Магистерский диплом на тему Причины супружеских конфликтов в молодых семьях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ 10
1.1. Понятие межличностных конфликтов в социальной психологии 10
1.2. Супружеские конфликты: определение, структурно-содержательные характеристики 27
1.3. Социальные и психологические факторы возникновения супружеских конфликтов в молодых семьях 47
Выводы по теоретическому исследованию 61
ГЛАВА II.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ 64
2.1 Цель, задачи, причины и гипотезы исследования 64
2.2 Исследование причин конфликтов в молодых семьях 73
2.3 Результаты эмпирических исследований и их анализ 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТРАТУРЫ 118
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
Введение:
Введение
Актуальность темы исследования. Семья является уникальным явлением, древнейшим институтом человеческого взаимодействия. Уникальность института семьи заключается в том, что, будучи по своей сути полнофункциональной системой, она объединяет в свои рамки несколько человек, которые на протяжении продолжительного периода времени, включающего в себя десятки лет, то есть большую часть продолжительности человеческой жизни, взаимодействуют самым тесным образом. Очевидно, что в условиях существования в этой системе, между ее участниками, то есть членами семьи, не могут не возникать различные конфликтные ситуации, споры, недомолвки и кризисы.
Супружеский конфликт — разновидность семейного конфликта, который возникает между супругами на основе нарушения этики супружеских отношений, биопсихологической несовместимости, противоположности интересов и потребностей, различных взглядов на воспитание детей, различного отношения к родственникам и т. п. [3].
Супружеский конфликт обладает позитивными и негативными последствиями и является стимулом к изменениям, возможностью выхода на другой уровень отношений в паре, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. С. В. Ковалев замечает, что счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью [3].
Исследование супружеских конфликтов, как и самих супружеских взаимоотношений, весьма затруднено, так как эта область — сугубо личная и интимная жизнь человека. В этом смысле брак и семья — «закрытые» малые группы, в которые посторонним лицам, доступ воспрещен или сильно ограничен. Естественно, каждый исследователь, изучающий супружеские взаимоотношения, испытывает большой дефицит информации о том, что происходит в отношениях между супругами при возникновении тех или иных конфликтных ситуаций. На формирование супружеского конфликта влияет множество внешних и внутренних факторов, в том числе и прохождение супругами по нормативным кризисам жизненного цикла семьи, как закономерному явлению, которое сопровождается ростом напряжения, отчаяния, конфликтов и мыслями о разводе, как о способе решения возникших проблем у обоих супругов. Семья — это непрерывно развивающаяся система. В норме процесс развития семьи представляет собой последовательную смену относительно стабильных стадий (жизненных циклов) и коротких кризисных периодов (с бурными негативными или позитивными изменениями).
В настоящие время проблемы молодых семей стоят в нашей стране остро и имеют устойчивый характер. Молодая семья очень часто сталкивается со многими социально — психологическими трудностями на начальном этапе своего развития. По данным психологов основная часть разводов приходится именно на первые годы брака. Это вызвано многими причинами: неудавшейся адаптацией супругов друг к другу и к семейной жизни, неблагоприятными материальными условиями, психологической неподготовленностью супругов к браку, неправильным распределением внутрисемейных ролей и др. В некоторых молодых семьях неправильное решение проблем приводит к конфликтным ситуациям. Семейные разногласия являются естественным явлением для любой семьи. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами. Не все молодые супруги могут адекватно разрешить проблему семейного конфликта и обращаются за помощью к психологу консультанту
Не бывает таких семей, в которых все интересы и мнения совпадают. Какой-бы идеальной и счастливой семья не была ссоры всегда имеют место. Конфликты в разных браках конечно же имеют отличия в том, как ведут себя супруги во время конфликта, какие причины чаще становятся поводом для ссор, какие наступают последствия для всей семьи и для каждого супруга в отдельности. Семью можно рассматривать как социальный институт и как малую социальную группу. Нас интересует последнее. Опираясь на определение социолога Соловьева Н.А., семья как малая социальная группа представляет собой организацию личного быта, которая основывается на супружеском союзе и связях родственников, то есть отношениях между всеми членами семьи. То есть семья состоит из конкретных людей, выполняющих те или иные функции. В семье реализуются различные взаимоотношения, в том числе и такой способ взаимоотношений как конфликт [1].
Цель исследования: исследовать социальные и психологические факторы возникновения супружеских конфликтов в молодых семьях.
Задачи исследования:
— исследовать понятие межличностных конфликтов в социальной психологии;
— охарактеризовать супружеские конфликты: определение, структурно-содержательные характеристики;
— определить социальные и психологические факторы возникновения супружеских конфликтов в молодых семьях.
— выявить типы молодых семей с различной степенью конфликтности;
— выявить доминирующие ценности в молодых семьях с различной степенью конфликтности и изучить их ролевые ожидания и ролевые притязания в браке;
— определить степень согласованности ценностных ориентаций, ожиданий и притязаний молодых супругов с различной степенью конфликтного поведения в семье;
— дать рекомендации по предотвращению конфликтов в семье.
Объект исследования: конфликты в молодой семье.
Предмет исследования: причины и последствия конфликтов в молодой семье.
Гипотеза исследования: конфликты в семье — результат расхождений представлений супругов о доминирующих семейных ценностях и существенных различий ролевых ожиданий и притязаний.
Характеристика выборки: выборка составила 32 человека (16 мужчин и 16 женщин), это 16 молодых семей с детьми и без детей, со стажем супружеской жизни до 2 лет, в возрасте от 20 до 29 лет.
Исследование проводилось с июля 2019 года до октября 2019 года. Далее проводились подсчеты и интерпретация результатов.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме;
2. Тестирование;
3. Количественно-качественные методы обработки результатов,
4. Статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление значимости различий между значениями разных групп проводилось по методике Спирмена.
Методики исследования:
а) тест-опросник «Удовлетворенность браком» (В. Столин, Т.Романова, Г. Бутенко);
б) методика «Общение в семье» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.);
в) методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я.);
г) тест «Энергофизиолгическая совместимость с брачным партнером» (Бойко В.В.)
д) тест-опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова;
Теоретической и методологической основой исследования послужили: субъективный подход к исследованию проблем в молодых семьях (Н.Д. Аккерман, Т.В. Андреева, Д. Карнеги, С.В. Ковалев, В. Сатир, В.А. Высенко), изучение причин конфликтных ситуаций (Ю.В. Василькова, С.В. Ковалев, Е.Г. Силяева), методология рассмотрения проблемы семейных конфликтов (Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Н.И. Олифирович).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультативных служб при работе с молодыми семьями, в которых возникают и трудно решаются конфликты.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Текст работы:
В современной психологической литературе под межличностным конфликтом понимается открытое столкновение индивидуумов, вызванное несовместимостью, несогласованностью их целей на конкретном временном отрезке в конкретной ситуации; ситуация, в основе которой — противоречие, воспринимаемое оппонентами как значимая психологическая проблема, вызывающая активность сторон и требующая разрешения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что конфликт – это ситуация, в которой личность отстаивает собственные мнения, взгляды, которые не совпадают с воззрениями оппонента на предмет спора.
Теория конфликтов разрабатывается в различных отраслях научного знания: юриспруденции, политологии, педагогики, литературы, социологии, психологии, культурологии, программирования.
Главной областью возникновения межличностных конфликтов выступает системы межличностных взаимоотношений. Система нарушается, если у индивидуумов появляется несогласие или противоположное мнение по отношению к сложившимся формам взаимодействия. Разрешение конфликта осуществляется либо при восстановлении прежней системы межличностных отношений, либо в случае создания новых, принимаемых всеми норм и правил взаимодействия.
Семья является уникальным явлением, древнейшим институтом человеческого взаимодействия. Уникальность института семьи заключается в том, что, будучи по своей сути полнофункциональной системой, она объединяет в свои рамки несколько человек, которые на протяжении продолжительного периода времени, включающего в себя десятки лет, то есть большую часть продолжительности человеческой жизни, взаимодействуют самым тесным образом.
Очевидно, что в условиях существования в этой системе, между ее участниками, то есть членами семьи, не могут не возникать различные конфликтные ситуации, споры, недомолвки и кризисы.
К основным социально – психологическим процессам, составляющим кризис института семьи и брака, можно отнести: неопределенность социальных норм, регулирующих семейную жизнь; кризис семейной идентичности; объективно заданную конфликтность семейных отношений.
Супружеский конфликт — разновидность семейного конфликта, который возникает между супругами на основе нарушения этики супружеских отношений, биопсихологической несовместимости, противоположности интересов и потребностей, различных взглядов на воспитание детей, различного отношения к родственникам и т. п. [3].
Супружеский конфликт обладает позитивными и негативными последствиями и является стимулом к изменениям, возможностью выхода на другой уровень отношений в паре, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. С. В. Ковалев замечает, что счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственность [3].
Исследование супружеских конфликтов, как и самих супружеских взаимоотношений, весьма затруднено, так как эта область — сугубо личная и интимная жизнь человека. В этом смысле брак и семья — «закрытые» малые группы, в которые посторонним лицам, доступ воспрещен или сильно ограничен. Естественно, каждый исследователь, изучающий супружеские взаимоотношения, испытывает большой дефицит информации о том, что происходит в отношениях между супругами при возникновении тех или иных конфликтных ситуаций. На формирование супружеского конфликта влияет множество внешних и внутренних факторов, в том числе и прохождение супругами по нормативным кризисам жизненного цикла семьи, как закономерному явлению, которое сопровождается ростом напряжения, отчаяния, конфликтов и мыслями о разводе, как о способе решения возникших проблем у обоих супругов. Семья — это непрерывно развивающаяся система. В норме процесс развития семьи представляет собой последовательную смену относительно стабильных стадий (жизненных циклов) и коротких кризисных периодов (с бурными негативными или позитивными изменениями).
Каждый этап направлен на решение определенных психосоциальных задач. Глубина и острота кризиса и стресса зависит от того, как эффективно и качественно решаются поставленные этапом задачи супругами. Нерешенные задачи предыдущих этапов превращаются в острые проблемы текущего периода [5]. Таким образом, можно утверждать, что проявление супружеских конфликтов на том или ином этапе жизненного цикла может быть связано с рядом причин, характерных с содержанием периодов. Этапы жизненного цикла семьи имеют особенности и характеристики на основе тех задач и отношений, которые преобладают. Однако возникновение супружеских конфликтов возможно на каждом из них.
Это связано с желанием удовлетворить индивидуальные и социальные потребности в браке обоих супругов. Рассмотрение супружеских конфликтов через призму этапов жизненного цикла семьи и психосоциальных задач определённого этапа позволяет получить теоретическую базу конфликтогенных факторов формирования супружеского конфликта в привязке к жизненному циклу семьи.
Теоретический анализ супружеских конфликтов показал, что на разных этапах супруги испытывают различные негативные проявлении при решении партнёрских задач, но есть психосоциальные задачи и негативные последствия конфликтного взаимодействия, которые остаются актуальными на большинстве периодов жизненного цикла семьи.
К таким задачам стоит отнести укрепление супружеской подсистемы и создание атмосферы близости между партнерами, налаживание открытой, ясной коммуникации, выстраивании внешних и внутренних границ, которые защищали бы супружество и семью в целом от стрессоров внешней среды, создание собственных правил семейной жизни и стереотипов взаимодействия. К негативным проявлениям возможным на каждом этапе жизненного цикла можно отнести ревность, потерю супружеской близости и измены.
Конфликт – это стимул к изменениям. В серьезном и длительном конфликте есть риск разрушения отношений, но также и возможность выхода из кризиса на новый уровень отношений, конструктивное преодоление кризиса и обретение новых жизненных возможностей.
Как правило, потребности, интересы, цели, отношения, которые являются причиной конфликта, очень значимы для личности и их несовместимость тяжело переживается и приводит к сильным отрицательным эмоциям. Так как отношения в семье близкие и эмоционально насыщенные, то и семейные конфликты отличаются повышенной эмоциональностью.
Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются неудовлетворенность каких-либо потребностей и несправедливое, с точки зрения супругов, разделение прав и обязанностей. Так как потребности наши многообразны, под неудовлетворением потребностей могут пониматься различные вещи.
Молодая семья выступает в качестве ответственного этапа функционирования большого и очень важного института семьи, имеющего определённую социальную значимость. Важно уточнить, что в современной литературе среди научных исследователей нет единого мнения, касающегося определения понятия «молодая семья». Исходя из положений основных направлений государственной молодежной политики, реализуемой в РФ, молодой семьёй считается семья, которая характеризуются не более чем тремя годами брака, учитывая, что один из молодых супругов не достиг 30-летнего возраста. К молодым семьям также относятся неполные семьи, имеющие детей, где мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Необходимо также учитывать, что к молодым семьям относятся те семьи, которые существуют в совокупности не более 3–5 лет.
Иначе говоря, при определении молодой семьи учитывается не только возраст супругов, но и продолжительность семейного союза [2]. Устойчивое развитие любой молодой семьи обусловлено большим количеством различных факторов, которые связаны не только с определёнными специфическими для этого вида семьи чертами, но и с такими проблемами, которые характерны для процесса функционирования института семьи и брака в обществе в рамках конкретных условии социокультурного типа.
В настоящие время проблемы молодых семей стоят в нашей стране остро и имеют устойчивый характер. Молодая семья очень часто сталкивается со многими социально — психологическими трудностями на начальном этапе своего развития. По данным психологов основная часть разводов приходится именно на первые годы брака.
Это вызвано многими причинами: неудавшейся адаптацией супругов друг к другу и к семейной жизни, неблагоприятными материальными условиями, психологической неподготовленностью супругов к браку, неправильным распределением внутрисемейных ролей и др. В некоторых молодых семьях неправильное решение проблем приводит к конфликтным ситуациям. Семейные разногласия являются естественным явлением для любой семьи. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами. Не все молодые супруги могут адекватно разрешить проблему семейного конфликта и обращаются за помощью к психологу консультанту
В современных условиях развития общества РФ многими социологами отмечается неустойчивость развития молодой семьи, которая выражается в большом количестве разводов, происходящих в первые годы жизни молодых супругов [4]. Большинство современных молодых семей нуждаются в оказании им определённой поддержки по урегулированию возникающих семейных конфликтов различного типа. В научной литературе под семейным конфликтом принято понимать столкновение разнонаправленных потребностей, мотивов, интересов или мнений супругов и иных членов взаимодействия внутри семьи [1]. Период брачной адаптации характеризуется формированием общих представлений молодых супругов об институте брака, а также о семье в целом.
Основой конфликта в молодой семье является присутствие у молодых супругов противоречащих друг другу, взаимоисключающих представлений о процессе семейной жизни. Отдельным видом конфликта в молодой семье является супружеский конфликт. Под супружеским конфликтом в широком смысле принято понимать определённое столкновение, которое возникает исключительно между супругами на основе противоречия установок, идеалов, представлений в отношении определённого объекта или конкретной ситуации [3]. Исходя из особенностей данного определения, можно сделать вывод, что под конфликтными супружескими союзами понимают такие семьи, в которых между супругами на постоянной основе возникают ссоры, где их интересы постоянно сталкиваются, а при возникновении такого столкновения у обоих супругов возникают особо сильные и достаточно продолжительные эмоциональные состояния, как правило, неконструктивного характера.
Семейный конфликт представляет собой сложное явление, охватывающее различные уровни взаимодействия. Его зарождение и протекание возможно на уровне взаимоотношений супругов, без реализации в их поведении определённое время – стадия скрытого конфликта.
Обострение взаимоотношений партнеров способствует тому, что конфликт распространяется и на сферу их общения, выражается в различных формах конфликтного вербального и невербального поведения. Переход конфликта на поведенческий уровень свидетельствует о его обострении и перерастании из скрытой стадии в открытую [1].
Существуют определённые сигналы или признаки конфликтов в семье: кризисные ситуации (состояния), напряжения, недоразумения, инциденты, дискомфорт. При кризисном состоянии на первый план выходят стремление порвать связь с партнером по любви, проявления насилия (психического и физического), ожесточённые споры, потеря контроля над эмоциями, некоторая потеря силы в нормах поведения, возможная способность в воображении и действиях к крайностям. Состояние напряжения кого-либо из представителей семейной системы искажает восприятие, обременяет взаимоотношения предвзятыми мнениями, отрицательными установками, видоизменяет чувства к худшему, становится источником непрерывного беспокойства.
Недоразумение предполагает ложные выводы из ситуации вследствие недостаточно чёткого проявления мыслей, отсутствия взаимопонимания, эмоциональной напряжённости одного из участников конфликта. Семейные инциденты, их мелочность и незначительность могут, однако, порождать временное волнение, раздражение и неверное восприятие, которые приводят к конфликту.
Дискомфорт означает интуитивное ощущение того, что происходит что-то не так, хотя вербальное его выражение затруднено. Это способствует усилению внутреннего наблюдения и бдительности [5]. Среди основных причин конфликтов, возникающих в молодых семьях, следует считать взаимное недовольство, связанное с распределением супружеских ролей и обязанностей; проблемы, обусловленные различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения; сексуальные проблемы; взаимное неумение партнеров наладить нормальные сексуальные отношения; болезнь одного из партнеров; проблемы и трудности, детерминированные необходимостью адаптации семьи к болезни; проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях; отсутствие тепла во взаимоотношениях партнеров; дефицит близости и доверия; проблемы общения.
Важно учитывать, что количество конфликтов, которые возникают в молодой семье, зависит от опыта совместного проживания до вступления в брак конфликтующих супругов, а также от условий проживания молодой семьи. Исследователи отмечают, что молодые семьи, проживающие отдельно от родителей, быстрее заканчивают конфликтное взаимодействие, так как отсутствует третья сторона противоречия, группа поддержки для одного из конфликтующих (родственники зачастую принимают сторону одного из супругов в конфликте).
Конфликты в молодой семье также могут возникнуть на основе имеющихся жилищных, материальных и психологических проблем, которые свойственны молодой семье в современном обществе [4]. Необходимо понимать, что конфликты, возникающие между членами молодой семьи, не всегда являются осознанными. Зачастую большинство конфликтов в молодой семье протекают в скрытой форме и являются неосознанными. Осознание конфликта участниками семейного взаимодействия подразделяется на следующие виды: адекватное (соответствующее реальному восприятию имеющихся разногласий); неадекватное (члены семейного конфликта воспринимают возникшую конфликтную ситуацию необъективно и искажённо); ложное (конфликтное взаимодействие возникает на основе неправильной оценки себя и партнера в семье) [2]. Исходя из различных средств, которые выбираются молодыми супругами для урегулирования возникающего семейного конфликта, данное противоречие может реализовывать не только разрушительную, но и достаточно созидательную функцию.
Среди средств, которые в значительной степени разрушают отношения внутри молодой семьи, стоит выделить оскорбления, стремление проучить оппонента, обидеть его, переложить вину за возникшее противоречие друг на друга, уйти от ответственности. В итоге исчезает взаимное уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Во втором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги стремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их, прежде всего в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменить сложившиеся отношения [1].
С целью реализации профилактики конфликтов в молодых семьях супругам необходимо больше общаться друг с другом, они должны говорить об имеющихся у них потребностях, интересах и недовольствах. Беседа должна быть спокойной и доброжелательной. Также молодым супругам необходимо как можно чаще проводить вместе свободное время, в частности это может быть организация совместного отдыха, который в достаточной степени удовлетворит по своим характеристикам обоих молодых супругов [3]. Таким образом, в современном обществе молодые супруги достаточно часто использую развод как способ урегулирования возникающих в молодой семье конфликтов.
Данное отношение к распаду молодой семьи в определённой степени можно считать лёгким, и обусловлено оно, прежде всего, тем, что развод в современном обществе успел стать вполне обыденным явлением. В момент заключения брака существует чёткая установка на развод, в случае, если хоть один из супругов не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод. Супруги в молодых семьях нуждаются в обучении профилактике конфликтов.
Эмпирическое исследование причин конфликтов в молодых семьях позволило сделать следующие выводы. Из 16 супружеских пар лишь треть (около 30%) не нуждались в психологической помощи, т.к. все изучаемые нами параметры психологической совместимости находились у них на высоком уровне совместимости либо тяготели к таковому.
Результаты корреляционного анализа показали многочисленные согласования исследуемых параметров:
6) выявлена тесная корреляция возраста и удовлетворенности браком (r
= 0,407 при р = 0,001): чем старше супруги, тем более они удовлетворены супружеством, что закономерно, поскольку неудовлетворенные браком пары распадаются;
7) число детей прямо тесно согласуется с показателями удовлетворенности браком и энергосовместимости (r = 0,485 и r = 0,438 при р
= 0,000 соответственно): чем более партнеры удовлетворены супружеством и чем более они совместимы в энергофизиологическом плане, тем больше они склонны воспитывать нескольких детей. Более того, число детей тесно согласуется практически со всеми шкалами методики «Общение в семье», за исключением параметра «Сходство во взглядах супругов». Коэффициенты корреляции располагаются в диапазоне от 0,371 до 0,444 при р ≤ 0,004. Следовательно, чем выше качество внутрисемейного общения, тем большее число детей готовы воспитывать супруги. В то же время характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях также связан с числом детей, а именно шкалы нарушения ролевых ожиданий и рассогласования норм поведения (r = 0,370 и 0,340 при р = 0,004 и 0,008 соответственно). То есть активная позиция по сглаживанию конфликтных ситуаций в сфере ролевых ожиданий и норм поведения достоверно чаще отмечается в семьях с бòльшим числом детей;
8) параметр удовлетворенности браком достоверно тесно коррелирует не только со шкалой энергофизиологической совместимости супругов (r = 0,891 при р = 0,000), но и со всеми шкалами методики «Общение в семье» (коэффициенты корреляции распределились в диапазоне от 0,790 до 0,891 при р = 0,000), а также практически со всеми шкалами методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», за исключением показателя «Нарушения ролевых ожиданий» (коэффициенты корреляции располагаются в диапазоне от 0,648 до 0,809 при р = 0,000). Иначе говоря, чем выше энергофизиологическая совместимость супругов, чем выше качество внутрисемейного общения и чем активнее проявляются позитивно- сглаживающие реакции в конфликте, тем большую удовлетворенность супружеством переживают партнеры по браку;
9) шкала энергосовместимости показала тесные положительные согласования со всеми шкалами методики «Общение в семье» (коэффициенты корреляции распределились в диапазоне от 0,747 до 0,826 при р = 0,000), а также со всеми шкалами методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (коэффициенты корреляции располагаются в диапазоне от 0,607 до 0,783 при р = 0,000).
Таким образом, чем выше энергофизиологическая совместимость супругов, тем менее конфликтный характер имеет взаимодействие супругов и тем полноценнее общение в семье;
На основании опросника удовлетворенности браком, было выявлено, что молодые семье не удовлетворены своим браком, человек неудовлетворенный браком будет на все положительные моменты семейной жизни смотреть через призму неудач, и неблагополучий. Было выявлено, что в молодых семьях присутствует сексуальная неудовлетворенность отношениями как следствие невротических сексуальных реакций, индикатор дисбаланса в поведении, беспокойства, выхода из равновесия, конфликта между влечениями и внутренними запретами и сексуального отвращения.
Было установлено, что в молодых семьях преобладает высокий уровень агрессивного поведения. Вычисление коэффициента корреляции Пирсона показало, что существует взаимосвязь между неудовлетворенностью браком и сексуальной неудовлетворенностью, т. е. чем выше неудовлетворенность браком, тем больше молодые семьи не удовлетворены сексуальными отношениями. Также существует взаимосвязь между неудовлетворенностью браком и агрессивным поведение, т. е, чем выше неудовлетворенность браком, тем выше агрессивное поведение.
Полученные результаты полностью подтверждают гипотезу исследования о том, что основной социально-психологической проблемой в молодых семьях является неудовлетворенность браком одного из супругов связанная либо с сексуальной неудовлетворенностью, либо с агрессивным поведением. В данной работе была рассмотрена удовлетворенность браком, как социально-психологическая проблема молодой семьи, которая взаимосвязана с сексуальной неудовлетворенностью и агрессивным поведением в молодых семьях.
На основании результатов, полученных в ходе проведения подобранных методик, установили, что 70% молодых семей полностью неудовлетворенны браком, следовательно, супруги будут на все положительные моменты семейной жизни смотреть через призму неудач и неблагополучий. 20% и молодых семей неудовлетворенны браком. 10 % молодых семей частично неудовлетворенны браком.
Каждый второй опрошенный испытывает сексуальную неудовлетворенность. 50 % молодых семей недостаточно удовлетворены сексуальной жизнью, 35 % молодых семей неудовлетворенны своими сексуальными отношениями вследствие невротических сексуальных реакций, 15 %молодых семей испытывают сексуальное отвращение на любые формы сексуального проявления любящего партнера.
Агрессивное поведения в молодых семьях находится на высоком уровне, 20 % молодых семей имеют средний уровень агрессивности, 20 % молодых семей имеют повышенный уровень, 40 % молодых семей имеют высокий уровень агрессивного поведения, 20 % молодых семей имеют очень высокий уровень агрессивности.
Заключение:
Введение
Актуальность темы исследования. Семья является уникальным явлением, древнейшим институтом человеческого взаимодействия. Уникальность института семьи заключается в том, что, будучи по своей сути полнофункциональной системой, она объединяет в свои рамки несколько человек, которые на протяжении продолжительного периода времени, включающего в себя десятки лет, то есть большую часть продолжительности человеческой жизни, взаимодействуют самым тесным образом. Очевидно, что в условиях существования в этой системе, между ее участниками, то есть членами семьи, не могут не возникать различные конфликтные ситуации, споры, недомолвки и кризисы.
Супружеский конфликт — разновидность семейного конфликта, который возникает между супругами на основе нарушения этики супружеских отношений, биопсихологической несовместимости, противоположности интересов и потребностей, различных взглядов на воспитание детей, различного отношения к родственникам и т. п. [3].
Супружеский конфликт обладает позитивными и негативными последствиями и является стимулом к изменениям, возможностью выхода на другой уровень отношений в паре, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. С. В. Ковалев замечает, что счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью [3].
Исследование супружеских конфликтов, как и самих супружеских взаимоотношений, весьма затруднено, так как эта область — сугубо личная и интимная жизнь человека. В этом смысле брак и семья — «закрытые» малые группы, в которые посторонним лицам, доступ воспрещен или сильно ограничен. Естественно, каждый исследователь, изучающий супружеские взаимоотношения, испытывает большой дефицит информации о том, что происходит в отношениях между супругами при возникновении тех или иных конфликтных ситуаций. На формирование супружеского конфликта влияет множество внешних и внутренних факторов, в том числе и прохождение супругами по нормативным кризисам жизненного цикла семьи, как закономерному явлению, которое сопровождается ростом напряжения, отчаяния, конфликтов и мыслями о разводе, как о способе решения возникших проблем у обоих супругов. Семья — это непрерывно развивающаяся система. В норме процесс развития семьи представляет собой последовательную смену относительно стабильных стадий (жизненных циклов) и коротких кризисных периодов (с бурными негативными или позитивными изменениями).
В настоящие время проблемы молодых семей стоят в нашей стране остро и имеют устойчивый характер. Молодая семья очень часто сталкивается со многими социально — психологическими трудностями на начальном этапе своего развития. По данным психологов основная часть разводов приходится именно на первые годы брака. Это вызвано многими причинами: неудавшейся адаптацией супругов друг к другу и к семейной жизни, неблагоприятными материальными условиями, психологической неподготовленностью супругов к браку, неправильным распределением внутрисемейных ролей и др. В некоторых молодых семьях неправильное решение проблем приводит к конфликтным ситуациям. Семейные разногласия являются естественным явлением для любой семьи. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами. Не все молодые супруги могут адекватно разрешить проблему семейного конфликта и обращаются за помощью к психологу консультанту
Не бывает таких семей, в которых все интересы и мнения совпадают. Какой-бы идеальной и счастливой семья не была ссоры всегда имеют место. Конфликты в разных браках конечно же имеют отличия в том, как ведут себя супруги во время конфликта, какие причины чаще становятся поводом для ссор, какие наступают последствия для всей семьи и для каждого супруга в отдельности. Семью можно рассматривать как социальный институт и как малую социальную группу. Нас интересует последнее. Опираясь на определение социолога Соловьева Н.А., семья как малая социальная группа представляет собой организацию личного быта, которая основывается на супружеском союзе и связях родственников, то есть отношениях между всеми членами семьи. То есть семья состоит из конкретных людей, выполняющих те или иные функции. В семье реализуются различные взаимоотношения, в том числе и такой способ взаимоотношений как конфликт [1].
Цель исследования: исследовать социальные и психологические факторы возникновения супружеских конфликтов в молодых семьях.
Задачи исследования:
— исследовать понятие межличностных конфликтов в социальной психологии;
— охарактеризовать супружеские конфликты: определение, структурно-содержательные характеристики;
— определить социальные и психологические факторы возникновения супружеских конфликтов в молодых семьях.
— выявить типы молодых семей с различной степенью конфликтности;
— выявить доминирующие ценности в молодых семьях с различной степенью конфликтности и изучить их ролевые ожидания и ролевые притязания в браке;
— определить степень согласованности ценностных ориентаций, ожиданий и притязаний молодых супругов с различной степенью конфликтного поведения в семье;
— дать рекомендации по предотвращению конфликтов в семье.
Объект исследования: конфликты в молодой семье.
Предмет исследования: причины и последствия конфликтов в молодой семье.
Гипотеза исследования: конфликты в семье — результат расхождений представлений супругов о доминирующих семейных ценностях и существенных различий ролевых ожиданий и притязаний.
Характеристика выборки: выборка составила 32 человека (16 мужчин и 16 женщин), это 16 молодых семей с детьми и без детей, со стажем супружеской жизни до 2 лет, в возрасте от 20 до 29 лет.
Исследование проводилось с июля 2019 года до октября 2019 года. Далее проводились подсчеты и интерпретация результатов.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме;
2. Тестирование;
3. Количественно-качественные методы обработки результатов,
4. Статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление значимости различий между значениями разных групп проводилось по методике Спирмена.
Методики исследования:
а) тест-опросник «Удовлетворенность браком» (В. Столин, Т.Романова, Г. Бутенко);
б) методика «Общение в семье» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.);
в) методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я.);
г) тест «Энергофизиолгическая совместимость с брачным партнером» (Бойко В.В.)
д) тест-опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова;
Теоретической и методологической основой исследования послужили: субъективный подход к исследованию проблем в молодых семьях (Н.Д. Аккерман, Т.В. Андреева, Д. Карнеги, С.В. Ковалев, В. Сатир, В.А. Высенко), изучение причин конфликтных ситуаций (Ю.В. Василькова, С.В. Ковалев, Е.Г. Силяева), методология рассмотрения проблемы семейных конфликтов (Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Н.И. Олифирович).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультативных служб при работе с молодыми семьями, в которых возникают и трудно решаются конфликты.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Список литературы:
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Понятие межличностных конфликтов в социальной психологии
Теория конфликтов разрабатывается в различных отраслях научного знания: юриспруденции, политологии, педагогики, литературы, социологии, психологии, культурологии, программирования.
Однако, рамки настоящего научного исследования обусловили рассмотрение сущности понятия «межличностный конфликт» в психологической литературе.
В современной психологической литературе под межличностным конфликтом понимается открытое столкновение индивидуумов, вызванное несовместимостью, несогласованностью их целей на конкретном временном отрезке в конкретной ситуации; ситуация, в основе которой — противоречие, воспринимаемое оппонентами как значимая психологическая проблема, вызывающая активность сторон и требующая разрешения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что конфликт – это ситуация, в которой личность отстаивает собственные мнения, взгляды, которые не совпадают с воззрениями оппонента на предмет спора.
Теоретическим исследованиям конфликтов были посвящены работы отечественных и зарубежных авторов.
Среди них можно указать теорию базисного конфликта К.Хорни [4], типологию конфликтов К.Левина [5], исследования характеристик конфликта Л. Козера [6], четыре точки зрения на причины социального конфликта А.Г. Здавомыслова [7], онтологическую сущность конфликтов Н.И.Леонова [8], исследования содержательной сущности конфликтов С.В.Березина, К.С.Лисецкого и М.Е.Серебрякова [9] и др. Рассматривая основные характеристики базисного конфликта, К.Хорни утверждала: «Раньше или позже наши интересы, наши убеждения сталкиваются с интересами и убеждениями тех, кто окружает нас.
А поскольку такие столкновения носят повседневный характер, внутренние конфликты составляют неотъемлемую часть всей человеческой жизни» [4, с. 89].
В изучении проблемы внутриличностного конфликта К.Левин [5] определял его как ситуацию, в которой на индивида действуют противоположно-направленные силы равной величины. Разрабатывая основы социологии конфликта, Л.Козер указывает на то, что «…противоборство членов группы друг с другом – фактор, который нельзя однозначно оценить, как негативный хотя бы потому, что это иногда единственное средство сделать жизнь с действительно невыносимыми людьми, по крайней мере терпимой. Если бы мы вовсе были лишены силы и права восстать против тирании, произвола, самодурства и бестактности, мы вообще не смогли бы общаться с людьми, от дурного характера которых страдаем. Мы могли бы пойти на какой-нибудь отчаянный шаг, что положило бы конец отношениям, но, возможно, не стало бы «конфликтом». Не только потому, что… притеснение обычно возрастает, если его спокойно и без протестов терпят, но также и потому, что противоборство дает нам внутреннее удовлетворение, отвлечение, облегчение… Противоборство дает почувствовать, что мы не просто жертвы обстоятельств» [6, с. 102].
На основании исследований зарубежных авторов, А.Г. Здравомыслов писал: «В современной социологической литературе вопрос о связи между противоречием и конфликтом рассматривается известным английским социологом А. Гидденсом. «Под конфликтом, – пишет он, – я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.
В отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между собой, так как противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции социальной системы.
Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами» [7, с. 177].
Рассматривая природу конфликта и факторы, обуславливающие её, Н.И.Леонов подчеркивает: «Конфликт стал реальностью нашей жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли изменения и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению.
Это порождает проблему эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления» [8, с. 27]. Так, исследователи В.В.Бойко и А.П.Ковалев межличностные отношения, лежащие в основе конфликта, расценивают как отношения деструктивного плана, имеющие место на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, т.е. в работах данных ученых конфликт рассматривается как особая форма коммуникации. В ходе исследований они выявили, что конфликт есть не что иное, как экстремальная форма диалога.
Объектом конфликта выступает то, на что претендуют оппоненты, то, за что они борются.
Предмет межличностного конфликта – появление противоположных интересов, взглядов, мнений и вызванное ими противоречие.
Межличностные конфликты отличаются от других видов столкновений, обладают собственной спецификой, которая находит свое отражение в следующих характеристиках противоборства:
— Каждый из индивидуумов, вовлеченный в противостояние стремится доказать собственную правоту, прибегая к субъективному обвинению позиций оппонента. Фактическая аргументация, как правило, отсутствует или выступает неполной, непоследовательной, крайне эмоциональной;
— Индивидуумы, участвующие в конфликтном взаимодействии, испытывают острые негативные эмоции, управление которыми становится невозможным;
— По отношению к оппоненту преобладают неадекватные настроения, эмоции.
Главной областью возникновения межличностных конфликтов выступает системы межличностных взаимоотношений. Система нарушается, если у индивидуумов появляется несогласие или противоположное мнение по отношению к сложившимся формам взаимодействия. Разрешение конфликта осуществляется либо при восстановлении прежней системы межличностных отношений, либо в случае создания новых, принимаемых всеми норм и правил взаимодействия.
Реализация поведенческих стратегий в процессе противостояния во многом определяется индивидуальными психологическими установками, особенностями оппонентов. В наиболее общем виде выделяют следующие стили поведения при возникновении межличностного конфликта:
— приспособление;
— уклонение;
— компромисс;
— противоборство;
— агрессивность;
— сотрудничество.
В современной науке выделяют несколько видов межличностных конфликтов, включая следующие:
Ценностные конфликты – ситуации противоборства, в которых разногласия связаны с несовместимыми или противоречащими представлениями, имеющими для оппонентов особенно важный, значимый характер. Конфликт ценностей возникает в ситуации, когда различия аксиологических модусов влияют на взаимодействие людей, когда одна система ценностей «посягает» на другую;
Конфликты интересов – ситуации противоборства, возникающие при несовместимости или противоречии интересов оппонентов. К данному виду конфликтных ситуаций могут быть отнесены все противоречия, затрагивающие проблемы распределения, возникающие на почве соперничества за обладанием чего-либо;
Конфликты, возникающие по причине нарушения норм и правил межличностного взаимодействия.
Проблематика конфликтов имеет огромное значение для решения психологических и социально-психологических проблем семьи. Конфликты представляют собой неизбежное явление в разных сферах жизни и деятельности человека и особенно, как свидетельствуют психологические исследования, — в семейной жизни.
В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между супругами, родителями и детьми, супругами и другими членами семьи.
При этом сам по себе конфликт нельзя считать отрицательным феноменом: он может играть и положительную, конструктивную роль (эуконфликт), способствуя личностному росту, укреплению и благоприятному развитию супружеских взаимоотношений, тогда как деструктивный конфликт разрушительно действует на них.
Однако при всех обстоятельствах любой конфликт требует умения управлять его развитием и правильного, адекватного в каждом случае разрешения.
Для достижения этих целей необходимо знать причины возникновения и механизмы развития конфликтов, детерминирующие их факторы.
Большая часть людей стараются воздерживаться от противоречивых отношений, приводящих к конфликтным ситуациям, пытаясь как можно дольше не выводить их на всеобщее обозрение. Межличностные конфликты — это конфликты между людьми (индивидами) в процессе их социального и психологического взаимодействия друг с другом. Причины таких конфликтов могут быть разнообразные, например, социально-психологические, личные, даже психологические. К первым относятся: неверное донесение информации в процессе межличностного общения, не разграниченное ролевое взаимодействие между двумя людьми, разрозненность оценок действий и личностей друг друга, желание власти, душевная или психологическая несовместимость.
Причины межличностного конфликта связаны с индивидуальными психологическими характеристиками конфликтующих: недопустимая критика и оценка деятельности другого человека, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда человек не подразумевает, что существует множество способов выхода из конфликтных ситуаций, либо предотвращения конфликтов), неразвитая стрессоустойчивость, отсутствие сопереживания по отношению к другому человеку, завышенные или недооцененные устремления, холерический темперамент, яркая выраженность индивидуальных черт характера.
Все понимают, что конфликтные ситуации всегда имели место быть и будут существовать всегда, они являются частью человеческих взаимоотношений, и нельзя сказать, что конфликты не несут какую-либо пользу или являются болезненными процессами. Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни. Конфликты вспыхивают из-за различий между людьми, потому что наши действия, поступки, задумки и чувства каждого из нас совершенно разные и иногда сталкиваются друг с другом. Не состыковка между желаниями и реальным возможностями, между фантазиями и реальностью, выплеск эмоций и отсутствие желания их сдерживать, все это приводит к частым конфликтам в межличностном общении. Учеными разрабатываются различные стратегии, которые помогают в разрешении разного рода конфликтных ситуаций, а также продолжительных уже возникших конфликтов их последствий.
Очень важно стараться не доводить ситуацию до непосредственно конфликта, для этого необходимо заранее прогнозировать и распознавать конфликты, исследуя корень их возникновения.
Важными факторами в разрешении конфликтов являются: адекватное восприятие конфликта; открытость к взаимодействию друг с другом; взаимное доверие, желание разрешить конфликт взаимовыгодным путем; определение истиной причины конфликта.
Довольно часто в различных конфликтных ситуациях мы неправильно понимаем наши собственные требования, действия, цели, точно также, как и не понимаем намерения своего оппонента.
Существует несколько типовых искажения собственного восприятия: «Уверенность в собственном благородстве» — практически во всех конфликтах мы играем роль «жертвы нападения» злого врага, и ставим под вопросом его моральные принципы. Мы питаем себя иллюзиями, что истинная правда и справедливость целиком на нашей стороне и расположена в нашу пользу. Каждый из соперников убежден, что он прав, и пытается выйти из конфликтной ситуации таким способом, чтобы было удобно обоим сторонам, но при этом он убежден, что его оппонент не желает этого.
Хотя на самом деле все это является лишь иллюзией нашего собственного разума, диктующего действия, которые будут комфортны для нас самих. «Поиск невыраженных недостатков и недочетов у соперника» — каждый из противников ясно видит недостатки и неточности другого, но не признает таких же недостатков у себя. Каждая из конфликтующих сторон склонна упускать из виду важность своих собственных действий, направленных в сторону оппонента, но с особым разочарованием реагирует на его действия.
«Двойные стандарты» — даже после осознания и принятия того факта, что действия, совершаемые по отношению, друг к другу являются недопустимыми, каждый из оппонентов все равно считает свои действия менее колкими и позволительными в данном случае. «Мне все ясно» — очень часто каждый из партнеров упрощает конфликтную ситуацию и тем самым подтверждает идею того, что его действия хороши и правильны, а поведение партнера является обратным.
Рассмотренные ошибки поведения соперников в конфликтных ситуациях как правило обостряют конфликт и мешают конструктивному выходу из ситуации. Каждый партнер в процессе конфликта испытывает смешанные чувства.
С одной стороны, каждый испытывает враждебность, гнев или даже ненависть к другому, желание «отобрать» у противника его собственную позицию, но с другой стороны – в глубине души оппоненты испытывают угрызения совести, очень подавленные, вспоминая их взаимоотношения в доконфликтный период, а также желание к разрешению конфликта. Если уровень искаженности восприятия достаточно велик, то существует серьезная опасность оказаться в ловушке собственных иллюзий, потому что ваше сознание воспринимает только враждебность вашего соперника, не замечая других более добрых намерений с его стороны.
Это может привести к затуманиванию сознания: когда один из оппонентов допускает, что его партнер чрезвычайно враждебен, он начинает защищаться от самого себя и переходит в атаку. Соперник начинает обороняться от наступления и соответственно наши собственные иллюзии начинают подтверждаться, что только усугубит конфликт, а не поможет его решению. Если вам знакомо это чувства, следует внимательно проанализировать свои чувства и действия. Это главное условие грамотного разрешения конфликта.
Однако, общение в конфликтной ситуации обычно ухудшается. Противники с большей охотой идут по пути наименьшего сопротивления, используя способы общения, которые затуманивают разум. В основном они пытаются нанести вред сопернику, а сами в это время занимают оборонительную позицию и скрывают всякую информацию о себе. Однако общение может помочь разрешить конфликт только тогда, когда обе стороны ищут способы достичь взаимопонимания. Когда человек «перегружен» эмоциями и увлекся конфликтом, ему трудно спокойно выразить свои чувства и выслушать оппонента.
Возможно, иногда в начале конфликта следует рискнуть и выразить свои чувства в полной мере, но в этот момент бесполезно пытаться найти компромисс. Главное не обижать и не унижать своего соперника. Иногда прикрываясь хорошими манерами и вежливым общением, люди совершают преднамеренное психологическое убийство другого, полностью разрушая его собственную самооценку.
Вследствие чего партнеры перестают искать пути решения конфликта, расходятся по разным углам и начинают продумывать план мести. Взаимное выражение искренних чувств, может помочь в построении конструктивного диалога. Конфликт будет разрешен наиболее успешным образом, если обе стороны будут заинтересованы в достижении общего результата и поощрении друг друга.
Отгадкой к разрешению межличностного конфликта является принятие конфликта как задачу, которую необходимо решить, соблюдая определенную последовательность действий: для начала необходимо определить причину конфликта, а затем применить соответствующий метод решения конфликта и его последствий.
Эффективный способ разрешения конфликта — это распознание скрытых желания или страхов оппонента. Таким образом, человек занимается самопознанием в процессе конфликта, пытаясь понять другого человека, оценивая себя и сравнивая себя с оппонентом. В процессе межличностного конфликта участвуют несколько человек, каждый является отдельным индивидом, а в процессе конфликта осуществляется взаимное восприятие и взаимопознание.
При построении взаимодействия между двумя людьми, которые выстраивают это взаимопонимание, каждый партнер должен учитывать не только свои собственные прихоти, мотивы, отношения, но также прихоти, мотивы и отношения другого.
В постоянном взаимодействии с другими людьми человеку приходится участвовать в конфликтных ситуациях, а психологические механизмы социального восприятия могут играть важную роль в упрощении и разрешении конфликтов.
Исследуя социально-психологические особенности межличностных конфликтов М.И.Передня [12] приводит мнение Дж.Брауна и Д.Кристенсена [12, с. 23], которые выделяют следующие виды конфликта:
— соперничество, которое сопровождается открытой борьбой за свои интересы;
— сотрудничество, которое направлено на поиск решения, которое удовлетворяло бы интересы сторон;
— компромисс-урегулирование противоречий посредством взаимных уступок;
— избегание, которое состоит в попытке выйти из конфликтной ситуации, не решая её, ничего не уступая, но в то же время и не настаивая на своём;
— приспособление, когда один из участников конфликта поступается своими интересами.
Таким образом, конфликт в психологической литературе определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
Основываясь на принципе системности, Е.М.Богданов и В.Г.Зазыкин выделяют несколько групп психологических противоречий, которые составляют основу межличностного конфликта [15]. Ученые определили три группы противоречий.
К первой группе относятся психологические противоречия, связанные с действием бессознательных субъективных факторов (мотивы, влечения, потребности, естественные инстинкты и т. д.). Источником таких проявлений могут быть психические травмы, полученные в детстве.
Сами по себе противоречия, вызванные действием бессознательных факторов, связаны с проявлением бессознательных, но сильных мотивов, которые не соответствуют существующей реальности.
В результате возникают сильные внутриличностные конфликты, которые приводят к тому, что человек становится дезадаптированным и дезинтегрированным и, таким образом, участвует в конфликтующем взаимодействии с другими. Вторая группа состоит из психологических противоречий, которые связаны с влиянием индивидуально-типологических и характеристических факторов.
Человек, хотя и осознает свои собственные психологические качества, но это осознание не всегда приводит к произвольному регулированию его собственного поведения.
Эти противоречия приводят к столкновению различных участников взаимодействия и определяются как психологическая несовместимость или несовместимость стилистических характеристик деятельности.
Третья группа – это противоречия, связанные с особенностями ориентации личности и его опыта. Они проявляются, когда нет соответствия ожидаемым (или желаемым) и реальным (или доступным реальным возможностям). Исходя из этого, люди могут испытывать разочарование, агрессию, которая усложняет социальное взаимодействие с другими.
Характер протекания конфликта и его последствия во многом определяются теми действиями, которые совершают участники. Поведение субъекта в условиях конфликта детерминировано личностными и средовыми факторами.
Во многих работах гендерные особенности конфликтного взаимодействия описываются по результатам сравнения поведения мужчин и женщин без учёта их гендерной идентичности, а также показателей маскулинности и феминности.
Так или иначе, материалов, позволяющих охарактеризовать типично женское и типично мужское поведение в условиях конфликта, накоплено немало [2].
Так, И.В. Грошевым было установлено, что у женщин в межличностных конфликтах ведущими являются такие поведенческие стили, как непонимание, подчинение «сильному», поиск «виновного» и уход, а у мужчин – доминирование, поиск «виновного», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», агрессивное подавление «слабого» [3].
В условиях конфликта женщины прибегают к эмоциональным стратегиям совладания, а мужчины – к когнитивным; женщинам более свойственно обращаться за поддержкой к другим людям при решении сложных проблем; мужчины же в условии конфликта либо предпринимают активные действия по его разрешению, либо стремятся уйти от него, и в целом в ситуации конфликта ведут себя более напористо и агрессивно в сравнении с женщинами [8], которые в большей степени, чем мужчины, ориентируются на нормативность, следуя стандартам и ролевым предписаниям [2].
Здесь уместным будет перейти к обсуждению вопроса о том, какое поведение в условиях конфликта в обществе принято считать приемлемым для мужчин и женщин.
Такие предписания содержатся в гендерных стереотипах и социальных репрезентациях о конфликтах с участием мужчин и женщин. Они выполняют функцию регуляции социального взаимодействия и направляют социальную активность личности, в том числе и в условиях конфликта.
В исследовании В.И. Авсеенко предметом изучения выступили половозрастные особенности представлений о конфликте между мужчиной и женщиной. В исследовании принимали участие подростки, а также взрослые мужчины и женщины. Были получены следующие результаты. Типичными причинами конфликтов между мужчиной и женщиной считаются непонимание, а также ревность, различия характера и интересов, некоторые личностные качества (упрямство, эгоизм и др.). Интересно, что различия по полу в представлениях о мужчине и женщине в конфликте друг с другом проявляют себя уже в подростковом возрасте.
Общая тенденция заключается в более позитивной характеристике оппонентов своего пола и менее благосклонной – противоположного. Так, представителям противоположного пола приписывают склонность к соперничеству, в то время как представители своей категории рассматриваются как отдающие предпочтение сотрудничеству и компромиссу [1].
Исключение составили лишь ответы взрослых женщин, которые высоко оценили готовность мужчин в конфликте с женщиной к сотрудничеству и компромиссу, а представителям своего пола приписали склонность идти на уступки и приспосабливаться. Согласно же представлениям мужчин, женщины чаще одерживают победу в конфликте, в то время как им самим приходится уступать. Это обращает внимание на то, что стандарты мужского поведения в конфликтах с мужчинами и женщинами неодинаковы, что было отмечено и другими исследователями [2].
Похожие образы мужчины и женщины в конфликте приводят другие авторы. Так, Н.В. Степанова и В.Н. Петрова обнаружили, что, описывая женщину в конфликте, девушки наделяют её следующими характеристиками: «уверенная в себе, в своей правоте», «сильная», «успешная», «настойчивая». Аналогичным образом характеризуют юноши мужчину в конфликте.
Описывая оппонентов противоположного пола, юноши и девушки приписывают им «вспыльчивость», «обидчивость», «уступчивость», «самовлюбленность», «завистливость» [7]. В межличностных конфликтах выделяют две стороны – деструктивную и конструктивную. К первой можно отнести: испорченные отношения, унижение другого человека, отрицательные эмоции, плохое самочувствие, возможны телесные повреждения.
Ко второй стороне относятся: понимание у субъектов «кто есть кто», разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами, формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, проявлять лидерские качества, по ситуации идти на уступки. Е.В. Андриенко, М.В. Цыбульская и Е.С. Яхонтова считают, что при оценке конструктивности и деструктивности функций конфликта необходимо учитывать то, что большинство конфликтов имеет одновременно и положительные и отрицательные стороны [3]. Вопросом динамики развития межличностных конфликтов занимались такие психологи, как А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов.
В своих научных работах они выделяли в составе конфликта три периода [1]:
1) предконфликт – в этом периоде происходит возникновение объективной конфликтной ситуации, её осознание, а также попытки решить проблему неконфликтными способами;
2) конфликт – инцидент, взаимное противодействие сторон, завершающий этап конфликта;
3) послеконфликтная ситуация, в которой происходит частичная либо полная нормализация взаимоотношений. Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте.
Полная нормализация отношений наступает при осознании индивидами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Для осознания необходимо преодолеть негативные установки, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
К особенностям межличностных конфликтов следует отнести [5]:
— противоборство людей осуществляется в данный момент времени, непосредственно лицом к лицу, на основе их личных интересов и мотивов;
— в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: объективных и субъективных, общих и частных;
— конфликты отличаются высоким эмоциональным напряжением, а также охватывают практически все стороны отношений между конфликтующими личностями.
Было проведено анкетирование, на основании которого получены следующие результаты:
1. Играет ли, по мнению респондентов, какую-либо роль пол участника в общении?
2. Какую позицию занимают респонденты при возникновении конфликтов с человеком противоположного пола?
Анализ ответов:
Вопрос 1 «Как вы относитесь к противоположному полу»: 100 % мужчин ответили положительно; 80 % женщин на этот вопрос дали положительный ответ и только 20 % отрицательный.
Вопрос 2 «Верите ли вы в дружбу между мужчиной и женщиной?»: 100 % мужчин ответили положительно; 80 % женщин на этот вопрос дали положительный ответ и только 20 % отрицательный.
Вопрос 3 «Трудно ли вам находить общий язык с противоположным полом?»: 20 % мужчин ответили положительно, 40 % отрицательно, у 40 % иногда возникают трудности; 50 % женщин ответили отрицательно и 50 % иногда не могут найти общий язык с противоположным полом.
Вопрос 4 «Как вы считаете, возможно ли полное взаимопонимание между мужчиной и женщиной?»: 80 % мужчин считают возможным полное взаимопонимание с противоположным полом, 20 % не допускают возможности полного взаимопонимания; 80 % женщин ответили положительно, остальные 20 % не считают возможным полное взаимопонимание с противоположным полом.
Вопрос 5 «Укажите наиболее действенный способ примирения между мужчиной и женщиной»: для 60 % мужчин одним из главных способов решения конфликта с противоположным полом является разговор, 40 % мужчин считают наиболее действенным способом примирения секс; 40 % женщин выбрали способ примирения путем разговора, 20 % – секс, 40 % предпочитают подарок.
Вопрос 6 «Только ли мужчины могут сделать типично “мужскую” работу: отремонтировать трубы, поменять лампочку, забить гвоздь, поменять колесо машины?»: 40 % мужчин ответили отрицательно, 20 % считают это неженским делом, что с физической работой лучше справятся мужчины, 40 % считают, что и мужчины, и женщины способны сделать элементарные ремонтные работы; 20 % женщин ответили положительно, считая, что с физической работой мужчины справятся лучше, 80 % считают, что и мужчины, и женщины способны сделать элементарные ремонтные работы.
Таким образом, гендерная детерминация конфликтности социальных отношений обнаруживает себя на самых разных уровнях – внутриличностном, межличностном, внутригрупповом, межгрупповом, социальном. Следующий шаг в исследовании данной проблемы может включать анализ взаимодействия и взаимовлияния гендерных и других факторов (возрастных, профессиональных, культурных и прочих).
Важным является то, в какой сфере социальных отношений имеет место конфликт (профессиональной, учебной, досуговой, семейной); в какой ситуации происходит взаимодействие (приватной или публичной, определенной или неопределённой); каков масштаб и жёсткость лежащей в основе конфликта проблемы; кто является оппонентом и какие действия он совершает; в каких отношениях состоят конфликтующие (деловых или личных, краткосрочных или долгосрочных, вертикальных или горизонтальных, отношениях взаимозависимости или её отсутствия); испытывают ли они влияние третьих лиц и т.д. Иными словами, мужчины и женщины с различной гендерной идентичностью по-разному ведут себя в конфликтах, возникающих в разных контекстах. Изучение интердетерминации гендерных и социально-контекстуальных факторов конфликтного взаимодействия должно составить особую линию анализа.
Таким образом, межличностные конфликты выступают неотъемлемой составляющей взаимодействия между людьми, являясь средством отражения появления несогласия с существующей системой взаимоотношений, инструментом создания новых норм и правил общения между людьми.