Магистерский диплом на тему Правовые аспекты регулирования двойного налогообложения по праву РФ и США.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 7
1.1. Понятие и особенности двойного налогообложения 7
1.2. Международно — правовые основы двойного налогообложения 20
2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В США И РОССИИ 31
2.1. Правовое регулирование двойного налогообложения в США 31
2.2. Особенности правового регулирования двойного налогообложения в России 40
2.3. Договор об исключении двойного налогообложения между Россией и США 48
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ 59
3.1. Факторы, снижающие эффективность механизма устранения двойного налогообложения 59
3.2. Направления совершенствования правового механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Введение:
Актуальность темы двойного налогообложения в России объясняется тем, что система взыскания во всех странах различна. Каждое государство формирует систему налогов и сборов исходя из требований национального законодательства.
В одних странах облагают налогами все доходы своих резидентов, другие придерживаются принципа территориальности и взимают какую-либо сумму от операции, осуществленной в пределах их государства.
Идеальной была бы ситуация, если все страны придерживались какого-то одного принципа. Это значительно бы облегчило данную систему в мире как, и для самих фискальных органов, так и для плательщиков, но в связи с различным уровнем развитости и критериями определения источников дохода это осуществить невозможно, что и влечет двойное налогообложение.
С целью искоренения данного явления заключаются межгосударственные соглашения, принимаются международные акты, но несмотря на это проблема до сих пор не решена, что и обуславливает актуальность данной темы.
Состояние научной разработанности явления двойного налогообложения характеризуется изучением его отдельных составляющих (например, понятие двойного налогообложения, методы его устранения, способы международного сотрудничества по вопросам налогообложения и т.д.), которое осуществляется путем теоретического анализа, видится, что в сфере постоянно развивающихся механизмов ведения международной экономической деятельности, одностороннее изучение такого сложного явления является недостаточным, требуется проведение анализа правоприменительной практики.
Имеющиеся научные разработки в области двойного налогообложения, отражая лишь должную их составляющую, представляют основу, базис для более глубокого практического исследования, а также для последующего совершенствования законодательства.
При успешном исследовании данного явления, видится возможным выявить наиболее эффективные способы устранения двойного налогообложения, проблемы, возникающие при их применении, разработать механизмы их разрешения, что может способствовать развитию сферы международного налогового права, а также совершенствованию правового регулирования в рамках налоговой политики.
Требуется проведение комплексного общетеоретического изучения категории двойного налогообложения, осознания его сущностных и содержательных свойств, а также исследование правоприменительной практике в данной сфере.
Предлагаемое научное исследование является попыткой формулирования основных проблем, возникающих в результате двойного налогообложения, а также исследования трудностей, с которыми правоприменительные органы сталкиваются при применении норм, касающихся двойного налогообложения, в том числе, в сравнении с состояниями аналогичных сегментов в других государствах, что еще больше определяет актуальность и практическую значимость исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ правовых аспектов регулирования двойного налогообложения по праву РФ и США.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и особенности двойного налогообложения,
— изучить международные правовые основы двойного налогообложения,
— исследовать правовое регулирование двойного налогообложения в США,
— выявить особенности двойного налогообложения в России,
— выявить проблемы и перспективы двойного налогообложения в России,
— рассмотреть факторы, снижающие эффективность механизма устранения двойного налогообложения,
— предложить направления совершенствования механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования двойного налогообложения по праву РФ и США.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты правового регулирования двойного налогообложения по праву РФ и США.
Теоретической основой исследования стали научные труды в области права таких ученых, как Хаванова И. А., Винницкий Д. В., Погорлецкий А. И., Шахмаметьев А. А., Кастанова Е. Д. и другие.
Нормативную основу составили: международно-правовые акты, международные соглашения, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Естественное стремление любого бизнеса – минимизировать свои расходы ради увеличения прибыли. В этом же ряду – стремление оптимизировать налоги, а если один и тот же налог приходится платить дважды, то это просто катастрофа, потому и бизнес сообществу, и физическим лицам хочется приложить максимум усилий, чтобы избежать возможного двойного налогообложения.
Все, что связано с системой налогов, регулируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Именно к этому документу следует обращаться в первую очередь, чтобы разобраться в тонкостях процесса, и одним из основополагающих положений является утверждение, что каждый самостоятельный отдельный объект налогообложения должен платить только один налог каждого конкретного вида, определенного в законе. Таким образом, теоретически не должно быть взимания двух аналогичных налогов с одного и того же объекта. Однако на практике иногда встречается обратная ситуация, которая и попадает под определение двойного налогообложения (или Double Taxation). Суть этого явления в том, что за единый отрезок времени (налоговый период) дважды облагаются налогом одни и те же активы, доходы, имущество, принадлежащие одному и тому же налогоплательщику.
Двойное налогообложение может быть внешним и внутренним. Первый вариант наиболее распространенный и вызывающий наибольшие нарекания. Это происходит в том случае, если проведенная операция (которая и привела к получению дохода или созданию актива) попадает под две налоговые юрисдикции. Автоматически она в обеих подлежит налогообложению. Внутреннее двойное налогообложение связано с действием законов на разных административно-территориальных уровнях и присуще далеко не всем странам. Скажем, в Швеции подоходный налог гражданин уплачивает дважды – на государственном и местном уровнях.
Еще одним примером такого внутреннего вида Double Taxation вполне может служить налогообложение доходов корпораций. Вначале налогом облагаются доходы корпорации (юрлица), а затем – акционеров (физлица), которые получают дивиденды. А ведь, по сути, это один и тот же доход. Двойное налогообложение специалистами рассматривается, как правило, в двух плоскостях – юридической и экономической.
Первое – это существование некоторых юридических норм, которые и позволяют один и тот же объект дважды облагать одним и тем же налогом. Второе – это экономические последствия применения таких норм, когда налогоплательщик в результате получает прямой финансовый ущерб из-за уплаты двойного налога. Поскольку экономический ущерб прямо вытекает из действия юридических норм, то и противодействие двойному налогообложению, как правило, идет именно в юридической плоскости. Иногда в национальное законодательство удается включить специальные нормы, которые определяют правила вычета при неоднократном обложении одним и тем же налогом одного и того же объекта.
Однако наилучший вариант – это изменение или введение новых правовых норм так, чтобы двойное налогообложение было вообще исключено. Одной из самых эффективных мер борьбы становятся международные соглашения в этой сфере. Первый такой документ был подписан еще в 1843 году между Францией и Бельгией. А сейчас действуют уже примерно четыре сотни соглашений. Главное условия при подготовке таких соглашений – ни одна из сторон не должна оказаться в худшем положении по сравнению с другой и потерять какие-то доходы. А потому подобные соглашения обязательно определяют юрисдикцию каждого участника. Улучшить положение налогоплательщика такие соглашения могут разными способами. Устранить двойное налогообложение, например, можно с помощью вычета. В этом случае конечный налог суммарно не должен превышать размер минимального налога обеих стран-участниц.
Другой вариант – определение для каждой страны, с какого именно вида доходов она будет собирать налоги. Иными словами, часть доходов будет облагаться налогами в одной стране, а другая часть – в ее партнере по соглашению.
В результате проведенного исследования в рамках заявленной темы получены следующие выводы:
Категория «двойное налогообложение» широко исследована в науке с точки зрения ее научной составляющей, однако данная категория имеет прикладное значение и широко применяется на практике, поэтому одностороннее научное исследование подобной проблемы без ориентирования на правоприменительную практику видится недостаточным.
Рост и развитие международной экономики и торговли приводит к увеличению числа трансграничных доходов, а отсутствие запрета налогообложения иностранных доходов налогоплательщика приводит к возникновению спора между несколькими государствами по вопросу налогообложения подобного дохода. При реализации государствами прав в отношении налогообложения трансграничных доходов возникает проблема разграничения налогового суверенитета нескольких государств, для устранения подобной проблемы заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения, которые ограничивают, разграничивают суверенитет государств, устанавливают налоговую юрисдикцию, позволяющую осуществлять налогообложение за пределами действия налогового суверенитета.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие и особенности двойного налогообложения
Глобальные политические и экономические процессы, такие как международная интеграция, сближение правовых систем, характеризующие современный мир, обусловливают необходимость решения ряда проблем, которые препятствуют закономерному развитию указанных процессов.
В сфере международного налогообложения одной из наиболее существенных проблем до сих пор является проблема международного двойного налогообложения, возникшая в результате конкуренции различных налоговых юрисдикций в условиях расширения международных хозяйственных связей еще в начале XX века.
Исследователи истории международного налогового права полагают, что прежде всего международное двойное налогообложение развивалось в контексте двух явлений: значительного распространения международной экономической деятельности и инвестирования за рубежом; роста ставок налога на доходы до такого уровня, что двойное налогообложение стало значительным препятствием для хозяйственного оборота .
Несмотря на то, что условиями, способствовавшими развитию данного негативного явления, назывались расширение международных хозяйственных связей, развитие капитализма, в социалистических государствах также уделялось внимание проблеме международного двойного налогообложения, имевшей глобальный характер.
Так, например, в СССР проблема двойного налогообложения впервые нашла отражение уже в 30-х годах XX века в научных работах М.Д. Загряцкова и Н.А. Падейского.
Особенности современного этапа развития международного двойного налогообложения, начавшегося с 90-х годов XX века, определяются процессами глобализации, финансовой интеграции и международной налоговой конкуренции.
Данный этап характеризуется выработкой максимального количества согласованных стандартов и правил избежания двойного налогообложения, которые могут содержаться в международных соглашениях и нормах национального законодательства либо не иметь обязательного правового статуса, но достаточно последовательно соблюдаться на уровне объединений государств с различными видами правовой инфраструктуры.
Еще в советский период Е.А. Ровинский и А.М. Черепахин отмечали, что «переход от односторонних действий отдельных стран к межгосударственным отношениям, основанным на взаимных обязательствах, означал превращение двойного налогообложения из объекта воздействия внутринационального права в объект международно-правовых отношений, а содержащиеся в специальных международных актах нормы, регулирующие их, образовали… новый международно-правовой институт по предотвращению двойного налогообложения».
На сегодняшний день в науке финансового права существует бесспорная позиция о международном двойном налогообложении как об уже сложившемся институте международного налогового права .
В целях настоящего исследования целесообразно рассматривать подробно двойное юридическое международное налогообложение. Поскольку двойное экономическое налогообложение в трансграничных ситуациях, имеющих значение для международного налогового права, может иметь место лишь в некоторых случаях.
Единых подходов к определению понятия, признаков, причин возникновения международного двойного налогообложения нет.
Тем не менее, в зависимости от специфики возникновения и правовых последствий, в науке выделяются типы двойного юридического налогообложения в международном налоговом праве.
Обычно под двойным международным налогообложением понимается ситуация, в которой два или несколько государств облагают одного и того же налогоплательщика в течение одного периода времени на один и тот же объект тождественным налогом.
В последнее время в нормативно-правовых актах различных уровней активно используются такие понятия, как «двойное экономическое» и «двойное юридическое налогообложение», «международное налогообложение», «международное двойное налогообложение», «избежание двойного налогообложения» и другие .
Поскольку ОЭСР предпринимает действия или создает условия для устранения двойного налогообложения, видится необходимым рассматривать понятие двойного налогообложения и взаимосвязанные с ним явления в привязке к терминам и определениям, принятым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Так, двойное налогообложение можно определить, как «обложение сравнимыми налогами в двух (или более) государствах одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за одинаковые периоды».