Магистерский диплом на тему Педагогические особенности формирования у граждан готовности к обеспечению пожарной безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ГРАЖДАН К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8
1.1 Проблема готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности 8
1.2 Психологическая сущность готовности человека к деятельности 15
1.3 Психологические особенности граждан в области защиты себя и окружающих от пожаров 22
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБНЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ГРАЖДАН К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 30
2.1 Анализ методик обучения взрослых к действиям в экстремальных ситуациях 30
2.2 Педагогическая система, направленная на формирование готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности 39
Выводы по Главе 2 50
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ГРАЖДАН К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 52
3.1 Эксперимент формирования готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности на примере ООО «Бизнес-партнер» 52
3.2 Анализ полученных экспериментальных данных. Пути дальнейшего повышения готовности работников ООО «Бизнес-партнер» 61
Выводы по Главе 3 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
Введение:
Постановка проблемы. На сегодняшний день важным аспектом деятельности любой организации есть обеспечение пожарной безопасности. Самым важным фактором для реализации защиты от пожаров есть максимальная подготовка ответственных лиц, а также формирование в них физической и психологической готовности действовать при возникновении опасных ситуаций.
Для того чтобы реализовать формирование у персонала необходимых знаний, а в последующем и личностных качеств, необходимо правильно подобрать инструментарий для обучения. И не смотря на то, что пожарная безопасность всегда находится на первом месте, научной и методической литературы и материалов довольно мало. Это утрудняет повысить качество формирования готовности людей к обеспечению на их объекте пожарной безопасности, а это и определяет проблему исследования.
Актуальность темы. Наше сознание создано таким образом, что большинство людей пытаются останавливать поток негативной информации. Они пытаются не представлять себя в какой-то чрезвычайной ситуации. Но реальная жизнь свидетельствует, что это далеко не всегда так. Существуют факторы, под влиянием которых наше сознание начинает воспринимать определенную ситуацию как экстремальную, например, пожар.
Постает вопрос о преодолении эмоционального воздействия, возникающего в связи с опасностью для жизни и здоровья человека (новизна ситуации, ее сложность, невозможность принять решение в связи с недостатком информации). Поскольку от психологического состояния в большей мере зависит готовность человека активно и осознанно действовать.
Именно под влиянием негативных факторов развивается чувство эмоционального и физического напряжения, неспособность адекватно оценивать ситуацию и принимать решение, депрессия, паника, страх, шок. Кроме того, негативные слухи, психические атаки, эмоциональное влияние на сознание не только не стабилизируют ситуацию, но и усложняют ее. Человек становится в результате неспособным действовать во время возникновения пожара.
Поэтому степень выживания в экстремальных условиях прямо зависит от умения защитить себя и своих близких от возникающей угрозы. Если хотя бы в какой-то мере человек знает, какие действия необходимо совершить, чтобы защитить себя физически, то навыки стабилизировать собственное психическое состояние почти отсутствуют.
Почему же одни личности отличаются умением не только самому выживать в экстремальной ситуации, но и организовывать помощь другим людям, а кое-кто сразу же впадает в состояния страха, паники и шока, вывести из которых может только профессионал? Этому способствуют определенные причины, главной среди которых есть готовность действовать.
Любая личность формируется под влиянием социальной среды и воспитания. Поэтому показатель защищенности человека или его склонности к опасности – не столько врожденное качество, сколько результат его развития. Недостаточная сформированность индивидуальных качеств личности (силы воли, смелости, решительности к действию), конечно, негативно проявляется в экстремальных ситуациях.
Значительно повышает уязвимость человека от опасности:
— эмоциональная неуравновешенность;
— неспособность к быстрому распределению внимания и выделению главного объекта опасности среди большого количества других;
— недостаточная выдержка и неумеренная (большая или ничтожно малая) склонность к риску и активным действиям.
Для того чтобы предоставлять в условиях пожара первую психологическую помощь себе и близким, необходимо не только научиться определенным способам управления своим сознанием и действиями, но и умению распознавать реакции людей на чрезвычайную ситуацию и правильно общаться с ними.
Но не можно сказать и то, что все зависит от человека. Многое должно решаться на уровне страны. То есть вопросы о пожарной безопасности должны регулироваться законодательными актами, а уже на их основе организации составляют свои распорядительные документы, которые напрямую организовывают обучение, проверку знаний и готовности граждан действовать в экстремальных ситуациях.
Самым главным в вопросах регулирования является закон о пожарной безопасности населения России – это Федеральный закон от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями на 29 июля 2017 года). Опираясь на него, уже местные органы власти принимают свои региональные документы, а на их основе каждое предприятие и организация.
В работе мы опирались еще на дополнительные нормативные документы по обучению ответственного за пожарную безопасность персонала:
— приказа МЧС России от 12.12.2007 г №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (с изменениями на 22 июня 2010 года);
— проекта приказа МЧС «Об утверждении Порядка обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях».
Согласно данным документам подготовка граждан может проводиться в форме противопожарного инструктажа или пожарно-технического минимума, что также регулируется со стороны Конституции и Федерального закона от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями на 29 июля 2017 года).
В основном подготовка населения осуществляется в формах противопожарных инструктажей и специального обучения по программе пожарно-технического минимума – для работников различных организаций, в формах агитации и пропаганды – для неорганизованного населения. Самой информативной является пожарно-технический минимум, поскольку он позволяет охватить минимально нужный объем информации, что и определило задачи нашего исследования.
Степень разработанности, место и значение в науке и практике. Вопросами обучения населения пожарной безопасности России занимались такие ученые как: С.В. Собурь, А.Я. Корольченко, В.И. Дутов, Ю. Зуев, П.М. Евграфов.
Психологическую сторону вопроса готовности к деятельности во время пожара изучали: М.И. Дьяченко, Л.О. Кандибович, В.О. Пономаренко, М.С. Корольчук, В.М. Крайнюк, О.В. Тимченко, В.В. Ягупов.
Объектом исследования – процесс обучения персонала гостиницы ООО «Бизнес-партнер».
Предмет исследования – педагогические особенности формирования готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности на примере работников ООО «Бизнес-партнер».
Цель – исследовать формирование готовности работников «Бизнес-партнер» к обеспечению пожарной безопасности с помощью курса пожарно-технического минимума.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть сущность понятия готовности к деятельности, ее психологические особенности проявления;
3. Подобрать диагностический аппарат и провести эмпирическое исследование;
4. На основе анализа результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования – Готовность к обеспечению пожарной безопасности – это сложное психологическое явление, которое формируется в человека главным образом под средством знаний по пожарной безопасности и трансформируется со временем в психологические качества самой личности:
— готовность к деятельности;
— смелость;
— ответственность;
— решительность;
— морально-психологическая стойкость;
— уверенность в своих силах.
Методы исследования:
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования.
Методы обработки данных – количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Базой исследования стал гостиничный комплекс ООО «Бизнес-партнер». Данная гостиница находится по адресу 142072, Московская область, город Домодедово, поселок Санатория Подмосковье, 55. Она входит в учебно-тренировочный комплекс.
Апробация работы и внедрение в практику достигались путем публикации результатов исследования в печати (2 работы), сообщались и обсуждались на конференциях различного уровня.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем составляет 103 страницы.
Практическая значимость. Результаты, полученные в работе, могут использоваться для организации на предприятии или фирме обучения персонала, формирования его готовности к обеспечению пожарной безопасности. На основе разработанных методик можно определить уровень сформированности необходимых знаний о пожаре и основных правилах действия при его возникновении.
Заключение:
На основе проведенного исследования хотелось бы отметить необходимость дальнейшего изучения готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности.
По результатам исследования можно сказать, что все поставленные задачи, цель и гипотеза были достигнуты на нужном для данной работы уровне. Были сделаны соответствующие выводы.
По данным анализа результатов исследования особенностей можно сделать следующие выводы:
1. В Росси на сегодня важным вопросом является необходимость защиты граждан от пожаров. В первую очередь внимание направлено на их психологическую готовность к своевременному преодолению объективных и субъективных морально-психологических и ситуационно-кризисных трудностей, которые имеют место в экстремальных условиях (на основе анализа научных работ М.И. Дьяченко, Л.О. Кандибовича, В.О. Пономаренко, М. С. Корольчука, В.М. Крайнюка, О.В. Тимченко, В.В.).
Опасными являются субъективные причины, те, которые зависят напрямую от человеческого фактора: чрезмерная напряженность психики в условиях пожара; большие физические и психические нагрузки, которые могут привести к временному снижению работоспособности; чувство ответственности за решение поставленных заданий.
Поэтому, психологическая готовность к действиям во время пожара − это важнейшая составляющая всесторонней профессиональной подготовленности, существенная предпосылка успешного выполнения задач защиты жизнедеятельности во время пожара и других экстремальных ситуаций.
2. Анализ психологической литературы показал, что проблема готовности к различным видам деятельности, определения путей ее формирования стала предметом изучения многих исследователей современной психологической науки.
В. Крутецкий видит готовность, как синтез качеств личности, которые определяют ее пригодность к деятельности. Не менее важным есть взгляд В. Сластенина на содержательный компонент готовности. Он считал, что готовность – это сложный синтез взаимосвязанных структурных компонентов: психологической готовности, научно-теоретической готовности, практической готовности, психофизиологической готовности, физической готовности.
3. По мнению В.И. Дутовой на поведение людей с целью защиты в условиях пожара влияет ряд факторов и конкретного типа ситуации при пожаре.
Поведение людей при пожарах в значительной мере обусловлены степенью уверенности человека в пожарной безопасности здания. Интерес представляют данные о действиях людей разного пола.
У женщин по сравнению с мужчинами отмечается тенденция к увеличению действий по оказанию помощи окружающим. Они более последовательны в действиях по обеспечению безопасности во время пребывания в зоне пожара, чем мужчины.
Главное условие умелых и бесстрашных действий людей в экстремальных условиях есть уверенность (вера) в возможности защиты от пожара. Прежде всего, важна победа над собственной неуверенностью и нерешительностью.
При проведении занятий у людей вырабатывается автоматизм, навыки и привычки, которые положительно влияют на устойчивость их психики, воспитывается: смелость, самообладание, готовность к выполнению ими своих обязанностей в очень сложной обстановке.
Положительные результаты в выработке психологической устойчивости людей дает использование в учебном процессе кинофильмов (видеофильмов, диафильмов), где отражены действия населения в чрезвычайных (ситуациях) условиях.
4. Обучать граждан эффективным способам усвоения знаний в современных условиях возможно через переход к коллективным и интенсивным методам обучения.
Например, ситуация – это единица работы преподавателя в системе проблемно-ситуативных методов, которая содержит в себе набор конкретных признаков и потенциальных возможностей дидактического плана.
Традиционные методы обучения конструируются по принципу «от общего к частному», но важным является и подход от конкретного к общему – через практику к теории, что, несомненно, обусловлено требованиями общей профессионализации образования в современных условиях. Методика обучения в конкретной ситуации базируется на широком использовании возможностей учебной группы, и в этом она близка к свободной дискуссии, которая очень эффективна.
Совместная деятельность в процессе обучения, характерная для решения учебных задач в ситуации пожара, наиболее ярко проявляется в коллективном обучении. Преподаватели по такой методике теряют так называемую «автономию», но объединяют свои ресурсы и берут на себя ответственность за совместное обучение граждан.
Успех в деятельности группы полностью зависит от:
— степени реального сотрудничества между ее членами;
— слаженности в их работе;
— понимания их общих целей по обеспечению пожарной безопасности.
5. Исследование проводилось в три этапа. На каждом из них была выбранная методика анализа и формирования готовности граждан по формированию пожарной безопасности.
1-й этап – это проведение организации экспериментального исследования начальных знаний, представлений и готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности.
Цель этапа реализовалась с помощью составленного теста «Пожарная безопасность». На основе полученных результатов было сделано вывод о необходимости улучшения и повышения знаний и готовности к обеспечению пожарной безопасности.
2-й этап – это было разработка:
— программы пожарно-технического минимума;
— почасового тематического планирования, которое состоит из 6-и тем.
Исследование по формированию готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности (формирующий этап) проводилось на базе гостиницы ООО «Бизнес-партнер». С этой целью также разработана последовательность проведения работы по обучению горничных.
Обучение проводилось в три этапа. Первый этап – «организационный». Второй этап – «подготовительный». Третий этап – «учебный».
Использовалась групповая форма обучения – групповое инструкционное занятие. Наибольший результат дали занятия, которые были не более одного часа и проходящие в форме непринужденной беседы или вопросов и ответов на них.
Во время проведения занятий особое внимание уделялось соблюдению требований пожарной безопасности горничными в гостинице ООО «Бизнес-партнер».
6. Рисунки в практической части иллюстрируют улучшение уровня сформированности знаний и готовности горничных гостинцы ООО «Бизнес-партнер» обеспечивать пожарную безопасность на рабочем месте.
Была определена положительная динамика психологической готовности к активным действиям при пожаре, поскольку они понимали, как нужно действовать в данной экстремальной ситуации. То есть гипотеза исследования подтвердилась. Все это говорит о том, что все предпринятые шаги в работе по изучению готовности граждан по обеспечению пожарной безопасности правильные и обоснованные. Полученные результаты могут быть непосредственно использованы на практике других организаций.
На основе все выше сказанного можно утверждать, что все поставленные в работе задачи, цель и гипотеза подтвердились.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ГРАЖДАН К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Проблема готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности
Из анализа научных работ М.И. Дьяченко , Л.О. Кандибовича , В.О. Пономаренко, М. С. Корольчука , В.М. Крайнюка, О.В. Тимченко , В.В. Ягупова можно определить сущность и значение готовности к деятельности по обеспечению пожарной безопасности как важного условия своевременной адаптации к экстремальным условиям граждан. Становится очевидным, что она проявляется как устойчивое психологическое состояние, что, в определенное время, не являясь качеством личности, может характеризовать ее отношение к преодолению опасной ситуации.
В современных условиях есть необходимость защиты граждан России от пожаров, а особенно важна их психологическая готовность к своевременному преодолению объективных и субъективных морально-психологических и ситуационно-кризисных трудностей, которые имеют место в экстремальных условиях.
К объективным трудностям относятся: изучение и применение новых систем и средств формирования готовности граждан к обеспечению пожарной безопасности; осуществление в составе команды отработки спасательных действий; постоянные требования по поддержанию высокой психологической готовности к защите.
Что касается субъективных трудностей, то к ним относятся: чрезмерная напряженность психики в условиях пожара; большие физические и психические нагрузки, которые могут привести к временному снижению работоспособности; чувство ответственности за решение поставленных заданий . Например, особая напряженность возникает в условиях пожара.
Негативное психическое состояние свойственно тем гражданам, которые не обладают устойчивой психологической готовностью к деятельности в ситуации пожара и не умеют в полной мере преодолеть внутренние трудности, возникшие во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
Наиболее характерные трудности возникают у лиц при применении теоретических знаний при :
— конкретного практического дела;
— решения нетипичных вопросов оказания необходимой помощи;
— прогнозирования возможных ужасных последствий.
Трудности могут возникать:
— если была необходимость самостоятельно устранять последствия во время пожара;