Магистерский диплом на тему Повышение конкурентоспособности нефтесервисных компаний на основе оптимизации аутсорсинга и инсорсинга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АУТСОРСИНГ И ИНСОРСИНГ КАК МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ НЕФТЕСЕРВИСНЫХ УСЛУГ 6
1.1 Особенности конкуренции на рынке нефтесервисных услуг 6
1.2 Аутсорсинг и инсорсинг – как механизмы повышения конкурентоспособности 19
1.3 Анализ цифровых технологий в нефтяной отрасли 31
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОПТИМИЗАЦИИ АУТСОРСИНГА И ИНСОРСИНГА 41
2.1 Развитие методики обоснования перехода на аутсорсинг 41
2.2 Развитие методики выбора аутсорсера и мониторинга его эффективности 49
2.3 Развитие методики оценки эффективности аутсорсинга 56
ГЛАВА 3 ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ АУТСОРСИНГА И ИНСОРСИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 64
3.1 Диагностика состояния компании 64
3.2 Обоснование необходимости перехода на аутсорсинг части функций 74
3.3 Развитие компании за счет развития цифровых услуг 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Введение:
Актуальность темы. Современные рынки нефтесервисных компаний развиваются быстрыми темпами, тем самым влияя на процесс формирования, развития и совершенствования бизнеса. В 80-е годы прошлого века возникло понятие услуг по принципу аутсорсинга, которое еще часто называют «феноменом ХХ века». Его возникновение обусловили многочисленные попытки максимально обеспечить конкурентоспособность компании, увеличить величину прибыли путем оптимизации затрат при одновременном сохранении или повышении качества товаров, работ или услуг.
В современных условиях бережливого производства и тотальной экономии актуальным является вопрос эффективности производственной структуры, определяемой набором производственных функций. Все чаще перед руководством предприятий стоит вопрос о необходимости «отсечения» функций, не добавляющих потребительской ценности, но добавляющих существенную стоимость. Как правило, к таким функциям относятся вспомогательные и обслуживающие функции, такие как, например, ремонт и техническое облуживание оборудования, складские и транспортные функции. В последнее время к ним стали относить и управленческие функции, например, бухгалтерское и финансовое сопровождение, IT –функции. А социальное обслуживание считается «балластом». Поэтому становятся популярными так называемые аут-технологии и аут-бизнес модели, то есть аутсорсинг.
Нефтесервисные компании России имеют значительный потенциал по развитию аутсорсинга и инсорсинга, введение которого может значительно повысить конкурентоспособность отечественных предприятий и субъектов хозяйствования в целом. Как следствие, возникает потребность исследовать теоретические и практические подходы к формированию среды, которая будет способствовать развитию аутсорсинга в нефтесервисных компаниях. Также, необходимо обозначить проблемы и перспективы распространения аутсорсинга на отечественных предприятиях.
Тематика аутсорсинга и инсорсинга наиболее полно раскрыта в работах западных ученых, таких как Д. Берсин, Ж.-Л. Бравар, М. Донелланн, Е. Йордон, С. Клементс, Г. Морган и Дж. Хейвуд. Ими рассмотрены научно-теоретические подходы по повышению эффективности аутсорсинга, раскрыта сущность понятия, особенности его планирования и использования в процессе аутсорсинговых отношений. Необходимо отметить вклад в развитие концепции аутсорсинга ученых — экономистов Б. Аникина, С. Календжяна, Д. Михайлова.
Целью работы является обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности нефтесервисных компаний на основе оптимизации аутсорсинга и инсорсинга.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть особенности конкуренции на рынке нефтесервисных услуг;
— изучить аутсорсинг и инсорсинг – как механизмы повышения конкурентоспособности;
— провести анализ цифровых технологий в нефтяной отрасли;
— разработать инструментарий оптимизации аутсорсинга и инсорсинга;
— осуществить диагностику состояния компании;
-обосновать необходимость перехода на аутсорсинг части функций;
— обосновать развитие компании за счет развития цифровых услуг.
Объектом исследования выступает ООО НПП «БУРИНТЕХ».
Предметом исследования выступает конкурентоспособность ООО НПП «БУРИНТЕХ».
Методы исследования. Для достижения главной цели и задач работы был использован ряд научных методов исследования, как общенаучных (научная абстракция, анализ, синтез и т.д.), так и конкретно экономических: экономико-статистические (анализ экономической деятельности), аналитический и логический).
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, аналитические материалы, научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономики; статистические материалы.
Практическая значимость результатов работы состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть внедрены на ООО НПП «БУРИНТЕХ» для повышения его конкурентоспособности, а результаты анализа использованы в дальнейшей его деятельности при принятии управленческих решений.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. Во введении определены актуальность, объект и предмет исследования, цели и задачи исследования, методическая и информационная база и даны пояснения к содержанию работы. В первой главе рассмотрены аутсорсинг и инсорсинг как механизмы обеспечения конкурентоспособности компании на рынке нефтесервисных услуг. Во второй главе проведена разработка инструментария оптимизации аутсорсинга и инсорсинга. В третьей главе разработан механизм аутсорсинга и инсорсинга на предприятии. В заключении рассматриваются основные выводы.
Заключение:
Аутсорсинг — это инструмент управления, который может использоваться во многих сферах деятельности предприятия и на различных уровнях управления, то целесообразно рассмотреть зависимость между возможными целями использования аутсорсинга на предприятии и уровнем интеграции аутсорсинга в управление, при этом не меньшего внимания требуют вопросы ожидаемого результата и элементов его обеспечения. Аутсорсинг, как самостоятельное экономическое понятие, на сегодняшний день, реализуется как инструмент управления предприятием на различных уровнях его развития. Его применение началось недавно, но получило быстрое распространение тем самым позволяя осуществлять правление предприятиями гибко и комплексно уменьшая его затраты. Благодаря этому аутсорсинг приобрел популярность, что помогло развивать направление целей предприятия. Большинство ученых, на сегодняшний день, сфокусированные на исследовании преимуществ, которые получает предприятие в процессе или в результате использования аутсорсинга, однако не менее важно понимать цели, которые ставит перед собой предприятие при принятии решения об использовании данного инструмента управления.
Следовательно основными причинами, которые обусловливают осуществление аутсорсинговой деятельности предприятиями, являются: повышение конкуренции со стороны иностранных компаний и, соответственно, необходимость улучшения уровня качества продукции; снижение покупательной способности физических и юридических лиц, что обусловливает необходимость в уменьшении цены на продукцию на основе сокращения затрат на ее производство; нехватка средств для приобретения нового оборудования, необходимого для выпуска инновационной продукции; появление современных и эффективных методов осуществления работ, что требует новых навыков и профессиональных знаний; наличие специфических процессов, что делает нерентабельным содержание определенных групп работников или видов оборудования, необходимого для их осуществления.
При этом основным результатом эффективного применения аутсорсинга является прежде всего рост прибыли.
В данный момент мы наблюдаем стабильно невысокий спрос на технологии, связанные с диджитализацией со стороны как добывающих, так и нефтесервисных компаний. Сокращение рынка международных нефтесервисов привело к тому, что некоторые проекты оказались заморожены из-за отсутствия готовых решений и технологий, соответствующих высоким стандартам качества со стороны российских представителей нефтесервисного рынка — как независимых, так и принадлежащих к структурам ВИНКов.
В связи с этим необходимость внедрения технологий, в том числе диджитализации операционной деятельности, диктуется не конкурентной средой, а вынужденными обстоятельствами. А самое важное, что для этого имеются готовые решения у небольших профильных компаний. Но мы пока оцениваем общую готовность рынка к цифровой трансформации как низкую».
В результате оценки производственного потенциала ООО НПП «БУРИНТЕХ» установлено, что потенциал у предприятия высокий, но при этом рост затрат опережает рост выручки, в результате чего обоснована необходимость снижения затрат, например за счет вывода отдельных функций на аутсорсинг, что позволит в год экономить более 230 млн.руб. и направить их в высокопроизводительные основные фонды.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 АУТСОРСИНГ И ИНСОРСИНГ КАК МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ НЕФТЕСЕРВИСНЫХ УСЛУГ
1.1 Особенности конкуренции на рынке нефтесервисных услуг
Российская нефтесервисная отрасль обслуживает один из крупнейших в мире секторов производства нефти. Поэтому помимо внутренних факторов всегда следует акцентировать внимание и на внешних условиях, а именно тех особенностях современного рынка нефти, которые транслируются в отрасль через заказчиков.
Номенклатура этих факторов очень разнообразна — от ценовой конъюнктуры и геополитических решений до технологической и технической обеспеченности в сегментах добычи и разведки.
При этом возникающие последствия часто носят двоякий характер. Например, объективная особенность сектора — перманентное ухудшение условий добычи — с одной стороны создает требования к постоянному повышению эффективности работ, но с другой стороны предопределяет перспективы увеличения спроса на услуги нефтесервисных компаний. Однако для того чтобы воспользоваться потенциальными возможностями, необходим адекватный и взвешенный подход к решению возникающих задач.
За последние три года среднегодовой рост цен на нефть на рынке составил +18 %.
Увеличение доли структуры Роснефти в совокупном предложении на рынке бурения за три года в 2 раза.
Рост объемов эксплуатационного бурения в 2017 году (к 2016 году) -1 % Сокращение расходов на подземный ремонт скважин в 2017 году (к 2016 году).
Зрелые месторождения Западной Сибири сосредоточили в себе основной прирост в горизонтальном бурении, который позволил получить дополнительную продуктивность.
Тормозящим фактором для развития нефтесервисной отрасли в России является отставание в технологиях.
Большинство представителей нефтегазовых компаний считают, что цена на нефть в 2019 году будет сохранять уровень конца 2018 — начала 2019 года. В 2017 году объем общей проходки в бурении увеличился на 12%, при этом средний уровень цены за 2017 год был выше уровня предыдущего года на 20%.
Стратегии компаний сегодня — извлечь максимальную прибыль в краткосрочной перспективе.
Это объясняет рост проходки в бурении на фоне снижения вложений в разведку новых перспективных участков (долгосрочных инвестиций).
«Нефтяным компаниям сейчас выгодно гнать как можно больше нефти из тех месторождений, которые давно введены в эксплуатацию.
Объемы эксплуатационного бурения в 2017 году составили 27,6 млн м, показав рост по сравнению с предыдущим годом на 12%. Стоит отметить, что такая положительная динамика наблюдается на рынке последние два года.
Самые высокие темпы роста традиционно демонстрирует «Роснефть», увеличив свои показатели в 2017 году на 27% (11,5 млн т).
При этом доля «Роснефти» в 2017 году в эксплуатационном бурении составила почти 42%.
Помимо этого, высокие темпы роста продемонстрировали компании «Сургутнефтегаз» (4%) и «Лукойл» (20%).
Небольшое снижение за 2017 год продемонстрировали компании «Газпром нефть» и «Славнефть» (на 4% и 17% соответственно).
За 2014-2017 годы для наращивания добычи на 4% потребовалось увеличить проходку в эксплуатационном бурении на 39%. Показательны итоги 2017 года: чтобы добыть практически тот же объем нефти, что и в предыдущем году, пришлось нарастить эксплуатационное бурение на 12%. Все это говорит о том, что для добычи каждой тонны нефти в России необходимо бурить все больше и больше. Основным сдерживающим фактором для роста добычи нефти в стране в краткосрочной перспективе остается соглашение ОПЕК+. В более долгосрочной перспективе экономическая конкурентоспособность российской нефти (особенно в условиях низких цен) позволяет говорить о потенциале удержания или даже наращивания позиций на мировом рынке, что будет позитивно сказываться на объемах добычи и, соответственно, эксплуатационного бурения.
В 2017 году проходка в поисково-разведочном бурении составила 990 тыс. м, вернувшись после небольшого падения в 2015-2016 годах к значению 2014 года (рост на 9%).
Самый большой прирост показала компания «Роснефть», увеличив проходку в поисково-разведочном бурении на 80 тыс. м за последний год (увеличение на 40%).
В целом остальные компании не показали значительного роста или падения в поисково-разведочном бурении, сохранив свои показатели примерно на уровне 2016 года.
Большое сокращение в поисково-разведочном бурении продемонстрировала компания «Башнефть», снизив показатели почти на 45%.
Сокращение и оптимизация затрат — одна из первых реакций нефтяных компаний на ухудшение ценовой конъюнктуры.
Сегмент разведки всецело ощущает это на себе. По мере постепенного восстановления цены в 2015-2017 годах для игроков отрасли вновь появляется смысл вкладывать в производственные мощности, что выражается в увеличении поисково-разведочного бурения.
Проходка в вертикальном бурении по итогам 2017 года оказалась равной 16,4 млн м, увеличившись за год на 3% и вернувшись тем самым к уровню докризисного 2013 года.
Самый значительный рост вертикального бурения показала «Роснефть» (на 18%), увеличив показатели с 2014 года более, чем в два раза. Доля «Роснефти» в общем объеме вертикального бурения в 2017 году составила 43% (7,1 млн м).
«Сургутнефтегаз» и «Лукойл» также внесли небольшую лепту в увеличение показателей вертикального бурения, увеличив свои объемы по сравнению с предыдущим годом на 2% и 18% соответственно.
В целом последние пять лет проходка в горизонтальном бурении продолжает расти значительными темпами.
Только за 2017 год объемы проходки в горизонтальном бурении увеличились на 27% (рост на 2,4 млн м).
Основной рост произошел за счет компании «Роснефть» (рост на 42%). Также увеличение проходки в горизонтальном бурении произошло в компаниях «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и «Газпром нефть» (на 25%, 43% и 13% соответственно).
Небольшое снижение горизонтального бурения впервые за пять лет показала компания «Славнефть» (на 8%).
Горизонтальное бурение — наиболее быстрорастущий сегмент. За 2010-2017 годы его доля в общей проходке эксплуатационного бурения выросла с 11% до 41%. В целом это результат научно-технического прогресса, произошедшего в США и сделавшего эту технологию более доступной. Российские компании активно перенимают перспективные технические решения, способствующие повышению эффективности добычи.
Крупнейшей независимой буровой компанией остается «Буровая компания «Евразия» (ООО «БКЕ»), сохранив за собой пятую долю всего рынка. Буровая структура «Роснефти» увеличила свою долю в совокупном предложении еще на 5 п. п., с 2014 года доля «РН-Бурения» выросла более чем в два раза и достигла 25%.Показатели по эксплуатационному бурению демонстрируют то, что компании активно разбуривают существующие мощности в Западной Сибири. Здесь сосредоточен и прирост горизонтального бурения, который позволил получить дополнительную продуктивность на зрелых месторождениях