Гражданское и предпринимательское право Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Правовое содействие развития деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
.. 6

          1.1. Понятие и признаки субъекта малого предпринимательства. 6

1.2. Отличия правового статуса
субъектов малого предпринимательства от правового статуса самозанятых граждан
. 22

2.   ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 37

2.1. Понятие и формы
государственной поддержки субъектов малого предпринимательства
. 37

2.2. Меры
государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в связи с
распространением коронавирусной инфекции
. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 73

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день малый бизнес относится к категории
наиболее динамично развивающихся секторов рыночной экономики и является
ключевым драйвером развития экономики, а так же одним из важнейших показателей
социально-экономического развития страны.

Деятельность предприятий малого бизнеса способствует
росту доходной части бюджетов всех уровней, а так же формированию конкурентной
среды и созданию платформы для увеличения доли среднего класса.
Доля
малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 20-25% российской экономики.

По данным Росстата и ФНС России в Российской Федерации
зарегистрировано более 6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, на которых
занято лишь 28% от общей численности занятых в экономике
[1].

Для сравнения: в европейских странах эти показатели
выше в три — четыре раза. Эти данные указывают на то, что Россия находится на
начальном этапе формирования малого бизнеса, несмотря на это, именно он, при
относительно невысоких стартовых инвестициях, способен создавать новые рабочие
места и приносить реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов
Российской Федерации в виде отчислений и налогов.

Социальные и экономические функции малого бизнеса
ставят его развитие в разряд актуальнейших задач, делают его частью дальнейшего
преобразования инфраструктуры страны.

Помимо разработки
различных программ господдержки малого бизнеса, также внесены следующие
изменения в нормативную базу:

       
разработан и внедрен
институт омбудсменов, осуществляющих защиту прав бизнесменов в банках;

       
упрощена процедура
регистрации;

       
малому и среднему
бизнесу стали доступны заказы государственных закупок;

       
увеличился максимальный
размер доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения;

       
ограничено число
проверок малого и среднего бизнеса

Несмотря на все вышеперечисленные меры, как уже
было отмечено доля малого бизнеса в ВВП страны гораздо ниже, чем в иных
государствах, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования
мер государственной поддержки и нормативной базы.

Целью выпускной квалификационной работы является
комплексный анализ правового содействия развитию деятельности субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:


рассмотреть понятие и признаки субъекта малого предпринимательства,


исследовать отличия правового статуса субъектов малого предпринимательства от
правового статуса самозанятых граждан,


изучить понятие и формы государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства,


проанализировать меры государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Объектом исследования настоящей работы являются
общественные отношения, складывающиеся в сфере правового содействия развитию
деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.

Предметом являются нормативно-правовые акты, научная и
учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие различные
аспекты правового содействия развитию деятельности субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются общенаучный
диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы:
исторический, системно-структурный, социологический, технико — юридический,
лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический,
аналитический, синтеза и др.

Теоретической основой исследования стали научные труды в
области права таких ученых как И.Х. Озеров, В.Ю.Буров, В.С.Потаев,                            А.П. Суходолов,
В.В. Болгова, Л.В. Белова, И.В Ершова, Е.В. Трофимова, В.Я. Горфинкель, С.В.
Земляк, О.М. Маркова, М.В. Беспалов и др.

Нормативную
правовую
основу составили:
Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные
и ведомственные правовые акты и иные акты.

Эмпирической
основой послужили: статистические данные,
материалы судебной и правоприменительной практики.

Практическая
применимость
исследования
состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят
устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере правового содействия
развитию деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской
Федерации.

Структура выпускной квалификационной работы определяется
целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения
материала.

Работа
включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и
список использованных источников.



[1] Официальный сайт
Министерства экономического развития [электронный ресурс] // Режим доступа:
URL:http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 27.09.2020).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях высокой рыночной конкуренции необходимость развития и
поддержки малого предпринимательства принимает острую форму. Это связано с тем,
что развитие малого бизнеса положительно влияет на рост экономических
показателей страны, а также на наполнение рынка товарами и услугами, создание
новых рабочих мест, что, в свою очередь, ведет к повышению качества жизни.

Сейчас уже не секрет, что развитие малого бизнеса в России имеет
более медленный темп, чем в других развитых странах, которые уже давно осознали
важность поддержки предпринимательства для стабильного развития экономики.

В соответствии со статистикой последних лет, в большинстве
развитых стран предпринимательский сектор составляет от 70% до 90% от всего
числа предприятий. Успешный пример других стран подтверждает необходимость
смещения акцентов в сторону эффективного развития малого предпринимательства с
целью повышения экономического благосостояния страны и снижения влияния
действующих санкций на российский рынок.

Несмотря на поддержку, малый бизнес в России по-прежнему находится
в сложной ситуации: послабления и льготы с одной стороны дополнялись дальнейшим
усилением налоговой нагрузки, бумажной волокитой и прочими ограничивающими
факторами.

В 2019 г. в мире
произошла вспышка коронавируса
COVID-19,
повлиявшая на общество не только тем, что унесла жизни тысяч людей, но и тем,
что кардинально поменяла ритм жизни, потребности человека, а также прервала
сложившиеся связи мирового разделения труда.

В связи с этим мировая
экономика оказалась настолько в шатком положении, что заставило многие страны
принимать меры по поддержке своего экономического состояния, в том числе
бизнеса и населения. В связи с этим актуальными будут являться научные
исследования эффективности таких мер, принимаемых разными странами, в том числе
Россией.

Малый бизнес — это
совокупность микро — предприятий и малых. Малый бизнес в любой стране насыщает
рынок товаров и услуг необходимые для более крупных предприятий, так же
вызывает здоровую конкуренцию среди предприятий и обеспечивает занятость
населения.

В связи с тяжелой
экономической ситуацией в стране по причине распространения пандемии COVID — 19
попадают под удар в основном малые предприятия и ИП.

Кроме того, не так давно
в российском правовом поле появились новые субъекты – самозанятые граждане,
которые столкнулись не только с последствиями пандемии, но и с правовой
неурегулированностью собственного правового статуса и сопутствующими этому
проблемами.

Учитывая, что тенденция
граждан к выполнению работ и оказанию услуг из личных целей неизменно растет,
формируя средний класс общества и развивая мелкое предпринимательство, поэтому
уже сегодня необходимо установить правовой статус самозанятых граждан, а именно
необходимы:

— четкое законодательное закрепление понятия самозанятости;

— разработка полного перечня видов деятельности, занятие
которыми не влечет за собой возникновение статуса индивидуального
предпринимателя при регистрации;

— введение в КоАП РФ состава правонарушения,
предусматривающего административное наказание за отсутствие регистрации в
качестве самозанятого гражданина;

— установление института самозанятых граждан на постоянной
основе, без каких-либо временных ограничений.

Поскольку
очевидно, что малые предприятия пострадали в большей степени, чем крупные, целесообразно
предложить следующий комплекс мер поддержки для стабилизации сложившейся
ситуации:

Необходимо
изменить Налоговый кодекс Российской Федерации с предоставлением льгот базовым
отраслям экономики (промышленность, строительство, транспорт, сельское
хозяйство, наука и образование, здравоохранение и торговля):

-Сократить
страховые взносы с 30,2 до 15% от ФОТ предприятий.

-Сократить
НДС с 20 до 15%, а в сферах науки, образования и здравоохранения отменить НДС.

-Налог
на прибыль сократить до 15% и оставить в таких базовых отраслях, как
промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство и торговля.

-Ввести
геометрическую шкалу взимания НДФЛ для работников, получающих прожиточный
минимум (0%), среднюю зарплату по России (10%), для обеспеченных граждан (10%),
зажиточных граждан (20%), богатых (30%) и долларовых миллиардеров (40%), с тем,
чтобы довести налоговые доходы по НДФЛ в России до уровня развивающихся стран.


Обязать правительственные органы, министерства и ведомства, регионы, города и
муниципалитеты проводить конкурсы по ФЗ-44 с предоставлением квоты для МСП в
размере 35-40% от стоимости государственных контрактов.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

1.1.         
Понятие и
признаки субъекта малого предпринимательства

 

Принимая во внимание важную роль малого
предпринимательства в экономике страны, одной из основных задач
государственного управления по-прежнему является поиск таких инструментов,
методов и форм поддержки малого бизнеса, которые бы обеспечили его эффективное
развитие и способствовали бы решению социально-экономических проблем.

Вместе с тем, на текущем этапе развития теории
и практики поддержки малого и среднего предпринимательства сохраняется ряд
проблем, в числе которых особое место занимает отсутствие однозначной
теоретической и правовой интерпретации таких дефиниций, как «малое» и «среднее
предпринимательство», типизация их свойств.

Существование обозначенной неопределенности
ведет, в свою очередь, к смешению форм государственной поддержки, отсутствию
специализированного подхода, способного обеспечить точечное, целенаправленное
развитие конкретных форм с учетом особенностей функционирования каждого из
видов.

В целях создания эффективной системы поддержки
малого предпринимательства целесообразным видится реформирование отношений в
указанной сфере, при этом изменения должны касаться как теоретического
изучения, так и практического (законодательного) воплощения.

Прежде всего, обратимся к вопросам
теоретического осмысления категории «предпринимательство» в целом.

Согласно гражданскому кодексу Российской
Федерации: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — это
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве
в установленном законном порядке»
[1].

«Предпринимательская деятельность
(предпринимательство) — деятельность коммерческих организаций, связанная с
вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с
общественной пользой»
[2].

«Предпринимательство» — это инициативная
самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или
личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную
ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического
лица
[3].

Предпринимательство (предпринимательская
деятельность) может рассматриваться как самостоятельная деятельность, которая
связана с вложением денежных средств в целях получения некой прибыли, данная
деятельность осуществляется на риск предпринимателя.

В работах И.С. Глебова и Р.Р. Садыртдинова под
малым предпринимательством (бизнесом) понимается способ организации
хозяйственной деятельности, которая осуществляется участниками рынка в рамках
законодательно установленных условий осуществления такой деятельности
[4].

В свою очередь, Т.Н. Кошелева, обращаясь к
вопросу о сущности и содержания малого и среднего предпринимательства,
отмечает, что под «малым предпринимательством» понимается не только прикладные
организационно-управленческие вопросы реализации предпринимательской
инициативы, но и элементы системы правового обеспечения данного процесса,
включающие «обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие
критериям отнесения к малому предпринимательству»
[5].

В.С. Чеботарев рассматривает данные категории
предпринимательства через призму национальной безопасности, отмечая их основное
сущностное и функциональное предназначение в качестве «стратегического фактора
экономической безопасности России»
[6].

Также следует отметить, что мировой опыт
включает несколько подходов вопросам классификации и критериев отнесения
субъектов малого предпринимательства к таковым группам.

Среди наиболее распространенных критериев
применяются: «численность персонала малого предприятия (среднесписочная
численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по
совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели деятельности
малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода,
оборачиваемость активов); вид деятельности предприятия».

Иная структура признаков взята за основу
«Комиссией Боултона»
[7]:

— небольшой рынок сбыта, не позволяющий
предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого
товара;

— правовая независимость — предприятие
управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником
или собственниками-партнерами, которые сами контролируют свой бизнес;

— управление предприятием, предполагающее, что
собственник или партнеры — собственники сами участвуют во всех аспектах
управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления.

Российским законодательством определено, что к
субъектам малого предпринимательства относятся «зарегистрированные в
соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие
условиям хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные
партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы,
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели».

В числе основных идентифицирующих
(ограничивающих) параметров выделены среднесписочная численность работников,
предельный размер выручки, форма собственности.

В то же время, последовательно рассматривая
каждую из представленных позиций в отношении сущности и содержания категорий
«малое предпринимательство», можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в настоящее время не решена проблема
правовой идентификации субъектов малого предпринимательства в России.

Фактически наблюдается смешение критериев, что
не позволяет осуществлять системное направленное воздействие в двух различных
направления — «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство».

На теоретическом уровне операционализация
данных понятий идет по двум направлениям: выделяется общетеоретический смысл,
который связан с обобщением функциональных свойств предпринимательства, а
также, напротив, выделение лишь одного свойства, которое характеризует МСП как
возможность реализации какого-либо функции.

По мнению ряда ученых, такое соотношение
факторов и установление соответствующих барьеров не всегда ведет к развитию
реальных механизмов поддержки и получению желаемого эффекта, а, напротив,
устанавливает существенные ограничения для реализации полноценной
государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства,
исключая, например, из этого перечня» некоммерческие организации,
государственные учреждения и некоторых других субъектов»
[8].

Следует согласиться с представленной С.В. Бошно
позицией, поскольку объективное функционирование ряда организаций, нуждающихся
в совершенствовании юридико — правового режима, остается до сих пор нерешенной
проблемой действующего законодательства.

Таким образом, приоритетом стратегического
развития отечественной системы законодательного урегулирования вопросов
соотношения критериев и мер государственной поддержки, оказываемых субъектам МП,
является установление баланса двух систем — предпринимательство и
некоммерческий сектор.

Развитие малого бизнеса
в современных условиях имеет особую значимость для решения проблем
инновационной экономики России.

Малое
предпринимательство является важным сектором и фактором экономического роста,
одним из стратегических ресурсов и внутренних источников повышения
конкурентоспособности национальной экономики.

Субъекты малого бизнеса
(далее — МП) отличаются конкурентными преимуществами: они более устойчивы к
воздействиям внешней среды и внешним вызовам.

Важная роль принадлежит
малому предпринимательству в обеспечении занятости путем создания новых рабочих
мест. Таким образом, с одной стороны, малый бизнес является источником доходов
населения, с другой, увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней
[9].

Обзор научной литературы
по вопросам, связанным с понятием, классификацией и критериями отнесения
субъектов хозяйствования к малым предприятиям, показал, что в мировой практике
нет единых подходов.

Это серьезно сдерживает
объем экспорта малого бизнеса, возможность сопоставлений результатов
деятельности в разных странах, изучение и использование передовых практик и
мирового опыта поддержки и развития данного сектора экономики.
[10]

Важно подчеркнуть, что
выбор критериев отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого
предпринимательства имеет большое значение, так как от этого зависит
возможность участия в программах финансирования и других видах государственной
поддержки
[11].

В современных условиях
проблема отсутствия единых подходов к определению субъектов малого бизнеса
актуализируется и приобретает интегральный характер
[12].

Несмотря на то, что
выбор возможных сценариев развития малого бизнеса определяется, в первую
очередь, внутренними ресурсами, условиями и возможностями страны, безусловно,
большое значение при этом имеют успешные его модели, известные в мировой
практике.

Кроме того, как
известно, любые международные сопоставления, в том числе, и в отношении
субъектов малого предпринимательства, предполагают единый формат объекта
сравнения.

Следовательно, критерии
отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого предпринимательства, единые
подходы к их формированию, следует рассматривать не только как инструмент
стратегического развития данного сектора национальной экономики, но и как возможность
использования передовых практик и мирового опыта на основе сопоставимости
достоверных данных.

Для того чтобы
использовать мировой опыт в контексте развития малого бизнеса, необходимо
понимать различия в критериях определения субъектов предпринимательства и,
соответственно, в публикуемых международными организациями статистических
данных.

Поэтому анализ
критериев отнесения субъектов хозяйствования к малым на основе
нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, как в российской, так
и в зарубежной практике, является актуальным.

Обращает на себя
внимание тот факт, что в научных исследованиях и нормативно-правовых актах
различных стран применяются различные критерии.

В таблице 1
представлены критерии для определения субъектов малого бизнеса по методике
World Bank Group[13].

Таблица
1

 

Критерии
для определения субъектов малого предпринимательства (методика WBG)
[14]

 

Категория

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы