Юриспруденция Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Правовые основы реформирования системы судов общей юрисдикции в судебной системе современной России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Характеристика системы судов общей юрисдикции России 12
1.1. Социальное и организационно-правовое значение реформы системы судов общей юрисдикции в современной России 12
1.2. Правовое регулирование построения системы судов общей юрисдикции в Российской Федерации 27
1.3. Предполагаемые результаты реформирования системы судов общей юрисдикции в судебной системе Российской Федерации 35
Глава 2. Правовое регулирование подведомственности и подсудности дел судам общей юрисдикции в судебной системе Российской Федерации 41
2.1. Система судов общей юрисдикции первой инстанции и вопросы их подсудности в судебной системе Российской Федерации 41
2.2. Правовые основы создания апелляционных судов и подсудности им судебных дел в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации 51
2.3. Правовые основы создания кассационных судов и подсудности им судебных дел в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации 58
Заключение 79
Библиографический список 91

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. 2018 и 2019 годы запомнится двумя важнейшими для всей судебной системы законами. Первый – о создании новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Второй — «процессуальная революция», которая внесла множество изменений во все основные кодексы. Их принятие подвело черту под масштабной судебной реформой в России.
Актуальность исследования обусловлена возникшей необходимостью совершенствования правового регулирования деятельности судов и детализации правового положения участников судебного процесса. Принятие Федерального закона № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» существенно повлияет на сложившуюся практику судебного процесса. Это обусловлено тем, что нормы данного закона затронут не только сам принцип подсудности и подведомственности, но и повлекут за собой обновленные процессуальные правила гражданского, уголовного и административного процесса, изменение массивного кластера законодательных норм, изложенных в ФЗ от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» . Данный закон вступил в силу с момента начала функционирования системы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, т.е. с 1 октября 2019 года, т.е. напрямую связан с вышеуказанным правовым актом.
Следует отметить, что наличие значительного количества предпосылок для такого масштабного изменения законодательства, обусловлено постоянно выявляемыми проблемами публично-правового регулирования. В них можно включить и значительную напряженность в обществе, в основе которой лежит недоверие к судебной и законодательной системам. Например, объективность и беспристрастность существующей судебной системы ставится многими гражданскими институтами под сомнение, что подтверждается тем, что для изменения существующей системы потребовалось принятие специального ФКЗ наряду с вносимыми изменениями в Гражданский процессуальный кодекс.
Судебная власть в современном правовом демократическом государстве призвана обеспечивать соблюдение норм законодательства, права и законные интересы граждан, играть роль гаранта в равновесии ветвей власти. В российской действительности судебная система характеризуется независимостью и самостоятельностью. Вопросы организации деятельности судебной власти в целом и судов общей юрисдикции, в частности, в настоящее время регламентируются на уровне норм законодательства, касающихся судоустройства. Это получает закономерное отражение «в правовом регулировании таких фундаментальных основ организации судебной системы и деятельности судов, как цели, задачи и методы их деятельности, структура системы и отдельных судебных органов, функции отдельных звеньев судебной системы и их взаимосвязь, порядок пополнения кадрами судей, их ответственность и подотчетность, система надзора за судебной деятельностью и организационного руководства судами» .
Приведенное выше высказывание едва ли может быть оспорено, особенно в настоящее время, когда тема судоустройства в отечественной правовой системе вновь стала особенно актуальной. В условиях реализации концепции электронного государства важным оказывается обеспечение взаимосвязи суда, общества и государства.
Судебная система в современном Российском государстве представляет собой обособленный и независимый механизм обеспечения законности и справедливости в обществе. Суды функционируют с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и обеспечения соблюдения законодательства в общественных отношениях.
Целью исследования является анализ правовых основ реформирования системы судов общей юрисдикции в судебной системе современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть социальное и организационно-правовое значение реформы системы судов общей юрисдикции в современной России;
— исследовать правовое регулирование построения системы судов общей юрисдикции в Российской Федерации;
— проанализировать предполагаемые результаты реформирования системы судов общей юрисдикции в судебной системе Российской Федерации;
— исследовать систему судов общей юрисдикции первой инстанции и вопросы их подсудности в судебной системе Российской Федерации;
— исследовать правовые основы создания апелляционных судов и подсудности им судебных дел в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации;
— исследовать правовые основы создания кассационных судов и подсудности им судебных дел в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации современной реформы судебной системы в Российской Федерации.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) кассационные суды общей юрисдикции;
2) апелляционные суды общей юрисдикции;
3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Мировые судьи относятся к судам субъектов Российской Федерации и занимаются делами общей юрисдикции. Они не являются федеральными судьями, но на них распространяются все положения закона «О статусе судей в Российской Федерации» и они так же независимы, как и все другие судьи. Мировой судья избирается либо законодательным органом субъекта федерации, либо населением судебного участка на срок, установленный законодательством субъекта федерации, но не более 5 лет.
В юрисдикции мирового суда находятся небольшие судебные участки с населением не менее 15 тыс. человек. Количество таких участков в пределах одного населенного пункта может быть разным, в зависимости от количества людей, проживающих в нем. Если человек сталкивается с ситуацией, которую он может разрешить на этом уровне судебной системы, то ему в большинстве случаев необходимо обратиться в мировой суд по месту жительства ответчика.
Мировой судья может рассматривать дела об уголовных преступлениях, предполагающих наказание не более 3 лет лишения свободы или штрафа не более 100 тыс. рублей. Самым большим объемом работы мирового судьи является рассмотрение административных дел — мелких правонарушений, которые судья рассматривает каждый день.
Свою деятельность мировые судьи осуществляют единолично, в пределах судебного участка, создаваемого и упраздняемого региональным законодательством РФ.
Мировые судьи являются очень важ¬ным звеном системы судов общей юрис¬дикции. На их долю выпадает разрешение большого объема дел, что обуславливает необходимость повышенного внимания к правовому регулированию их деятельнос¬ти. Одной из наиболее обсуждаемых в до¬ктрине проблем мирового судопроизвод¬ства является проблема подсудности дел мировом судье.
Подсудность дел мировым судьям опре¬деляется в ст. 23 ГПК РФ. До 1 октября 2019 года согласно этой статье мировым судьей по первой инстан¬ции рассматривались следующие катего¬рии дел.
1. Дела о выдаче судебного приказа.
2. Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.
3. Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пяти¬десяти тысяч рублей.
4. Иные возникающие из семейно-пра¬вовых отношений дела, за исключе¬нием дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении от¬цовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о де¬тях и дел о признании брака недей¬ствительным.

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Характеристика систему судов общей юрисдикции России

1.1. Социальное и организационно-правовое значение реформы системы судов общей юрисдикции в современной России

Концепция правового государства исходит из того, что приоритет права с неизбежностью должен выступать как безусловный приоритет (верховенство) закона во всей системе правовых актов . В качестве главной функции государства должна быть признана охрана интересов человека, защита его прав .
Защита прав и свобод человека в демократическом государстве представляет одну из его приоритетных задач. В условиях становления правового государства, основанного на принципе разделения властей, особую актуальность приобретают вопросы формирования судебно-правовой политики, которая должна соответствовать потребностям развивающегося общества и задачам социального государства, провозглашенного в ст. 7 Конституции РФ. Для реализации гарантий прав и свобод граждан огромное значение имеет судебная система, поскольку деятельность судебных органов непосредственно определяет уровень легитимности власти .
В современной России в настоящее время осуществляется активная судебно-правовая политика, которая характеризируется коренным реформированием всей судебной системы, инициатором которой стал Президент страны В.В. Путин. Ее целью является максимальная открытость правосудия, обеспечение доступа к нему граждан и организаций.
Через правосудие реализуется право граждан на судебную защиту, поэтому по конкретным решениям, вынесенным судьей, оценивается качество и уровень судебно-правовой политики, и в конечном итоге – эффективность правовой политики государства в целом.
Указанная политика направлена на обновление целого пласта законодательства, относящегося как к функционированию, так и организации деятельности судов, она также призвана снизить коррупцию в судах и обеспечить объективное рассмотрение дел.
В 2018-2019 гг. в Российской Федерации была проведена так называемая «процессуальная революция», которая предполагает создание отдельных апелляционных и кассационных судебных округов.
О создании новой системы судов председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев объявил в ноябре 2016 г. Объяснял он ее так: границы новых судебных округов не будут совпадать с административно-территориальным делением, это повысит гарантии независимости и объективности в работе новых судов. Однако впоследствии выяснилось, что главным двигателем реформы был Алексей Кудрин: возглавляемый им в тот момент ЦСР предложил свой план улучшения качества судейских кадров и укрепления независимости судей. Это ключевое условие реализации программы экономического развития страны, настаивали эксперты. «Без независимого и предсказуемого суда улучшение делового климата невозможно, — говорилось в докладе ЦСР, анализировавшем причины провала стратегий развития сначала до 2010, а затем и до 2020 года. — И речь идет не об отдельных поправках в законы, а об организационных и структурных преобразованиях, ведущих в конечном итоге к появлению полноценной и самостоятельной судебной власти» .
Для согласования предложений была создана рабочая группа в администрации президента. Но итоговая версия реформы оказалась сложным результатом сделок и компромиссов между чиновниками, экспертами и судейским сообществом. Верховному суду удалось пролоббировать создание в рамках реформы кассационных судов, обеспечивших более жесткую вертикаль судебной власти, но вот когда дело дошло до обеспечения большей независимости судей, дело застопорилось.

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы