диагностика сформированности орфографических умений учащихся средней школы 48
2.3. Организация работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в средней школе в полилингвальном классе 52
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 71
Введение:
Проблема обучения школьников орфографии всегда стояла особенно остро не только в педагогике, но также и в социальной жизни. Под грамотностью подразумевается степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке, способность писать в соответствии с установленными нормами правописания и грамматики. Перечисленные навыки – это залог формирования грамотности в качестве способности человека вступать в отношения с внешней средой, а также максимально быстро функционировать и адаптироваться в ней.
Орфографические навыки вместе с другими, такими как, к примеру, коммуникативные навыки, позволяют личности нормально функционировать в системе социальных отношений, что считается минимально необходимым требованием для осуществления жизнедеятельности личности в той или иной культурной среде.
Формирование орфографических умений у учащихся выступает одной из важных задач обучения русскому языку в средней школе. Значимость этой задачи объясняется тем, что: орфографические умения выступают составной частью общей языковой культуры человека, они обеспечивают точность выражения мысли, а также взаимопонимания в процессе письменного общения; письменная форма литературного языка от устной отличается большей сложностью своей структуры.
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности, который в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.
Проблема орфографической грамотности учащихся – это одна из центральных проблем обучения русскому языку. Для учащихся средней школы это в особенности актуально, так как в девятом классе абсолютно все школьники должны сдавать обязательный выпускной экзамен по русскому языку.
Заключение:
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Орфография — это исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; правила, которые обеспечивают единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; соблюдение принятых правил; часть науки о языке (в его письменной форме), устанавливающая и изучающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность). В современной методологии основной единицей орфографии является орфограмма. Орфограмма – это правописание слова, избранное или искомое, в случае, когда пишущему предоставляется выбор букв для обозначения определенного звука.
2) Орфографическая ошибка – это написание, которое нарушает установленные орфографические нормы. Выделяют пять групп орфографических ошибок: графические ошибки; орфографические ошибки; ошибки против правил слитного и раздельного написания слов; ошибки по правилам написания больших и маленьких букв; ошибки по правилам переноса слов с одной строки на другую.
3) Полилингвизм можно определить, как способность владеть двумя или более языками. Полилингв – это человек, который способен общаться как минимум на трех языках.
4) Работа над ошибками, которые допускают учащиеся на письме – это важное звено в системе обучения русскому языку. К сожалению, конкретной системой учителя не располагают. То же самое касается и работы над орфографическими ошибками в полилингвальном классе. Отсюда и возникает необходимость специально организованной системы обучения.
5) В практической части нашего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа по изучению приемов работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в средней школе в полилингвальном классе. Анализ практики работы современных учителей русского языка показал, что обучение в полилингвальных классах происходит точно так же и по тем же самым образовательным программам, что и в обычных классах. Педагоги не учитывают тот факт, что дети перегружены информацией из изучаемых языков. На практике учителя используют обычные, существующие уже много лет, методы и приемы работы над орфографическими ошибками, что, по нашему мнению, является проблемной при обучении детей в полилингвальном классе.
6) Нами была проведена диагностика сформированности орфографических умений у учащихся шестого класса. Мы сделали вывод, что сформированность орфографических умений у детей находится на достаточно низком уровне. Мы можем предположить, что причиной этого является обучение сразу трем языкам. Ученики перегружены лингвистической информацией, зачастую путаются в написании тех или иных орфограмм, им сложно запоминать правила.
7) На формирующем этапе эксперимента мы провели работу над орфографическими ошибками с учащимися шестого класса, согласно результатам диагностики. Предложенная нами система работы является достаточно эффективным средством работы над орфографическими ошибками, прежде всего, потому, что мы достаточно часто при выполнении тех или иных упражнений опирались на визуальный материал. При использовании наглядных опор школьники могут зрительно еще раз повторить ту или иную орфограмму, увидеть «точки» применения орфограмм. Также доказано, что многие учащиеся запоминают материал лучше, когда он спроецирован наглядно, что снова подтверждает эффективность предложенной нами работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения приемов работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в средней школе
1.1. Сущность орфографии и ее основные принципы
Поиск эффективных методов в обучении орфографии учащихся среднего звена — это особенно актуальная проблема методики преподавания русского языка. Именно на этом этапе развития закладываются основы верного, орфографически грамотного письма.
Достаточно полное определение орфографии дала В.Ф. Иванова: «Орфография — это:
1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество;
2) правила, которые обеспечивают единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;
3) соблюдение принятых правил,
4) часть науки о языке (в его письменной форме), устанавливающая и изучающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)» [26, с. 33].
Сферой орфографии являются написания, в которых перед пишущим поставлена задача выбора какой-либо буквы для обозначения определенного звука, которая будет соответствовать принятой в системе языка норме правописания.
Русская орфография — это целая система правил написания слов. В нее входят из пять основных разделов:
1) передача фонемного состава слов с помощью букв;
2) раздельные, дефисные и слитные написания слов и их частей;
3) употребление строчных и прописных букв;
4) перенос частей слов с одной строки на другую;
5) графическое сокращение слов.
Разделы орфографии — это достаточно большие группы правил орфографии, которые связаны с различными видами сложностей передачи слов при письме.
Все разделы орфографии характеризуются конкретными принципами — то есть закономерностями, которые лежат в основе всей орфографической системы. Принципами орфографии являются общие причины написания морфем и слов при наличии выбора, что предоставляется графикой. Каждый такой принцип орфографии объединяет всю свою группу правил орфографии, которые являются приложением такого принципа к каким-либо конкретным фактам языка.