Магистерский диплом на тему Педагогическое сопровождение педагогов в приобщении старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации педагогического сопровождения педагогов в приобщении старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству 6
1.1 Понятие «педагогическое сопровождение» 6
1.2 Значение традиционного декоративно-прикладного искусства в развитии старших дошкольников 20
1.3 Методические особенности приобщения старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству 26
Глава 2 Эмпирический анализ системы педагогического сопровождения педагогов в приобщении старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству 31
2.1 Анализ организации деятельности ДОУ по приобщению старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству 31
2.2 Анализ уровня сформированности представлений у дошкольников о традиционном декоративно-прикладном искусстве (констатирующий эксперимент) 40
2.3 Методические рекомендации по организации педагогического сопровождения педагогов по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству 53
Заключение 67
Список литературы 69
Введение:
Современный образовательный процесс призван формировать гармоничную, творческую личность, обладающую определенными ценностно-нравственными устоями. На решение данной задачи направлена вся деятельность в детском саду. Однако одним из значимых направлений, которые позволяют достичь целевых ориентиров ФГОС ДО, является знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. В данном случае педагоги обращаются к народным устоям, через них обращаясь к глубинным подсознательным переживаниям. Однако можно говорить о том, что именно данной сфере ознакомления с искусством в детских садах уделяется недостаточно времени и внимания. Соответственно возникает необходимость в расширении и развитии данного направления образовательной деятельности, разработки инновационных продуктивных форм и стратегий деятельности. По утверждению искусствоведов А. П. Усова, Н. П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, В.Я.Езикеевой, Н.С. Карпинской, Е. Г. Ковальской, В. М. Федяевской, Н. Б. Халезовой, В. Н. Чураковой, 3. А. Богатеевой, Т. Н. Дороновой, А. А. Грибовской и других приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Народное декоративно-прикладное искусство развивается на основе преемственности традиций и является результатом творчества многих поколений.
Однако следует отметить, что приобщение ребенка к декоративно-прикладному искусству ребенка требует от педагога сформированных представлений о нем, умения максимально эффективно организовать работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. В данном случае на помощь педагогу приходит педагогическое сопровождение. Данный процесс подразумевает, что педагог получает необходимую помощь со стороны методической службы и других педагогов. Данная помощь заключается в том, что педагогу предоставляется доступ к необходимой информации и методическим пособиям, возможность ознакомиться с практическим опытом в организации образовательной деятельности в данном направлении, наполнении предметно-развивающей среды и др.
В связи с этим цель исследования – изучить особенности педагогического сопровождения приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Объект исследования – процесс приобщения старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству
Предмет исследования – реализация педагогического сопровождения процесса приобщения старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза: педагогическое сопровождение приобщения старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству является необходимым условием достижения высокой эффективности данного процесса.
Задачи исследования:
Проанализировать содержание феномена «педагогическое сопровождения»;
Изучить значение традиционного декоративно-прикладного искусства в формировании личности старших дошкольников;
Проанализировать методические особенности приобщения старших дошкольников с традиционному декоративно-прикладному искусству;
Провести экспериментальное исследования уровня сформированности представлений дошкольников о традиционном декоративно-прикладном искусстве, анализ процесса ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством в детском саду;
Предложить комплекс рекомендаций по организации педагогического сопровождения приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, чтобы были изучены: проблемы современных педагогов в приобщении к традиционному народному искусству у детей старшего возраста, подходы к организации педагогического сопровождения по приобщению старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству.
Заключение:
Под методическим сопровождением понимается процесс взаимодействия субъектов образовательной деятельности, в ходе которого обеспечивается возможность всестороннего оказания помощи и поддержки педагогам в процессе осуществления данной деятельности. Методическое сопровождение включает в себя множество разнообразных направлений, таких информационное просвещение, организации обмена опытом между педагогами одной образовательной организацией и несколькими на разных уровнях (от районного до федерального, внедрение передового практического опыта в деятельность педагогов, организацию процесса самообразования педагогических работников. Методическое сопровождение предполагает возможность педагога в любой момент своей деятельности получить необходимую помощь для эффективного осуществления дальнейшей деятельности.
Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст характеризуется активным развитием эмоционально-волевой и познавательной сферы. Дети проявляют активный интерес к устройству окружающего мира, они крайне любознательны. Кроме того, в этом возрасте, как правило, навыки рисования уже достаточно развиты, что позволяет успешно создавать предметы декоративно-прикладного искусства. Все это позволяет при должном подходе успешно заложить основы патриотизма, а также эстетического восприятия мира, интереса к национальной культуре и истории своей Родины. Поэтому деятельность педагогов дошкольной образовательной организации весьма важна, и методическое сопровождение этого направление обретает особую значимость. Педагоги должны иметь полноценную систематизированную поддержку работы по приобщению ребенка к традиционному декоративно-прикладному искусству, для того чтобы данная деятельность была полноценной, систематической и эффективной.
Для проведения практического исследования по данной проблеме были использованы следующие методики: анализ предметно-развивающей среды ДОУ, изучение уровня сформированности у старших дошкольников навыков декоративного рисования и представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве. Предметно-развивающая среда по данной теме отличалась низкой функциональностью, доступностью, недостатком материалов по данной теме. У детей, участвующих в исследовании, был выявлен недостаточный уровень интереса к традиционному декоративно-прикладному искусству, представлений о нем и навыков работы в декоративном рисовании.
С учетом полученных эмпирических данных был предложен комплекс мероприятий по методическому сопровождению деятельности в данном направлении. Были предложены рекомендации по организации предметно-развивающей среды, взаимодействия педагогов и родителей, планирования работы педагогов с детьми. Также представлена схема организации методической деятельности в ДОУ, которая позволит эффективно обмениваться опытом, осваивать новые методические материалы в данном направлении. Применение предложенного комплекса мероприятия позволит повысить эффективность деятельности педагогов по приобщению старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы организации педагогического сопровождения педагогов в приобщении старших дошкольников к традиционному декоративно-прикладному искусству
1.1 Понятие «педагогическое сопровождение»
В условиях современного дошкольной образовательной организации методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической работы.
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
В педагогической науке вопросом сопровождения педагога занимались многие исследователи.
М.Р. Битянова определяла сопровождение как систему профессиональной работы педагогического коллектива, ориентированную на обеспечение социально-психологической среды для эффективного обучения и психологического развития в процессе взаимодействия [4].
Сопровождение в педагогике представляется как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, целью которого является устранение жизненных трудностей сопровождаемого (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына).
Таким образом, можно обобщить, что сопровождение в педагогической науке выступает как специфическая форма взаимодействия, направленная на обеспечение благоприятных возможностей для развития субъектов взаимодействия, а его основополагающими параметрами представляются поддержка во время принятия решений, взаимодействие.
Методическое сопровождение деятельности педагога, следовательно, выступает как интегрированная, системно организованная деятельность, в ходе которой обеспечиваются возможности для профессионального развития педагога, повышения его профессионально-педагогической грамотности, т.е. как управленческую технологию осуществления взаимодействия субъектов педагогической деятельности.
Теория и психология управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) дает возможность проанализировать структуру и содержание методического сопровождения: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический компоненты. Каждый их этих компонентов также имеет составные части. Так, например, методический компонент включает три составляющих: информационно-методическую, организационно-методическую и практическую (опытно-внедренческую)
Информационно-методическая составляющая предполагает помощь педагогам в ориентации в огромном количестве информации, содержание которой изменяется достаточно часто в связи с переходным состояние образовательной системы и внедрением новых стандартов и большого количества инновационных технологий и методов.
Практическая составляющая подразумевает сопровождение практической деятельности педагогов в процессе овладения ими инновационными методами и приемами педагогической деятельности, помощь в органичном встраивании данных методов в повседневную деятельность, обмен опытом с другими педагогами, применяющими данный метод и др.