Магистерский диплом на тему Потери в психоанализе и современном кино.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ ПОТЕРИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие потери 8
1.2. Психоаналитическое понятие потери в трудах З. Фрейда и Д. Калшеда 14
1.3. Современные подходы к психоанализу потери, горя, утраты 22
1.3.1. Психология восприятия потери, как завершенности жизненного цикла 22
1.3.2. Связь между потерей и психологией горя: история и современность 30
1.3.3. Взаимосвязь между психологией потери, горя и тяжелой утраты 34
1.3.4. Привязанность и потеря: травма утраты близкого и психология поддержки 38
ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА ПОТЕРИ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
2.1. Травма, как психологическая потеря в фильме «После тебя»: непризнанность гениев 48
2.2. Отражение процесса переживания потери на духовно-рефлексивном уровне в фильме «Овсянки» 54
2.3. Психологическая катастрофа, отображенная в фильме «Непрощенный» 57
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОЛЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОАНАЛИЗА В СИТУАЦИИ ПОТЕРИ
3.1. Организация исследования 61
3.2. Исследования 64
3.3. Результаты исследования 68
3.4. Методические рекомендации по использованию кинолент в процессе психоанализа в ситуации потери 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек в своей жизни сталкивается с потерей. Потери могут означать абсолютно все, для кого угодно, в зависимости от человека и его ситуации. Потеря для любого человека – это восприятие и определение изменения текущей жизни, отношения к ней. Такие изменения могут быть незначительными, например, потеря учебника или номерка для школьника, но потеря телефона для него будет уже более значимой потерей. Для взрослого человека такие потери играют менее значимую роль, чем для детей, так как взрослый осознает, что все, что материально, может с успехом приобрестись вновь. Тем не менее, взрослые люди значительно сильнее переживают потерю близких людей, имущества, здоровья, в то время как дети менее осознают такие потери. Данный феномен связан с сознанием человека, его жизненными ценностями и опытом, которые формируются на протяжении всей жизни. Потери могут быть менее психологически ранимыми и на достаточно высоком уровне значимыми и незаменимыми. Время от времени значимые потери могут ранить внутренний мир человека, что может привести к отказу принять данный факт или явление.
Способность человека воспринимать, анализировать потерю безоценочно, беспристрастно, без каких-либо интерпретаций сопровождается индивидуальной переработкой им полученной трагической информации. Мысли, чувства и переживания людей, перенесших утрату, индивидуальны, уникальны и неповторимы. Психогенез развития состояния зависит как от силы и значимости потери, так и от переживания человеком горя, перенесшего утрату.
Понимание потери находит свое отражение, как на научном уровне познания, так и в повседневной обыденности жизни личности. Проблема потери нашла свое воплощение в трудах Ф. В. Басина, Дж. Боулби, Л. С. Выготского, Д. Калшеда, Э. Кюблер-Росс, С. Л. Рубинштейна, З. Фрейда и других. Вместе с тем она требует глубокого исследования, поскольку затрагивает не только общий социально-психологический аспект, но и имеет выраженную индивидуальную характеристику и свое личностное развитие в жизни человека. Поэтому потеря в каждой конкретной ситуации возникает с новым видением, оценкой, переосмыслением.
Исследования мировых психоаналитиков (В. Волкан, А. В. Гнездилов, Э. Зинтл, Д. Калшед, Э. Кюблер-Росс, З. Фрейд и др.) в своих трудах описывают различные психические состояния личности, указывая на то, что реакция потери у человека может проявляться различными психическими состояниями: меланхолией, эмоциональным шоком с оцепенением и «окаменелостью» или беспокойством, плачем, нарушением сна, аппетита, сужением сознания на психотравмирующих переживаниях, постоянными воспоминания о ситуации, душевной тоской и т.п.
Наиболее трагическим и по особому выраженным психическим процессом, развивающимся по своим законам, является реакция на утрату близкого человека. Период жизни личности, которая пережила потерю, сопровождается различными психическими состояниями: горем, трауром, особыми действиями или ритуалами, носит очень важную задачу – адаптацию человека, перенесшего потерю, к «новой» жизни.
Каждый человек по-разному реагирует на смерть и использует личные механизмы преодоления горя. Современные исследования показывают, что большинство людей могут оправиться от потери самостоятельно с течением времени, если у них есть социальная поддержка и здоровые привычки (Е. А. Бурина, Л. В. Горшкова, Г. Гринвальд, Ш. Тейлор В. Тэхкэ и др.). На то, чтобы смириться с потерей, могут уйти месяцы или даже годы. Определенного периода времени горевания нет, для каждого человека оно индивидуально. Нельзя предположить и то, что каждый человек проходит через все фазы горя, поскольку новые исследования показывают, что большинство людей не проходят успешно стадии горевания, как этапы преодоления травматизма потери (Дж. В. Ворден, Э. Линдерманн, С. А. Шефов и др.).
Еще одной особенностью проявления психического состояния личности, переживающей потерю, является индивидуальная реакция человека на утрату. Кроме того, в определенных случаях некоторые стадии отсутствуют или бывают плохо выражены. В таких случаях их не удается отследить и/или взять в проработку. Поэтому некоторые авторы предпочитают ориентироваться не на стадии и этапы, а на задачи, которые должны быть выполнены человеком, переживающим утрату при нормальном течении проработки горя (С. Зисук, В. В. Корнилов, М. Май и др.). Из этого следует, что современные исследования характеризуются разнообразными подходами к психоанализу переживания горя, которое у каждого человека отличается по силе и продолжительности.
Исходя из сказанного выше, актуальным для нашего исследования является анализ психологических подходов к понятию «потеря» и пути адаптации и принятия человеком утраты в мировой практике. Не менее проблематичным является психоанализ перенесения человеком утраты и горя, что обуславливает эмпирическое исследование обозначенной проблемы.
Таким образом, актуальность и проблематичность изучения переживания человеком утраты близкого определили тему нашего исследования «Потери в психоанализе и современном кино».
Цель исследования: определение психоаналитического понимания потери и закономерностей реакций человека на утрату близкого, направленное на установление возможности использования кинолент в процессе психоанализа в ситуации потери.
Задачи исследования:
1. проанализировать и обобщить основные понятия потери в научных исследованиях;
2. раскрыть психоаналитическое понятие потери в трудах З. Фрейда и Д. Калшеда;
3. обосновать отражение эмоционального фона потери в современном кинематографе;
4. изучить связь неожиданной потери близкого человека с изменением настроения, беспокойства и расстройств, связанных с переживанием горя среди жителей Москвы и Московской области;
5. разработать методические рекомендации по использованию кинолент в процессе психоанализа в ситуации потери.
Объект исследования: потери в психоанализе и современном кино.
Предмет исследования: использование кинолент в процессе психоанализа в ситуации потери
Структура работы: исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 89 стр.
Заключение:
Таким образом, терминологический анализ потери, утраты и связанных с ними понятий позволил определить, что «потеря» это несокрытое полное мгновение фактической жизни в модусе, как потеря индивидом связи с чем-то эмоционально близким, неспособность личности к духовному сближению с тем, кто был очень дорог. Смерть – это нечто множественное: разные компоненты «самости», а период между жизнью и смертью – это органический, естественный взаимопереход. Кроме того, в большинстве определений, потеря, утрата непосредственно связаны со смертью, гибелью или разрушением привычного устоя, материального мира человека, социально-моральных аспектов жизни, которые сопровождаются определенными эмоциональными состояниями личности.
Анализ понимания в научной литературе потери с позиции психологии и культурологии показал, что со времен Фрейда потеря и утрата рассматривались как процессы, посредством которых скорбящий человек приспосабливается к реальности через скорбь и горе, что позволяет ему отказаться от умершего и реинвестироваться в новые отношения. Психологические аспекты потери относятся к эмоциональной стороне личности, а именно к негативному настрою, связанному с признанием потери и ее психологическими последствиями. Характерными особенностями личности при потере определяются такие, как растерянность, нарушение восприятия ситуации, ее анализ и оценка, сильный страх, ухудшения памяти, сужение объема внимания, нарушение координации движений и многие другие факторы. Потеря также определяется как психологическая травма личности, которая связана с резким изменением состояния здоровья и невозможностью заниматься любимым делом, потеря социального статуса и положения. Потеря также характеризуется как утрата тех или иных личностных привлекательных качеств, утрата отдельных сенсорных, моторных или интеллектуальных способностей, утрата позитивного отношения к себе, утрата самоуважения, самоуверенности и пр.
Аналитический обзор работ З. Фрейда показал, что тщательное исследование потери и утраты ученым дало возможность определить психологическую цель горя, которая состоит в том, чтобы забрать эмоциональную энергию у умершего (катексис), а затем отделиться от любимого человека (декатексис). Человек, переживший утрату, должен преодолеть свое горе, анализируя мысли и воспоминания умершего (гиперкатексис). Посредством этого болезненного процесса скорбящий может отделиться от любимого человека, и связи скорбящего с умершим становятся более свободными.
Современные исследования в области психологи показали, что устойчивость к потере, как событию, распространена среди детей, растущих в неблагополучных условиях. Устойчивость перед лицом потери или потенциальной травмы представляет траекторию, отличительную от траектории восстановления, стрессоустойчивость более распространена, чем принято считать, и у человека есть несколько, иногда и неожиданных путей к устойчивости против потери.
Концептуальной идеей скорби З. Фрейда является то, что практически каждый человек, потерявший близких, должен рассмотреть каждое из воспоминаний и надежд, которые связывают либидо с несуществующим объектом.
Анализ научной литературы дал возможность раскрыть, что человек не имеет четкого представления о своем начале и о конце своей жизни. Каждый знает или понимает, что после смерти любимого человека он больше не остается в реальности, в которой живет. Жизнь и смерть очень тесно связаны между собой. И когда человек понимает, что умирает, это побуждает его перейти на более высокие уровни существования. Тема смерти – в мыслях или в жизни – всегда вызывает у человека беспокойство. Ведь смерть – это событие, природа которого, процедурная сущность, остается неизвестной человеку. Человек может покончить жизнь самоубийством, спасаясь от жизни. Но нельзя остановить или отменить смерть, когда она происходит или, как говорит народный язык, «когда придет время». . Когда человек вовлечен в смерть любимого человека, это очень сильный и пожизненный психологический момент. Смерть любимого приближает человека к факту окончательности собственной жизни, напоминая об этом. Так или иначе, утрата близких людей пробуждает страх смерти. Тревога судьбы и смерти является основной, самой универсальной, неизбежной функцией мышления личности. Психологический страх смерти в научном понятии имеет много трактовок: мимолетность бытия, ужас небытия, невозможность будущей возможности, онтологическая тревога. Каждый испытывает страх смерти очень индивидуально.
Исследование позволило раскрыть понятие о том, что у каждого народа свои обычаи и правила, связанные со смертью, у каждого из них они всегда имеют свое значение. За десятки тысяч лет погребальные обычаи менялись много раз. Траурные обычаи также включают психологическую, социальную и духовную помощь скорбящим людям. Однако, похоронные ритуалы помогают структурировать поведение скорбящих, их жизненное время в течение первых дней утраты, когда для живых погибший является наиболее потерянным. Потоки современной жизни, нынешняя цивилизация уводят нас далеко от потока природных процессов. Мы можем только сказать, что современный человек, особенно живущий в городе, имеет все меньше возможностей и времени не только чувствовать, но и выживать, принимая смерть любимого человека и принимая тяжелую утрату.
Таким образом, траурные обычаи обеспечивают сострадание, поддержку и адаптацию к потере. Скорбящие близкие умершего нуждаются в поддержке, сострадании, понимании. Похороны и поминки покойного позволяют окружающим лучше понять, прощать, сочувствовать и поддерживать родственников. Также верно и то, что в нашем обществе эта поддержка уменьшается по мере нивелирования всех ритуалов, связанных со смертью. Когда умирает любимый человек, через неделю все вокруг него
Фрагмент текста работы:
1.1. Понятие потери
Почти каждый человек в мире в то или иное время переживает события, которые можно считать крупными потерями [60]. Потеря происходит тогда, когда какое-либо событие воспринимается людьми, как негативное явление, происшествие, факт в их жизни, и это приводит к длительным по времени изменениям в социальных ситуациях, отношениях или способе видения мира и самого себя. Наиболее страшная и значимая в жизни человека потеря – это смерть кого-нибудь из самых близких и родных, потеря хорошо знакомых людей, одноклассников так же напоминает человеку о неизбежности всего живого в этом мире.
Смерть – это событие, о котором чаще всего думают как о большой потере. Тем не менее, в жизни человека есть и много других потерь, утрат. Ощутимые лично для человека потери могут быть личными, то есть, потеря зрения, слуха, сексуальной активности, или умственных способностей, жизненноважного органа, например ноги или руки; бесплодие; хронические боли или временное заболевание, которое лишает человека на определенный период активной жизни; изнасилование, бытовое насилие и злоупотребление алкоголем, наркотиками; пытки или политические, например, межличностные конфликты, приводящие к потере. Также могут быть социально-личностные потери, например, развод, конец дружбе или смерть близкого человека, материальные потери, такие как работа, эмиграция, травмы, полученные во время военных действий, вынужденная и незапланированная смена места жительства или факт, который заставил человека лишиться без крова: пожар, стихийное бедствие, долговые обязательства перед финансовыми организациями, или символические потери, то есть убытки, связанные с расизмом, роль переосмысления своей жизни, смена религии или возвращения к родовой культуре. Как утверждает К. Мюррей-Перкес, нематериальные психологические потери включают изменения в самооценке, вызванные преследованием на работе или понижением в должности; изменениями в чувстве контроля и безопасности, вызванные преступностью, терроризмом или виктимизацией; изменения в идентичности, связанные с вдовством или изменения в мировоззрении, связанные с переживанием стихийного бедствия или аварии на атомной электростанции, химическом заводе и пр. [34].
Передовые культуры в западных странах, как правило, определяют потерю дихотомически: объект либо присутствует, либо отсутствует, то есть, человек либо мертв, либо жив. Однако сосуществующие культурные социальные группы во многих развитых странах могут классифицировать потери по многим уровням градаций, например, тот, от кого мы недавно отделились через смерть или физический разрыв, может рассматриваться как все еще общающийся образ с активным присутствием в мыслях, который отличается от того, кто физически отсутствовал в течение многих лет появился или должен появится вновь в жизни.
Появление горя, как темы, достойной психологического изучения, относится к началу XX века. В 1917 году впервые опубликованное З. Фрейдом влиятельное эссе «Печаль и меланхолия» способствовало развитию теории психоанализа горя [47]. Раскрывая сущность меланхолии путем сравнения ее с нормальным аффектом печали, З. Фрейд утверждал, что траур приходит к решительному концу, когда субъект разрывает свою эмоциональную привязанность к утраченному и реинвестирует свободное либидо в новый объект [28]. Однако З. Фрейд пересмотрел свою теорию траура в работах, посвященных Великой войне, а также в книге «Я и Оно», где он переопределил процесс идентификации, ранее связанный с меланхолией, как неотъемлемый компонент траура [48].
Рассматривая характер эго как элегическое образование, то есть как «осадок брошенных объектов-катексов», З. Фрейд в своих поздних работах фиксирует бесконечность нормального горя; однако он также привносит в скорбь насильственные характеристики меланхолии, внутренние акты моральной агрессии, совершаемые в попытке растворить внутренний след другого и установить автономную идентичность [4]. Поскольку, как указывает Е. А. Бурина, не сразу ясно каким образом текст З. Фрейда предлагает теорию скорби за пределами меланхолического насилия, в книге «Я и Оно» показано, что его описание об элегическом эго в конечном счете подрывает стремление к идентичности, не обремененной требованиями утраченного другого и прошлого, и предлагает позитивные и этические аспекты скорби.
С тех пор как З. Фрейд предложил концепцию «работы с горем», современные психологи исследовали его теорию эмпирически и утверждали, что горе – это патология, которая должна быть включена в область психологической науки.
Рассматривая традиционную концепцию работы горя (mourning work) и ее различные составляющие процессы, В. Тэхкэ определяет содержание траура, как и скорби, горя с сильным желанием и острой тоской, которые являются элементами потерянного положительного отношения, переживаемого субъектом до трагедии. Негативные аспекты объекта напротив, при исчезновении ощущаются как облегчение и не являются предметом чувственного желания или страдания. Негативные моменты легко теряются за чувством вины и/или «за защитной идеализацией потерянного лица» [45]. Кроме того, В. Тэхкэ отмечает существование дополнительных элементов в этом процессе, которые не включают «в себя психическую активность в традиционном понимании работы траура», а являются процессом «проработки потери» или «отношения с потерей», который зависит от характера отношений между субъектом и объектом, от уровня развития личности субъекта. Ученый акцентирует внимание на том, что в процессе динамики психических изменений в ходе исцеления психики личности от внутреннего переживания горя, психические объекты, которые были вызваны трауром, должны быть впоследствии определены смыслом. Следовательно, фактором, который облегчает страдание и снижает напряжение, выступает смысл.
Восстановление знаково-смысловой структуры личности, которая перенесла кризис разрушения прежних концептов реальности и себя