Юриспруденция Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Правовое регулирование платы за землю в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Земельный налог 9
1.1. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений 9
1.2. Социально-экономическая сущность земельного налога 20
Глава 2. Земельный участок как объект арендных отношений 32
2.1. Становление и развитие законодательства об аренде земельных участков 32
2.2. Арендная плата за землю как существенное условие договора 50
Глава 3. Кадастровая стоимость 62
3.1. Теоретические и практические основы кадастровой деятельности 62
3.2. Проблемы кадастровой оценки земель и иных объектов недвижимости и их решение 86
Заключение 99
Библиографический список 107

 

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы исследования. Платность использования земли является принципом российского земельного права. Сам термин «принцип», как известно, имеет латинское происхождение и в переводе означает «основа», «первоначало». Поэтому многие исследователи определяют принципы права как основополагающие начала, ключевые идеи права, выражающие его сущность как специфического социального регулятора, исходя из которых право функционирует как единый социальный организм.
В целом соглашаясь с таким подходом, отметим, что нам ближе позиция, когда правовые принципы закреплены в нормах права или непосредственно вытекают из них. Такие принципы обеспечены гарантированной судебной защитой. Как раз платность использования земли является нормативно закрепленным принципом земельного права.
Нормативно закрепленный принцип платности использования земли составляет основу важнейшего института земельного права – платы за землю, от эффективной реализации которого напрямую зависит наполняемость муниципальных бюджетов. Однако институт платы за землю является также межотраслевым, поскольку в его состав входят не только нормы земельного, но и налогового права.
Земельный налог и арендная плата – это две формы платы за землю, их также можно рассматривать как субинституты межотраслевого института платы за землю. Представляется, что приоритетное положение в структуре норм этого межотраслевого института принадлежит нормам земельного права, поскольку земельные ресурсы (земля, недра и т.д.) должны охраняться государством.
Степень научной разработанности темы. Вопросы правового регулирования земельного налога, арендной платы за землю как форм платы за землю в России нашли отражение в публикациях многих дореволюционных, советских и современных ученых, в частности, таких как Абрамов В.Ф.Ю, Вацуро Г.А., Демин А.В., Иловайский С.И., Кавелин С.П., Лебедев В.А., Озеров И.Х., Пискотни М.И., Савиных В.А. и др.
Актуальность темы исследования заключается в том, что обозначенный в теме работы отраслевой принцип земельного права является определяющим в содержании современной земельно-правовой политике российского государства. Именно принципы права получают нормативное закрепление в законодательстве. Не являются исключением и принципы землепользования в земельном законодательстве Российской Федерации. Принцип платности землепользования является конституционно значимым, что подтверждает актуальность его исследования в земельном праве. Несмотря на то, что отечественный институт платности землепользования является вполне стабильным и сформированным, его динамичное развитие в законодательстве и доктрине приводит к появлению новых и совершенствованию уже существующих обязательных платежей за пользование землей. В результате возникает практическая необходимость в постоянной оценке и понимании структуры и функций принципа платности землепользования. Выявление проблем применения принципа платности землепользования и перспектив развития позволят повысить как эффективность законодательного регулирования землепользования, так и эффективность судебной защиты землепользователей.
Степень научной разработанности темы. Вопросы правового регулирования земельного налога, арендной платы за землю как форм платы за землю в России нашли отражение в публикациях многих дореволюционных, советских и современных ученых, в частности, таких как Абрамов В.Ф.Ю, Вацуро Г.А., Демин А.В., Иловайский С.И., Кавелин С.П., Лебедев В.А., Озеров И.Х., Пискотни М.И., Савиных В.А. и др.
Объектом исследования является правовой институт платности землепользования в Российской Федерации и возникающие в этой связи земельно-правовые отношения.
Предметом исследования являются принципы платности землепользования в земельном законодательстве РФ.
Целью магистерской диссертации является исследование теоретических, правовых и практических аспектов реализации принципа платности землепользования в земельном законодательстве РФ, выявление проблем и обоснование путей их решения.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть эволюцию земельного налога.
2. Выявить социально-экономическую сущность земельного налога.
3. Изучить вопросы становления и развития законодательства об аренде земельного участка.
4. Исследовать правовое регулирование арендной платы за землю как существенного условия договора.
5. Охарактеризовать теоретические и практические основы кадастровой деятельности.
6. Проанализировать проблемы кадастровой оценки земель и иных объектов недвижимости.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что автором в результате проведения комплексного анализа выявлены проблемы правового регулирования платы за землю и предложены пути решения выявленных проблем.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сделан вывод о том, что платность землепользования, равно как и приоритет охраны земель и их деление на категории по целевому назначению, выступает основополагающим принципом российского земельного права. Именно от реализации этого принципа зависит эффективность и рациональность землепользования в условиях сочетания законных интересов граждан, общества, субъектов хозяйствования и государства.
2. Системная связь принципа платности использования земли с основными началами законодательства о налогах и сборах, гражданско-правовым принципом возмездности договора, а также с институтом экономической оценки земли раскрывается далее в диссертации при рассмотрении правовой природы обязательных земельных платежей и правового механизма реализации принципа платности землепользования.
3. Развитие арендно-земельных отношений в России характеризуется тем, что возмездность договорного землепользования являлась обязательным условием его возникновения. Таким образом, арендная плата за землю имеет правовую природу договорного платежа. При этом, в зависимости от субъектного состава участников арендно-земельных отношений, определение размеров арендной платы осуществлялось либо императивно государством, либо диспозитивно в договорном порядке.
4. Главу 31 НК РФ необходимо дополнить положениями следующего содержания: «При исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорционально доли площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования. Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования».
5. Защита прав сельскохозяйственного производителя и обеспечение охраны арендуемых земельных участков обусловливают, на наш взгляд, необходимость регулирования в законе следующих основных вопросов, связанных с арендой сельскохозяйственных земель. Необходимо: установить единый срок аренды сельскохозяйственных земель для всех субъектов сельскохозяйственной предпринимательской деятельности: ввести разумное регулирование установления размеров арендной платы и др. В соответствии со ст. 424 ГК РФ, наряду с ценой, устанавливаемой соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях могут применяться цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Целесообразно предусмотреть установление органами исполнительной власти субъектов Федерации предельных размеров платы за земли сельскохозяйственного назначения, в том числе в виде процента от стоимости урожая с гектара земли, в среднем по природно-сельскохозяйственным районам за данный год.
6. Считаем необходимым принять федеральный нормативный правовой акт, устанавливающий общие начала определения арендной платы, взимаемой за аренду государственных и муниципальных земельных участков. Названным актом предусмотреть норму, позволяющую исполнительному органу государственной власти, органу местного самоуправления изменять размер арендной платы в одностороннем порядке лишь по истечении определенного периода, предусмотренного договором. Полагаем, что оптимальным сроком может выступать период, равный трем годам.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.
Теоретическую основы исследования составили труды и научные публикации таких авторов, как: Афанасьева Е.Д., Барановская И.Г., Бубеева С.И., Вербина О.Л., Галлямова А.И., Гурьянова Т.А., Демин А.В., Егорова М.А., Ершов В.В., Кавелин С.П., Каталина Л.А., Лашков В.Ю., Лебедев В.А., Мартынов А.В., Марьин Е.В., Озеров И.Х., Пискунова А.Н., Романова О.А., Савиных В.А., Сбирунов П.Н., Сотникова А.Н., Сухова Е.А., Хасанов В.О., Юмаев М.М., Ялбулганов А.А. и др.
Эмпирическую основу исследования составили правовые позиции Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Президиума ВАС РФ, судебная практика арбитражных судов Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, формально–логические методы: описание, сравнение и другие приемы исследования.
Практическая значимость темы исследования заключается в возможности применения полученных результатов в процессе совершенствования механизма правового регулирования и юридической практики по спорам, связанным с платой за землепользование.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в научных изданиях, изложены на научно-консультативных совещаниях и научно-практических конференциях.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Основными целями российского земельного законодательства, которые обеспечивают формирование и реализацию принципа платности землепользования в земельном законодательстве выступают следующие цели: рациональное и эффективное использование, охрана земель в условиях многообразия форм собственности на землю; сочетание частных и публичных интересов в сфере землепользования с приоритетом экологизации.
Платность использования земли рассматривается правоведами как
наиболее эффективный экономический механизм, функционирующий с целью повышения эффективности землепользования, охраны земель.
Принцип платности приобрел особую значимость в связи с изменением рынка земли, который в соответствии с Конституцией РФ стал включать в себя не только государственные земли, но также земельные участки, находящиеся в муниципальной и частной собственности. Утрата государственной монополии права собственности на землю повлекла необходимость детального регулирования земельных имущественных отношений с участием частных субъектов права.
Платность землепользования, равно как и приоритет охраны земель и их деление на категории по целевому назначению, выступает основополагающим принципом российского земельного права. Именно от реализации этого принципа зависит эффективность и рациональность землепользования в условиях сочетания законных интересов граждан, общества, субъектов хозяйствования и государства.
В современных условиях функционирования экономики России плата за землепользование должна оказывать стимулирующее воздействие на
ведение хозяйственной и иной деятельности пользователями земли. Кроме того, плата за землепользование должна быть направлена на реализацию рационального и эффективного подхода к землепользованию.
Однако сегодня реализация платности землепользования не достигает
иной цели, кроме фискальной, что умаляет приоритет земли как важнейшего
компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и объекта обложения.
Системная связь принципа платности использования земли с основными началами законодательства о налогах и сборах, гражданско-правовым принципом возмездности договора, а также с институтом экономической оценки земли раскрывается далее в диссертации при рассмотрении правовой природы обязательных земельных платежей и правового механизма реализации принципа платности землепользования.
Реализация принципа платности пользования землей должна быть основана на четком представлении о ценности земли.
Рассуждая о правовой природе обязательных земельных платежей, необходимо отметить, что плата за землю, выступая в качестве социально-экономической категории, является отражением восприятия обществом полезности и ценности земли.
Нормативно-правовое регулирование платы за землепользования выражается в закреплении законодателем форм платы за пользование землей. При этом земельная рента и оценка земли выступают в качестве экономической основы реализации принципа платности землепользования.
Являясь экономико-правовым институтом, плата за землепользование – это, прежде всего мощнейший регулятор землепользования в целом и земельного рынка в частности.
Земельные отношения возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением участками. Специфика взаимодействий обуславливается особенностями самих средств производства. Она проявляется в политике и экономике. В хозяйственной сфере земля, как объект земельных отношений, представляет собой основной источник получения продовольствия и сырья. В политике значение взаимодействий определяется тем, что землепользователи составляют значительную часть населения. Кроме того, большое количество земельных участков используется в производственных и коммерческих целях организациями и объединениями граждан.
Принцип платности землепользования реализуется путем установления взаимосвязанных между собой форм платы за землю. Согласно положений ст. 65 ЗК РФ – это земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Принцип платности землепользования лежит в основе отношений, связанных только с внесением регулярных платежей за пользование землей. Плата за выкуп земельного участка, плата за право на заключение договора аренды земельного участка, плата за получение права ограниченного пользования чужим земельным участком представляют собой плату за приобретение соответствующего права, а не плату за собственно землепользование, и поэтому не связаны с принципом платности землепользования.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как было указано выше, земельный налог регулируется положениями главы 31 НК РФ.
Земельный налог платится только теми субъектами правоотношений, которые ведут деятельность на территории конкретного муниципалитета. Налогоплательщиками в данном случае могут быть: физические лица; индивидуальные предприниматели; организации (юридические лица).
Земельный налог справедливо называют ключевым элементом механизма платного землепользования. Из буквального прочтения Земельного кодекса РФ следует, что в отличие от имущественных налогов, связанных с владением имуществом (капиталом), земельный налог обозначается формой платы за использование земли как природного ресурса в качестве средства производства, а также как пространственного базиса для строений – то есть поимущественным налогом.
Правовая природа налогового платежа определяется его обязательностью и индивидуальной безвозмездностью при отчуждении денежных средств в целях финансирования деятельности государственной власти или местного самоуправления.
Учитывая, что земельный налог является платой за использование земли, можно сказать, что уплачивая земельный налог, землепользователь получает в виде встречного удовлетворения возможность хозяйствовать на земле.
Наравне с собственностью на землю аренда земли выступает главной формой реализации земельных отношений в нашей стране.
Аренда земли определяется как форма землевладения и землепользования, когда одна сторона (арендодатель) предоставляет за плату другой стороне (арендатору) земельный участок во временное владение и пользование для ведения хозяйства.
Сейчас аренда земли является одним из важных инвестиционных направлений в России. Владельцами земли, находящейся в госсобственности, являются органы федеральной и муниципальной власти.
Актуальность аренды земли и использования ее в своих целях не снизится никогда. Аренда – наиболее простой способ приобрести имущественные права на земельный участок, который можно использовать согласно своим представлениям об экономической эффективности. Ведь на арендованном участке разрешено также строительство. Но, как и везде, юридические вопросы — не без нюансов. Все требования к оформлению прав на земельные участки на территории России предусмотрены в ЗК РФ.
Арендная плата приставляет собой регулярные платежи, которые арендатор переводит арендодателю в установленные сроки. Если договор заключен частными лицами, то оплата производится по договоренности сторон. Если же объектом недвижимости выступает земельный участок из государственного земельного фонда, то платежи производятся в соответствие с нормами НК РФ . Если заключенный договор окажется неправомочным по решению суда, то вся полученная на момент вынесения судебного решения арендная плата остается у арендодателя и не возвращается. За исключением участков, являющихся государственной и муниципальной собственностью, арендная плата может производиться в форме товаров или в виде оказания услуг владельцу объекта недвижимости. Аренда государственной собственности оплачивается только в денежной форме.
Развитие арендно-земельных отношений в России характеризуется тем, что возмездность договорного землепользования являлась обязательным условием его возникновения. Таким образом, арендная плата за землю имеет правовую природу договорного платежа. При этом, в зависимости от субъектного состава участников арендно-земельных отношений, определение размеров арендной платы осуществлялось либо императивно государством, либо диспозитивно в договорном порядке.
Правовой режим земельно-арендных правоотношений, закрепленный в современном земельном законодательстве, определяет размер арендной платы существенным условием договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). Некоторые авторы отмечают, что «действующее российское законодательство не проводит четкого различия между земельным налогом и платой за аренду государственных и муниципальных земель ни в правовой, ни в экономической плоскости». Действительно, на это указывают положения ЗК РФ о возможности исчисления арендной платы, наравне с земельным налогом, на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Правительством РФ начал установления арендной платы, нормативно-правовое установление порядка определения арендной платы в муниципальных образованиях и обширная судебная практика по отнесению арендной платы к регулируемой цене.
В этой связи, аренда земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являясь взаимосвязанным гражданско-правовым и земельно-правовым обязательством, содержит существенные изъятия при реализации принципа свободы договора, так как основывается на обязательных предписаниях закона в части установления порядка определения размера арендной платы. В этом случае арендная плата выступает как регулируемая цена, но в отличие от налогового платежа, формально характеризуется индивидуальной возмездностью, и сохраняет природу договорного платежа.
В целях совершенствования правового регулирования форм платы за землю предлагаются следующие нововведения:
1. Главу 31 НК РФ дополнить положениями следующего содержания: «При исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорционально доли площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования. Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования».
2. Защита прав сельскохозяйственного производителя и обеспечение охраны арендуемых земельных участков обусловливают, на наш взгляд, необходимость регулирования в законе следующих основных вопросов, связанных с арендой сельскохозяйственных земель. Необходимо: установить единый срок аренды сельскохозяйственных земель для всех субъектов сельскохозяйственной предпринимательской деятельности: ввести разумное регулирование установления размеров арендной платы и др. В соответствии со ст. 424 ГК РФ, наряду с ценой, устанавливаемой соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях могут применяться цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Целесообразно предусмотреть установление органами исполнительной власти субъектов Федерации предельных размеров платы за земли сельскохозяйственного назначения, в том числе в виде процента от стоимости урожая с гектара земли, в среднем по природно-сельскохозяйственным районам за данный год.
3. Считаем необходимым принять федеральный нормативный правовой акт, устанавливающий общие начала определения арендной платы, взимаемой за аренду государственных и муниципальных земельных участков. Названным актом предусмотреть норму, позволяющую исполнительному органу государственной власти, органу местного самоуправления изменять размер арендной платы в одностороннем порядке лишь по истечении определенного периода, предусмотренного договором. Полагаем, что оптимальным сроком может выступать период, равный трем годам.
Таким образом, рассмотрение правовой природы земельного налога и арендной платы за землю, в том числе в историческом контексте, подтвердило их неизменную правовую природу как, соответственно, налогового и неналогового платежа. Публичный характер земельного налога определяется обязательностью всех его элементов и индивидуальной безвозмездностью. Арендная плата за землю представляет собой выражение договорной возмездности, которая усиливается обязательностью определения в договоре размера арендной платы. Договорный характер арендной платы за землю полностью сохраняется и в случае установления обязательности отдельных ее элементов. Возмездность землепользования и налогообложение земли составляют сущность платности землепользования в нашей стране.

 

Заключение:

 

Введение

Актуальность темы исследования. Платность использования земли является принципом российского земельного права. Сам термин «принцип», как известно, имеет латинское происхождение и в переводе означает «основа», «первоначало». Поэтому многие исследователи определяют принципы права как основополагающие начала, ключевые идеи права, выражающие его сущность как специфического социального регулятора, исходя из которых право функционирует как единый социальный организм.
В целом соглашаясь с таким подходом, отметим, что нам ближе позиция, когда правовые принципы закреплены в нормах права или непосредственно вытекают из них. Такие принципы обеспечены гарантированной судебной защитой. Как раз платность использования земли является нормативно закрепленным принципом земельного права.
Нормативно закрепленный принцип платности использования земли составляет основу важнейшего института земельного права – платы за землю, от эффективной реализации которого напрямую зависит наполняемость муниципальных бюджетов. Однако институт платы за землю является также межотраслевым, поскольку в его состав входят не только нормы земельного, но и налогового права.
Земельный налог и арендная плата – это две формы платы за землю, их также можно рассматривать как субинституты межотраслевого института платы за землю. Представляется, что приоритетное положение в структуре норм этого межотраслевого института принадлежит нормам земельного права, поскольку земельные ресурсы (земля, недра и т.д.) должны охраняться государством.
Степень научной разработанности темы. Вопросы правового регулирования земельного налога, арендной платы за землю как форм платы за землю в России нашли отражение в публикациях многих дореволюционных, советских и современных ученых, в частности, таких как Абрамов В.Ф.Ю, Вацуро Г.А., Демин А.В., Иловайский С.И., Кавелин С.П., Лебедев В.А., Озеров И.Х., Пискотни М.И., Савиных В.А. и др.
Актуальность темы исследования заключается в том, что обозначенный в теме работы отраслевой принцип земельного права является определяющим в содержании современной земельно-правовой политике российского государства. Именно принципы права получают нормативное закрепление в законодательстве. Не являются исключением и принципы землепользования в земельном законодательстве Российской Федерации. Принцип платности землепользования является конституционно значимым, что подтверждает актуальность его исследования в земельном праве. Несмотря на то, что отечественный институт платности землепользования является вполне стабильным и сформированным, его динамичное развитие в законодательстве и доктрине приводит к появлению новых и совершенствованию уже существующих обязательных платежей за пользование землей. В результате возникает практическая необходимость в постоянной оценке и понимании структуры и функций принципа платности землепользования. Выявление проблем применения принципа платности землепользования и перспектив развития позволят повысить как эффективность законодательного регулирования землепользования, так и эффективность судебной защиты землепользователей.
Степень научной разработанности темы. Вопросы правового регулирования земельного налога, арендной платы за землю как форм платы за землю в России нашли отражение в публикациях многих дореволюционных, советских и современных ученых, в частности, таких как Абрамов В.Ф.Ю, Вацуро Г.А., Демин А.В., Иловайский С.И., Кавелин С.П., Лебедев В.А., Озеров И.Х., Пискотни М.И., Савиных В.А. и др.
Объектом исследования является правовой институт платности землепользования в Российской Федерации и возникающие в этой связи земельно-правовые отношения.
Предметом исследования являются принципы платности землепользования в земельном законодательстве РФ.
Целью магистерской диссертации является исследование теоретических, правовых и практических аспектов реализации принципа платности землепользования в земельном законодательстве РФ, выявление проблем и обоснование путей их решения.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть эволюцию земельного налога.
2. Выявить социально-экономическую сущность земельного налога.
3. Изучить вопросы становления и развития законодательства об аренде земельного участка.
4. Исследовать правовое регулирование арендной платы за землю как существенного условия договора.
5. Охарактеризовать теоретические и практические основы кадастровой деятельности.
6. Проанализировать проблемы кадастровой оценки земель и иных объектов недвижимости.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что автором в результате проведения комплексного анализа выявлены проблемы правового регулирования платы за землю и предложены пути решения выявленных проблем.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сделан вывод о том, что платность землепользования, равно как и приоритет охраны земель и их деление на категории по целевому назначению, выступает основополагающим принципом российского земельного права. Именно от реализации этого принципа зависит эффективность и рациональность землепользования в условиях сочетания законных интересов граждан, общества, субъектов хозяйствования и государства.
2. Системная связь принципа платности использования земли с основными началами законодательства о налогах и сборах, гражданско-правовым принципом возмездности договора, а также с институтом экономической оценки земли раскрывается далее в диссертации при рассмотрении правовой природы обязательных земельных платежей и правового механизма реализации принципа платности землепользования.
3. Развитие арендно-земельных отношений в России характеризуется тем, что возмездность договорного землепользования являлась обязательным условием его возникновения. Таким образом, арендная плата за землю имеет правовую природу договорного платежа. При этом, в зависимости от субъектного состава участников арендно-земельных отношений, определение размеров арендной платы осуществлялось либо императивно государством, либо диспозитивно в договорном порядке.
4. Главу 31 НК РФ необходимо дополнить положениями следующего содержания: «При исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорционально доли площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования. Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования».
5. Защита прав сельскохозяйственного производителя и обеспечение охраны арендуемых земельных участков обусловливают, на наш взгляд, необходимость регулирования в законе следующих основных вопросов, связанных с арендой сельскохозяйственных земель. Необходимо: установить единый срок аренды сельскохозяйственных земель для всех субъектов сельскохозяйственной предпринимательской деятельности: ввести разумное регулирование установления размеров арендной платы и др. В соответствии со ст. 424 ГК РФ, наряду с ценой, устанавливаемой соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях могут применяться цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Целесообразно предусмотреть установление органами исполнительной власти субъектов Федерации предельных размеров платы за земли сельскохозяйственного назначения, в том числе в виде процента от стоимости урожая с гектара земли, в среднем по природно-сельскохозяйственным районам за данный год.
6. Считаем необходимым принять федеральный нормативный правовой акт, устанавливающий общие начала определения арендной платы, взимаемой за аренду государственных и муниципальных земельных участков. Названным актом предусмотреть норму, позволяющую исполнительному органу государственной власти, органу местного самоуправления изменять размер арендной платы в одностороннем порядке лишь по истечении определенного периода, предусмотренного договором. Полагаем, что оптимальным сроком может выступать период, равный трем годам.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.
Теоретическую основы исследования составили труды и научные публикации таких авторов, как: Афанасьева Е.Д., Барановская И.Г., Бубеева С.И., Вербина О.Л., Галлямова А.И., Гурьянова Т.А., Демин А.В., Егорова М.А., Ершов В.В., Кавелин С.П., Каталина Л.А., Лашков В.Ю., Лебедев В.А., Мартынов А.В., Марьин Е.В., Озеров И.Х., Пискунова А.Н., Романова О.А., Савиных В.А., Сбирунов П.Н., Сотникова А.Н., Сухова Е.А., Хасанов В.О., Юмаев М.М., Ялбулганов А.А. и др.
Эмпирическую основу исследования составили правовые позиции Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Президиума ВАС РФ, судебная практика арбитражных судов Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, формально–логические методы: описание, сравнение и другие приемы исследования.
Практическая значимость темы исследования заключается в возможности применения полученных результатов в процессе совершенствования механизма правового регулирования и юридической практики по спорам, связанным с платой за землепользование.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в научных изданиях, изложены на научно-консультативных совещаниях и научно-практических конференциях.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Земельный налог

1.1. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений

Как известно, Россия – это одна из самых больших в мире по своей площади и природным богатствам государство. Следовательно, земельный налог во все времена был одним из самых значимых для государства.
Профеcсор В.А. Лебедев справедливо указывал: «Так как государство имеет своим назначением выполнение общественных требований, известных целей народа, то всего естественнее, чтобы и средства для этого получались прямо из доходов поданных государства» .
По мнению А. Маршала, налог есть регулятор экономических процессов . Согласно Дж. Кейнсу: «…налоги в сущности — это строенные стабилизаторы рыночной экономики. С.И. Иловайский утверждает, что необходимое условие существования государства является взимание налогов, и исторически одним из главных видов налогов был поземельный налог, то есть «… налог, имеющий своим объектом землю, а податным источником – приносимый ею доход» . По мнению Г.А. Вацуро, объектом земельного налога оказывается земельный доход, выделяя несовпадение его с рентою . Один из видных теоретиков налогообложения И.Х Озеров указывает на простоту земельного налога, так как при его исчислении не требовалась сложная финансовая техника, а оказывало влияние уровень землевладения, разность интересов землевладельцев, а также кризис земельной реформы, который охватил тогда Российскую империю .
Следует отметить, что Н.П. Дружинин рассматривает государственный земельный налог, как налог в конкретном смысле этого слова . Дореволюционное законодательство о налогообложении не было обширным. Но данное обстоятельство никак не отразилось на эволюции земельного налогообложения и его роли в жизни государства. По мнению профессора А.А. Ялбулганова «земельный налог является не древним. В разные периоды истории он становился ведущим. Он в основном нес фискальную нагрузку. Экономическое и политическое значение, он стал иметь явно после отмены крепостного права, когда у крестьян появилась возможность стать собственниками земли» . Бесспорно, опыт поисков оптимальных земельного налогообложения, особенно после отмены крепостного права, указывает нам на сходства с событиями в 90 годы ХХ века .
Земельная реформа и реформа форм хозяйствования одновременно на законодательном уровне, убедили нас рассмотреть развитие законодательства о земельном налогообложении, предположить, что уроки, почерпнутые из данного опыта, могут оказать положительное влияние на развитие современного земельного законодательства. Земля занимает центральное место в системе управления на ранних этапах развития государственности, так как в древности ведение натурального хозяйства и сельскохозяйственное производство являлись фундаментальными сферами человеческой деятельности с развитием Киевского государства одной из важных доходных статей бюджета стала подать, которую уплачивало население государству. В Киевской Руси единицами обложения был «дым» (количество печей и труб в каждом домохозяйстве), рало (орудие для пахоты) и численность пашен .
По мнению П.П. Гензеля: «В древнем мире не было финансового права, т.е. в то время не знали податного порядка в новом смысле. Ведь знали финансовое насилие, использовавшееся по отношению к завоеванным народам». «Личные налоги полностью противоречат понятию древних, и нести налог могло только имущество, но и последнее облагалось лишь в некоторых случаях и в уважительной форме», налог мог браться только с завоеванных «поданных». При возникновении феодализма налог первоначально становится как вид прямой репрессии одних союзов нации над другими . Князь Олег как известно не только воевал, но и беспокоится об эволюции экономики и даже обеспечивал своим новым поданным налоговые льготы. В ХII-ХIII вв. распространение получил естественный оброк. Он оказался разновидностью феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Первые итоги законодательного закрепления норм, связанных со сбором и обязанностями относительно платежей за землю появляются в «Русской Правде» . Налоговая политика ХIV-ХV в.в. Руси затрагивала, в начале, взаимоотношения между княжеской властью и феодалами. Во второй половине ХIV века налоги преимущественно собирали с « сохи», ставшей главной единицей обложения. На протяжении ХV – первой половины ХVI лимит финансовых привилегий феодалов не был односторонним. Очевидно, не случайно расцвет пишущего дела пришелся на создание Судебника 1497 г., ограничившего право крестьянских переходов. Оба эти мероприятия в совокупности дополняли друг друга, поддерживали прикрепление крестьянина к земле. На данном этапе активно развивается посошная подать, которая включала в себя, в том числе и земельный налог. Размер налога находился в зависимости от количества и качества земли, а также места налогоплательщика в социальной структуре общества того времени. С момента образования Московского государства уровень и характер земельных отношений значительно повысился.
Возникают несколько типов земельных владений: 1) земли дворцовые, 2) поместные, 3) монастырские, церковные, 4) черные, 5) вотчинные, 6) дикие, никому не принадлежавшие . Одним из важных документов, которые детализировали как земельные, так и податные отношения стало Соборное Уложение 1649 г. .
Следует отметить, что в статьях Соборного Уложения 1649 г., касавшихся обязательств по уплате оброков, пошлин, сборов в большей степени появилась самостоятельность Земского собора, учитывавшего реалии текущего времени в связи с чем, например, по политическим соображениям пошли на уступки служилым людям, передачи им льготы за счет посадских людей, в том числе по уплате денежного оброка. Однако уложение не учитывало интересы крестьян и посадских людей, но даже ухудшило их положение. Благодаря отмене «урочных лет» для крестьян, было окончательно оформлено крепостное право . В Соборном Уложении регламентированы нормы, устанавливающие сбор и уплату разного рода податей. В этот период самой популярной формой платы за владение землей был оброк. В Соборном Уложении говорится, что даже если крестьяне перешли в личное владение, но продолжают использовать государственные угодья на отхожих землях, то они обязаны платить за это государев оброк . Для решения окладов податей и их значение в Московском государстве применялись самые разнообразные единицы обложения.
Многообразие размеров оброка с сохи и новых видов платежей можно объяснить только дефицитом полной стандартизации налоговых норм. Система посошного обложения со своей неоднозначностью в порядке категорий налогоплательщиков, субъективизмом в оценке доходности земельных участков вероятностью злоупотреблений при создании писцовых книг была весьма несовершенной. С 1649 г. единицей для вычисления отдельных типов посошного обложения было принято считать двор. В 1649 году посошное обложение окончательно было заменено на подворное, что в свою очередь увеличило количество поступление соответствующих платежей за землю в бюджет. Подобная замена позволила детализировать распределение обязанностей по уплате подати, что также привело к уменьшению коррупционной составляющей при учете налогоплательщиков. В первой половине ХVII в. в Московском государстве сразу же развивается денежное обложение с одновременным снижением естественных платежей. Это говорило лишь о росте уровня развития товарно-денежных отношений, а поддержка смешанной (денежно-натуральной) формы, подтверждает медленный характер произошедших изменений. Косвенные налоги собирались через систему откупов, значимыми из которых были винные и таможенные.
Как считает С. Сергеевич: «… одной из качеств земельного налогообложения в России в его ранний период явилось сочетание комбинации поземельного принципа с поимущественным, но в то же время с преобладанием поземельного принципа обложения. Объяснялось это тем, что степень развития земледелия была единственным возможным критерием платежеспособности населения» . Следующий этап развития земельного налога связан с реформами Петра I, который выступал за увеличение объемов налога и увеличение числа налогоплательщиков, то есть ставилось целью максимальное пополнение казны, которая в основном использовалась для проведения различных реформ. Учет, распределение и сбор поземельного, посаженного налога с крепостных крестьян вели дворяне . Манифест и Положение 19 февраля 1861 года (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) устанавливали отмену крепостного права, у крестьян появлялось право на земельный надел. Согласно законодательству того времени крестьянам для того, чтобы использовать в полной мере земельные участки, необходимо было заплатить бывшим собственниками земли определенную сумму денег.
В период данной реформы было принято множество нормативных актов, включая Указы императора о прямых податях и поземельных сборах, многочисленные разъяснения Министерства финансов, государственных имуществ и внутренних дел о порядке взимания сборов . Численность принятых документов была обусловлена их именным особенным характером. В частности, акты принимались для конкретных социальных слоев населения, отдельных областей и губернии, по видам податей, о взимании податей с иностранцев . Вследствие реформ выделяется роль земельного налога в части пополнения казны. «Так, в 1870 г. сборы и платежи от земель в части государственного бюджета пришли к 1,84 %. В 1887 году первым номером по государственным доходам становится поземельный налог, намного опередив подушный и оброчный (поземельный — 20.770.980 руб., оброчный — 2.407.193, подушный — 1.084.332 руб.). Земельный налог сохраняет свою значимость до 1897 года. В 1897 году доходы от поземельного налога составили — 13.027.658 руб., от оброчного — 2.434.245, а от подушного — 1.328.530 руб». . Налог носил размерный характер . Сумма земельного налога рассчитывалась так: общее количество десятин, которые планируется обложить налогом умножали на средний по губернии или области оклад налога». Законодательным органом местного самоуправления утверждался средний оклад земельного налога. Он мог варьироваться от 5 до 17 копеек с десятины, в зависимости от расположения территории. Дальнейшее распределение земельных налогов не различались особой оригинальностью, они были просты и понятны. Сумма налога, назначенная на губернию или область, распределялась между уездами, Губернским и Земским собранием и соответствовала количеству, ценности или доходности земель каждого уезда. Далее, сумма налога назначенная на уезд, распределялась между отдельными владениями уездною Земскою управою на основаниях, определенных уездным Земским Собранием. В последствии подушная подать была заменена на поземельную, и в последней четверти ХIХ века земельная налоговая нагрузка окончательно стала носить фискальный характер. Данная особенность объяснялась следующим: во-первых, увеличилось число собственников и арендаторов земли среди крестьян, во-вторых, увеличилось количество налогоплательщиков за счет приравнивания статуса удельных, государственных и помещичьих крестьян, в-третьих, увеличилась сама сумма налога.
Перед Великой октябрьской революцией 1917 года планировалось в Российской империи провести налоговую реформу, предусматривающую повышение существующих ставок земельного налога приблизительно вдвое, хотя всякое увеличение реальных налогов болезненно отзывалось на плательщиках, особенно для задолжников. Некоторое повышение ставок налога считалось возможным в силу ряда причин. Так, по расчетам органов планировавших реформу, крупная доля повышения должна была упасть на менее задолженные крестьянские земли, которые по общему правилу не должны были подпадать под новые: подоходный, наследственный и поимущественный налоги.
Кроме того, рост цен на хлеб, обесценивание валюты и падение курса ценных бумаг способствовали росту стоимости недвижимости и экономическому укреплению землевладельцев.
При проведении реформ предполагалось учесть то, что увеличение ставок земельного налога не могло повлиять на цену хлеба, ибо налог падал на ренту. При этом систему государственного земельного налога планировали оставить прежней, ввиду сложности создания нового кадастра. Особое внимание обращалось на земские оценки недвижимости, в том числе земли. Однако данным начинаниям не суждено было сбыться, так как Российская империя перестала существовать, а возникло новое молодое советское государство.
Стержнем новой налоговой политики советского правительства становится идеологизация налоговой системы, в том числе обложения земли . Первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Это объяснялось как политическими, идеологическими, так и экономическими причинами. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом «О социализации земли» (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог.
Декрет предусматривал изъятие у крестьян всех излишков продуктов, за исключением небольшого минимума, необходимого для содержания семьи. Естественно, крестьяне встретили новый налог в штыки и даже отмечались открытые выступления с их стороны.
Отменив земельный налог, со временем советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект — земля. Для земельного налога — основным, для сельскохозяйственного — преимущественным. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности. Сельскохозяйственный налог был приближен к подоходному налогу.
Заметим, что сельхозналогом облагались не все доходы, получаемые хозяйством, а только доходы от личного хозяйства. При обложении сельхозналогом фактический размер дохода не учитывался и не исчислялся, а применялись твердые ставки налога. Оклад сельскохозяйственного налога устанавливался на год .
В 1953 году состоялась коренная реформа сельскохозяйственного налога, в которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка .
Сельскохозяйственный налог исчислялся финансовыми органами и уплачивался гражданами по платежным извещениям равными долями в два срока — к 15 августа и 15 октября в кассы сельских Советов. Поступающие суммы налога зачислялись в доходы государственных бюджетов союзных республик .
В 1991 году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» (далее — Закон). Следует отметить, что понятийный аппарат Закона подвергался справедливой критике, основные аргументы которой сводились к тому, что земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли рассматривались в Законе вне связи друг с другом. Так, применение нормативной цены земли ограничивалось только случаями покупки и выкупа земельных участков, а также получения банковского кредита под залог земли (ипотеки). Между тем, в соответствии с положениями экономической теории и с практикой рыночной экономики цена земли есть основа определения арендной платы и земельного налога. Размеры последних находятся в прямой пропорциональной зависимости от цены земельного участка данного качества и местоположения. С момента принятия этого Закона, в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым уплачиваемые суммы налога зачислялись по уровням бюджетной системы. В 1991 году был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» .
В качестве одной из особенностей правовой основы расчета и взимания земельных платежей в период с 1991 года по 2005 год является несистематизированность нормативно-правового материала. Так, нормы по налогообложению земли были рассредоточены по многочисленным правовым актам, относящимся к различным отраслям права, что не обеспечивало эффективное правовое регулирование в данной сфере общественных отношений.
В этой связи А.А. Ялбулганов справедливо отмечает: «Отсутствие четкой программы реформирования налогового законодательства, многочисленные «налоговые эксперименты» на региональном уровне и другие обстоятельства (в ряде случаев субъективного характера) привели к откровенной «налоговой войне» регионов с федеральным центром, проходившей до 1994 года, которая затем перешла в иную, более сложную фазу. В итоге, мы получили кризисную ситуацию с собираемостью налогов, неурегулированностью налоговых отношений между федеральным, Центром и субъектами Федерации и, что самое опасное — нарастание социальной напряженности в обществе» .
На данный момент сумма налоговых отчислений зависит от кадастровой стоимости, которая, как известно, отличается достаточно высоким размером. Стоимость земли приближена к рыночной, однако это не делает ее меньше.
Важным элементом является эффективность механизма регулирования платы за землю. Например, эффективность действия механизма налогового регулирования должна определяться объективным установлением величины платы за земли определенного качества, целевого назначения и местоположения.
С одной стороны, платежи за землю, которые являются обязательными независимо от факта ведения деятельности на отдельно взятом земельном участке, могут стимулировать собственника либо арендатора к эффективному использованию земли и предотвратить превращение земельных ресурсов в депо капитала, стимулируя оборот на рынке недвижимости.
При этом, необоснованный налог на землю может привести к понижению коммерческой привлекательности земельных участков, превращая любой бизнес-план в «бизнесутопию» в связи с тем, что земельные платежи неэластичны, что чревато снижением деловой активности и отказом от ведения деятельности в отдельных территориях.
Нестабильный размер платы за землю приводит к снижению привлекательности инвестирования в экономику России, негативно влияет на конкурентоспособность землепользователей, подрывает стимулы к труду и инициативу, является причиной низкой эффективности налоговой системы в России.
На сегодняшний день Налоговый кодекс РФ в качестве альтернативы земельному налогу за использование земли называет налог на недвижимость. Налог на недвижимое имущество существует примерно в 130 странах. Во многих из этих стран поступления налога на недвижимость составляют от 1 до 3% от остальных налоговых поступлений на всех уровнях структур власти. Также, в большинстве иностранных государствах налог на недвижимость является местным, а поступления от данного налога являются основной статьей доходов бюджета местных органов власти.
Роль земли как объекта налогообложения понижается с выдвижением наряду с землей других объектов налогообложения — городской недвижимости, ремесла торговых и промышленных предприятий, денежного (ссудного) капитала. Земельный налог взимался не только с собственника земли, но и с землепользователей. В то же время, в историческом развитии обложения земли его основаниями выступали площадь земли, валовой доход и чистая земельная рента.
Можно констатировать, что взимание налога на землю играло основополагающую роль в податных системах России, где земля была главным источником богатства. Земельный налог, став первой формой прямого реального обложения, первоначально носил чрезвычайный характер и устанавливался по случаю войн и походов, что было характерно почти для большинства государств на раннем этапе своего развития. Этот период занимал небольшой отрезок времени, вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.
Как и в настоящее время, раньше земельный налог часто трансформировался в поимущественный налог, то есть взимался как самостоятельный налог. В то же время, земельный налог никогда не исчезал полностью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы