Магистерский диплом на тему Подготовка педагогов в Дошкольном учреждении в экологическом направлении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.2 Сущностные характеристики экологического воспитания в
дошкольном образовании
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность. Дошкольное
учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового
поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения
в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. Поэтому вполне
закономерной становится потребность подготовки педагогов в дошкольном
учреждении в экологическом направлении.
Наблюдения в практике
образования показывают, что у детей дошкольного возраста все чаще отмечается недостаточный
уровень экологического сознания и соответствующего отношения к природе у детей
в настоящее время. Образовательная работа по экологическому развитию детей
ведется в дошкольных организациях в соответствии с направлениями, указанными в
ФГОС ДО. Однако направленность этой работы вызывает много вопросов, так как
воспитатели излишне «увлекаются» знаниевым компонентом экологического образования
в ущерб развитию экологического осознанного отношения к природе у детей. И как
результат такой работы – дети хорошо знают наименования деревьев, кустов и пр.
на участке детского сада, однако в повседневной жизни забывают о необходимости
ухаживать за ними.
Уровень экологической
культуры детей непосредственно зависит от степени подготовленности педагогов к
образовательной работе по экологическому образованию дошкольников. Ведь
отсутствие готовности не позволяет педагогом в полной мере осознать важность
такой работы.
Степень
проработанности проблемы исследования
–
вопросы подготовки педагогов ДОО в экологическом направление освещены в трудах
таких исследователей, как О.М. Газина, Г.Н. Казаричук,
Н.Г. Лаврентьева, А.А. Нестерова и др;
–
специфика организации методической работы в дошкольном образовательном
учреждении, в том числе и экологического воспитания дошкольников рассмотрены в
работах таких ученых, как Н.А. Андреева, Т.В. Багаутдинова, А.М. Богуш,
Р.Г. Гильборг, А.А. Деркач, И.Д. Зверев и др.;
–
вопросами экологического воспитания детей занимались такие исследователи, как
Т.А. Анахина, Г.М. Даньшин, В.О. Зебзеева, Р.М. Кадырова, М.Д. Маханева и
др.
Анализ научных источников
и сложившаяся педагогическая практика позволили выявить противоречия:
–
между
потребностью общества в подрастающем поколении, обладающим высоким уровнем
экологической культуры и недостаточным уровнем экологического образования
старших дошкольников;
– между определяющей
ролью взрослых (педагогов и родителей) в формировании экологического сознания
подрастающего поколения и недостаточной подготовленностью педагогов дошкольной организации
по экологическому образованию детей.
Проблема
исследования – каковы
эффективные организационно- педагогические условия повышения готовности
педагогов к экологическому образованию детей дошкольного возраста?.
Цель
исследования – разработать и экспериментально
проверить организационно-педагогические условия эффективной подготовки
педагогов дошкольной организации к экологическому образованию детей дошкольного
возраста.
Объект
исследования – подготовка
педагогов дошкольной организации ДОО.
Предмет
исследования – процесс подготовки педагогов к
экологическому образованию дошкольников в ходе организации
воспитательно-методической работы.
Гипотеза
исследования: подготовка педагогов дошкольной
организации к экологическому образованию детей дошкольного возраста в процессе
воспитательно-методической работы будет эффективной при следующих организационно-педагогических
условиях, если:
— изучены теоретические
основы подготовки педагогов к экологическому воспитанию;
— определена специфика экологического
воспитания дошкольников;
— проанализированы
результаты опытно-экспериментальной работы.
Достижение поставленной
цели предполагает решение следующих задач:
1.
Описать функциональные обязанности
заместителя руководителя по воспитательно-методической работе дошкольной
организации и педагогов по экологическому образованию детей.
2.
Разработать и апробировать организационно-методическую
модель подготовки воспитателей к экологическому образованию детей дошкольного
возраста в процессе воспитательно-методической работы.
3.
Обосновать содержание программы подготовки
педагогов к образовательному процессу по экологическому образованию
дошкольников.
4.
Определить критерии, показатели и уровни
оценки подготовки педагогов, родителей и детей к экологическому образованию.
5.
Проанализировать результаты
опытно-экспериментальной работы по подготовке педагогов к экологическому
образованию дошкольников.
Теоретико-педагогические
основы исследования
1. Принцип
природосообразности в процессе формирования личности раскрыто в работах Я.А.
Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, С.Ф. Русовой, Ж-Ж. Руссо, В.А.
Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной и др.
2. Системный подход в
подготовке педагогов в экологическом направлении (Р.Г. Гильборг, И.Д. Зверев и
др.).
3. Теоретические основы
исследования представлены трудами таких современных исследователей этой
проблемы, как Н.А. Андреева, С.Г. Воровщиков, Р.Г. Гильборг, А.А. Деркач,
С.Н. Николаева, В.А. Ясвин и др. в своих научных трудах подчеркивают
необходимость формирования экоцентрического типа экологического сознания
деятельности людей в природе.
Методы
исследования:
– теоретические:
анализ теории и практики научной и научно-методической литературы по проблеме
исследования, нормативно-правовая документация, сравнительный анализ полученных
данных;
– эмпирические:
наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, методы педагогической
диагностики, авторские диагностические методики и др.;
– математические:
статистическая обработка данных, регистрация количества и качества собранных
данных.
Теоретическая
значимость исследования состоит в обогащении педагогических
знаний за счет:
– конкретизации понятия
«экологическая культура» старших дошкольников, под ним понимается специфическая
форма в структуре современной культуры, направленная, с одной стороны, на
освобождение человека от жесткой природной зависимости, а с другой – на
гармонизацию отношений между обществом и природой;
– специфики методического
подготовки педагогов, которая заключается в технологии процесса непрерывного
профессионального взаимодействия субъектов педагогической деятельности по
профессиональному развитию или с целью разработки, обоснование, практического
внедрения, апробации инновационных подходов к решению актуальных проблем
образования;
– разработке модели
методического подготовки педагогов в процессе организации деятельности в
экологическом направлении с детьми старшего дошкольного возраста в условиях
ФГОС.
Практическая
значимость исследования состоит в
том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать
в дальнейших разработках данной проблемы; а также в разработанных организационно-педагогических
условиях подготовки воспитателей к экологическому образованию детей, которые
можно использовать на курсах повышения квалификации педагогов и в обучении
студентов.
Положения
выносимые на защиту
Опишешь строго по задачам
Апробация
и внедрение результатов исследования: Результаты исследования
были представлены в виде выступлений и публикаций на конференциях и семинарах
разного уровня:
1.
2.
Опытно-экспериментальная
база исследования: исследование проводилось на базе АОУ
детский сад №24 «Берёзка» г.о. Долгопрудный. В ходе исследования участвовали
воспитанники старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа (ЭГ) – 20
чел., контрольная группа (КГ) – 20 чел. в возрасте 6-7 лет, 40 родителей детей
и 4 педагога.
Публикации
автора:
1.
Лукина
С.В.
2.
Лукина
С.В.
Структура
работы обусловлена основными целями и задачами. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Объем ВКР включает __ страницы
текста, в т.ч. ___ таблиц, ___ рисунков; ___ наименований списка
используемых источников, ___приложений.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Функциональные
обязанности заместителя руководителя по воспитательно-методической работе
дошкольной организации и педагогов по экологическому образованию детей
Современная концепция
обновления образования освещает направления личностно-ориентированного подхода
во взаимодействии ее субъектов (И.Д. Бех [Бех 2003], А.М. Богуш [Богуш
2011], Б.С. Гершунский [Гершунский 1998] и др.). Поэтому для решения проблем,
связанных с достижением действительно высокого уровня организации методической
работы с воспитателями дошкольных учебных заведений. необходимо обратить
внимание на профессионально-ролевые функции заместителя руководителя по ВМР ДУ.
Теоретическое обоснование
современного профессионально-психологического портрета воспитателя-методиста,
который осуществляет организацию методической работы с воспитателями, поможет
определить критерии оценки его профессионального мастерства и результатов
методической работы с воспитателями. Статус воспитателя-методиста мы
рассматриваем в связи с организацией профессионального развития педагогов и
считаем его организатором этого процесса.
Исследование вектора
изменений в этом вопросе имеет логическую структуру зависимости функций от
содержания работы воспитателя-методиста, самого содержания от задач, а задач,
так же, от определения понятия «методическая работа». Это объясняется тем, что,
во-первых, «методическая работа в учебных заведениях является составной частью
системы повышения квалификации педагогических кадров».
Методическую работу,
которая является систематической деятельностью педагогов, Р.Г. Гильборг
[Гильборг 1992] характеризовал целеустремленностью на постоянное получение
профессионального мастерства. Ее цель состоит в том, чтобы повысить
эффективность учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, это система воздействия
индивидуальных, групповых и массовых ее форм на все аспекты деятельности и
развития ДОУ.
Исследователи (И.
Жерносек, П. Третьяков) считали методическую работу целостной системой
деятельности педагогов, основанной на достижениях педагогической науки и передового
педагогического опыта и обеспечивает рост уровня квалификации, мастерства
педагога, повышение творческого потенциала всего педагогического коллектива
учебного заведения [Жерносек 2006].
Эти обстоятельства
определяют «ролевое поле» воспитателя-методиста, что позволяет практически
оценить его функциональные позиции, сформулированные современной дошкольным
образованием. Ролевые функции методиста совпадают с функциональными
обязанностями, одновременно преодолевают стереотипы действий методиста как
«контролера и учителя» [Жерносек 2006] (табл. 1).