Юриспруденция Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Право на охрану служебной и коммерческой тайны по законодательству Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты служебной и коммерческой тайны 9
1.1. Нормативно-правовое регулирование института коммерческой и служебной тайны 9
1.2. Сущность и признаки служебной тайны 20
1.3. Сущность и признаки коммерческой тайны 31
Глава 2. Организационно-правовые меры по защите информации, составляющей коммерческую тайну 39
2.1. Меры по охране информации, составляющей коммерческую тайну 39
2.2. Ответственность за правонарушения в области коммерческой тайны 45
2.3. Защита прав обладателей коммерческой тайны 52
Глава 3. Основные направления правовой защиты служебной тайны и пути их совершенствования в Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа 68
3.1. Меры по охране конфиденциальной информации, составляющей служебную тайну 68
3.2. Ответственность за правонарушения в области служебной тайны 73
Заключение 77
Библиографический список 82

  

Введение:

 

Актуальность темы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина невозможны без точного уяснения сущности прав и свобод, установленных Конституцией России. Смысл правопритязания, заложенный законодателем в текст правовой нормы, должен одинаково трактоваться исполнительной и судебной властью. Неоднозначность интерпретации содержания прав и свобод человека и гражданина обусловлена, с одной стороны, несовершенством нормативного текста, с другой — отсутствием четких и ясных научных разработок, сглаживающих нормативные противоречия.
Среди государственных реформ, которые в настоящее время проходят в Российской Федерации, важное место занимает развитие законодательных основ новых отношений между государственно-властными структурами и индивидом как субъектом права. Разновидностью таких новых и динамически развивающихся отношений является реализация конституционного права на информацию. Развитие сферы информационных технологий в последнее время все больше способствует развитию законодательства в этой области отношений, а политика информационной открытости становится одним из приоритетных направлений государственной деятельности.
Коммерческая тайна и служебная тайна как разновидность информации о деятельности предприятия, органа власти переживает новую эру, связанную с осознанием значимости и особой ценности. Подтверждением этому является активный научный интерес к коммерческой и служебной тайнам в качестве объекта исследований.
На сегодняшний день защита коммерческой и служебной тайны − один из наиболее острых вопросов в сфере бурно развивающегося IT-сообщества. Случаи шпионажа, в том числе коммерческого, год от года растут. Конкуренты, получив информацию о секретах производства, новейших научных разработках, планах других организациях, сведениях, составляющих служебную тайну, могут использовать ее для получения преимуществ в конкурентной борьбе, выпуска аналогичной продукции, либо для непосредственного воздействия на успех деятельности своих соперников. Если долгое время охрана коммерческой и служебной тайн успешно осуществлялась традиционными методами, то конец XX − начало XXI века ознаменовались стремительным ростом объема поступающей информации, совершенствованием средств ее хранения, передачи и обработки. Перевод значительной части информации в электронную форму, использование локальных и глобальных сетей создали качественно новые угрозы конфиденциальности информации. Это повысило научный интерес к исследованию данной предметной области.
Степень научной разработанности проблемы. Интенсивное развитие информационных технологий предопределило повышенный интерес общества к проблемам информации, информационной безопасности и повлекло резкое увеличение общеотраслевой научной активности в данной сфере. Работы таких ученых, как И. Л. Бачпло, Л. Б. Венгеров, Э. П. Гаврилов, щ О. Л. Городов, В. Л. Дозорцев, В. О. Калятин, В. Л. Копылов, Д. В. Огородов, Л. П. Сергеев и др. стали базисом для разработки теоретических основ правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием и охраной правового режима коммерческой и служебной тайны.
Предмет исследования – нормы законодательства о коммерческой и служебной тайне, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель исследования – проанализировать право на охрану служебной и коммерческой тайны по законодательству Российской Федерации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммерческая тайна и объект ее защиты это не любая, охраняемая по усмотрению субъекта предпринимательской деятельности информация, в отношении которой установлен режим конфиденциальности. Нам представляется, что подобная информация в первую очередь должна быть связана с предпринимательской деятельностью лица (и прежде всего с его способностью извлекать прибыль от использования таких сведений). И здесь идет речь о потенциальной и коммерческой ценности подобной информации, ее связи с осуществляемой предпринимательской деятельностью. Иначе может произойти смешение коммерческой тайны с персональными данными, с личной тайной и др.
Законодатель подчеркивает, что в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, применяется именно право обладания, а в отношении секретов производства (ноу-хау), охраняемых в режиме коммерческой тайны, применяется режим интеллектуальных прав как на объект интеллектуальной собственности.
Абсолютной защиты у обладателя коммерческой тайны нет, в отличие, например, от патентообладателя. Владельцем коммерческой тайны является фирма или предприниматель, которые получили конфиденциальную информацию на законных основаниях. Он может потребовать запрета использования лишь полученных у него самого данных, источником которых он является сам. Природа запрета совсем иная. Это не право на охрану объекта, а право на защиту интересов субъекта. Объект, как таковой, не охраняется, осуществляется лишь защита интересов субъекта.
Защита прав на коммерческую тайну охватывает собой систему мер, направленных на восстановление нарушенных интересов правообладателя, а также механизм их реализации.
Цель выработки механизма защиты гражданских прав на коммерческую тайну состоит в обеспечении с помощью последовательно организованных правовых средств гарантированной защиты субъективных прав и интересов правообладателей, имеющих в своем пользовании и распоряжении такую информацию.
Следует согласиться с учеными, которые различают коммерческую и служебную тайну. Условием защиты коммерческой тайны является принятие всех необходимых мер для хранения ее конфиденциальности. Коммерческая ценность информации определяется на усмотрение ее владельца. Такую ценность могут представлять, в частности, знание, практический опыт специалистов, которые применяются в разных сферах предпринимательской деятельности: производстве, торговле, управлении фирмой, маркетинге и тому подобных. Законом или нормативным правовым актом могут быть установленные ограничения на отнесение определенной информации к коммерческой тайне. Хранение же в тайне служебной информации не всегда связано с ее коммерческой ценностью для хозяйствующего субъекта, потому что она вообще может быть отсутствующей. Недопустимость разглашения служебной информации определяется в первую очередь нормами действующего законодательства.
При отсутствии единого федерального закона, ответы на поставленные выше вопросы правового регулирования института служебной тайны найти крайне сложно по причине отсутствия систематезированности требований подзаконных актов, а так же, как было сказано выше – с их противоречивостью.
Тем не менее, необходимость ограничения доступа к служебной информации органов публичной власти все же объективно существует. И это актуально не только для органов исполнительной власти (хотя для них в большей степени), но и для других ветвей власти, а также для органов местного самоуправления, поскольку везде существует внутрисистемная информация, ограничение в доступе к которой необходимо и оправдано.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛУЖЕБНОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

1.1. Нормативно-правовое регулирование института коммерческой и служебной тайны

Впервые о коммерческой тайне и необходимости ее правовой защиты говорилось в Законе СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР» , в нем также впервые давалось юридическое понятие коммерческой тайны. В соответствии со ст. 33 данного Закона под коммерческой тайной понимались не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Руководителю предприятия предоставлялось право определять состав, объем и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну.
Поиски как доктринального, так и законодательного определения коммерческой тайны не представляют особой сложности. Так, М.А. Егорова определяет коммерческую тайну как особый вид запретительного правового режима. Информация, составляющая коммерческую тайну, непременно обладает специфическим свойством – способностью к увеличению выгоды от коммерческой деятельности, в случае если такая информация скрыта. И наоборот, если подобного рода информация раскрыта, разглашена или неправомерно использована, ее владелец лишается возможности получить то, на что он мог рассчитывать при условии сохранения коммерческой тайны . Законодательное определение коммерческой тайны содержится в п. 1 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» и выглядит следующим образом: «Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».
С учетом вышеуказанных признаков можно провести разграничение коммерческой тайны от других, подобных ей, видов тайн, в частности, служебной и банковской тайны.
Безусловно, ограничение доступа к отдельным видам информации, будь то информация ограниченного служебного пользования, информация, представляющая государственную или же коммерческую тайну, – действенный способ обеспечения информационной безопасности в стране. Вопрос сравнительного анализа отдельных правовых режимов информации между собой приобретает сегодня особую актуальность ввиду несоответствия уровня развития отечественной нормативно-правовой базы динамично развивающимся отношениям в информационной среде. Для соотношения понятий коммерческой и служебной тайны мы предлагаем следующие критерии: определение в правовой доктрине и законодательная дефиниция; право на установление соответствующего режима; субъектный состав.
В настоящее время центральное место среди источников правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, занимает вступившая в действие с 1 января 2008 года Четвертая часть Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Кроме того, непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеют положения первой части ГК РФ ст. 1, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16 и т.д.
Большое значение имеет Федеральный закон Российской Федерации № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), который содержит определения информации, документированной информации, конфиденциальной информации.
Законодатель разграничивает «информацию, свободно распространяемую» (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), «информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях» (п. 2 ч. 3 ст. 5), «информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению» (п. 3 ч. 3 ст. 5), «информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается» (п. 4 ч. 3 ст. 5). Информация, которая «в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению», может быть «свободно распространяемой», согласно нормам Конституции РФ (ч. 4 ст. 29), либо в соответствии с нормами отдельных федеральных законов, которыми определены разновидности информации, не подлежащие засекречиванию, либо по решению судебных органов, если конкретная информация была необоснованно выведена из свободного доступа или должна находиться в свободном доступе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы