Магистерский диплом на тему Правовые аспекты реформирования земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы развития земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века 7
1.1. Исторические предпосылки реформирования земельных отношений 7
1.2. Нормативные основы реформирования земельных отношений 16
Глава 2. Содержание реформы земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века 27
2.1. Новое земельное законодательство и закрепление права частной собственности на землю 27
2.2. Развитие гражданского законодательства и формирование свободного оборота земельных участков 44
Глава 3. Особенности развития учета и государственной регистрации земельных участков в России в 90-х годах ХХ века 60
3.1. История развития законодательства о государственном кадастровом учете 60
3.2. Становление системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 69
Заключение 78
Библиографический список 81
Введение:
Введение
В течение тысячелетней истории развития человечества земля играла и продолжает играть важнейшую экономическую, политическую и социальную роль в жизни людей. Актуальность земельного вопроса можно считать исторической традицией России, поскольку возникновение, развитие и становление земельного строя в России отличалось от земельного строя других стран. Здесь практически не было рабовладельческих земельных отношений. Крепостнические отношения затянулись надолго, затормозив развитие земельных отношений по сравнению с западноевропейскими и другими странами.
Переход от крепостного строя к рыночным отношениям в земледелии России осуществился в основном через две реформы — 1861 г. (царя Александра II) и 1906 г. (П.А. Столыпина).
Реформа собственности на землю 1861 года осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля – продажа земли) и в порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости (земли, предоставленные помещиком в постоянное пользование).
Революционная ситуация в России в 1905-1907 годах породила реформу, которая вошла в историю как столыпинская. Центральная идея этой реформы, решалась путем облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения в Сибирь. Огромные массивы неосвоенных земель стимулировало переселение крестьян в губернии Сибири, Севера и Дальнего Востока.
В результате столыпинского законодательства в России вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. В этот период окончательно сложился режим земельного строя. Он состоял из государственных, монастырских; майоратных; частновладельческих; посессионных и общественных земель. Хотя цели этой реформы полностью не были достигнуты, введение рыночных элементов в земельные отношения дореволюционной России позволили достичь значительных успехов.
Февральская революция 1917 года породила третий этап развития земельной реформы в России, который потребовал быстроты и решительности при учете обстановки, условий и обстоятельств.
Охваченные мыслью о переделе земли крестьянские массы России стихийно стремились, невзирая ни на что, овладеть землей. Эти действия вынудили Временное правительство издать ряд карательных постановлений.
Несмотря на принимаемые меры, земельные и имущественные правонарушения в стране приобретали все больший размах. Подстрекали население к самовольным захватам земли и рвущиеся к власти политические партии.
Кризис в использовании земель России усугублялся последствиями первой мировой войны, продолжавшие свой разрушительный ход. В этих условиях от крестьянских масс поступило 242 наказа делегатам I Всероссийского Съезда Советов крестьянских депутатов. Эти наказы были реализованы в Декрете о земле 1917 года.
Основные положения Декрета сводились к отмене частной собственности на землю, обращению ее в народное достояние. Положения Декрета действовали в течение шести лет. С 1922 года началась кодификация земельного законодательства, ставшая основой советского законодательства, регулировавшая земельные отношения на протяжении всего периода строительства социализма в России.
Реформа земельных отношений, проходившая в период создания социалистического государства, шла с большими трудностями, характеризовалась особенностями бюрократизма и административно-командной системой управления. На данном историческом этапе, в России не удалась попытка внедрения внутрихозяйственных методов земельных отношений и повышения производительности сельскохозяйственного производства.
Возврат рыночных отношений в землепользование начался с 1987 года, когда после длительного запрета была, наконец, разрешена возможность арендных отношений в земледелии. Следует отметить, что консервативные традиции советской власти тормозили сферу товарно-денежных земельных и хозяйственных отношений в стране.
Радикальный перелом наступил в 1990 году. В законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. В эти изменения вносятся новые правовые отношения собственности на землю; изменения производственных отношений; включение производителей сельскохозяйственной продукции в отношения земельной собственности; создание экономико-правового механизма приватизации земельных участков гражданами; обеспечение свободного хозяйствования на земле.
Следует отметить весьма многогранные правовые изменения, направленные на устранение монополистического давления; на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений, а также введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель и через арендную плату.
Законодательство в данный период исходит из приоритетного правового статуса сельскохозяйственного использования земель; создания эколого-правового механизма охраны и рационального использования земель, принятия ряда правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности, производимой сельхозпродукции.
Непосредственное отношение к реформированию земельного строя России является разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель и дополнение земельного законодательства новой категорией земель – земель природоохранного, историко-культурного и рекреационного назначения.
Объект работы – общественные отношения, складывавшиеся в связи с реформированием земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века.
Предмет работы – нормы отечественного земельного, гражданского и иного законодательства, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать правовые аспекты реформирования земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки реформирования земельных отношений.
2. Выявить нормативные основы реформирования земельных отношений.
3. Охарактеризовать новое земельное законодательство и закрепление права частной собственности на землю.
4. Изучить вопросы развития гражданского законодательства и формирования свободного оборота земельных участков.
5. Исследовать историю развития законодательства о государственном кадастровом учете.
6. Проанализировать становление системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Текст работы:
Земельные реформы на территории современной России происходили неоднократно, с разным успехом и разными последствиями для различных слоев населения. Рассмотрим один из последних периодов преобразования земельного законодательства — период от становления новой России, к той в которой мы сейчас живем. Начало этого периода датируется декабрем 1991 года, когда прекратил свое существование СССР, а вместе с ним были прекращены, существовавшие до этого, обязательства и правила. Началась эпоха преобразований социальных, политических и экономических устоев общества, поспешное, и не всегда продуманное, принятие новых нормативно-правовых актов. Можно с уверенностью констатировать, что и сейчас, по прошествии четверти века процесс реформирования земельного законодательства не завершен.
Земельная реформа в России в 90-х годах ХХ века способствовала развитию земельных отношений и постепенному осознанию государства, граждан и организаций, что земля не только ценный ресурс, но и объект рыночных отношений.
Вышеуказанные проблемы, появившиеся после земельных преобразований, можно решить за счет проведения инвентаризации земель, консолидации землепользователей и землевладельцев, а также повышения наполняемости Единого государственного реестра недвижимости данными об угодьях.
Традиционное деление земель на категории, позволяет не только максимально сохранить плодородные земли, за счет законодательно установленного правового режима земель, но будет способствовать дальнейшему развитию земельных отношений. В развитии аграрной политики современной России можно выделить два этапа: 1) 1990-1999 гг. — этап радикальных преобразований советской колхозно-совхозной системы. Ставилась задача разрушить советскую аграрную систему; 2) с 2000 г. по наше время — формирование политики аграрного протекционизма.
Одним из основополагающих критериев деления этапа на периоды является смена Президента РФ. Это обстоятельство хотелось бы прокомментировать отдельно. В странах, где идет становление политических, правовых и социальных институтов, необычайно велика роль руководителя любого уровня и, в особенности, главы государства. Именно к такому типу государств относится современная Россия. В странах с устоявшейся за века политической системой, системой организации власти и управления государством от личности руководителя мало что зависит – работает «система». Яркий тому пример такие страны как США, Соединенное королевство (Великобритания), Франция, Германия.
Вместе с тем, стоит подвести итог первого периода. В это время было создано огромное количество крестьянских хозяйств; созданы фонды перераспределения земель; была решена потребность граждан в землях сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и др.; была, в основном, проведена приватизация земель сельскохозяйственных предприятий; были приняты нормативноправовые акты, непосредственно связанные с правами собственности на землю и регулирующие их.
Вопрос о Земле — один из принципов мировоззрения российских аграрных реформ на протяжении последних двух столетий. Именно вопрос о частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения, а также связанный с ним вопрос о возможности включения их в рыночный оборот вызывает вплоть до настоящего времени не просто оживленные дискуссии, но и противостояние различных политических сил. История земельной собственности Руси, России в IX-XX вв. предстает как история перераспределения земли в пользу государства.
В настоящее время благодаря кадастру недвижимости постепенно складывается полная и достоверная картина земельного фонда РФ. В рассматриваемый период произошли значительные изменения в законодательстве: принят новый Земельный Кодекс РФ, изменилась система перевода земель из одной категории в другую, произошло становление полноценной кадастровой деятельности. Если учесть, что после 90-х годов образовалось множество крестьянских хозяйств и других видов организаций, схожих по назначению, то количество дольщиков (собственников земельных участков) увеличилось в сотни раз. Поэтому, для того что бы осуществить процедуру учета и регистрации объектов недвижимости полностью по всей стране, понадобиться еще много времени. Земельная реформа после 2001 года только начала приводить земельный фонд РФ в порядок.
Анализируя рассматриваемый в настоящем исследовании временной промежуток, можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация пережила тяжелые годы: смена власти; большое количество законов, которые даже противоречили конституции; непонятные итоги приватизации; очередное новое земельное законодательство. Сейчас земельная реформа находиться в стадии совершенствования законодательства, которое постепенно занимает свое постоянное место.
Заключение:
Введение
В течение тысячелетней истории развития человечества земля играла и продолжает играть важнейшую экономическую, политическую и социальную роль в жизни людей. Актуальность земельного вопроса можно считать исторической традицией России, поскольку возникновение, развитие и становление земельного строя в России отличалось от земельного строя других стран. Здесь практически не было рабовладельческих земельных отношений. Крепостнические отношения затянулись надолго, затормозив развитие земельных отношений по сравнению с западноевропейскими и другими странами.
Переход от крепостного строя к рыночным отношениям в земледелии России осуществился в основном через две реформы — 1861 г. (царя Александра II) и 1906 г. (П.А. Столыпина).
Реформа собственности на землю 1861 года осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля – продажа земли) и в порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости (земли, предоставленные помещиком в постоянное пользование).
Революционная ситуация в России в 1905-1907 годах породила реформу, которая вошла в историю как столыпинская. Центральная идея этой реформы, решалась путем облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения в Сибирь. Огромные массивы неосвоенных земель стимулировало переселение крестьян в губернии Сибири, Севера и Дальнего Востока.
В результате столыпинского законодательства в России вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. В этот период окончательно сложился режим земельного строя. Он состоял из государственных, монастырских; майоратных; частновладельческих; посессионных и общественных земель. Хотя цели этой реформы полностью не были достигнуты, введение рыночных элементов в земельные отношения дореволюционной России позволили достичь значительных успехов.
Февральская революция 1917 года породила третий этап развития земельной реформы в России, который потребовал быстроты и решительности при учете обстановки, условий и обстоятельств.
Охваченные мыслью о переделе земли крестьянские массы России стихийно стремились, невзирая ни на что, овладеть землей. Эти действия вынудили Временное правительство издать ряд карательных постановлений.
Несмотря на принимаемые меры, земельные и имущественные правонарушения в стране приобретали все больший размах. Подстрекали население к самовольным захватам земли и рвущиеся к власти политические партии.
Кризис в использовании земель России усугублялся последствиями первой мировой войны, продолжавшие свой разрушительный ход. В этих условиях от крестьянских масс поступило 242 наказа делегатам I Всероссийского Съезда Советов крестьянских депутатов. Эти наказы были реализованы в Декрете о земле 1917 года.
Основные положения Декрета сводились к отмене частной собственности на землю, обращению ее в народное достояние. Положения Декрета действовали в течение шести лет. С 1922 года началась кодификация земельного законодательства, ставшая основой советского законодательства, регулировавшая земельные отношения на протяжении всего периода строительства социализма в России.
Реформа земельных отношений, проходившая в период создания социалистического государства, шла с большими трудностями, характеризовалась особенностями бюрократизма и административно-командной системой управления. На данном историческом этапе, в России не удалась попытка внедрения внутрихозяйственных методов земельных отношений и повышения производительности сельскохозяйственного производства.
Возврат рыночных отношений в землепользование начался с 1987 года, когда после длительного запрета была, наконец, разрешена возможность арендных отношений в земледелии. Следует отметить, что консервативные традиции советской власти тормозили сферу товарно-денежных земельных и хозяйственных отношений в стране.
Радикальный перелом наступил в 1990 году. В законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. В эти изменения вносятся новые правовые отношения собственности на землю; изменения производственных отношений; включение производителей сельскохозяйственной продукции в отношения земельной собственности; создание экономико-правового механизма приватизации земельных участков гражданами; обеспечение свободного хозяйствования на земле.
Следует отметить весьма многогранные правовые изменения, направленные на устранение монополистического давления; на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений, а также введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель и через арендную плату.
Законодательство в данный период исходит из приоритетного правового статуса сельскохозяйственного использования земель; создания эколого-правового механизма охраны и рационального использования земель, принятия ряда правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности, производимой сельхозпродукции.
Непосредственное отношение к реформированию земельного строя России является разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель и дополнение земельного законодательства новой категорией земель – земель природоохранного, историко-культурного и рекреационного назначения.
Объект работы – общественные отношения, складывавшиеся в связи с реформированием земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века.
Предмет работы – нормы отечественного земельного, гражданского и иного законодательства, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать правовые аспекты реформирования земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки реформирования земельных отношений.
2. Выявить нормативные основы реформирования земельных отношений.
3. Охарактеризовать новое земельное законодательство и закрепление права частной собственности на землю.
4. Изучить вопросы развития гражданского законодательства и формирования свободного оборота земельных участков.
5. Исследовать историю развития законодательства о государственном кадастровом учете.
6. Проанализировать становление системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Список литературы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы развития земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века
1.1. Исторические предпосылки реформирования земельных отношений
Вопросы, связанные с земельными отношениями, в России становятся все более актуальными. Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления .
Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.
Отметим, что во все времена земля считалась основным естественным (первичным) фактором производства, и объясняется это ее особой ролью в хозяйственной деятельности. Земля — первоисточник вещественных благ. В различных отраслях общественного производства роль земли неодинакова. В обрабатывающей промышленности земля функционирует лишь как место, занятое предприятием. В сельском хозяйстве процесс производства непосредственно связан с почвенным плодородием. Учитывая сокращение площадей орошаемых и осушенных земель, становится актуальным вопрос грамотного использования мелиорируемых земель.
Земля — специфический хозяйственный ресурс, ценность которого постоянно возрастает. Это связано с двумя обстоятельствами:
1) ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию (как продуктов питания, так и сырья для промышленности) в силу роста численности населения, его потребностей;
2) сокращением природных ресурсов в силу эрозии почв и изъятия земель под промышленное и городское строительство. В результате отмечается тенденция сокращения хозяйственных угодий на душу населения .
Земля является невоспроизводимым фактором производства. Среди основных объективных факторов, приводящих к уменьшению производящей силы сельскохозяйственных земель, называется усиление засушливости климата.
Земля абсолютно ограничена поверхностью земной суши на планете. Помимо этого, она имеет относительное ограничение как объект хозяйственного использования. В процессе использования земля не утрачивает своих полезных свойств, а при разумном, рациональном потреблении не только не изнашивается, но может улучшаться. Повышается экономическое плодородие земли, хотя количественно она может сокращаться.
Экономические отношения, связанные с использованием земли, формируются и развиваются как под влиянием перечисленных особенностей, так и под влиянием отношений собственности на землю. В связи с этим необходимо отличать землевладение от землепользования.
Землевладение означает признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Землевладение осуществляют (реализуют) собственники земли.
История становления современных земельных отношений прошла очень насыщенный путь от тотальной национализации на землю и запрета частной собственности в 1917 г. до развития рыночных отношений в земельной сфере и возврата к частной собственности в 1990-2001 гг.
Это был очень сложный путь, который с каждым последующим разом становился все объемнее. Процесс передачи земель в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, создание крестьянских обществ, усиление государственной монополии на право распоряжения землями и создания колхозов и совхозов. Постоянное изменение порядка предоставления земельных наделов в пользование, особенно, в первые годы Советской власти, конституционное закрепление бесплатности земли, отсутствие стратегии передачи земельных наделов в пользование именно тем, кто в ней нуждался (а не тем, кому она вообще не нужна была) — приводило к тому, что зачастую огромные территории единого земельного фонда были не полностью задействованы в обработку и часто были просто заброшены. Эта проблема перекочевала и в современность .
Рост числа собственников, владельцев и пользователей земельных участков стимулировал земельный оборот, расширение сферы и изменение характера управления земельными ресурсами. Эти процессы во многом складывались самопроизвольно и часто опережали законодательную базу. При этом уделялось мало внимания охране земли, прежде всего ответственности землепользователей за ее использование. Введение и освоение кормовых севооборотов на орошаемых и богатых землях имеют определенное значение не только в создании прочной кормовой базы, но и в сохранении естественного плодородия почвы.
В советский период основой земельного законодательства выступала государственная собственность на землю и ее недоступность для гражданского оборота. В данном случае императивный метод правового регулирования определял неприменимость норм гражданского законодательства по отношению к земельным правоотношениям.
В начале 90-х годов XX века проведенные реформы по приватизации земли, послужили значимой причиной обновления земельного законодательства.
В период с 1990 по 1991 годы были введены многообразные формы собственности на землю, а именно платность землепользования, а также, в определенных случаях, приватизация земли.
Следует подчеркнуть, что данные законы носили переходный характер, а именно отказ от исключительного права собственности государства на землю не предусматривало общей приватизации. Предоставление гражданам земель допускалось лишь для индивидуального жилищного строительства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства и т.п.
Далее в период с 1992 по 1993 годы осуществлялось регулирование земельной реформы посредством нормативно-правовых актов Президента и Правительства РФ, что дало возможность осуществить переход к реальному возникновению частной земельной собственности, а также была проведена масштабная реорганизация сельскохозяйственных предприятий, что способствовало приватизации сельхозугодий. Однако в вопросах оборота земельных участков вышеуказанные подзаконные акты противоречили положениям Конституции страны, что являлось значимой проблемой .
12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция РФ . Были определены стратегические ориентиры по развитию земельного права, определены правовые отношения между частными и публичными интересами в земельно-имущественной сфере, а именно согласно положениям статьи 9 земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории, однако, они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В начале ХХI века был принят Земельный кодекс РФ , с помощью норм которого были устранены недостатки федеральной правовой базы в вопросе земельных отношений.
В преобразовании аграрных отношений переходного периода центральное место занимает земельная реформа. Ее осуществление в России до последнего времени проходило без четкой научной концепции, сопровождалось неоправданными экономическими издержками, социальной напряженностью, формальными изменениями во владении, пользовании и распоряжении землей. До конца не сформировалась правовая база реформирования земельных отношений, адекватная рыночным принципам, о чем свидетельствует затянувшаяся работа по земельному кодексу РФ .
Земельная реформа была направлена на передачу земли крестьянам, обеспечение многообразия и равноправия форм земельной собственности, землевладения и землепользования, формирование экономического механизма регулирования земельных отношений, стимулирование рационального использования и охраны земли, сохранения и повышения ее плодородия. Для эффективного проведения земельной реформы как ведущего направления аграрной реформы необходимо совершенствовать земельные отношения на основе утверждения многообразия и равноправия форм собственности и хозяйствования.
Эффективное функционирование земельных отношений связано с особой ролью земли как главного и основного производственного ресурса в сельском хозяйстве, важнейшего фактора производства. От оптимизации размеров земельных угодий в хозяйстве, их качества, местоположения, экологического состояния зависит динамичное развитие, в конечном счете, всего земельно-имущественного комплекса. Все аграрные реформы в первую очередь включают в себя определенные способы трансформации земельных отношений.
В своей статье «Земельные ресурсы как основа эффективного развития территории» Засядь-Волк В.В., выделяет пять целевых приоритетов переходного периода в реформировании системы земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века в аграрном секторе России:
1. Переход от монополии государственной собственности на сельскохозяйственные угодья к сочетанию ее с частной и муниципальной собственностью, что открывает возможности для развития различных форм сельскохозяйственного производства.
2. Социально-ориентированное первичное распределение земли в ходе приватизации государственных земель путем установления норм бесплатной передачи земли работникам хозяйств, пенсионерам и работникам сельской социальной сферы.
3. Введение платности землепользования, что связано с экономической реализацией функции земли как составной части национального богатства страны.
4. Развитие рыночного и внерыночного земельного оборота, который должен содействовать разумной концентрации в руках эффективных собственников сельскохозяйственных угодий и повышению результативности их использования в сельском хозяйстве.
5. Усиление экологических требований при использовании сельскохозяйственных угодий и государственного контроля над соблюдением земельного законодательства .
Земельные ресурсы – величайшее и ничем не заменимое национальное богатство. В сельском хозяйстве получение продукции связано именно с качественным состоянием земли, с характером и условиями ее использования. Земля в сельском хозяйстве функционирует в качестве предмета труда, когда человек, обрабатывая верхний ее слой – почву, создает благоприятные условия для получения урожая. В то же время земля является и орудием труда, когда при возделывании растений используются механические, физические и биологические свойства почвы для получения сельскохозяйственной продукции. В целом земля выступает как главное средство производства, важнейшая часть материально- технической базы сельского хозяйства. Вышеперечисленные функции земли являются традиционными функциями и являются важными для совершенствования земельно-имущественного комплекса сельскохозяйственных организаций. В отличие от других средств производства, которые по мере использования изнашивания и, в конце концов, выходят из строя, земля может постоянно улучшаться, приобретать новые качества, повышать свое плодородие, что и происходит при правильном ее использовании .
Дугина Т.А.. говорит о том, что в процессе земельной реформы также появились новые функции земли, к которым относятся следующие:
1. Земля как объект недвижимого имущества. В советском законодательстве не могло быть такой категории, т.к. земля находилась исключительно в государственной собственности. В настоящее время земля включена в рыночный оборот, сейчас земля — это имущество. В соответствии с действующим законодательством кроме государственной формы собственности существуют также частная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Земля как единый объект недвижимости – функция земли, которая проявляется в неотделимости частей от земельного участка. На земле, которая выступает в качестве пространственно-операционного базиса, могут размещаться один или несколько неотделимых элементов (составных частей единых объектов недвижимости): обособленный природный ресурс, объект капитального строительства, специализированные строения сооружения, так и все части сразу.
3. Земля как товар – выполняет функцию объекта купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности и имеющий определенные количественные и качественные характеристики.
Земельные участки как товары включают в себя одновременно и благо, необходимое потребителям, и затраты, или инвестиции, без которых владение и пользование ими практически невозможно.
4. Земля как объект инвестиций. В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение в сельском хозяйстве. Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов.
5. Земля как объект налогообложения. Как уникальное природное тело, земля является всеобщим материальным условием производства и пространственным базисом социально-экономического развития, главным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Невосполнимость и ограниченность земельных ресурсов ставят земельные вопросы во главу угла государственной политики страны. Наряду с этим, земельные участки являются также и объектом гражданских прав. Поэтому земля стала одним из основных объектов налогообложения в мире. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ землепользователь, землевладельцы и арендаторы осуществляют плату за использование земли и ее полезных свойств .
Обобщая опыт земельных реформ в России, необходимо признать, что именно попытки ускоренного отчуждения государства от непосредственного управления привели к таким плачевным результатам, как разрушение производственного потенциала сельского хозяйства, росту числа низкорентабельных и убыточных сельскохозяйственных предприятий и прочее. По некоторым оценкам специалистов, главной причиной провала в нашей стране современной аграрной реформы стало отсутствие научно обоснованной государственной аграрной политики, предусматривающей эволюционный переход к рыночной системе хозяйствования.
Результаты прошедших земельных и аграрных преобразований существенно изменили систему землепользования в сельскохозяйственных организациях. Произошел переход от государственной монополии на землю к многообразным и равноправным формам собственности. Появление новой функции земли как имущества значительно повлияло на развитие земельно-имущественных отношений. Усложнился правовой статус земель, сменилась целевая установка землепользования – от необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей общества к обеспечению наивысшей экономической эффективности (прибыльности) при их использовании. Все это повлияло на результативность и эффективность как использования земельных ресурсов, так и всего сельскохозяйственного производства .
Эффективность правового регулирования земельных отношений во многом предопределяется содержанием законодательно определенных направлений земельной политики, которые в целом являются не только ориентиром дальнейшей законотворческой деятельности, но и средством выражения публичных интересов. Земельное законодательство как идеологическая основа земельных отношений, является составной частью более широкой категории — правовой политики, представляющей собой «стратегию деятельности государства в сфере правового регулирования». Тенденции развития земельного законодательства и правоприменительной деятельности имеет внешнюю форму своего выражения.
Из содержания земельно-правовой политики можно выделить ее основную особенность, выражающуюся в направленности воздействия, а именно — в обеспечении устойчивого развития. Необходимо учитывать, что устойчивое развитие предполагает некий баланс, разумное сочетание экономических, социальных и экологических интересов при осуществлении земельных правоотношений.