Юриспруденция Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Права потребителей и их защита в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института защиты прав потребителя 9
§1 Понятие и функции защиты прав потребителей 9
§2 Правовой статус субъектов в сфере защиты прав потребителей 20
§3 Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей 32
Глава 2. Правовое регулирование защиты прав потребителей 43
§1 Досудебное регулирование разрешения споров по делам о защите прав потребителей 43
§2 Проблемы искового производства по делам о защите прав потребителей 51
§3 Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей 60
Заключение 73
Список использованной литературы 78

  

Введение:

 

Современное общество одним из своих достижений считает созданную систему защиты прав потребителей, наделяя их особым правовым статусом. Таким образом, общество допускает отход от всеобщего правила современного рыночного оборота, заключающегося в равенстве сторон сделки. Особые правовые привилегии для потребителей обусловлены уязвимостью граждан. Для защиты прав и законных интересов потребителей, государством в федеральных законах, а также в отдельных подзаконных актах были установлены дополнительные гарантии, а также закреплены меры ответственности за нарушение прав потребителей. Таким образом, государство подчеркивает важность защиты прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (далее – Закон №2300-1) стал первым нормативным актом, которым были детально регламентированы права потребителя.
На протяжении последних лет наблюдается существенный рост видов деятельности, в которых потребитель принимает активное участие. Указанная тенденция, в свою очередь, требует законодательного регулирования складывающихся взаимоотношений с участием потребителя. Следствием этого является увеличение числа нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты прав потребителе и их защиты, а также значительное количество различных научных исследований, посвященных анализу проблем, связанных с защитой прав потребителей.
Выделение такого института как права потребителей и их защита и, соответственно, регулирующего его законодательства и установление стабильных и сбалансированных гражданско-правовых взаимоотношений с участием потребителя имеет важное значение в Российской Федерации, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Несмотря на существование Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающего необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора отсутствует.
В свете новых тенденций на потребительском рынке, таких как стремительное развитие дистанционной торговли, вопросы защиты прав потребителей становятся особенно актуальны, об этом же свидетельствует и статистика Судебного департамента при Верховном суде РФ.
Среди актуальных проблем реализации защиты прав потребителей стоит отметить, прежде всего, несовершенство норм основного источника Закона РФ «О защите прав потребителей» и пробелы в его регулировании, необходимость внесения изменений в муниципальное регулирование сферы защиты прав потребителей, несоразмерность ответственности за нарушение в данной области существующим экономическим реалиям, а также проблемы возникающие на стадии подготовки судебного разбирательства по искам о защите прав потребителей и при доказывании по указанным делам.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере защиты прав потребителей гражданско-правовыми средствами.
Предметом диссертационного исследования являются права потребителей, правовые нормы, которые регулируют процесс защиты прав, а также существующие формы защиты.
Целью данной работы является комплексный анализ механизма защиты прав потребителей гражданско-правовыми средствами в современном российском законодательстве.
Достижение данной цели может быть осуществлено при решении ряда следующих задач:
1. исследование сущности понятия защита прав потребителей и его основные функции;
2. установление правового положения субъектов в сфере защиты прав потребителей;
3. анализ гражданско-правовых инструментов защиты прав потребителей;
4. обозначение основных этапов досудебного порядка урегулирования споров в части нарушения прав потребителей;
5. установление основных проблем и трудностей искового производства о защите прав потребителей.
6. определение особенностей доказательной практики по делам о защите прав потребителей.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания и системный подход. Для решения поставленных задач в настоящей работе использовались такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, исторический метод, заключающийся в изучении становления и развития потребительского законодательства и потребительского движения. Были применены такие логические приемы, как синтез, индукция, дедукция, обобщение, а также прогнозирование в части исследования перспектив развития защиты прав потребителей при принятии законодательных поправок и нововведений.
В процессе исследования применялись частно-научный статистический метод и частно-правовой метод восполнения пробелов в праве.
Эмпирической базой исследования явились Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также решения судов апелляционной инстанции и судов первой инстанции.
В работе были исследованы труды таких юристов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского права, как: А.А.Райлян, который фактически впервые наиболее полно систематизировал и сформулировал основы потребительского права, будучи деканом юридического факультета Вологодского государственного педагогического института он ввел в программу обучения курс потребительского права и издал учебно-методическое пособие «Основы защиты прав потребителей», рекомендованное Департаментом общего среднего образования Министерства образования и науки России; В.В.Богдан, разрабатывающая предложения по совершенствованию законодательства при необходимости соблюдения правового баланса интересов потребителей и предпринимателей.
Также проанализированы работы следующих специалистов в данной сфере: С.Ю.Баранов, С.Г.Бунина, Е.А.Войтенков, Г.А.Жолобова, А.Ю.Зак, Е.Б.Казакова, Э.Г.Корнилов, М.Н.Малеина, Е.В.Накушнова, Е.В.Науджина, В.В.Панюкова, С.Г.Пепеляев, А.И.Шехтер, А.М. Эрделевский и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о защите прав потребителей в российском законодательстве.
Практическая значимость – собранный материал предоставляет возможность его использования в практике по спорам, возникающим при нарушении прав потребителей, при дальнейших научных исследованиях, а также при совершенствовании действующего законодательства
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на уровне специального диссертационного исследования выделены проблемы защиты прав потребителей и внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из проведенного комплексного анализа правового регулирования защиты прав потребителей в российском законодательстве можно сделать следующие выводы.
Понятие «потребитель» в самом общем виде начало формироваться в древности вместе с зарождением первых задатков потребительского регулирования в первых источниках права и продолжало развиваться веками вместе с государственностью.
Потребительское законодательство Российской Федерации сохранило в себе определенные недостатки, не устраненные в период формирования. В XX веке существовало большое количество противоречащих ведомственных актов. На данный момент отрасль представляет собой совокупность межотраслевых актов, не дополняющих, а усложняющих структуру в целом.
Становление потребительского движения в 90-е годы сыграло огромную роль в создании новых отношений продавца и потребителя. С первым выигранным делом началась эволюция потребительского сознания, граждане стали осознавать себя в качестве потребителей, имеющих права, которые необходимо отстаивать. Сейчас потребительские организации также играют весомую роль в развитии защиты прав потребителей.
Закон №2300 предусматривает наличие пять гражданско-правовых форм защиты в своем содержании. В этом списке содержится: компенсация морального вреда, взыскание неустойки, возмещение понесенных убытков, самозащита прав и прекращение правоотношения. Для того чтобы компенсация морального вреда обладала наибольшей эффективностью в рамках защиты прав потребителей необходима не только правовая, но и социальная основа, которая отвечает основополагающим принципам справедливости и добросовестности.
Основным проблемным моментом в регулировании защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровне является отсутствие четкой законодательной базы. Активные меры по защите прав потребителей проводятся только в некоторых регионах. Такое положение вещей приводит к тому, что потребители при нарушении их прав вынуждены прибегать к услугам профессиональных представителей. Каждый субъект РФ и муниципальное образование должны ставить перед собой задачи развития системы защиты прав потребителей, реализовывать созданные программы в этом направлении, а в случае отсутствия таких программ создавать их, а также заниматься развитием потребительской грамотности населения путем проведения лекций, семинаров, выпуска брошюр, памяток и справочников.
Возникают многочисленные проблемы при мотивировке решения об уменьшении размера неустойки со ссылкой на «исключительный случай» и его обоснование. Определение «исключительный случай» трактуется как поведение потребителя, который не обращается в суд вопреки принципу добросовестности в случае получения отказа в удовлетворении своих требований без объективных причин со стороны контрагента, что в свою очередь приводит к увеличению размера неустойки.
Пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», предусматривающий исключительные случаи применения статьи 333 ГК РФ должен быть конкретизирован.
Для современного общества актуальным является оказание услуг дистанционно. Развитие Закона №2300-1 явно не поспевает за сегодняшними реалиями, в части развития дистанционных услуг. Это проявляется в том, что законодателем такой вид услуг вообще не упоминается в нормах Закона №2300-1, однако при обращении к объявлениям, размещенным в сети Интернет можно увидеть достаточно большое количество услуг, которые предлагается оказать дистанционно. К таким видам услуг в работе были отнесены услуги для лиц с ограниченными возможностями, а также услуги по обучению.
В 2017 году была подготовлена «Стратегия развития электронной торговли в РФ». При этом опять же законодателем речь идет только об электронной торговле, тогда как дистанционное оказание услуг законодатель необоснованно обходит своим вниманием. Такой аспект деятельности регламентируется фрагментарно. Регулирование дистанционных услуг на уровне разъяснений приводит к нарушениям прав при оказании таких услуг, а соответственно и к проблемам, возникающим при обращении потребителя такой услуги в суд с иском о защите прав потребителей.
Стоит отметить, что вышеуказанная статья Закона №2300-1 регулирует лишь продажу товаров, не упоминая услуги, в том числе финансовые. Это указывает на несвоевременность внесения нововведений в Закон №2300-1, что необходимо исправить для полноценной защиты граждан в сфере потребительских услуг.
Существует необходимость создания обязательных бесплатных реестров организаций, которые оказывают услуги дистанционным способом, в которых будут содержаться актуальные сведения о наименовании, адресе, ОГРН, контактных телефонах и ответственных лицах таких субъектов.
Как видим, совершенствование Закона N 2300-1 необходимо, а существующие пробелы и недостаточную конкретизацию можно изменить внесением поправок, о которых говорилось выше.
Анализ применения на практике положений о праве (а не обязанности) потребителя на внесудебную предварительную возможность урегулирования спора позволило сделать вывод, что целесообразно установить обязательность такого порядка. Метод добровольного разрешения конфликта на потребительском рынке должен носить обязательный характер, а не рекомендательный. Потребитель должен первоначально обращаться с претензией к предпринимателю и лишь в случае отказа в исполнении требований обращается в суд. С целью решения данной проблемы предлагается внести изменения в ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», предварительно закрепив возможность обязательного досудебного порядка урегулирования спора между потребителем и коммерческой организацией.
Существует перечень проблем, касающихся определения подсудности. Цена иска обуславливает подсудность споров с участием потребителей. Если цена иска составляет менее 100 тыс. руб., данный спор подсуден мировым суда, при превышении обозначенной суммы – районным (городским) судам. Основная сложность может заключаться в ситуациях, где происходит увеличении иска в процессе судебного разбирательства.
Был сделан вывод о том, что предмет иска не изменяется в зависимости от его увеличения или уменьшения его размера или при частичном отказе, на основании чего судья обязан рассмотреть дело и вынести постановление невзирая на изменение размера исковых требований.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика института защиты прав потребителя

§1 Понятие и функции защиты прав потребителей

Защита прав потребителей имеет важное значение в современном мире. Данному вопросу уделяется достаточно пристальное внимание и со стороны законодателя. Для того, чтобы охарактеризовать защиту прав потребителей необходимо обратиться к историческим аспектам зарождения института защиты прав потребителей, а также охарактеризовать современное состояние законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Первоначально следует отметить, что фактически институт защиты прав потребителей зародился в древние времена в период возникновения договора купли-продажи. Именно договор купли-продажи стал тем договором, в котором появилась слабая сторона, в защите интересов которой возникла необходимость. Такой стороной стал покупатель.
Нарушение прав покупателя по договору купли-продажи становилось возможным исходя в том числе и из принципа свободы договора, сущность которого состоит в том, что каждый субъект может заключать договор на тех условиях, которые для него являлись более предпочтительными. Пользуясь таким принципом, продавцы начали устанавливать такие условия при купле-продаже, которые были заведомо невыгодны для покупателя, но в отсутствие конкуренции на рынке товаров покупатели были вынуждены соглашаться на такие условия. Следует указать, что одно из первых упоминаний о слабости покупателей и необходимости защиты данной категории было сделано в римском праве.
Рассмотрим положения римского законодательства, регламентирующие вопросы регулирования прав потребителей. Нормами римского права была предусмотрена обязанность продавца по передаче покупателю товара, который должен быть в надлежащем состоянии и качестве. Фактически данные положения с изменениями существуют до настоящего времени в нормах современного права различных стран.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы